ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН. 1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения
Скачать 186.2 Kb.
|
47 типы научной рационализации, их смена в истории развитии науки и философии. Научные революции. Как развивается наука? Ответом на этот вопрос занимается постпозитивизм. Кун разработал концепцию развития научных знаний, научных революций, основанную на понятии парадигмы, т.е. теоретической модели знания. Научное исследование строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая в период революции заменяется другой парадигмой. Выбор парадигмы диктуется не прогрессом знания, а психологическими и другими факторами. Любая наука не переживает сплошную линию развития. Развитие прерывисто и скачкообразно (смена парадигм). Под сменой научных парадигм понимаетсяреволюция.Так парадигму Ньютона сменяет парадигма Эйнштейна. Изначально новая парадигма существует в голове одного ученого, а затем становится общепризнанной. В марксистской философии парадигмы также применяются, но трактовка парадигмы отличается от Куна. Основное отличие заключается в том, что у Маркса важно соотношение фактов и теории. Под фактомпонимается зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление, атеория – высшая форма научного познания. Изначально накапливаются факты, которые противоречат старой теории, парадигме => построение различных гипотез о значении данных фактов => на основании гипотез формируются новаторские методологические идеи. Таким образом, наука развивается путем самоусложнения. Физика Ньютона включается в физику Эйнштейна как частный случай. Что-то отбрасывается из старой концепции, но в основном старые концепции включаются в новую. Так происходит рост научного знания. Все науки развиваются одинаково => концептуальное углубление – это цель любой науки. Наука развивается путем концептуальной схемы. Парадигмой научной философии является противопоставление материи и сознания. Разделение на умственный и физический труд соответствует разделению материи и сознания. Таким образом, можно сделать вывод, что смена парадигм неизбежна. 48 Общество как система. Структура общества 2-ва подхода к рассмотрению общества системный (общество как система) общество как процесс -вторая треть XIX в. - середина XX в. О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. - общество - совокупность взаимосвязанных элементов - принципы системного подхода 1) целостность - свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством 2) элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы 3) открытая система, взаимодействующая со средой 4) целенаправленный характер поведения как системы в целом, так и отдельных ее элементов Вывод: общество никогда не находится в статическом состоянии => всегда изменяется в том или ином отношении структура (= сферы ) общества в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни => 1) экономическая (по созданию материальных благ) 2) социальная (по осуществлению связей между людьми) 3) политическая (по управлению обществом) 4) духовная (по созданию и освоению духовных ценностей)
1) мораль(от лат. — нравственный) - сфера существования нравственных норм человека - включает нравственные нормы (правила, образцы поведения человека), нравы (формы конкретного поведения), общественное мнение (оценки поведения людей) - соблюдение моральных норм предписывается только общественным мнением -функции морали: регулятивная, воспитательная 2) право - система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством - исторически право возникло гораздо позже морали => - появляется вместе с государством - соблюдение правовых норм охраняется государством => нормы права обязательны для исполнения - формально определенный, однозначный характер правовых норм - центральный элемент - норма права - функции права - регулятивная, охранительная, воспитательная 3) религия -(от лат. — воссоединение, совестливость) - сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил - ранние формы религии 1. фетишизм(от фр. - амулет, волшебство) - почитание неодушевленных предметов 2. тотемизм(сев.-амер. индейцев - божество рода) - почитание определенных видов растений или животных 3. анимизм(от лат. - душа, дух) - верование в духов 4. политеизм- обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов - VII в. до н. э. возникла первая монотеистическаярелигия (основанная на принципе единобожия) — иудаизм - 3-ри мировые религии: буддизм(VI - V вв. до н. э.), христианство(I в. н. э.),ислам(VII в. н. э.) - религия включает религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания), религиозные действия (культ), религиозные институты и организации (церкви) - элемент религии ---> религиозные верования - функций религии: мировоззренческая, воспитательная, психологическая, регулятивная, нормативная 4) наука- сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира - компоненты науки: научные знания, научная деятельность, научная методология - функции науки: познавательная, мировоззренческая, практическая 5) искусство- форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира - сфера искусства: художественные образы, воплощенные в произведениях искусства, создание предметов искусства, художественные представления - функции искусства: эстетическая, воспитательная 49 структура процесса познания. Формы познания:чувственное, рациональное, иррациональное. Известно, что сущность познавательного процесса связана с практикой. Практика дает возможность осмыслить общественно-исторический характер познания, ступени его развития, субъект и объект познавательного процесса. В процессе познания участвуют все познавательные способности человека, среди них важнейшие - чувства и разум. В этой связи в познании выделяют две ступени: чувственную и рациональную. Для чувственной ступени в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, преимущественно внешних сторон и связей, наличие непосредственной связи человека и миром. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение - это отражение в сознании отдельных сторон, свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.Восприятие есть целостный образ предмета, синтез данных отдельных ощущений. Это качественно новая ступень чувственного познания, важнейшими особенностями которой являются предметность, структурность, целостность, константность. Восприятие зависит не только от предмета, но и от прошлого опыта субъекта, его культуры, мотивов его деятельности. Представление - образ ранее воспринятого, но не воспринимаемого в данный момент предмета. В представлении отсутствует непосредственная связь с реальным предметом. Это обычно расплывчатый усредненный образ предмета, но уже в нем происходит элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. Рациональное познание представляет собой активное, обобщенное и опосредованное отражение действительности. На основе чувственныхданных оно раскрывает закономерные связи действительности. Рациональное познание неразрывно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. В мышлении выделяют рассудок как исходный его уровень. Это способность последовательного и ясно рассуждать. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Высшим уровнем мышления является разум, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и исследование их собственной природы. Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Исходными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы, такие, как проблема, гипотеза, теория и др. Понятие- форма мышления, отражающая предмет в его существенных признаках. Понятие обобщает предметы в класс. В языке понятия выражаются в виде отдельных слов или их сочетаний. Суждение - форма мышления, представляющая связь понятий. В языке оно выражается повествовательным предложением.Умозаключение - форма мышления, в которой из исходных высказываний (суждений) выводится новое знание. Чувственное и рациональное в познании взаимосвязаны, как связаны явление и сущность. В структуре познания выделяют также объяснение и понимание, как две взаимодополняющие процедуры. В процессе объяснения одни знания используются для объяснения других. Объяснением называют подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Различают структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен предмет; функциональные объяснения, отвечающие на вопрос, как действует предмет; причинные объяснения, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление. Объяснение устанавливает прочные и глубокие связи между системами знаний, позволяет предвидеть будущие ситуации. Процедура понимания связана с понятием «смысл», с осмыслением. Понимание - это реальное движение в смыслах, практическое овладение смыслами. Понимание - поиск смысла. В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные - творчество и интуиция. Творчество - процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества человек принимает нестандартные, необычные решения. Творчество невозможно без рационального, но оно не охватывается только рациональностью. Творчество, протекая подсознательно или бессознательно, в конечном счете на уровне результатов может быть включено в рациональную деятельность. Важнейшая особенность творческого познания - умение создавать и решать проблемные ситуации. Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Новые идеи возникают не только в результате логических рассуждений, но и неосознанно, внезапно, непосредственно. Интуиция - это непосредственно, несознательно полученное знание. Интуиция свободна от стереотипов, в ней очень много свободы ассоциативных связей. Таким образом, познание и творчество неразрывно связаны между собой. Целью познавательного процесса является получение истины. 50 Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине. Интуиция— это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без ее обоснования с помощью доказательства. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструктивного решения и т. д.). Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в зависимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции,как техническая, научная, обыденная, художественная, врачебная и т. д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированнаяи эвристическая. Первую из них называют интуицией-редукцией. Пример — врачебная интуиция С. П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета была 7 м), С. П. Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась правильной. Можно утверждать, что при постановке любого врачебного диагноза имеет место подведение частного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания). Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же Боткин, выступая как ученый-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (болезнь Боткина). Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дискурсивного познания. Дискурсивный —рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный. Дискурсивное предшествует интуитивному, выступает общим условием формирования и про- явления интуиции. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм интуитивного процесса. Дискурсивное должно дополнять свершившуюся интуицию, следовать за ней. Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Знание развивается скачкообразно, с перерывами, но, с другой стороны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида развитие знания есть единство прерывности и непрерывности, единство постепенности и скачка. Большое значение проблеме интуиции придавал французский философ А. Бергсон (1859–1941). Интуицию он связал с инстинктом, с познанием живого, изменчивого, с синтезом, а логическое — с интеллектом, с анализом. По его мнению, логика торжествует в науке, которая имеет своим предметом твердые тела. В то же время Бергсон излишне жестко противопоставлял интуицию логике. На самом деле не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное и интуитивное — специфические и дополняющие друг друга средства познания. 51 Проблема истины в философии. Различные подходы к пониманию истины. Способы толкования Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия. Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична. Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить. Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности. Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль. Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности. Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна. 52 Диалектика - учение о развитии. синергетика Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий). В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основные принципы диалектики: · всеобщая взаимосвязь всех явления; · всеобщность движения и развития; · источник развития - становление и разрешение противоречий; · развитие как отрицание; · противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др. Основные категории диалектики - материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие. Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания - закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей ( добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы); б) взаимоисключают друг друга; в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт - противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития. Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание - отрицания отрицания. Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохрани |