философия. фило экз. 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Скачать 190.99 Kb.
|
ЕН1.Мировоззрение,его сущность и исторические типы.Специфика философского мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации. Мировоззрение-система взглядов на объективный мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологическое мировоззрение- для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса Религиозное мировоззрение- удваивает мир на естественный (природный) и сверхъестественный (сверхприродный) Философское мировоззрение- стремится к максимальной обоснованности и доказуемости всех своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием категориального аппарата Элементы:мироощущения,мировосприятие,миропонимание Пути формирования:стихийное и осозннное Структурные уровни:знания, ценности,оценки Идеалы,нормы убеждения Компоненты:познаватеьный компонент,Ценностно-нормативный компонент,Эмоционально-волевой компонент;Практический компонент Особенности:исторично,догматизм,скептицизм 2.Философия,ее предмет,методы,функции,структура.Специфика философского знания Философия - исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к меру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Философия-наука об универсальных законах и принципах бытия;учение об общаих принципах бытия и познания,об отношении человека к миру,наука о всеобщих законах развития природы,общества и мышления Методыфилософии:диалектика,метафизика,догматизм,софистика,герменевтика,эклектика Функции: мировоззренческую и методологическую мировоззренческая функция философии состоит в том, что она выступает как средство выражения и обоснования определенного мировоззрения, как теория решения мировоззренческих проблем Методологическая функция философии заключается в том, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности. • гносеологическая • информационно-коммуникативная • ценностно-ориентирующая • критическая • интегрирующая • идеологическая • воспитательная • прогностическая • проектировочная Структура: - онтология– учение о бытии, исследующее основные принципы бытия, определяющие устройство мира; - гносеология– учение о познании, теория познания, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания; - аксиология– учение о ценностях, исследование того, что люди ценят (например, добро, красоту, справедливость и т.п.); - логика – философская наука о законах и формах человеческого (рационального) мышления; - этика– теория морали, изучающая ее возникновение, сущность, нравственные категории; - эстетика – наука об эстетическом отношении человека к миру, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни; - социальная философия – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития общества, его взаимосвязь с природой, с человеческой деятельностью; - философская антропология – учение о сущности человека, его месте и роли в мироздании, смысле человеческого бытия; - философия истории – наука, изучающая общие принципы объяснения исторического процесса и исторического познания. В ходе дальнейшего развития возникли и другие философские науки: философия религии, философия культуры, философия права, философия науки, философия техники, философия языка и др. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат; 2. однако не является научным знанием в чистом виде. Можно выделить также следующие особенности философского знания: 1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.); 2. носит предельно общий, теоретический характер; 3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4. во многом субъективно 5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное. 6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; 7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя; 9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; 10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется; 11. опирается на категории - предельно общие понятия; 12. неисчерпаемо по своей сути; 13. ограничено познавательными способностями человека 3.Особенности древнеиндийской философии и ее основные школы Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э. Упанишады – буквальный перевод: «сидящие около и внимающие наставлениям». Для записи ведических текстов был создан специальный язык – санскрит, в переводе с которого слово «веды» означает «знание». В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ: - майя (санскр. – иллюзия) – представление об иллюзорном характере чувственно-воспринимаемого мира; - Брахман - мировая душа, высшая объективная реальность, невидимая духовная сущность мира; - атман – индивидуальная душа, субъективное психическое начало («Я»), часть Брахмана, находящаяся в любом живом существе; - йога (санскр. – связь, оковы) – идея о неразрывной связи атмана и материального тела, зависимости духа от плоти; - сансара (санскр. – переселение) – представление о переселении души (атман) в другую материальную оболочку после смерти предыдущего тела; - карма (санскр. – деяние, поступок) – идея воздаяния за все совершенные в течение жизни поступки, в соответствии с которыми душа переселяется в новое тело. От кармы зависит сущность тела (человек, животное, насекомое и пр.), его пол, здоровье; у человека – еще и внешний вид, социальное происхождение и т.п.; - нирвана – состояние покоя, блаженства, абсолютной свободы; высшее состояние сознания, достичь которое из всех живых существ может только человек, ставший буддой; - будда – человек, достигший предельного духовного развития, постигший высшую истину. Согласно традиции, все философские школы Индии в зависимости от их отношения к Ведам делятся на две больших группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Ортодоксальные школы признают абсолютный духовный авторитет Вед, относятся к ним как к священным текстам К этому направлению относятся такие философско-религиозные учения как веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога и др. Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия. Веданта– философия жрецов (брахманов), стремящихся к постижению духовной сущности мира (Брахмана) и практикующих спокойствие духа, умеренность, отрешенность от мирской суеты, терпение и сосредоточенность. Миманса содержит оригинальную идею о вечных звуковых сущностях мира. Человеческая речь их «выявляет», но не создает, подобно тому, как луч света в темноте выявляет, но не создает предметы. Вайшешика содержит элементы атомистической теории: физическая Вселенная состоит из вечных, несотворенных и неделимых элементов, из которых Бог и создает мир. Карма – нравственный закон, управляющий миром. Санкхья содержит интересную идею множественности этапов эволюции мироздания, которые создатели этой концепции и попытались пересчитать. Они полагали, что изначально существовали две реальности: пуруша (дух) и пракрити (материя). Их взаимодействие породило первый продукт эволюции мира – махат – интеллект, из него возник второй продукт эволюции – аханкара – «Я» (самосознание, индивидуальность). Затем появились пять органов восприятия мира, пять органов действия и пять «тонких элементов», порождающих звук, вкус, цвет, запах и осязание. И уже на их основе возникли пять материальных элементов мира: эфир, огонь, воздух, вода, земля. Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед, относясь к ведическим текстам не как к священному писанию, а просто как к древней мудрости. К наиболее известным неортодоксальным философским школам относятся чарвака (локаята), буддизм и джайнизм. Чарвака– единственное материалистическое учение Древней Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Считая истинным лишь постигаемое с помощью органов чувств и отвергая невидимую духовную реальность (Брахман и атман), последователи этой школы считали единственной реальностью материальный мир. Материю они понимали как совокупность четырех элементов (отсюда и название – чарвака): земли, воды, воздуха и огня, из которых состоят все окружающие нас предметы и явления. Добро и зло – иллюзия, созданная человеческим воображением; реальны лишь наслаждения и страдания. Отвергая аскетизм, свойственный многим другим индийским учениям, чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческой жизни получение наслаждения. Буддизм – наиболее известное в западноевропейской культуре философское учение Древней Индии, поскольку к I веку н.э. он вышел за пределы своей исторической родины, превратившись в мировую религию. Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода Шакьев по имени Сиддхартха Гаутама. Основой буддистской философии является учение о страдании 1. Жизнь есть страдание 2. Причина страданий – желания 3. Единственный метод избавление от страданий - это «погашение» желаний, отказ от жажды жизни, счастья, благополучия. Это состояние - нирвана - полное успокоение св оей психики, избавление от неведения, страстей, забот и желаний. 4. Путь, ведущий к нирване – «восьмеричный путь спасения» (то есть, состоящий из восьми ступеней), открытый Буддой. Восьмиступенчатый путь включает в себя три этапа: Этап мудрости – первые две ступени: 1) правильное видение мира – знание основ буддизма; 2) правильную решимость следовать этому учению до конца. Этап соблюдения обетов и норм морали - следующие три ступени: 3) правильное поведение – отказ от насилия в любой форме; 4) правильную речь – воздержание ото лжи, клеветы, грубости и сплетен; 5) правильный образ жизни – отказ от занятий и профессий, противоречащих нормам буддистской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, занятия гаданиями и прорицаниями и т.п.). Этап сосредоточения, то есть занятия психотехникой – буддистской йогой, что помогает пройти последние три ступени: 6) правильное усердие в овладение методами сосредоточения (медитацией), 7) правильное направление мысли – успокоение психики, избавление от страстей и желаний на основе понимания того, что всё в мире преходяще; 8) правильное сосредоточение – достижение высшей степени сосредоточения, способной привести к нирване. Ранний буддизм позже получит название «Хинаяна» - «малая колесница» или «узкий путь спасения», поскольку в этом варианте учения нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям каждого отдельного человека. Постепенно к Y–YI вв. н.э. складывается новая разновидность буддизма – «Махаяна» - «большая колесница» или «широкий путь спасения». В основе Махаяны лежит уже не этика индивидуального спасения, а этика активного действия. Идеалом становится бодхисатва (санскр. – пробужденное существо) - человек, достигший состояния Будды, но отказавшийся уходить в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. 4.Особенности древнекитайской философии и ее основные школы. возникновение древнекитайской философии относят к YII–YI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характера, в это же время происходит становление учения о противоположных и взаимосвязанных началах всего сущего – Ян и Инь Для традиционной китайской культуры была нехарактерна вера в бессмертие души, способной существовать вне тела. Сам дух понимался вполне натуралистически. Конфуцианство Конфуцианство сыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Конфуций (551 – 479 гг. до н.э) главной идеей его учения было преодоление хаоса и наведение порядка в обществе. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства. Государство рассматривалось как аналог большой патриархальной семьи, в которой император выполнял ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. Конфуций разработал учение о нормах социальной иерархии, выраженных в «пяти взаимоотношениях»: 1)между государем и подданными, 2)между отцом и детьми, 3)между старшими и младшими братьями, 4)между мужем и женой и 5)между друзьями. В этой системе взаимоотношений только пятое предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре основаны на подчинении (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу). Важным принципом конфуцианства является учение об «исправлении имен», согласно которому каждое «имя» («государь», «отец», «сын», «учитель» и т.п.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения. Идеальная личность в конфуцианстве называлась «благородным мужем»; им мог быть любой человек, независимо от происхождения, если он строго и неукоснительно следовал нормам конфуцианской морали и обладал тремя основными добродетелями: «жень» - гуманностью, «и» - чувством долга, «ди» - уважением к старшим. Даосизм Первым даосским мыслителем и основателем даосизма традиционно считается Лао-цзы В основе даосизма лежит учение о Дао - едином первоначале всего сущего, единой субстанции и одновременно мировой закономерности. Дао (дословно – «путь») – одна из важнейших категорий всей китайской философии, уходящая корнями в дофилософский, мифологический период культуры Древнего Китая. В книге «Дао-дэ цзин» говорится о двух аспектах Дао: именуемом и не-именуемом, порождающем вещи и «вскармливающим» их. Из всех видов существ только человек может отклоняться от Пути, нарушая гармонию, как своего бытия, так и Вселенной. Поэтому «Дао-дэ цзин» призывает к возвращению к изначальной, естественной природе человека. Овладению техникой медитации и управления своими психическими процессами (психотехникой) в даосизме уделялось много внимания. Любое действие, противоречащее Дао (то есть естественному ходу вещей), означает пустую трату сил и может привести к неудаче, даже к гибели. Даосам (впрочем, как и Конфуцию), была не безразлична судьба их страны. Они были абсолютно убеждены, что эффективное управление государством возможно только при условии, что император и государственные чиновники станут последователями даосизма. Моизм и легизм в Y в. до н.э. достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название «моизм». Главные проблемы моизма концентрируются вокруг вопросов порядка в «поднебесной империи», гуманного и мудрого правления и взаимоотношений между людьми, основанных на любви и взаимопомощи. Моисты осуждали войны, стремясь распространить идеалы гуманизма и взаимной любви и на межгосударственные отношения. Современники ценили моизм наравне с конфуцианством и называли обе школы «знаменитыми учениями». Просуществовал моизм почти два века. Другим достаточно популярным учением Древнего Китая был легизм или школа законников. Легизм возник и развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь только в методах его построения. легизм исходил из идеи равенства всех перед законом (кроме правителя – творца законов). Легисты предлагали ввести государственное регулирование экономических процессов в стране, проводить систематическое обновление государственного аппарата, установить личную ответственность чиновников и, одновременно, ввести цензорский надзор за их деятельностью и т.п 5.Возниконовение древнегреческой философиии.Первые (досократический школы) Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке – в ионийских городах Малой Азии (Милет и Эфес) и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии (такие города как Элея, Кротон, Сиракузы и др.). Отсюда – традиция разделения ее на две ветви: «ионийскую» (милетская школа, Гераклит Эфесский) и «италийскую» (пифагорейская и элейская школы, Эмпедокл). Для ионийской традиции в целом был характерен интерес к чувственно-воспринимаему миру, ориентация на его материальные, вещественные проявления, поэтому вполне закономерно, что философия этой ветви стала развиваться в русле натурфилософского материализма. Философы-материалисты милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также Гераклит из Эфеса центральным считали вопрос о едином материальном первоначале всего сущего, которое лежит в основе бесконечного многообразия явлений, заложив, тем самым, основы принципа материалистического монизма. |