ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН. 1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения
Скачать 186.2 Kb.
|
31 Филосовские всеединства Соловьева и его последователей Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) считается крупнейшим философом России XIX века. Он создал философскую систему, охватывающую все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. Учение о всеединстве. Общая формулировка "Всё существует во всем". Всё существует во всём не буквально, а лишь как тенденция, как закон. Все-единство - это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но в мире существенное место занимает элемент дисгармонии и рассогласованности. Абсолютное всеединство - это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство - это Бог, а мир - всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без этого элемента мир не может существовать, ибо в этом случае он бы рассыпался на изолированные и враждебные друг другу части. Абсолютное всеединство это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельность элементов. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. По Соловьеву, положительное всеединство это такое, которое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Моделью положительного всеединства служит для него живой организм, для которого правилом является такое соединение частей, когда каждая часть "заинтересована" во всех других и в целом. Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всём организме. Учение о человеке. Человек есть особый посредник между Богом и земным миром. Человек призван завершить эволюцию природы. На пути к положительному всеединству стоит много преград. Главная преграда заключена в самом человеке, в котором действует две противоположные силы; стремление к эгоистическому самоутверждению, порождающее зло и страдание, духовное стремление к единению с другими людьми, обществом и природой - сила божественная, способная преодолеть зло и страдание. Согласно Соловьеву, человек есть существо нравственное, в основе нравственности лежат три свойства человека: чувство стыда, жалость и чувство благоговения. Чувство стыда свидетельствует, что человек отделяет себя от своей животной природы. На чувстве стыда основывается совесть. Чувство жалости - человек ощущает чужое страдание. Чувство благоговения есть чувство преклонения перед высшим. Оно имеет сложную структуру, так как состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному. Особую роль играет понятие любви. Любовь выполняет многообразные функции: а) через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности своей и чужой; б) сила любви открывает идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще; в) половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола; г) любовь не только сфера частной жизни, она значима для жизни общественной. "Русская идея". По Соловьеву, "русская идея" - это историческая миссия России. Эта миссия связана с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей в противовес варварству и обскурантизму(враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу). Россия должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. Необходимо мощь Российской империи направить на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств - церковь, государство и общество, будут находиться в "безусловной внутренней связи"с двумя другими. Три лица социальной троицы должны быть "безусловно солидарны между собой", поскольку являются органами единого организма. Соловьев сознательно исходил из необходимости преодоления противоположности между западничеством и славянофильством. 32 Бердяев проблема творчества, свободы. Персонализм Бердяева:тема личности. Филосоия истории Бердяева. Суть философии Бердяева - "познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самостоятельный характер. Природа человека. По Бердяеву, бытие проявляется и обрывается через человека. Человек есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Человек есть пересечение двух миров - высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая - с необходимостью, природой, материей. Бердяев различает понятие "личность" и "индивид". Он пишет "Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая". Двойственная природа человека выражается также в том, что "он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного". Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность с его природной стороной. Сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествления человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность. Если на место Бога ставится человек, то люди могут стать на путь "человекопоклонства". С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека "есть форма идолопоклонства". По Бердяеву, двойственная природа человека рождает вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное - он подчинен необходимости и не может вырваться за её рамки. Свобода и творчество. По Бердяеву, свобода - это сущность человека, связанная с его духом, это его "внутренняя творческая энергия". Свобода не только важнее справедливости, но и самой жизни. Свобода главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена и ограничена природой человека. Творчество, по Бердяеву, это есть главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле, т.е. о "миротворчестве", которое находит свою "объективизацию" в культуре, науке, искусстве и т.д. Но творчество также противоречиво. В акте творчества человек свободен, он преодолевает "низший" мир - природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет "объективацией". Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу "объективации", которая обезличивает человека, создает психологию раба. Бердяев считает, что богословие, которое рассматривает Бога как "Господина", тем самым унижает человека. Социальная антропология. По Бердяеву, общество - это объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. Общество является частью личности, её социальной стороной. Объективированное общество подавляет личность, в нём царит разобщенность людей. По мнению Бердяева, высшим типом общества является такое, в котором объединены принцип личности и принцип общности. Для достижения такого общества необходимо не техническое переустройство, а духовное возрождение. По Бердяеву, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм(религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца), пронизывающий всё общество, его культуру и сознание. Бердяев осуждает крайности славянофилов и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Он считает, что Россия стоит в центре миров Востока и Запада и должна сознавать себя "Востоком-Западом", соединителем, а не разделителем их. 33 Философия русского космизма Вернадский, Федоров Космизм — специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской̆ и естественнонаучной̆ мысли. В 19в возникло самобытное философское умонастроение, названное русским космизмом. Ведущими идеями философского космизма стали всеединство: незавершенность развития мира и человека, творческое признание человека. Идея русского космизма были близки многим выдающимся естествоиспытателям и ученым-Сеченов, Циолковский. В космизме, особенно в религиозном аспекте содержалось немало мистических и утопических моментов (федоровский проект просвещения). Федоров Н.Ф. (1829-1903- основоположник русского космизма. В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и разработки средств его преодоления. Главное зло человека-смерть. Федоров выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По Федорову, долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, пре- вращение его догматов в заповеди. Он считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью. В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлени- ях: религиозно-богословском и естественнонаучном. В.И. Вернадский(1863-1945)-отдавая приоритет науки, он подчеркивал. что она неотделима от философии, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия. Вернадский указывает на существование трех различных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но и отграничиваются друг от друга. Ноосфера — область планеты, охва- ченная разумной деятельностью человека. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы таковы: 1) распространение человека — одного биологического вида, обладающего разумом, — по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3)открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований; 4) массовая демократизация государственного устройства; 5) взрыв научного творчества в ХХ в. Своеобразным венцом раз- вития ноосферы должно стать освобождение человечества от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, — условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос. Отдавая приоритет науке, Вернадский подчеркивал, что она неотделима от философии. По его мнению, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия. 34 Социально-экономическая концепция Маркса. Теория общественно-экономический формация. В теории общественно-экономических формаций К. Маркс и Ф. Энгельс выделили из всего кажущегося хаоса общественных отношений отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические, производственные отношения в качестве первичных. В связи с этим выяснились два чрезвычайно важных обстоятельства. Во-первых, оказалось, что в каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и являются базисом, фундаментом остальных общественных отношений и социального организма в целом. Во-вторых, обнаружилось, что экономические отношения в истории человечества существовали в не скольких основных типах: первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Поэтому некоторые конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собор (например, афинское, римское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческий), если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип экономических отношений. В результате, все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название общественно-экономических формаций (ОЭФ). В фундаменте каждой ОЭФ лежат определенные производительные силы – орудия и предметы труда плюс люди, которые приводят их в действие. В нашей философской литературе в течение десятилетий под фундаментом ОЭФ понимался экономической способ производства в целом. Таким образом, происходило смешение фундамента с базисом. Интересы же научного анализа требуют разделения этих понятий. Базисом ОЭФ являются экономические отношения,т. е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром экономических отношений становятся отношения между классами. Каковы же основные элементы, позволяющие представить общественно-экономическую формацию, как целостный, живой организм? Во-первых, экономические отношения в значительной степени определяют собой возвышающуюся над ними надстройку - совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, экономические отношения выступают как экономический базис общества. Во-вторых, в состав формации включаются этнические и социально-этнические формы общности людей, детерминируемые в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером экономических отношений, так и ступенью развития производительных сил. В-третьих, в состав формации входят тип и форма семьи, которые также на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства. В итоге можно сказать, что общественно-экономическая формация - это общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Оппоненты формационной парадигмы нередко заявляют, что понятие ОЭФ является просто «мыслительной схемой»; если не фикцией. Основанием для подобного обвинения служит тот факт, что в «чистом» виде ни в одной стране ОЭФ не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. А если так, делается вывод, то и само понятие ОЭФ теряет свой смысл. В этом случае для объяснения этапов становления и развития обществ прибегают к цивилизационному (А. Тойнби) и культурологическому (О. Шпенглер, П. Сорокин) подходам. Разумеется, абсолютно «чистых» формаций не бывает, потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. Любое конкретное общество всегда находится в процессе развития, а потому, наряду с тем, что определяет облик господствующей формации, в нем существуют остатки старых или зародыши новых формаций. Необходимо также учитывать несовпадение хозяйственного, социально-политического и культурного уровней развития отдельных стран и регионов, что также обусловливает внутриформационные различия и отклонения от эталона. Однако учение об ОЭФ дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества. Единство исторического процесса выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей ОЭФ. Но поскольку между логическим, теоретическим, идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим - с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается также и значительным многообразием.Основные проявления многообразия общественно-исторического развития:
35 Филосовские подходы к изучению истории человечества Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:
|