ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН. 1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения
Скачать 186.2 Kb.
|
36 Соотношение индивидуального и общественного сознания, их взаимовлияние. Индивидуальное сознание— субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры. Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности. Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность. Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания носит взаимный характер. Общ. сознание как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей, а индвид. сознание – несет в себе черты общественного. Несовпадение индивидуального сознания с общественным имеет двойственный хар-р: оно или опережает общественное сознание, или отстает от него. Но в их взаимодействии ведущим выступает общественное сознание. Оно явл-ся предпосылкой возникновения индивидуального сознания, условием формирования духовного мира ч-ка. Общественное сознание надлично, оно внутренне соприродно человеку: в нем все создано человеком, а не какой-либо вне человеческой силой. Вместе с тем общественное сознание не количественная сумма индив. сознаний, а их качественно новая ипостась. Общественное сознание не существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее, и каждый из нас может по-разному влиять на общественное сознание. Каждое инд. с. имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность, несмотря на единство объемлющей ее человеческой культуры, уникальна. Противоречивое взаимодействие между общественным сознанием и индивидуальным проявляется и в том, что первое представляет собой непрерывный духовный процесс, в то время как другое развивается прерывно. Не различение индивидуального и общественного сознания чревато для культуры такими опасными заболеваниями, как догматизм и волюнтаризм. 37 Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. основных противопоставлений: человек - животное, природа - общество, дух-тело, человек - бог, добро - зло и т.д. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и под разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Проблема состоит в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологизаторская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпретации тезиса Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Сторонники таких подходов всё человеческое существование связывают с влиянием социальной среды: никаких особых биологогенетических задатков индивидуум не имеет, не только личность социальна, но социальна также вся биологогенетическая структура человека. На основании того, что имеется множество факторов социального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих заболевания, особенно на основе наличия инфекционных, травматических, венерологических и других болезней, утверждалось, будто внутренняя природа зтих и всех других болезней социальна. Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие, слабые погибают. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на «высшие» и "низшие", аристократические расы якобы должны господствовать над низшими. В трактовке природы человека социологизаторские концепции абсолютизируют его социальную сторону, а биологизаторские - сводят сущность человека к биологии. Человек - социобиологическое существо. Как личность он является социологическим по самой своей сути. Человек - особое биологическое существо, способное выжить, сохранить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нормальное функционирование за счёт того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую "экологию человека" являются природа, социум и культура. Вне социокультурных форм бытия невозможен не только человеческий образ жизни, но и само выживание - функционирование человеческого организма. Все связи человека со средой обитания и развития - структурные, функциональные, энергетические, информационные - предполагают изучение взаимодействия различных систем и законов их регулирующих. Становление человека - это объективный процесс, в который задействован биологический организм, имеющий миллионнолетнюю историю и обладающий сложными физиологическими и психологическими механизмами. Культура есть прямой результат дополнения и модификации естественных потребностей человека. Природа человека - это дикое дерево, на котором прививается в процессе исторического развития социокультурные качества, и чрезвычайно важно, чтобы социальные требования не шли вразрез с биологией людей, а биологическое соответствовало социальным требованиям. В противном случае человека ждёт биологическое вырождение и гибель. 38 Проблема смысла человеческого существования в истории философии. проблема жизни, смерти и бессмертия. Каждый человек рано или поздно задается вопросом о смысле жизни и тайне смерти. Перед каждым человеком встает вопрос о смысле жизни. Уже в античной философии мы обнаруживаем два подхода к решению этим проблем: имманентный, который ориентируется на выявление смысла внутри человеческого бытия, и трансцендентный, предполагающий, что искать смысла жизни следует за пределами её самой. При этом первый из названных подходов разрабатывается в рамках таких философских течений как гедонизм и эвдемонизм. Гедонизм (греч. – наслаждение) понимает высшее благо, сущность морали и сам смысл жизни со всем тем, что приносит наслаждение и избавляет от страданий. Так у Эпикура главная цель жизни и её смысл – достижение спокойствия души, которое человек может достичь, преодолев страх, прежде всего страх перед смертью. Представители эвдемонизма (греч. – блаженство, счастье) говорили, что смысл жизни заключается в стремлении к счастью как к личному, так и общественному. Трансцендентные теории ищут некую внешнюю для человека самоценную сущность, к которой следует приобщиться и тогда человек приобретет смысл своей жизни. Для христианской этики смыслом жизни является спасение души через веру в Бога и необходимости любви к ближнему. В эпоху Возрождения – возникает новое решение этой проблемы: необходимо усовершенствовать общество путем социальных преобразований и тем самым обеспечить всех людей счастливой жизнью. Такого рода идеи мы можем обнаружить у первых социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанелла. В философии Нового времени возникает новое понимание смысла жизни. В. Спиноза говорит о том, что смысл жизни в познании истины, потому что только оно есть «истинное счастье и блаженство человека». Основоположник немецкой классической философии И. Кант видит смысл жизни человека в развитии его естественных сил, в общении с прекрасным. К. Маркс утверждал, что смысл жизни – борьба за революционное преобразование мира, за построение коммунизма. Философия экзистенциализма считает, что смысл жизни в творчестве и экзистенции, т.е. самоосуществлении, поскольку человек осуществляет сам себя. Он есть ничто иное как его собственная жизнь. Много внимания уделяет рассматриваемому вопросу русская философия Х1Х – ХХ вв. Так В.С. Соловьёв писал о том, что смысл человеческой жизни состоит в служении добру, добру чистому, всестороннему и высшему. Понятие добра – высшая нравственная ценность, данная человеку Богом, поэтому оно снимает проблему противопоставления личности и общества, нельзя, считает русский философ, рассматривать одно из них как цель, а другое как средство. 39 Индивид, индивидуальности, личность. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами. Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности(человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами). Структура личности • Социальный статус – место человека в системе общественных отношений. • Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу. • Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализация(от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни. Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание. Расширение и углубление социализации происходит: – в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п. – в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения. – в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др. 40 Проблема свободы личности в истории философии. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней отвественностью. В праве свобода связана не просто с отвественностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой отвественности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния - меры наказания. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера, Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, таким образом, позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания. 41 наука как культурный феномен. функции науки в обществе. сциентизм и антисциенизм Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль, но производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. |