Лекции. Ее сущность и структура
Скачать 3.84 Mb.
|
Тема 8. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План лекции 1. Психофизиологическая и социальная сущность отдыха и развлечений. 2. Основные виды отдыха и развлечений. 3. Социокультурные проблемы организации современного досуга, пути их решения. 1. Психофизиологическая и социальная сущность отдыха и развлечений. Досуг, – как отмечают А.Д. Жарков и В.М. Чижиков, – это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. В настоящее время, по словам Т.Г. Киселевой, происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. Досуг рассматривается социологами в основном как составляющая свободного времени. Свободное время, – пишет И.Ю. Исаева, – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает на: − производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы; − физиологический отдых (ночной сон); − оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.); − покупку продуктов, их приготовление, прием пищи; − приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования. Доля суток, которая остается в распоряжении человека после названных выше вычислений, – продолжает автор, – может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. Как любая категория, досуг характеризуется специфическими признаками. Л.М. Завацкая выделяет следующие: − свободу выбора досуговой деятельности, свободу от обязанностей; − добровольное участие в досуговой деятельности; − желание получить радость и удовольствие; − самодостаточность и самоценность; − компенсационность досуга. Главными признаками досуга, – также отмечает автор, – считают свободу от обязанностей и добровольность участия, получение удовольствия, развлечения и отдых, разнообразие жизни. К категории досуга следует непременно отнести понятие досуговой деятельности. Обширно характеризует досуговую деятельность И.И. Пядушкина. Она определяет это понятие как специфическую активность людей во время досуга. Согласно И.Ю. Исаевой, досуговая деятельность – это осознанная и целенаправленная активная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредовано свободного от учебы или работы времени. В структуре досуга Ю.Д. Красильников выделяет несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности. 1. Самый простой уровень досуга – отдых. Он предназначен для урегулирования затраченных сил человека во время учебы или работы и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление, стресс и возобновляет утраченные силы. Активный отдых, напротив воссоздает силы с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение. 2. Следующий уровень – развлечения. Обычно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки. 3. Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Этот уровень досуга носит целенаправленный характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности. 4. В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку не смотря на его возраст. Творчество дает высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. К творчеству относятся: − декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество); − художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество)); − техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство). Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия. Справедливо рассматривать современный досуг, как социально открытую систему, потому что на практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами. Величина свободного времени также неоднородна у различных социальных групп. Его резерв для некоторых людей оказывается ниже социально необходимых границ. Это ведет к деформации их образа жизни в целом. Досуговый потенциал у пенсионеров, женщин со взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей значительно превосходит их досуговую наполненность. Не будучи в состоянии освоить это время, многие индивиды прибегают к деструктивным социальным, психологическим формам его проведения. Это негативно влияет на микросоциально-культурную среду, что ведет к дезадаптации, девиации, возникновению острых конфликтов и т.д. 2. Основные виды отдыха и развлечений. Понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д. В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. При этом, хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения. Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий. 3. Социокультурные проблемы организации современного досуга, пути их решения. Одной из важнейших современных тенденций является изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника. Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления. В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства. Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере. Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни. Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Можно отметить более существенные. Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга с помощью общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума. Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени. Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Таким образом, и досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба. Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Потому что, во-первых: значительная часть людей (например, пенсионеры) во- обще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важ- ным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой. Рекомендуемая для изучения литература 1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792с. 2. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально- культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. – 235 с. 3. Бочелюк, В.И. Досуговедение: учебник / В.И. Бочелюк, В.В. Бочелюк. – Киев : Центр учебной литературы, 2006. – 208 с. 4. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с. 5. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. – М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с. 6. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с. 7. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с. 8. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М. : МГУКИ, 2003. – 296 с. Тема 9. ТУРИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН План лекции 1. Социальные функции туризма. 2. Виды отдыха и развлечений. 3. Туризм и досуг. 1. Социальные функции туризма. Роль туризма в хозяйственной деятельности определяется в первую очередь тем, что он является частью и социальной, и экономической сферы. В обществе основные функции социальной сферы состоят в следующем: − доведение материальных и нематериальных благ до потребителя; − обслуживание процесса потребления; − создание условий для перемены видов деятельности и отдыха; − обеспечение охраны здоровья; − формирование общеобразовательного и культурно-технического уровня населения и т. д. Туризм, играя немаловажную роль в обществе, принимает на себя важнейшие социальные функции: − восстановление психофизиологических ресурсов общества; − содействие повышению трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени; − обеспечение занятости населения и роста его доходов; − направленность на поддержание и восстановление рекреации регионов. Сам характер туризма как особой социально-экономической сферы развития общества успешно сочетает в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели развития общества, при этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а рыночный аспект – как средство ее реализации. Региональный туризм обязан быть социально ориентированным. Он может сочетать в себе два начала: служение интересам человека, общества в целом и получение доходов на микро- и макроэкономических уровнях. Тогда основными концепциями социального туризма должны являться саморазвитие, самофинансирование и самоуправление. В этой связи целесообразно отметить социальные аспекты влияния туризма в регионе, т. е. то влияние, которое оказывает развитие туризма на региональное общественное устройство, отношения в обществе, а также на общественные слои и институты. 2. Виды отдыха и развлечений. Отдых – это состояние относительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущего целенаправленного активного двигательного действия (физической работы), целью которого является обеспечение восстановления и повышение функциональных возможностей организма, необходимых для продолжения двигательного действия или физической работы в заданных режимах и без снижения его (ее) эффективности. На сегодняшний день можно выделить три формы явного отдыха: − активный; − пассивный; − комбинированный. Под активным отдыхом понимается такой отдых, во время которого человек занимается целенаправленной деятельностью, но по содержанию эта деятельность отличается от предыдущей физической работы. В свою очередь активный отдых может иметь три разновидности, а именно – двигательный, недвигательный и смешанный (т.е. различные взаимосочетания двух предыдущих). Под пассивным отдыхом понимается такой отдых, во время которого отсутствует целенаправленная двигательная деятельность. Комбинированный отдых представляет собой определенные взаимосочетания активного и пассивного отдыха, в котором зачастую практически невозможно вычленить тот или иной вид активного или пассивного воздействия. Виды отдыха: повседневный и праздничный. Формы праздничного отдыха: массовые праздники и гуляния, организация концертов, шоу-программ, культурно-спортивные праздники, дискотеки и т.д. У праздничного отдыха более красочное, насыщенное, торжественное оформление, что и создает праздничное настроение. Повседневный отдых – занятия в коллективах художественной самодеятельности, посещение кинотеатров, театров, работа любительских объединений, клубов по интересам и т.д. Важными видами рекреационно-развлекательной деятельности являются: свободная товарищеская беседа, игра, любительское художественное исполнительство и восприятие развлекательных зрелищ. Свободная товарищеская беседа. Спокойный, непринужденный разговор с приятелями, со знакомыми или даже незнакомыми людьми, обмен новостями, суждениями по самым различным вопросам – одна из необходимых форм свободного времяпрепровождения. У многих людей ежедневные беседы такого рода вошли в привычку, превратились в устойчивый элемент досуга. Они являются основной разновидностью повседневного отдыха, особенно для тех, кто не любит подвижных и шумных развлечений или не может в них участвовать. Игра. Игра – социальное педагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями. Игре присуща своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью (достижение материальных ценностей), ни общественными обязанностями. Человек рассматривает игру как источник радости и наслаждения. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт и результат игровой деятельности, ценный как, в общественном, так личностном плане. Любительское и художественное исполнительство. Наиболее значительное место среди многочисленных форм любительского исполнительства занимают массовые танцы. Они пользуются популярностью у людей самого разного возраста, и особенно у молодёжи. Танец неотделим от музыки. Танцевальная музыка относительно проста по мелодической структуре, ритмична, легка для восприятия. Одним танцам присущи быстрые, бодрящие ритмы, другим – плавные, размеренные, успокаивающие. И то и другое по-своему благоприятно для психической разрядки. Не менее привлекательный вид любительского исполнительства – массовая песня. В походах, на прогулках, во время праздничных гуляний, на вечерах звучат как народные песни, так и другие песни. Любительское музицирование – разновидность любительского художественного исполнительства. В данном случае имеется в виду прежде всего тех, кто, не являясь активным участником художественной самодеятельности и не выступая на сцене, берёт в руки инструмент, для того, чтобы доставить удовольствие своим товарищам, и себе. Тоже самое можно сказать и о любительском художественном чтении. Развлекательные зрелища. Рекреационно-развлекательный характер может носить восприятие разного рода зрелищ – художественных, спортивных, игровых. Соприкасаясь с произведениями, имеющими ярко выраженную развлекательную направленность, зрители преследует обычно цель «просто отдохнуть», получить разрядку, отключиться от повседневности. Развлекательные зрелища могут и не вызывать эстетического наслаждения в высоком смысле слова, но они всегда возбуждают, дают своеобразную эмоциональную встряску. Особое место среди развлекательных зрелищ занимают произведения приключенческого жанра. Речь идёт прежде всего о фильмах, спектаклях, телевизионных постановках, прямо рассчитанных на удовлетворение потребностей зрителей в развлечении и не ставящих сколько-нибудь крупных задач в плане интеллектуального обогащения личности. Несомненной рекреационно-развлекательной ценностью обладают зрелища комедийного плана, в которых на первый план выдвигаются веселье, юмор. Эмоциональная реакция на смешное принадлежит к наиболее глубоким и сильным: она даёт основательную нервную разрядку. Качественным своеобразием отличаются спортивные и спортивно- игровые зрелища. Они демонстрируют образцы силы, ловкости, показывают красоту, безграничные возможности физического и интеллектуального совершенства человека. Спорт обладает неповторимой эстетической привлекательностью. Отметим, что развлекательные зрелища, как специфический вид отдыха, имеют как достоинства, так и недостатки. Восприятие зрелищ не требует значительных усилий и, следовательно, не может физически утомить человека. Зрелища, как правило, обладают немалой, познавательно-воспитательной ценностью. Зрелища сравнительно просты в организационном плане и вместе с тем дают отдых и развлечение сразу большому числу людей. Однако зрелища ни в коем случае не могут рассматриваться как основное и даже преобладающее на досуге занятие. Более того, при злоупотреблении зрелищами в недостатки превращаются даже их достоинства. Зрелища дают очень мало простора для активности. По сравнению с другими отдыха двигательная активность здесь ничтожна. На зрелищах откровенно развлекательного характера слаба и умственная активность человека. Таким образом, приверженность к зрелищам как к почти единственному виду развлечений лишает человека интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, столь необходимой для полноценного развития личности. 3. Туризм и досуг. Социальное время индивида распадается на две диалектически взаимосвязанные сферы – рабочее время, включающее процессы обучения и производственной деятельности, и досуговое (свободное) время. Понятие «досуг» – важное понятие социологии, педагогики, эстетики. Досуг наряду с отдыхом и развлечением выполняет функцию развития личности. Исследователи выделяют две органично связанные и взаимодополняющие социальные функции досуга: рекреативную, обеспечивающую снятие физического, психического напряжения и восстановление сил посредством активного отдыха; развивающую, которая находит свое выражение в вовлечении личности в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, самоутверждения и самореализации своих творческих потенций. Среди наиболее эффективных и социально значимых видов досуга существенное место принадлежит туризму. Система ценности досуга, вмещающая в себя относительно самодостаточные элементы, как-то: отдых, развлечение, просвещение, творчество, созерцание, праздник, в целом, по мнению Г.И. Афонина, представляет возможность системного видения ценностей туризма. Большинство исследователей единодушны в том, что туризм будет неуклонно и стремительно развиваться как одна из форм активного отдыха и как разновидность индустрии досуга, направленной на удовлетворение потребностей личности в познании, духовно-культурном развитии, общении, развлечениях и т.д. Туризм способствует удовлетворению социальных потребностей, связанных не только с использованием свободного времени, но и таких как образовательные занятия и освоение накопленных ценностей культуры. Ценности в сфере туризма как вида культурно-досуговой деятельности позволяют удовлетворять потребности в обучении, познании, развлечении, а также самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня. Социокультурная эффективность туризма – это степень удовлетворения личности в результате реализации этих потребностей. Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особенная социокультурная инфраструктура, включающая предметно-пространственное окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, природа), информационную (художественная, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды). Социокультурные ресурсы туризма – это социально-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в культурно-досуговой деятельности. В.А. Квартальнов, культурное, историческое и природное наследие делит на следующие категории: достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т.д.); достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.); достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.). Особенность туризма как области культурно-досуговой деятельности в том, что туризм строится на и вокруг культурных ценностей: памятники истории, культуры, природы, он не мыслим без взаимодействия с музеями, культурными программами этнографического характера. Таким образом, туризм сложное многогранное явление. Во-первых, туризм – социальная практика. Во-вторых, туризм – это сфера досуга. В-третьих, туризм является формой потребления. В-четвертых, туризм есть культурный феномен. Рекомендуемая для изучения литература 1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792с. 2. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работы менеджера туристской анимации / Т.И. Гальперина. – М. : Советский спорт, 2006. – 168 с. 3. Гриценко, Н.А. Методика подготовки и проведения различных форм культурно-досуговых мероприятий / Н.А. Гриценко. – М. ; Берлин : Директ- Медиа, 2019. – 87 с. 4. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с. 5. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 268 с. 6. Кравцов, Г.Г. Психология игры / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – Киев : Левъ, 2017. – 344 с. 7. Максютина, К.Н. Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия / К.Н. Максютина // Вес. Казанского гос. ун- та. культуры и искусства. – 2010. – С. 36-40. |