Лекции. Ее сущность и структура
Скачать 3.84 Mb.
|
Тема 14. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИЗМА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА План лекции 1. Основные понятия этнокультурных технологий. 2. Цель, задачи и классификация этнокультурных технологий. 3. Этнокультурный туризм. 1. Основные понятия этнокультурных технологий. Понятие этнокультурные технологии является производной следующих терминов: Этнос от греческого ethos – племя, народ. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Технология (от греч. teсhne искусство, ремесло, наука и logos понятие, учение) – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. Таким образом, этнокультурные технологии – это способы и средства организации социокультурных процессов по изучению, сохранению и распространению материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом. Социокультурные процессы зародились ещё в доконфессиональном, общинном укладе народов, воззрения которых базировались на исполнении обрядов, проведении календарных земледельческих праздников и семейно- родовых церемоний, поклонении языческим богам, повиновении старшим членам общины, подготовке подрастающего поколения к жизни в общине, почитанию предков. Это и были этнокультурные технологии. Церемония (cerimonia благоговение, почтение) – внешние формы, соблюдаемые в торжествах. Традиционная культура – совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных за всю историю определённого народа Обряд – определённое этнокультурное традиционное мистическое действие, совершаемое одним человеком или группой людей с просьбой благосклонности к человеку высших сил. Народный праздник – массовое этнокультурное творческое традиционное действие, посвящённое календарным циклам природы, религиозным, семейно-бытовым событиям или трудовым успехам определённой группы людей, сопровождающееся обрядами, играми, танцами, песнями. 2. Цель, задачи и классификация этнокультурных технологий. Цель этнокультурных технологий – изучение, сохранение и распространение материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом. Задачи этнокультурных технологий: 1.Организация работы по изучению этнокультурных традиций. 2.Организация социокультурных процессов по поисково- исследовательской деятельности в области традиционной культуры. 3.Организация культурно-просветительской деятельности по распространению этнокультурных традиций. Классификация этнокультурных технологий: − обучающие этнокультурные технологии; − поисково-исследовательские этнокультурные технологии; − творческие этнокультурные технологии; − этнокультурные технологии по работе с детьми дошкольного возраста;. − этнокультурные технологии для работы с младшими школьниками; − этнокультурные технологии для работы с подростками и молодёжью. 3. Этнокультурный туризм. Этнокультурный туризм, будучи явлением мировой культуры, способствует, в свою очередь, раскрытию и постижению различных сторон и характеристик самой культуры: ее сущности, видов, форм и функций в «живом» виде. На конкретных примерах можно познакомиться как с уровнем развития определенных исторических эпох и цивилизаций, так и со степенью совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности. Визуализируются факторы исторической преемственности, значительно активизируются познавательная, информативная, трансляционная, регулятивная, аккумулятивная и экономическая стороны восприятия действительности. Во время прохождения любого тура происходит знакомство и освоение «чужого» социокультурного пространства; каждым туристом даже на подсознательном уровне проводится компаративный анализ отношения к природе, обществу и отдельному человеку как в «чужом», так и в своем социуме. Этнокультурный туризм способствует знакомству, выявлению, изучению и сопоставлению национальных характеров, ментальности, архетипов. Традиции, новации и нормы в культуре также во многом могут быть актуализированы и раскрыты через туризм. Этнокультурный туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В профессиональной, а также в академической среде существует несколько идеалистических определений этнокультурного туризма, схожих по смыслу: «Этнокультурный туризм – поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих в стране проживания своего национально-государственного или национально-административного образования. Этнокультурный туризм содействует более тесным связям, обменам представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие». «Этнокультурный туризм – совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия феноменов этнокультурной среды». В настоящее время понятия «этнический» и «этнокультурный туризм» используются как синонимы. А этнический туризм можно рассматривать как подвид этнокультурного туризма, нацеленный на изучение отдельно взятого этнического бытия, тогда как путешествие с этнокультурной мотивацией стоит рассматривать как более сложный феномен. Таким образом, сущность этнокультурного туризма заключается в том, что она знакомит туристов, путешественников с уникальной природой, самобытной культурой, религией, искусством, традициями, обычаями и фольклором отдельно взятого народа, этноса. Отсюда этнокультурный туризм – это поездка в места проживания исторически сложившейся совокупности людей, имеющих свою собственную, неповторимую структуру, стереотип поведения, отличающихся от других общностей своей уникальной и самобытной духовной и материальной культурой, природным и культурным наследием. Этнокультурный туризм отличается важной позитивной особенностью, которая лежит вне экономической плоскости: обеспечение сохранности культуры и традиции отдельных малочисленных народов. Рекомендуемая для изучения литература 1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов, ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с. 2. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с. 3. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с. 4. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с. 5. Максютина, К.Н. Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия / К.Н. Максютина // Вес. Казанского гос. ун- та. культуры и искусства. – 2010. – С. 36-40. 6. Новикова, Г.Н. Технологические основы социокультурной деятельности: учеб. пособие / Г.Н. Новиков. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МГУКИ, 2010. – 158 с. 7. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204с. Тема 15. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ План лекции 1. Проблемные области и направленность социализации детей и подростков. 2. Проблемы современного досуга детей и подростков. 3. Принципы работы с детьми и подростками. 1. Проблемные области и направленность социализации детей и подростков. В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и подростков. Формирование личностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в обществе. Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешкольных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ранней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я». Характеристика социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий. 2. Проблемы современного досуга детей и подростков. Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоциальными и противоправными формами поведения. Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для многих желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга. В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспособность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости. 3. Принципы работы с детьми и подростками. Исходными мировоззренческими и методологическими положениями, которыми социальные педагоги, организаторы досуга руководствуются в практической деятельности, являются следующие принципы досуговой деятельности: Основной педагогический принцип работы с детьми младшего школьного возраста и подростками – рациональная организация их досуга. Образовательные занятия детей в кружках, студиях и т.п. должны быть ориентированы на получение начальных навыков в художественном и техническом творчестве. Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники) направлена на расширение кругозора детей в организации свободного времени. Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению внимания детей и отдыху их от уроков в школе, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями. Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях. В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, организация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими. Воспитательное значение их заключается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым. Возникновение и развитие интереса у подростков к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведения. Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество школьников, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение. Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат. Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобретательности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия. Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий производит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует формированию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств. Принцип развития инициативы и самодеятельности. Очень важно пробудить у детей и подростков социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду. Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой. Принцип опоры на положительные эмоции. В качестве целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.; создание организационно- правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня. Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков. Рекомендуемая для изучения литература 1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792с. 2. Березина, В.А. Социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха и оздоровления / В.А. Березина, А.Н. Бубнова // Воспитание школьников. – 2017. – №3. – С. 7-73. 3. Голев, А.Г. Методика организации летнего отдыха детей и подростков: учеб.-метод. пособие / А.Г. Голев, Е.В. Давыдова. – 2-е изд., испр. и доп. – Пятигорск : ПГЛУ, 2011. – 217 с. 4. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов, ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с. 5. Долженкова, М.И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности / М.И. Долженкова // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – С. 601-606. 6. Заринова, А.А. Культура поддержки и помощи ребенку / А.А. Заринова, А.А. Сайфина // Народное образование. – 2015. – №2. – С. 108-112. 7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с. 8. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с. 9. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с. 10. Пряхин, Н. Г. Детский, спортивный, приключенческий, самодеятельный туризм [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / Н. Г. Пряхин, О. В. Шаламова. – СПб. : СПбАУиЭ, 2010. – 431 с. Тема 15. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ План лекции 1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени. 2. Молодежная субкультура. 3. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке. 4. Особенности молодежного досуга. 5. Специфика молодежного досуга. 1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени. Культуре имманентно присуща способность к «омоложению». Эта особенность лежит в основе процессов ее изменчивости, динамики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое будущее его ждет. Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность, детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения. Юность – это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки – семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, УВО, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников и др. В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками. Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения. Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой. Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, – мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи. Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры: − стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых; − резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни; − «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям; − двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти. Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. 2. Молодежная субкультура. Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодежной культуры. Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, обнаруженным в исследованиях молодежной преступности в США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно связался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Великобритании доминирует более поздняя традиция исследования молодежных субкультур, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения. В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтральных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур. На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи. Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля: 1) образ – элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия; 2) манера поведения – особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка); 3) слэнг – специфический словарь и его использование. Одна из основных функций стиля – это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой. Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования особой идентичности, выходящие за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура помогает решать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягательность субкультур для некоторой части молодежи. Рассмотрение характеристики и функции молодежной субкультуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкультурой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, альтернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения. 3. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке. Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними. Системный кризис в обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера. Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи. Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения. Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собственной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разработки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение культуры общества. Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило, относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко- культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентаций отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде белорусской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов. Изучение ценностных ориентации в сфере досуга – достаточно разработанное направление в русскоязычных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной ситуации «выбора», перед которой сегодня стоит молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (труда, потребления, досуга) привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей. Так, например, ослабление мотивации труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде. Отмеченная тенденция характерна и для западной молодежи. Однако особенность ее проявления на постсоветском пространстве состоит в том, что распространение в молодежной среде постиндустриальных досуговых ценностей является не следствием индустриального бума или экономического перепроизводства, а результатом диффузии западной культуры и образа жизни. В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоречие между трудовыми и досуговыми ценностями в сознании молодого поколения могут обостряться, принимая подчас извращенные формы детских и молодежных общественных объединений 4. Особенности молодежного досуга. Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное время не имеет четкого определения. Большинством отечественных исследователей досуг определяется как часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность, учебу, самообразование, культурное потребление, спорт, любительские занятия, клубную деятельность, общение с другими людьми. Также досуг может быть определен как совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные и другие социально значимые потребности. В современном толковании к досугу может относиться отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение квалификации, участие в общественной жизни после того, как выполнены профессиональные и общественные обязанности. Ценностью досуга являются отдых и движение, которые служат для восстановления физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации отношений, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечениях и т.д. Организация досуга молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня. Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили ряд проблем в молодежной среде, становлении отдельно взятой личности. Период ученичества, студенчества, в котором находится большая часть молодежи, – это время, когда, с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой – еще отсутствуют профессиональные обязанности и обремененность заботами о собственной семье. Молодежный досуг – своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для творческой самореализации молодых людей. К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды, в которой он протекает. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитает проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, когда речь идет о решении жизненных проблем, но при выборе специфических досуговых интересов, друзей, форм собственного поведения, книг, одежды они ведут себя самостоятельно. Для молодежи ведущим видом деятельности является общение. Значимость общения со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества, источник творческого преобразования индивида в личность, форму передачи знаний и социального опыта. Молодые люди жаждут новых знакомств, приключений, переживаний, наполняющих жизнь новыми эмоциями и впечатлениями, помогают изменить привычную, устоявшуюся атмосферу жизни. Общение со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений выступает как необходимый фактор адаптации к окружающей его социальной действительности. Особенностью молодежного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Среди особенностей молодежного досуга можно отметить наличие своеобразных досуговых молодежных стратегий. Молодежная досуговая стратегия предполагает наличие определенного плана поведения молодого человека в рамках своего свободного времени. Некоторые исследователи – организаторы молодежного досуга (Н.В. Котельникова) выделяют такие молодежные досуговые стратегии: «полезность» (участие в благотворительных акциях, общественно- полезной деятельности и пр.); «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и пр.); «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее» (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр.); «отдохнуть» (просмотр телепередач, слушание музыки и пр.); «хоть чем-то занять досуг» (гуляние без определенных целей, «посиделки»); «уход» (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и пр.); «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объединениях и пр.); «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.); «престижность» (увлечение современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов, дискотек и пр.). Выделенные стратегии различаются целями, сформированными молодежью в отношении пространства досуга, и средствами их достижения. Это объясняет соответствие стратегиям тех или иных видов досуговой деятельности молодых людей и наличие связей между этими видами (они объединены общей ориентирующей направленностью на удовлетворение тех или иных потребностей). Кроме того, особенностью молодежного досуга является вариативность форм его организации. Досуг, организуемый в учреждениях, принято классифицировать на ряд групп. На содержание досуговой деятельности молодежи огромное влияние оказывают учреждения, предполагающие пассивное потребление услуг досуговой сферы. К ним могут быть отнесены учреждения общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные клубы, торгово- развлекательные комплексы и центры, в которых кроме развлекательных услуг существуют услуги кухни и бара. Парки культуры и отдыха также предназначены для проведения свободного времени молодежи, в них существуют специальные зоны: прогулочная, спортивная и выставочная, что позволяет регулировать поток отдыхающих молодых людей, направлять его по определенным маршрутам. Площадки могут отличаться по оформлению, предлагаемым досуговым услугам. Существенной площадкой парка культуры и отдыха являются аттракционы (карусели, качели и т.д.). Следующей группой учреждений в досуговой сфере являются учреждения, предлагающие интеллектуальный досуг молодого человека в роли зрителя (театры, кинотеатры, киноконцертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, картинные галереи). В досуговых учреждениях третьей группы организуется деятельное спортивное времяпрепровождение молодых людей: это стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, аквапарки. В четвертой группе учреждений создаются условия для самостоятельного времяпрепровождения молодых людей. К таким учреждениям относятся пункты проката спортивного снаряжения и оборудования, видеоматериалов, туристические компании, организующие отдых различных категорий молодежи. Пятая группа – клубные учреждения различной ведомственной принадлежности (органов по делам молодежи, отделов культуры, предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций для молодых людей и т.п.), осуществляющие в сфере досуга прежде всего функцию социального воспитания молодежи. Наряду с многочисленными учреждениями, организующими досуг различных категорий молодежи, существует большой процент тех молодых людей, которые стремятся самостоятельно организовать свою досуговую деятельность. Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. 5. Специфика молодежного досуга. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами: − преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности; − повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость; − предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде; − обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды; − самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения; − формирование особых молодежных субкультур. Рекомендуемая для изучения литература 1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792с. 2. Волков, Ю.Г. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добренько, Ф.Д. Кадария [и др.] ; под ред. Ю.Г. Волков. – Ростов-н/Д : Феникс, 2001. – 575 с. 3. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов, ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с. 4. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с. 5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник / А.В. Каменец, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 247 с. 6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с. |