Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Социокультурная проблема.

  • 4. Этапы разработки социокультурных программ.

  • Рекомендуемая для изучения литература

  • Лекции. Ее сущность и структура


    Скачать 3.84 Mb.
    НазваниеЕе сущность и структура
    АнкорЛекции
    Дата26.07.2022
    Размер3.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекции.pdf
    ТипЛекции
    #636405
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    2. Принципы социально-культурного проектирования.
    К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся:
    1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени
    корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации.
    2. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности
    социокультурной среды ее обитания.
    Ведущая целевая ориентация проектирования заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-культурного субъекта
    (личности, общности, общества в целом) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности. В этой связи существенным аспектом содержательной части проекта является оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих личностное развитие.
    3. Принцип персонифицированности процесса и результатов
    социокультурного
    проектирования.
    Он означает, во-первых, альтернативность идей и проектов, создающая условия для свободного самоосуществления, самореализации человека средствами культурной деятельности. Основой поведения человека в рамках проекта должна стать его внутренне детерминированная самодеятельность и творческая активность.
    Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности.
    4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики).
    Оптимальное соотношение между процессами воспроизводства
    5. Принцип проблемно-целевой ориентацииведущий технологический принцип социокультурного проектирования. Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем, носителями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом; их направленность на самоосуществление личностей и социальных групп, на самореализацию человека в социокультурной сфере. На различных этапах проектирования данный принцип воплощается в виде анализа основных болевых точек и проблем (территории в целом, социальных групп и личностей); поиска нестандартных способов и путей их решения; просчета необходимых ресурсов и изыскания источников финансирования; вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни.
    Более частными принципами социокультурного проектирования (в основном, технологического характера) являются: принцип соразмерности
    проектируемых перемен,т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта; принцип социальной

    и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений;
    принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением; принцип реалистичности,требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.
    3. Социокультурная проблема.
    Наиболее значимыми в контексте задач проектирования являются социально-культурные проблемы, которые определяются и характеризуются как бы с двух точек зрения: во-первых, они рассматриваются как объективно фиксируемые факты неблагополучия в социокультурной среде, сферах жизнедеятельности и образе жизни; во-вторых, формулировка социально-культурных проблем есть результат субъективно переживаемого несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и результатом, т.е. интерпретация определенного противоречия субъектом, принимающим на себя ответственность за положение дел.
    Всю совокупность социально-культурных проблем (независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно распределить на проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологической культуры, политической культуры, физической и психической культуры, профессиональной культуры (культура труда).
    Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни.
    Обозначенные выше сферы проблематики одновременно являются приоритетными областями социокультурного проектирования. Каждая из них, во-первых, характеризуется типичными проблемами развития; во-вторых, обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта; в- третьих, имеет некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы, общества), который определяется как мерой усвоения основных ценностей и форм поведения большинством населения (массовый уровень
    культуры), так и наличием в той или иной сфере культурной жизни
    «опережающих групп» – субъектов, задающих потолок культурной активности и определяющих ее вертикаль.
    Проблемы, ресурсы и культурные нормативы в совокупности определяют основные смысловые разделы проекта: приоритетную область проектирования, цели и задачи проекта, содержание и виды деятельности, которые в рамках социокультурного проектирования рассматриваются в качестве средства решения социально-культурных и личностных проблем, определивших актуальность проекта.
    Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения, представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса знаний и соответствующей подготовки: культурологической, социологической, социально- психологической, педагогической и др.
    4. Этапы разработки социокультурных программ.
    Первый этапдиагностический.Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных проблем.
    В рамках проектирования данный этап является основополагающим.
    Это обусловлено тем, что социально-культурная программа – не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально- культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.
    Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.
    Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей, т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.

    По результатам анализа ситуации составляется «проблемное поле», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, группы, категории населения.
    Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально- культурного проектирования и характер программ. Например, проблемы трудоустройства можно решить путем реализации проектов, связанных с возрождением и развитием народных ремесел и промыслов (безусловно, если имеется соответствующий потенциал – традиции, кадры, материально- техническая база).
    Второй этап – нормативно-прогнозный. Онпредполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.
    Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.
    Третий этап – концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.
    Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа.
    Основным результатом данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстраивать по следующей схеме:
    1. развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп);
    2. обоснование приоритетных направлений социокультурного развития;
    3. задачи культурной политики (по каждому из приоритетов).
    Четвертый этап – проектно-планирующий.Этот этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции к социокультурной программе.
    Необходимо создать систему обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и социокультурную программу.
    Пятый этап – исполнительско-внедренческий – создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы

    (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе.
    Этот этап начинается с заключения системы договоров.
    Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.
    Шестой этап – контрольно-коррекционный, на которомобобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
    Рекомендуемая для изучения литература
    1. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности
    / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с.
    2. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник / Н. А. Зайцева. – М. : Академия, 2003. – 224 с.
    3. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
    Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
    4. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования / А.П.
    Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб. : Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, 1997. – 269 с.
    5. Морозова, Н. С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме : учебник / Н. С. Морозова, М. А. Морозов. – 5-е изд., испр. и доп. – М. :
    Академия, 2009. – 288 с.
    6. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие по специальности «Культурология» / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб. :
    Планета музыки, 2009. – 541 с.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта