Философия. Контрольная работа по дисциплине Философия
Скачать 35.16 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» Факультет заочного и дистанционного обучения Кафедра «Философия и культурология» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Философия» Студент группы 9ОНб3а-2 М.А. Быков Преподаватель А.А. Аксенов 2020 Содержание Ведение Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в структуре философии необходимо описать каждую часть философского знания. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда - смысл и цель философии. Специфика философского знания Специфика философского знания: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат; не является научным знанием в чистом виде. Философия – является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Особенности философского знания: имеет сложную структуру; носит теоретический характер; содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное; имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя; неисчерпаемо по своей сути; изучает предмет познания и механизм самого познания; несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; постоянно развивается и обновляется; опирается на категории - предельно общие понятия; ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир). Структура философского знания Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются: философская онтология – рассматривает вопросы о существующем; Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология – раздел философии, которая рассматривает всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции. В этом смысле каждая философская и теоретическая система опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. Она создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука. гносеология – философское учение о познании мира. Отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании? Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем. При изучении личности познающего субъекта гносеология опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой и разнообразны материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и д.р. Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует своей предмет, т.е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это, прежде всего философские методы – диалектический, феноменологический, герменевтический и др. философская антропология – это философская наука, которая изучает человека, во всём его природном и социальном многообразии. Она исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия. Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом. социальная философия – изучает наиболее общие характеристики общественной жизни; философия истории – изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Главный вопрос философии истории: Куда идет история и почему она вообще осуществима? История философии рассматривает историческое развитие философии. Она является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания; этика – это учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Этика осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе; эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное. Значение философии раскрывают её функции: Мировоззренческая функция – заключается в том, что, будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др; Методологическая функция – заключается в том, что, философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества; Познавательная функция: окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; философия раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно-воспитательная функция: философия – это явление общественной культуры. Следовательно, изучая её, люди приобщаются к культуре; изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление. Основные типы философского мировоззрения. Личностное начало в философии Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. Можно выделить различные типы философских систем, положив в их основу различные основания классификации: по отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения. Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было у Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы; в русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем; во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению; свои разновидности, существуют среди идеализма и материализма. Есть идеализм объективный, постулирующий наличие объективного идеального начала мира в виде Бога, Абсолютной идеи, Мировой Души, Мировой Воли. Ему противостоит идеализм субъективный, признающий очевидную реальность лишь собственных переживаний и идей. В свою очередь, материализм может быть наивным, свойственным ранней греческой философии, механистическим, диалектическим, естественнонаучным и т.д; в гносеологических философских исканиях можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении фундаментальных теоретико-познавательных проблем в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной инстанцией наших знаний опыт или же, напротив, разум. Может быть и особый – скептический вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке. Помимо типов философских мировоззрений, существуют также многочисленные течения, выводящие свою родословную из идей того или иного классика философской мысли или из своеобразия используемой философской методологии. До сих пор существуют такие влиятельнейшие течения в философии как марксизм, фрейдизм и неотомизм, почитающие в качестве авторитетов Карла Маркса, Зигмунда Фрейда и Фому Аквинского. Заключение Исходя из всего выше сказанного философия – это основа всех знаний накопленных человечеством, которые обработаны и структурированы. В этой науке все взаимосвязано, и не случайно многие науки вышли из нее. Философия разнообразна она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью, исследует, как изучаются процессы реальной действительности, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека. Список использованных источников Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 452 с. Алексеев П.В. История философии: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 380 с. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 101 с. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 433 с. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. – 4-е изд., доп. – СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 405 с. |