Главная страница

filosofia_4в обе части. Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 3 Хомяков А. М., 16. 03. 06 Мехатроника и робототехника, гр зАМб211


Скачать 61.28 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Вариант 3 Хомяков А. М., 16. 03. 06 Мехатроника и робототехника, гр зАМб211
Дата14.05.2023
Размер61.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_4в обе части.docx
ТипКонтрольная работа
#1129430
страница3 из 4
1   2   3   4

Но не все ученые придерживались таких воззрений. Так, Г.В. Лейбниц рассматривал пространство как порядок сосуществования тел, а время — как порядок отношений и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционного подхода пространства и времени, который полагал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Сторонниками данного подхода являются Платон, И. Кант, П. Гассенди, Дж. Локк.

Материалистический реляционный подход также высказывался уже в античный период. В частности, римский философ- материалист Тит Лукреций Кар доказывал, что времени самого по себе не существует, без явлений и процессов.

Современная наука склоняется в пользу материалистического реляционного подхода. Значительным шагом в понимании природы пространства и времени стало создание выдающимся физиком А. Эйнштейном специальной теории относительности (1905) и общей теории относительности (1916), которые позволяют углубить представления о пространстве и времени.

3. В чем суть закона единства и борьбы противоположностей?

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основополагающих законов философии. Окончательно сформулированный в XIX веке представителями немецкой философии (Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом) он дает представление о диалектическом познании человеком окружающего мира, о сути и законах происходящих в окружающем мире событий.

Такие понятия, как «противоречия» и «противоположности», их сущность и взаимодействие друг с другом рассматривались еще в философии античности. Впервые о диалектике, то есть о разделении всех предметов, явлений и процессов, писал еще Гераклит Эфесский, а вот последователи Зенона рассматривали противоречие как один из основных способов доказательства или опровержения таких философских проблем, как многообразие и динамика. В эпоху Средневековья о противоположностях - как об одном источнике развития - не могло быть и речи, так как одной из сторон в любом процессе был абсолют. А вот в эпоху Возрождения закон единства и борьбы противоположностей (хотя такого названия еще, естественно, не существовало) вновь стал затрагиваться в работах философов. Д. Бруно, например, указывал, что противоположные на первый взгляд характеристики могут весьма продуктивно сосуществовать друг с другом. Подобных мыслей придерживался и Н. Кузанский.

Диалектические законы Гегеля рассматривают прежде всего проблему бытия. Так онтологическая суть закона единства и борьбы противоположностей включает в себя такое положение, что все объекты, явления и процессы окружающего мира, являющиеся едиными (или тождественными) по своей внутренней сущности, заключают в себя противоположные начала (верх и низ, день и ночь, черное и белое). Именно такая внутренняя сущность вещей создает предпосылки для их постоянного развития. Ведь чтобы это развитие происходило, противоположности должны быть сторонами одной и той же сущности. Они должны не только противостоять, но и взаимодополнять друг друга. Закон единства и борьбы противоположностей, примеры которого можно легко обнаружить в окружающем мире (например, взаимодействие магнитов с разными полюсами), объясняет все окружающие явления и процессы с точки зрения их диалектического развития.

Единство и борьба противоположностей – закон диалектики, с помощью которого может быть объяснена не только онтологическая, но и гносеологическая сущность окружающего мира.

Познание можно рассматривать так же, как взаимодействие единства и противоположностей. Будучи тождественным по своей сути, оно включает в себя такие достаточно серьезно отличающиеся друг от друга компоненты, как чувственность и рациональность, теория и практика.

4. Помимо чувственной и рациональной ступеней познания, какие характеристики, механизмы философия еще выделяет в познании?

Познание это интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

В своей основе познание представляет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познавательную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, отличающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

- познание не может быть объяснено посредством его сведения к некоторым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как является идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

- познание как отражение действительности не носит зеркального характера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосредственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспринимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведения познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным формам чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

Ощущениеэто отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свойства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он обладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каждый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах воспринимаемого предмета.

Восприятие это форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вместе или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не только то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс отражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «дорисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспринимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., формируем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

Представление это форма отражения, формирующая наглядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня организации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального познания присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой результат выделения из совокупности свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повторяющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством понятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, дистанцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характеристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Суждение форма рационального познания, посредством которой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают понятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утверждающих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение представляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает себя в умозаключении.

Умозаключение это процедура непосредственного выведения из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводится новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представленная в них непосредственно.

Названные две ступени познания: чувственная и рациональная представляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодостаточной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В теории познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм признает единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допущением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма, наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности человеческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное содержание, способы и формы проявления.

Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — пристально смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения установленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного познания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание предстает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозрения и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

- неожиданность решения познавательной задачи;

- неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяснения алгоритма движения к истине;

- непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

- безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процесса, ведущего к данному знанию;

- однократность, невозможность повторного проникновения в «лабораторию» производства полученного знания;

- субъективность, означающую исключительную индивидуальность сопрягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каждой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вносит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление взаимно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобретения им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущенная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания является обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков исследовательской работы.

Обыденное познание представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий своей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обеспечения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыденный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и многозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контексте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-этическими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.
1   2   3   4


написать администратору сайта