Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 предмет философия основные функции философии

  • 3 античные школы философии основные идеи

  • 4 разработка диалектических идей в античной философии

  • 5 философские учения античного атонизма, значение для философии и естествознания

  • 6 философское учение Сократа диалектика рационалистическая этика Сократа

  • 7 онтология и гносеология Платона учение об идеях

  • ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН. 1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения


    Скачать 186.2 Kb.
    Название1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения
    Дата29.05.2019
    Размер186.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН.docx
    ТипДокументы
    #79425
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения

    Знание которое отвечает на вопросы о человеке, о мире и о положение человека в мире называется мировоззрением.Основные типы мировоззрения:1. Мифическое(миф-придания, сказания)2. Религиозное ( мировоззренческая система, которое основано на вере, имеет индивидуальный характер)3. Философское ( мировоззрение строится под определенным влиянием разума. Разум требует ясности для всех, каждое положение обосновано доводами. Не имеет творческий характер)Осн. мировоззренческие вопросы :Что я могу узнать? Что я должен узнать? На что я могу надеяться? Стр-ра мировоззрения: обыденно-практ. уровень (мироощущение, мировосприятие), рационально-теорет. уровень (миропонимание).Структурные эл-ты мирвоззрения: знания(объект.), ценности(субъект.), убеждения, чувства и эмоции, воля к действию, идеалы. Ф-ции мировоззрения: познавательная, ценностно-нормативная(оценочная), поведенческая(практическ.) Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;• однако не является научным знанием в чистом виде.

    2 предмет философия основные функции философии

    Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: 1.)онтология (учение о бытии, 2.)гносеология (учение о знании, 3.)антропология (что такое человек и в чем смысл его жизни на Земле);

    4.)соц.фил-я(опросы социальной жизни людей)

    Функции:

    1)Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.

    2)Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

    3)поисковая функция: создаёт новые области теоретического исследования.

    4)Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

    5)Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.

    6)Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.

    7)Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

    3 античные школы философии основные идеи
    Милетская школа.Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.Фалес — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.

    Школа Гераклита Эфесского.

    Гераклит -Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит.Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

    Школа пифагорейцев

    Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора .первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

    Школа атомистов

    Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:весь материальный мир состоит из атомов;атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);атомы имеют различную величину различную форму;между атомами существует пространство, заполненное пустотой;атомы находятся в вечном движении;существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

    4 разработка диалектических идей в античной философии

    Диалектика – это миропонимание, которое  рассматривает  действительность как взаимосвязанную, текучую и изменчивую. Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского. Все существующее постоянно переходит из одного  состояния  в  другое:“все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя  войти  дважды  ”;  в мире нет ничего неподвижного: холодное  теплеет,  теплое  холодеет,  влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь  и  смерть, рождение  и  гибель  –  бытие  и  небытие  –  связаны  друг  с  другом,  они обуславливают и переходят друг в друга.Диалектика  Гераклита  учитывала  обе  стороны  явления  –   его изменчивость и его неизменную природу.
     Античная диалектика не ограничивалась  констатацией,  что  все  течет  и меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как  и  все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и  неподвижно.  Сама  по себе эта идея антидиалектична,  но  чтобы  доказать  ее,  Зенон  использовал диалектический метод (знаменитые апории  Зенона,  призванные  показать,  что движение немыслимо без противоречий).
    Сократ же использовал метод диалектики в введениях спора(через устранение противоречий)
     К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:
     1. диалектика античных философов не является научно доказанной  теорией, она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.
     2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего  к высшему (или “золотой век” позади, или круговорот)
    5 философские учения античного атонизма, значение для философии и естествознания

    Атомиз был попыткой примирить крайности логоса элеатов с требованиями опыта. В логику атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомист Левкипп был учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура.

    Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трем позициям.

    1. Древние атомисты выделяли как существенные следующие характеристики атома: фигура, порядок и позиция. У Эпикура – это фигура, вес и величина. Различия атомов по форме чисто количественные; это не качественные формы Платона и Аристотеля.

    2. Второе отличие заключается в теории минимумов. Все атомы, от самых больших до самых маленьких, физически неделимы. Однако тот факт, что речь идет о телах, наделенных фигурой, следовательно, объемом, величиной, означает, означает, что они должны иметь части. Здесь идет речь о частях неделимых, а только логически выделяемых, именно потому, что атом структурно неделим. Элеаты в силу этого же мотива говорили о том, что невозможно, чтобы атомы уменьшались до бесконечности, лишь до известного предела, который Эпикур назвал «минимумом» или «единицей меры». При этом Эпикур говорил о «минимуме» не только относительно атомов, но и относительно пространства, времени.

    3. Третье отличие касается понятия первоначального толчка. Эпикур понимает движение атомов не так, как первые атомисты – как равное во всех направлениях; для него движение – это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести атомов.

    Отвечая на вопрос: «Почему же атомы не падают в бесконечности по параллельным траекториям?», Эпикур вводит теорию «отклонения» атомов, согласно которой атомы в любой момент времени и в любой точке пространства могут отклоняться от прямой линии на минимальный интервал и могут встречаться с другими атомами.

    Однако теория «отклонения» была введена не только для физического обоснования, а, прежде всего, для обоснования этики. В системе античного атомизма господствует необходимость: фатум и судьба правят миром для человеческой свободы места нет, а следовательно нет места для мудреца с его опытом жизни. Эпикур говорил, что лучше бы верить в мифических богов, чтобы не быть рабами фатума, о котором говорят физики.

    По поводу существования богов у Эпикура не было сомнений, однако он не допускал какой-либо их озабоченности по поводу человеческого мира. Они все блаженствуют своим многочисленным семейством в межмировом пространстве, общаются между собой на языке мудрецов, проводят жизнь в мудром величии.

    Душа, как и все прочее, есть агрегат атомов. Атомы воздухообразные и подвижные образуют алогичную часть души. Другие же, без специфического названия, образуют рациональную часть души. Душа как агрегат не вечна и подлежит разрушению и смерти.
    6 философское учение Сократа диалектика рационалистическая этика Сократа

    Сократ (470-399 до н.э.) хочет понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. Он говорит,что ему известно много прекрасных вещей, но каждая вещь прекрасна по-своему, все прекрасные вещи имеют нечто общее-общая идея, смысл. Общее может быть обнаружено не чувствами, а умом. Основы идеализма. Главным предметом философствования Сократа был человек, основное отличие которого от всего мира-душа. Душа,в первую очередь-это разум. «Познай самого себя». Сократ разработал метод приобретения знания-диалектику, состоящую из иронии и майевтики. Ирония-обмен мнениями сначала дает негативный результат. Сократ искал устойчивые нравственные нормы, на которые может опереться человек для совершенствования своей душ. Душа бессмертна, тело-могила душы, умирает тело-начинает жить душа.

    Концепция философии Сократа.

    Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.

    Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

    Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В цетре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

    Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,'столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение'. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

    Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

    Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

    Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим 'прислушиваться к природе', ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый 'демон' Сократа.

    Существенным, как уже отмечалось выше, был вклад Сократа в развитие диалектики. Аристотель, например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Учению Гераклита о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.

    Рационалистическая этика Сократа

    Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Этот этический рационализм Сократа был предметом удивления уже у древних: Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или познания особого рода. Учение Сократа о знании как усмотрении общего посредством понятий было развито учеником Сократа Платоном в его теории «видов», или «идей».
    7 онтология и гносеология Платона учение об идеях

    Платон- центральная часть философии- учение об идеях. Стремление к интеллектуальному объяснению Платон называет «второй навигацией», подразумевая то обстоятельство что когда судно (человек) не может двигаться под парусом чувственного восприятия, или «первоая навигация» то приходится прибегать к веслам,т.е. переходить к разуму. Не чувственной причиной вещи м.б. только идея. Платон предполагает что вещи физического мира имею нечувственную,т.е. метафизическую причину. В результате мы получаем как бы два «плана бытия» :чувственный физический и нечувственный идеальный. Его Платон называет миром идей. Мир идей есть совокупность понятия, где каждое понятие особая сущность. Идеи-не мсль сама по себе, а то, о чем мысль думает,когда она свободна от чувственного восприятия. Это есть бытие в читом виде или идея вещи. Для её обозначения Платон употребляет слово «парадигма» , имея ввиду ,что идея представляет собой образы, модели вещей, а так же то, чем можно обозначить так же как «бытие в себе и для себя». Идеи в себе – неподвижные образцы, неподвластные потоку становления. Идеи для себя,осознающее своё существование в этом потоке, в качестве стабильных образцов, и по этой причине не могущие подвергаться изменениям в этом потоке.

    Мир идей устроен особым образом. Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой есть идеи низшие и высшие, вплоть до высшей ИДЕИ, находящейся на вершине иерархии. Высшая идея является условием всех остальных и не обусловлена никакой другой, т.е абсолютна.

    По поводу необусловленной вершиной мира идей Платон пишет в «Государстве» что оно есть Благо. О Благе он говорит как об основании, делающем идеи познаваемыми, а ум познающим. Благо так же производит бытие и сущность. «Благо-не субстанция или сущность, но превыше их» . Благо относится к разряду первопринципов устройства Космоса. Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины»

    Близкое к понятию Благо понятие Единого . Единое есть Благо в себе, соответственно Благо есть функция Единого. Единому противостоит второе упорядочивающее начало, находящееся рангом ниже , понимаемое как бесусловное и неограниченное начало множественности. Этот второй принцип получил название Диады или Дуальности большого-малого . Из соединения этих двух начал «вырастает» мир идей.

    Платон допускает существование некой мировой воли, мирового стремления, активности,проистекающих от мира идей. Это активное мировое начало есть Демиург, Бог-творец, Бог мыслящий волящий , личность который взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой «хору» и таким образом порадил чувственный космос.

    Итак, есть модель – идеальный мир ; есть копия – физический мир и есть Творец – автокопия. Модель-образец вечна, Творец тоже вечен, но чувственный мир смертен, поскольку порожден. Почему и зачем Демиург порадил мир? По словам Платона из любви к Благу.

    Гносеология

    Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

    Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

    Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

    Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта