Философия и религия. Философия. Контрольная работа по дисциплине Философия
Скачать 38.32 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» ВЕЧЕРНИЙ КИРОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра «Философия и право» Контрольная работа по дисциплине «Философия» Выполнила: студентка группы ЭЗБ-190С Ищенко Дарья Олеговна Проверил: доцент Соловьев А. А. Волгоград 2020 СодержаниеВведение 3 Понятие философии. Функции философии 4 Понятие религии. Функции религии 7 Сходства и различия философии и религии 10 Учение М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» 13 Заключение 16 Список использованной литературы 17 ВведениеСреди различных сфер духовной жизни человека отдельно выделяются такие сферы, как философия и религия. Обе они существуют испокон веков, обе сопровождают человека. Обе они ищут ответы на вечные вопросы бытия и сосуществования, места человека в мире и о самом мире, а также на многие другие вопросы, на которые все еще не существует однозначных и неоспоримых ответов. Актуальность работы заключается в том, что философия и религия как сферы духовной жизни человека сами по себе остаются актуальными в наши дни, они с тем же вниманием подвергаются научному рассмотрению: исследователи изучают историю их формирования, их особенности, сходства и различия. А до тех пор, пока не найдены ответы на общеизвестные вечные вопросы (а кажется, будто они не будут найдены никогда), и философия, и религия будут актуальны. Объектом исследования являются философия и религия как сферы духовной жизни человека. Предметом исследования являются сходства и различия философии и религии как неотъемлемых составляющих человеческой действительности. Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть сходства и различия между такими явлениями культуры как философия и религия. . Понятие философии. Функции философииФилософия особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Объект философии – мир в целом. Философия как форма познания ищет ответы на так называемые «философские вопросы», то есть «вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново». Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука. Философия науки это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по- настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим Выделяются следующие функции философии: Мировоззренческая: философия способна выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека; Гносеологическая: философия способна осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания; Методологическая: философия может выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности; Информационно-коммуникативная: способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании; Ценностно-ориентирующая: философия включает в себя систему критериев оценочной деятельности; Критическая: в рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в ней общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека; Интегрирующая: философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему; Идеологическая: философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества; Воспитательная: философия способна оказывать формирующее воздействие на интеллект человека; Прогностическая: философия способна в определенной степени прогнозировать будущее; Проектировочная: философия может становиться основой для воздействия на природные и социальные процессы. Философия – одна из значимых сфер духовной жизни человека. С течением времени она выросла в отдельную науку и отрасли науки. Начиная с Древней Греции, философия, как и наука, стала неотъемлемой частью жизни развивающегося общества. В наши дни философия активно развивает такие направления, как феноменология, герменевтика, аналитическая и постмодернистская философия. Как и все сферы жизни человека, философия выполняет определенные функции, из которых наиболее важными кажутся мировоззренческая, гносеологическая, методологическая и воспитательная. Понятие религии. Функции религииРелигия - мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий, обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие организации, и объединения верующих. Религия - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Религия - вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. В условиях слабого развития науки религия претендует на роль единственной формы объяснения мира. Существует три точки зрения на проблему возникновения религии как явления действительности: Атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую, но после грехопадения такое общение стало невозможным, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Промежуточная точка зрения: учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, но базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Поэтому он вынужден заново искать путь к Богу, а каждая религия это вариант пути. По мнению многих исследователей, религия выполняет следующие функции: Мировоззренческую: религия представляет собой совокупность взглядов на мир, на место в нём человека, на взаимоотношения людей друг с другом; Аксиологическую (ценностную): религия выделяет и пропагандирует общезначимые моральные ценности; Регулятивную: религия вырабатывает систему норм – правил поведения, основанных на заповедях и идеалах этого учения. Нормы определяют границы дозволенного в поведении человека, а также регулируют взаимоотношения между людьми; Компенсаторную: религия может восполнять некие «пробелы» в человеческой жизни, компенсировать нехватку чего-либо; Легитимизирующую: религия может оправдывать общественные отношения силой божественного авторитета, поддерживать существующую власть и выступать её идеологией; Интегрирующую/дезинтегрирующую: под знаменем религии люди объединяются (интегрируются), с другой стороны, объединение под одними лозунгами приводит к тому, что люди осознают свою несхожесть с представителями иных конфессий, что служит поводом к непониманию и конфликтам. Религия – это форма общественного сознания, специфический социальный институт, присущий как первобытному, так и современному обществу. Каждый известный ученый, будь то физик или философ, рано или поздно приходил к вопросам веры и религии, каждый ученый так или иначе отвечал на эти вопросы. Однако в научной среде так и не сложилось единого мнения: прослеживая историю, мы видим, что существовали (и существуют, в общем-то, до сих пор) различные направления, представления по религиозным вопросам. Так, существует несколько концепций Бога: политеизм, пантеизм, деизм и монотеизм. Люди вольны избирать свою концепцию в соответствие со своими убеждениями. И это только один из множества вопросов, на которые не существует единого и однозначного ответа. Наиболее важными функциями религии мы считаем мировоззренческую, аксиологическую и регулятивную. Сходства и различия философии и религииСходства между философией и религией: Обе они являются формами общественного сознания; Это также способы познания действительности человеком; Попытки найти ответы на самые общие и объемные вопросы (В чем смысл бытия? Что есть человек? Каково место человека в мире? и др.) предпринимались как в религии, так и в философии; У религии и философии обнаруживаются общие функции. Такие, как мировоззренческая, аксиологическая (ценностно-ориентирующая) и легитимизирующая (идеологическая). Однако наиболее существенными являются различия между философией и религией: В то время как объектом философии является мир в целом, религия избрала своим объектом Абсолют, где Абсолют приравнивается к Богу и Божественному бытию; Религии свойственно обосновывать свои заключения через веру (где вера - это незыблемая убежденность человека в чем-либо, не зависящая ни от разума, ни от воли), тогда как философия стремится к рациональности, к использованию доказательств, логики, разума; Любая религия в известной мере догматична, философия же допускает интеллектуальные изыскания; Различия наблюдаются также в понимании истины. Религия утверждает, что истинное знание уже найдено и содержится в Священных Писаниях. Философия в противовес этому стремится к новым знаниям, критически относится к абсолютным авторитетам и готова пересматривать фундаментальные положения; Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности; Однако стоит отметить, что философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «философская вера». Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой она приемлема и для людей религиозно индифферентных в вопросах религии. Философская вера противостоит суевериям. Суеверие это необдуманная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Она отвергает также поклонение кумирам. Такое поклонение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Он неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей природе является временным, условным, преходящим. Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту, хотя их и трудно достигнуть, но они существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Итак, мы видим, что философия и религия, обладая рядом общих свойств, имеет также существенные различия в подходе к познанию, в понимании истины, в объекте изысканий, а также в традициях и наличии/отсутствии культовой стороны явления. При этом обе сферы духовной жизни человека уходят корнями в далекое прошлое и, вероятно, берут свое начало из общей точки. На протяжение всей истории человечества философия и религия то конфликтовали между собой (вплоть до гонений со стороны превалирующей сферы), то старались найти некий консенсус и объединиться. Так, в 18 веке появилось такое направление философии, как философия религии, имеющая в качестве предмета исследования собственно религию, она стремится ответить на вопрос «Что есть религия как таковая?». Однако до сих пор равновесие между философией и религией остается довольно шатким, так как вышеназванные различия между этими сферами жизни представляются основополагающими. Учение М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»Максимилиан Карл Эмиль Вебер, известный как Макс Вебер (нем. Max Weber) — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки. Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, «расколдовывания мира». Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и исоциологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, — именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования. Впоследствии учёный исследовал религии Китая, Индии и древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока. «Протестантская этика и дух капитализма» В начале книги Вебер замечает, что статистически в Германии держателями капитала являются преимущественно протестанты. Далее, обращаясь к XVI веку, он замечает, что Реформацию приняли исключительно богатые и экономически развитые регионы Империи. Хотя впоследствии капитализм распространился и на католические страны, тогда как чистый кальвинизм скорее бы препятствовал экономическому развитию. Однако Вебер обращает внимание на союз протестантизма и буржуазии. Причина этого, по мнению ученого, заключена в особом мировоззрении, которое способствует большему «экономическому рационализму» протестантов, тогда как католики были скорее «отчуждены от мира» и равнодушны к земным благам. Вместе с тем, английские, голландские и американские пуритане были не менее аскетичны, чем католики, а таких реформаторов, как Лютер, Кальвин, Нокс или Фоэт, сложно назвать сторонниками прогресса. Однако в протестантах аскетизм причудливым образом сочетался с богатством, что находит свое выражение в лютеровском понятии «призвания» (Beruf). Говоря о капитализме, Вебер определяет его через принцип «время — деньги» (Zeit ist Geld), который восходит к Бенджамину Франклину. В этом смысле капитализм существовал всегда, даже в Китае, Индии и Вавилоне, однако только в протестантизме добывание денег отрывается от растраты. Вебер особенно обращает внимание на тот факт, что в Новой Англии XVII века дух капитализма появился раньше, чем сложились капиталистические отношения. Тем не менее, в XIX веке связь между религиозностью и предприимчивостью была утрачена. Тезис Вебера о протестантской трудовой этике как условии возникновения капитализма породил одну из самых известных дискуссий в социальных науках. Немецкий философ Норберт Больц (1989) в обзорной работе, посвященной судьбе наследия Вебера в Веймарской республике, отмечает влияние его концепции на таких разных мыслителей, как Дьердь Лукач, Вальтер Беньямин, Эрнст Блох, Карл Шмитт, Теодор Адорно и Мартин Хайдеггер. В 1950-е и 1960-е годы полемика продолжалась, в ней участвовали Карл Лёвит, Ханс Блюменберг, Карл Шмитт и др. Позднее тезис Вебера переосмысляли, например, Люк Болтански и Эв Кьяпелло в известной книге «Новый дух капитализма» (1999). ЗаключениеИтак, в работе были представлены некоторые определения философии и религии, взятые из различных источников, а также рассмотрены их функции. У философии было обозначено одиннадцать функций, среди которых самыми главными мы считаем мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и воспитательную. Среди функций философии как самые важные мы выделили следующие: мировоззренческую, аксиологическую и регулятивную. При сравнении философии и религии были выявлены как сходства, так и различия. Среди сходств наиболее важным считаем отметить сходство некоторых функций (мировоззренческой, аксиологической и идеологической (легитимизирующей), а также тот факт, что обе сферы человеческой жизни являются формами познания и способами познания и ищут ответы на одни и те же вечные вопросы. Среди различий наиболее существенным является различие в подходе к познанию истины: религия идет к истине через веру и утверждает, что истина уже содержится в Священных текстах, в то время как философия рациональна, логична и ищет новых и новых знаний. Кроме того, философии, в отличие от религии, не присуща ни догматичность, ни культовость. Вообще вопрос соотношения религии и философии до сих пор остается без ответа. В то время как философия признает веру (и даже вводит понятие «философская вера»), религия догмами своими отрицает философствование. Думается, это вызвано изначально различными путями развития этих явлений. Интересным, и в какой-то степени необъяснимым, является факт одновременного существования того и другого. За столько лет развития человечества, за весь ход истории ни одна из этих сфер не вытеснила другую. В этом мы видим феномен философии и религии. Список использованной литературыЛеонтьева, Е.Ю. Основы философии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.Ю. Леонтьева, Ю.В. Артюхович, Н.Л. Виноградова, Н.А. Гулевская, Н.В. Казанова, Е.А. Кленина; ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - 156 с. - ISBN 978–5–9948–1634–9. - (ЭБС ВолгГТУ) Крюков, В. В. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Крюков. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 213 с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-03829-3. - (ЭБС "Юрайт"). - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/2E09B1DE-EE02-4B6D-88FE 60BFAC48EB4A Родзинский, Д. Л. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие для академ. бакалавриата / Д. Л. Родзинский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 448 с. - ISBN 978-5-534-03640-4. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/1A486F5E-6E7D-462A-BF58-C2887C6B90E6 Тюгашев, Е. А. Философия [Электронный ресурс] : учебник для приклад. бакалавриата / Е. А. Тюгашев. - Москва : Юрайт, 2017. - 252 с. - (Бакалавр. Прикладной курс). - ISBN 978-5-9916-9259-5. - (ЭБС "Юрайт"). - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/7CAB634E-6B12-401E-BF7D-A740D1DACCD9 Ретюнских, Л. Т. Философия [Электронный ресурс] : учебник для академ. бакалавриата / Л. Т. Ретюнских. - Москва : Юрайт, 2017. - 357 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-9073-7. - (ЭБС "Юрайт"). - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/276983F7-FC4B-4D97-8B26-BF17FB27C6A6 Хрестоматия по философии. В 2 ч. [Электронный ресурс] : учеб. пособие. Ч. 1 / под ред. А. Н. Чумакова. - Москва : Юрайт, 2017. - 366 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-01634-5. - (ЭБС "Юрайт"). - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/6056651B-0A3F-410A-B211-D1D2375E5628 |