Главная страница
Навигация по странице:

  • 27 Филосовские идеи экзистенциализма: проблематичность и трагизм человеского существования Экзистенциализм

  • Исходный пункт философии экзистенциализма

  • Экзистенциализм объявл предметом философии - бытие

  • Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее преживание существования.

  • Свобода.

  • Характерной чертой человеческого существования

  • 28 Позитивистская концепуия научного знания. Основные этапы эволюции позитивизма. Этапы позитивизма

  • 70-80 гг. XIX в

  • Положительная философия может стать единственной твердой основой для социальной организации.

  • Позитивизм Конта.

  • Человеческий ум

  • Д. Дьюи

  • Здравый смысл, религии и науки, философские системы

  • 30 Славянофилы и западники об исторических судьбах России

  • ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН. 1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения


    Скачать 186.2 Kb.
    Название1. мировоззрение его исторические типы специфика философского мировоззрения
    Дата29.05.2019
    Размер186.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕН.docx
    ТипДокументы
    #79425
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    26 Иррационализм Шопенгауэра. Ницше и переоценка ценностей культуры

    Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. это философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного, универсального,бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

    Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле.Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира.Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд.Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли.Другой путь освобождения от страданий - искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

    Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

    1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

    2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

    Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни..

    Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

    Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость( в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.
    27 Филосовские идеи экзистенциализма: проблематичность и трагизм человеского существования

    Экзистенциализм - философия существования. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Германии экзистенциализм стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Экзистенциализм поставили вопос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм объявл предметом философии - бытие. "Современная философия, как и в прошлые времена занята бытием"- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: "существо есть то, что никогда не становится объектом", ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее преживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью. Для Сартра все вещи, кроме человека, есть"бытие в себе", а человеческое существование есть "бытие для себя" или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для философии человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничожество человек испытывает страх - "человек есть его страх". Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в "пограничных ситуациях" - страдание, борьба, смерть. Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел , проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако, свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. "Человек осужден быть свободным", свобода есть мучительная необходимость. Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено. Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.
    28 Позитивистская концепуия научного знания. Основные этапы эволюции позитивизма.

    Этапы позитивизма:

    1. 30-40 гг. XIX в.: возникновение и оформление позитивизма Конта и его последователей Милля и Спенсера;

    2. 70-80 гг. XIX в. Мах, Авенариус. Позитивизм эмпирио-критиков;

    3. Деятельность Венского кружка в 20 гг. XX в.: Шлик, Карнап, Витгенштейн, Нейрат. В 30-40 гг. XX в. - объединение членов кружка с родственными группами в Англии, США. Возник неопозитивизм;

    4. 50-70 гг. XX в. на основе критики прежних позитивистских концепций - постпозитивиз. Поппер.

    Позитивизм- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798-1857), в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин.

    Главный принцип - утверждение «Каждая наука - сама себе философия».Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии.

    Положительная философия может стать единственной твердой основой для социальной организации. Назначение позитивизма:«соединить умы в едином общении принципов», доставить «твердую основу для социальной реорганизации».

    Позитивизм Конта.Основной исторический закон: закон трех стадийКаждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.Человеческий ум по своей природе употребляет последовательно в каждом из своих изысканий три метода: сначала метод теологический, потом метафизический и, наконец, положительный.

    Д. Дьюи(1859-1952) продолжает расширение содержания понятия «опыт».

    Опыт - история, обращенная в будущееРефлексивное мышление - вид исследовательской деятельности - стремится внести ясность, устойчивость, гармонию в опыт.

    Здравый смысл, религии и науки, философские системы - устойчивые социальные формы, предназначенные для выполнения этой функции.

    Наше мышление - средство приспособления к среде.

    Идеи - функции реальных проблем, проекты действия, инструменты, обеспечивающие наше существование.

    Религия и метафизикаявляютсяпродуктами фантазии, возникающими в неблагоприятных для жизни условиях.

    Мерило истинности теории - ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Не существует абсолютных ценностей. Все они носят жизненный и ситуативный характер.

    Начиная с 1970-х гг. прагматизм полностью вытесненпостпозитивизмом.
    29 Философия психоанализа Фрейда и Юнга

    Основатель психоанализа З. Фрейд (1856 – 1939) — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл-Густав Юнг (1875 – 1961) и Эрих Фромм (1900 – 1980) также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов, психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии. Культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызвали бурю споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

    Творчество Фрейда, как философа можно разделить на два этапа первый период касается создания концепции бессознательного (конец XIX в до 1920 г.), когда на основе своих экспериментальных данных, автор делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые он называет — сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистнческой европейской философской традиции З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющиe иррациональный и вневременной характер.

    Во втором этапе творчества (1920—39 гг.) З. Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Тантоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, имеющая такие структуры как id — оно, ego — Я и super-ego — Сверх-Я. Оно, по мнению З. Фрейда — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека.

    Учеником и продолжателем философских традиций психоанализа был Карл-Густав Юнг.

    Анализируя бессознательное, Г. Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей программной работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912 г.). Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в еще дописьменные эпохи.

    На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного как коллективного и безличного, в первую очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.) В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.
    30 Славянофилы и западники об исторических судьбах России

    Либеральное направление. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

    Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

    На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников— историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

    Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и ее национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

    Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

    Славянофилы и западники заложили в-30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта