Лекции. Ее сущность и структура
Скачать 3.84 Mb.
|
Тема 10. АНИМАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ План лекции 1. Сущность анимации. 2. Типология анимации и ее функции. 1. Сущность анимации. Анимация – с лат. «оживлять», «одухотворять» - понятие зародилось во Франции в начале ХХ века. Анимация в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров (до 30 лет) с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Основные направления работы: − преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психических отклонений, н.п.: наркомании и алкоголизма); − реабилитация критических состояний личности; − помощь в творческой самореализации личности. Черты анимационной деятельности: ✓ осуществляется в свободное время; ✓ отличается свободой выбора, добровольностью, активной инициативой одного человека и различных социальных групп; ✓ обусловлена национально-этническими особенностями и традициями; ✓ характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; ✓ носит культурологический, оздоровительный, развлекательный и воспитательный характер. Анимация – это стимулирование полноценной рекреационной и другой деятельности человека, путем воздействия на его жизненные силы. 2. Типология анимации и ее функции. Различают рекреационную анимацию – вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил человека; и туристическую анимацию – разновидность туристической деятельности, осуществляющуюся на туристических предприятиях (туристическом комплексе, отелях), транспортном средстве или в месте пребывания туристов, которое вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных мероприятиях досуга. Типы туристической анимации по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествий: 1) Туристический продукт – анимационные туристические маршруты – это целевые туристические поездки ради одной анимационной программы либо непрерывного анимационного процесса, развернутого в пространстве во время путешествия. Переезд от одной анимационной услуги к другой, которые предоставляются в разных географических точках. Это 2) Элементы анимации в туристических услугах – туристические услуги, содержащие элементы анимации, оживляющие действия и позволяющие более наглядно предоставлять материал. Это шоу-музеи, костюмированное обслуживание и проч. 3) Дополнительные анимационные услуги - предоставление по желанию туристов за дополнительную оплату. Посещение музеев, парков и проч. 4) Комплексная анимационная услуга – рекреационная специализированная услуга, основанная на личных человеческих контактах специалистов анимации с туристом и совместном их участии в процессе оздоровления, развлечения, творческого развития. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ функции рекреационной туристской анимации дифференцируют на: − адаптационную функцию, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой; − компенсационную функцию, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни; − стабилизирующую функцию, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность человека; − оздоровительную функцию, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни; − информационную функцию, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.; − образовательную функцию, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире; совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование; − рекламную функцию, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д. Рекомендуемая для изучения литература 1. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работы менеджера туристской анимации / Т. И. Гальперина. – М. : Советский спорт, 2006. – 168 с. 2. Гаранин, Н. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н. И. Гаранин. – М.: Советский спорт, 2004. – 127 с. 3. Гончаренко, А. Б. Анимационный сервис: учеб. пособие / А. Б. Гончаренко. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. – 101 с. 4. Приезжева, Е. М. Анимационный менеджмент в туризме : учеб.- метод. пособие / Е. М. Приезжаева. – М. : Советский спорт, 2014. – 239 с. 5. Приезжева, Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме / Е. М. Приезжева. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с. 6. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с. 7. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально- культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Т. Н. Третьякова. – М.: Академия, 2012. – 272 с. Тема 10. АНИМАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ План лекции 1. Анимационный интерес, ресурсы анимации. 2. Виды анимации. 1. Анимационный интерес, ресурсы анимации. Анимационный интерес – это перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной анимационной услуге, основанной на определенном комплексе туристических ресурсов – объектах анимационного интереса. Объект анимационного интереса: 1. естественные природные ресурсы (климат, пляжи, горы и т.д.); 2. культурно-исторические ресурсы (города, музеи, театры, исторические события и т.д.); 3. рекреационные пространства (национальные парки, заповедники, курортные и спортивно-оздоровительные ресурсы и проч.); 4. национальные особенности (обычаи, фольклор, народные промыслы и проч.); 5. важные культурные события (игорные заведения, карнавалы, фестивали, праздники и т.д.); 6. объекты индустрии развлечений; 7. тематические парки. Наибольший интерес среди туристов вызывают: История и архитектура – сильнейший победитель туристических мотивов. В сфере использования анимационных услуг в целях презентации историко-архитектурного наследия, а также привлечения туристов можно выделить специализированные свето-звуковые шоу-программы, специфика которых заключается в воспроизведении отдельных страниц истории, с использованием различных спецэффектов. Литература – обладает наименьшей популярностью; включают: литературные вечера, экскурсии, связанные с жизнью писателей, образами героев и проч. Агрокультура - популярно; специализированные программы, включающие различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с выпускаемой продукцией, принять участие в производстве и проч. Национальная кухня – особый интерес к местам общепита, интерьер которых оформлен в национальном стиле. Фольклор – туры по сбору пословиц, поговорок, песен и проч. Изобразительное искусство – посещение картинных галерей. Музыка и танцы – музыкальные вечера, костюмированные тематические балы и музыкальные концерты и проч. Декоративно-прикладное искусство – сувениры, непосредственное принятие участия в их изготовлении. Основные характеристики объектов анимационного интереса: ✓ привлекательность (аттрактивность) для туристов; ✓ познавательная ценность; ✓ рекреационная ценность; ✓ известность (популярность) среди туристов; ✓ необычность, экзотичность; ✓ выразительность; ✓ место расположения. Анимационное впечатление - это комплекс эмоций и душевного и физического состояния туристов, достигаемый ими в результате потребления анимационных услуг. Ресурсы анимации – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных к использованию в процессах и целях туризма. Различают непосредственные (природные, культурно-исторические) и косвенные (инфраструктура) туристические ресурсы, привлекаемые для освоения и использования непосредственно самих ресурсов. Культурные ресурсы – памятники истории и культуры, народные промыслы и проч., что может формировать туристско-экскурсионные маршруты. Природные ресурсы – климат, рельеф, водоемы, леса, грязи и т.д. 2. Виды анимации. В практике туристического обслуживания сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих): − анимация в движении – удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием, с приятными переживаниями; − анимация через переживание – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при преодолении трудностей, при открытиях, при общении; − анимация через общение – удовлетворяет потребность в общении с новыми людьми, с интересными людьми, с открытием внутреннего мира людей и познанием себя через общение; − анимация через успокоение – удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, потребность в покое и «праздной лености». − культурная анимация – удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через соприкосновение с памятниками и современными образцами культуры страны, региона, народа, нации. − творческая анимация – удовлетворяет потребность человека в творчестве, в демонстрации своих творческих созидательных способностей, в установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество, сотворчество. Рекомендуемая для изучения литература 1. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работы менеджера туристской анимации / Т. И. Гальперина. – М. : Советский спорт, 2006. – 168 с. 2. Гаранин, Н. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н. И. Гаранин. – М.: Советский спорт, 2004. – 127 с. 3. Гончаренко, А. Б. Анимационный сервис: учеб. пособие / А. Б. Гончаренко. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. – 101 с. 4. Приезжева, Е. М. Анимационный менеджмент в туризме : учеб.- метод. пособие / Е. М. Приезжаева. – М. : Советский спорт, 2014. – 239 с. 5. Приезжева, Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме / Е. М. Приезжева. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с. 6. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с. 7. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально- культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Т. Н. Третьякова. – М.: Академия, 2012. – 272 с. Тема 11. ОРГАНИЗАЦИЯ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План лекции 1. Типология анимационных программ. 2. Технология создания анимационных программ. 1. Типология анимационных программ. В комплексе программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере решает проблему восстановления, сохранения, развития его здоровья: физического, психического, нравственного. Эти компоненты и определяют соответствующую условную типологию направлений туристической анимации: 1. комплексные программы, комбинируемые из однородных программ; 2. спортивные, спортивно-оздоровительные программы; спортивно- развлекательные; 3. зрелищно-развлекательные, игрово-приключенческие программы; 4. познавательные; спортивно-познавательные; культурно- познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо- трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности. Культурно-познавательные анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с культурно-историческими и духовными ценностями нации, страны, местного населения региона, где расположен туркомплекс, и включают, в частности: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры и т. д. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития. В то же время уроки национального языка, викторины, вечера национальных обычаев и т. д. являются доступными для всех. Игрово-приключенческие анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычайным, например: видовые игры и конкурсы, посещение пещер, пиратская вылазка, вечер народных преданий и легенд, ночной поход, ночной спуск на горнолыжном курорте, тематический пикник, рыбалка и т. д. Программы имеют спрос вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования. Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству, состязанию в творческих способностях, к приобретению навыков мастерства. Строятся они с привлечением местных возможностей на интересе к национальным особенностям и включают, в частности: разговор на национальном языке; уроки национальных кухни, музыки, танцев; конкурсы: любительской фотографии, талантов, рисунков, авторских стихов и песен, вокальных и инструментальных исполнителей, детского рисунка, песочной скульптуры и т. д. Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д. Анимационные программы общения по интересам являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т. д. Во многих случаях необходим хороший аниматор – «затравщик», катализатор такого общения. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей разных национальностей, разных возрастов, разных достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т.д.) и в разное время, программы анимации должны меняться: а) по содержанию, б) по интенсивности, в) по времени проведения, г) на протяжении сезона и по другим параметрам. 2. Технология создания анимационных программ. Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты. Технология создания анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем: − организационная – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов; − инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта; − режиссерская – распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу; − техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр. Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов. Первый этап – подготовительный, включающий: a) анализ предлагаемых анимационных программ; b) определение целей и задач; c) выбор места и времени проведения программы; d) проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги; e) создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу; f) составление сметы расходов на проведение программы; g) подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд; h) техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита т. д.); i) установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.; j) проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.; k) проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий. Второй этап – начальный, в течение которого: a) туристы, гости отеля информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий туристов; b) с гостями устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок. Третий этап – содержательный, этап проведения анимационной программы. Это ответственная работа для всех участников: необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи. Четвертый этап – заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов: a) награждение участников и прощание с гостями; b) анализ проведенной программы; c) анкетирование потребителей с последующим анализом; d) работа над усовершенствованием программы. Рекомендуемая для изучения литература 1. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работы менеджера туристской анимации / Т. И. Гальперина. – М. : Советский спорт, 2006. – 168 с. 2. Гаранин, Н. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н. И. Гаранин. – М.: Советский спорт, 2004. – 127 с. 3. Гончаренко, А. Б. Анимационный сервис: учеб. пособие / А. Б. Гончаренко. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. – 101 с. 4. Приезжева, Е. М. Анимационный менеджмент в туризме : учеб.- метод. пособие / Е. М. Приезжаева. – М. : Советский спорт, 2014. – 239 с. 5. Приезжева, Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме / Е. М. Приезжева. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с. 6. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с. 7. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально- культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Т. Н. Третьякова. – М.: Академия, 2012. – 272 с. |