Главная страница
Навигация по странице:

  • 14 основные тенденции духовного развития эпохи возрождения. гумманизм.

  • 15 филосовские взгляды Акиценны и Парацельса

  • 16 Бэкон и его последователи в традиции эмпиризма Основателем эмпирического (опытного) направления

  • Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер

  • 17 философия и методология Рене Декарта Рене Декарт

  • «мыслю, следовательно, существую»

  • 18 Рационализм в теории познания. Философия Спинозы и Лейбиица

  • 19 Субъективный идеализм Беркли и Юма Дж.Беркли

  • ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН. 1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения


    Скачать 186.2 Kb.
    Название1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения
    Дата29.05.2019
    Размер186.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН.docx
    ТипДокументы
    #79425
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    13 систематизация идей средневековой философии в схоластике

    Схоластика (9—15 века н. э.) – средневековая «школьная философия», представители которой пытались рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля). Схоластика – это философствование в пределах нормативного текста по жестким логическим законам. Заслуга схоластики – создание категориального аппарата философии. Однако философия не была свободной, она зависела от церкви. Поэтому исследования схоластов можно лишь условно характеризовать как философские. Философия почти на тысячелетие оказалась задавленной христианскими идеями. Схоластика носила лишь религиозный характер, мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу. Систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274, Италия). Он был очень образованным ученым, богословом, философом. Выдающимся философом Фома стал во многом благодаря тому, что освоил наследие Аристотеля, приспособив его к нуждам католического вероучения. Главными трудами его считаются "Сумма теологии" и "Сумма против язычников". Аквинский признает возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. В своем сочинении ”О правлении государей” он рассматривает человека как социальное существо, а гос-во как организацию, заботящуюся о благе народа. Аквинский предлагает к рассмотрению проблему о двух законах: ”естественном законе”, который Бог вложил в ума и сердца людей, и ”божественном законе”, который определяет превосходство церкви над гражданским обществом и гос-вом.
    14 основные тенденции духовного развития эпохи возрождения. гумманизм.

    Философия эпохи Возрождения – это учения эпохи перехода от феодального к ранне буржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. Культура этого общества 15 -16 вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают свое господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Происходит глубокий сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от ее власти. Снова появляется свободное, независимое, несвязанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объеме, освобождаясь от схоластической оболочки. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию мастерства и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Европейская наука в 15 – 16 вв. уже превосходит по своему уровню античную.

    Возрождение философских идей античности в условиях господства христианской веры привело к появлению пантеистических теорий о мире и человеке, основанных на уподоблении их макро и микрокосму. Пантеизм был двух видов: натуралистический (бог во всем) и мистический (все в боге). Пантеизм отрицает личностную трактовку бога, утверждает его безличность и всеприсутсвие.

    Открытие гелиоцентрической системы Коперника показало, что Земля это не центр мира, она лишь вращается вокруг солнца. Таким образом произошло лишение неба священного статуса, был упразднен дуализм небесного и земного, истинного бытия и материальной природы. Была разрушена статичная средневековая картина мира, ставится новая цель – естественное эмпирическое познание мира. Новой картиной мира становится механистическая, развиваются математика, физика.

    Пантеизм в натурфилософии Возрождения стал оправданием новых земных интересов человека, формой обожествления природы в условиях, когда смысл жизни люди усматривали в преобразовании материального мира, природного и социального бытия. Это своего рода компромисс между новым научным мышлением и религией.
    15 филосовские взгляды Акиценны и Парацельса

    П-д начало Возрождения – конец средневековья Парацельс (1493-1541). Природу он понимал как живое целое, кот состоит из земли, воды, воздуха и огня. Говорил: «врач – слуга природы». Природа – некое живое целое, пронизанное звездной астральной душой. Природа бывает видимая и «стихия природных духов» - некий параллельный мир, где живут духи, гномы, боги, эльфы… Природа имеет 4 первопричины: земля, вода, воздух и огонь. Фигура Парацельса спорна в рамках теологии, считается, что он был чернокнижником, в его трудах много об этом говорится: материальным субстратом чека он считал соль, ртуть и серу – это пассивное начало, св-ва этим началам дает духовная сила, высшее начало – Архе(й). Б-нь есть угнетение Архе чуждым орг-мом или враждебным Архе(сглаз), поэтому лечить нужно не только тело, но и духовное Архе.Парацельса наз-т ф-фом-мистиком, основателем оккультной пневмоталогии – мистическое ф-фское учение, ориентированное на постижение природы, духовных субстанций. Чек – единство микро- и макрокосмоса. Макрокосмос – отражение св-в внешнего мира в чеке, микрокосмос – проявление сокровенной природы чека как небесного сущ-ва. Анатомию Парацельс считал совокупностью знаний о божественной модели. Парацельс выдвинул 7 способов лечения чека:«герметическая терапия» - вызывание духов;«вибрация» - посредством иск-ва: вибрация цвета, звука, танца.с помощью амулетов;с помощью молитв;диета и правильный образ жизни;травами;кровопусканием.Лечить надо 3 ур-ня чека: духовный (Архе), душевный (душа), телесный. Парацельс ввел в мед хирургию и алхимию.Крупнейший врач и ф-ф Ави Цена (980- 1037) учился у величайшего ф-фа мусульманского Востока Аль Фараби, кот-го считают лучщим комментатором Платона и Аристотеля. Ф. Ави Цены – соединение Ф. Аристотеля и неоплптонизма. величайшим ф-фским трудом он считал «Метафизику» Аристотеля. Овладев Ф. (он занимался ей с 14 лет), с 18 лет Ави Цена приступил к изучению мед, в 21 год – 1-ый научный трактат – «Свободная книга», где излагает свое понимание наук, кроме математики. Затем он приступил к написанию 20-томной работы по Ф. «Итог и рез-т». В 1023 вылечив 1 из эмиров Бухарского от ЖКТ заболевания, Ави Цена становится визирем, но затем произошел гос переворот, он был вынужден бежать. Это заставляет гл. свое ф-фское произведение «Книга исцеления» из 3-х частей, в кот ни 1 слова о мед. 1часть посвящена логике и диалектике, он традиционно понимает диалектику – наука о движении. 2ч о натурФ., где Ави Цена заявляет о себе как о дуалисте, т.е. сущ-т и материальная, и духовная субстанции, содержит учение о материи, ее движении во времени и пр-ве. Соотношение материи и формы он выводит из Аристотеля «Материя обладает устойчивостью только в форме». Первопричина всему – это чистое благо, Всевышний, гл. хар-ка кот-го – любовь. Бытие – это материя, небытие – это зло. Развивает учение Платона о мыслящей душе, «Душа мыслит самостоятельно и связи с телом не имеет». 3ч посвящена геометрии, математике и астрономии. В конце жизни Ави Цена пишет многотомную работу по Ф. «Книга справедливости», где, как он говорт, «Я указал 28000ф-фских проблем. Как ученый- астроном Ави Цена изучал прохождение Венеры по диску солнца, создал науку геодезии. Написал трактаты по мед «Канон врачебной науки», «Книга общих наблюдений», «Книга о коликах», « Сердечные препараты», основоположник геронтологии. «3 оружия есть у врача: слово, растения и нож», «Врач д. обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змей..».
    16 Бэкон и его последователи в традиции эмпиризма

    Основателем эмпирического (опытного) направленияв философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

    Сутьосновной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главныезадачизнания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

    В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".

    Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которойглавным методом познания должна стать индукция - обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов(например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

    Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер(так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

    Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность:

    • "путь паука";

    • "путь муравья";

    • "путь пчелы".

    Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но ивыделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:

    • призраки рода;

    • призраки пещеры;

    • призраки рынка;

    • призраки театра.
    17 философия и методология Рене Декарта

    Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования.

    Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).

    Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

    Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.

    Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

    Врожденные науки – это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), который включает в себя:

    • ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений;

    • разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

    • осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных. Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире.

    Самая знаменитая его работа «Размышления о первой философии» сразу была вызовом всей общепризнанной тогда философии как науки. Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы. В этих возражениях и ответах видно, как развертывается целая серия драматических и глубоких дискуссий, в которых такие известные мыслители, как Гоббс, Гассенди и Арно, скрестили шпаги с Декартом.

    Хотя Декарт испытал глубокое влияние схоластической философии, которая предшествовала его времени, проблемы, которые он ставил, вопросы, которые он поднимал, и его требования абсолютной субъективной достоверности знания вели к подрыву двухтысячелетних традиций аристотелевского философствования. В действительности работы почти всех великих философов в течение 150 лет после смерти Декарта можно рассматривать как попытку ответить на вопросы, поднятые блестящим французским иконоборцем.
    18 Рационализм в теории познания. Философия Спинозы и Лейбиица

    Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

    Рене Декарт (1596 - 1650 гг.)-родоначальник рационализма. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит. Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержатся в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

    Бенедикт Спиноза (1632-1677) разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил бога и природу. Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы: модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышления и протяженности, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами. Спиноза - последовательный детерминист. Б. Спиноза, различает три вида познания: 1)чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, 2)познание посредством разума, дающее знание о модусах, и 3)самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину.

    Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716) в своем произведении "Монадология" он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монады – духовные субстанции вещей, они бессмертны, нетождественны, их бесчисленное множество (это нематериальный, духовный центр деятельной силы). Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Внешним выражением духовной сущности монады является число. Взаимодействие души и тела монады -это Богом "предустановленная гармония". Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады жизни, монады души и монады духа. Из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ - животные; из монад-духов формируются люди. Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций. Все истины он делит на необходимые (истины разума: понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики, математики, морали) и случайные (истины факта).
    19 Субъективный идеализм Беркли и Юма

    Дж.Беркли(1685-1753)Выступает против атеизма и материализма.Осн работы:*Опыт новой теории знаний*,*Трактат о принципах знаний*он отрицает понятие материи и сводит её многообразие предметов и явлений мира к совокупности психологических состояний человека,отрицает абстрактность в мышлении,отрицает механику Ньютона т.к. она образованна на основе абстрактных понятий(ощущение-*Существует,то,что вижу*)Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.Юм считал, что наше познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания.Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. За такие суждения Юм считался большим скептиком в возможности познании мира через опыт.Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:1)Существуют образы объективных предметов (Теория отражения и материализм)2)Мир — это комплекс ощущений восприятия(Субъективный идеализм)3)Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом(объективный идеализм).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта