философия. фило экз. 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Скачать 190.99 Kb.
|
Скептицизм Пиррон из Элиды скептики, как и представители стоицизма, считали своим идеалом мудреца, для которого цель жизни - достижения счастья, понимаемого как душевный покой, невозмутимость и отсутствие страданий. Основная идея скептицизма заложена уже в ответе на первый вопрос: ничего абсолютно определенного, истинного ни об одной вещи сказать нельзя, ибо любое другое высказывание будет также иметь право на истинность. Отсюда следует ответ на второй вопрос: мудрец должен воздерживаться от каких-либо определенных высказываний с претензией на истину, прибегая к осторожной формулировке типа «мне кажется, что…» Ответ на третий вопрос очевиден: избегая догматических суждений мудрец достигнет той самой невозмутимости и безмятежности, к которой стремился. Неоплатонизм Основателем неоплатонизма считается Плотин (ок.204, Египет – 270 гг.н.э., Италия). Плотин разработал философскую систему, в которой раскрывается диалектика происхождения из Единого («неизреченного Божественного бытия») последовательно ума, души, единичных душ, единичных тел и т.д. вплоть до материи («небытия», по Платону), и обратный процесс поэтапного восхождения человеческой души к Единому. Учение о душе занимает в концепции Плотина центральное место.Душа – особый вид бытия, цельный и неделимый, она управляет телом, борется с его желаниями и страстями. Тело для души – орган, через который она может вступать в связь с внешним миром. Целью жизни человека является достигаемое путем обуздания телесных влечений и развития своих духовных сил возвышение души до Единого и последующее окончательное ее слияние с Божеством в состоянии экстаза. Порфирий Его сочинение «Против христиан» является одним из первых образцов библейской критики (было сожжено в 448 г.) Ямвлих основал сирийскую школу разъяснял сущность и методы пророчеств, астрологии, мистерий, внутреннего экстатического восхождения к Божеству и т.п. В этот же период возникает пергамская школа , вв. развивается александрийская школа, и афинская школа неоплатонизма, крупнейшим представителем которой был Прокл. Прокл считается последним крупным философом не только греческого неоплатонизма, но и всей античной философии. 10.Особенности средневековой философии,Патристика и схоластика.Учение Августина Аверелия И Фомы Аквинского. Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIY в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская философия, поскольку основой всей мировоззренческой системы европейской цивилизации в указанный период становится христианство, опирающееся на Библию. Именно библейские тексты (Ветхого и Нового заветов) были на протяжении всего средневековья главным источником развития философской мысли. Самой характерной чертой средневековой философии можно назвать теоцентризм: основным объектом познания был Бог, трактуемый с позиций теизма. Теизм (греч. theos – бог) - это представление о Боге как о Личности, обладающей разумом, памятью, волей и чувствами, сотворившей мир и управляющей им. Бог в средневековой философии и культуре – неотъемлемый элемент мировоззрения и нравственного сознания; без него средневековые мыслители не смогли бы ни объяснить мир, ни ориентироваться в нем. В возникновении и развитии средневековой христианской философии значительную роль сыграло учение представителя греко-иудейской философской мысли Филона Александрийского (ок.25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Именно Филон определил в качестве основного объекта познания не окружающий нас мир, не человека, а Бога. Он же сформулировал проблему, ставшей впоследствии центральной для всей религиозной философии – проблему теодицеи (богооправдания) В развитии средневековой философии выделяются два основных периода – патристика (IY – YII вв.) и схоластика (YII – XIY вв.) Патристика. В развитии патристики выделяют три этапа: ранняя патристика, или апологетика (II - III вв.), классическая патристика (IY - Y вв.) и поздняя патристика (YI - YII вв.). 1) Апологетика (греч. apologetikos - защитительный), главные представители - Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский и др. В этот период идет оформление христианского вероучения и его защита от многочисленных врагов; главная проблема – отношение христианства к «языческой» (античной) философии. 2) Классическая патристика - период формирования мировоззренческого и теолого-догматического стандарта всей последующей средневековой философии. стремление рационально обосновать и интерпретировать основные христианские догматы породило наиболее острые проблемы: - «тринитарная» проблема; - «христологическая» проблема; - «антропологическая» проблема; - проблема теодицеи – «богооправдания Августин Аврелий . В трудах «Исповедь», «О граде Божием», «О троице», «О христианском учении» и др. Августин сформулировал почти все основные принципы христианской философии. Августин вывел универсальную тринитарную формулу структуры личности Бога: «одна сущность – три лица» Августин становится одним из создателей христианского неоплатонизма Главный и единственный предмет достойный познания – Бог. Августин поднимает проблему прогресса. Мыслитель выделяет два противоположных типа человеческой общности: «град земной» и «град Божий». Существенным элементом концепции Августина является оригинальное решение проблемы теодицеи. Философ полагает, что зло как некая изначальная сущность в мире отсутствует. 3) Поздняя патристика характеризуется стабилизацией догматики, которая в этот период окончательно принимает форму непреложного канона. Наиболее значительный философ этого периода, теолог и поэт – Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480 – 524), которого иногда называют «отцом схоластики». Считается, что именно Боэций отчасти придумал, отчасти впервые определил и ввел в литературный оборот такие термины как «субстанция», «эссенция», «атрибут», «дефиниция», «рациональный», «иррациональный», «натуральный», «формальный», «темпоральный» Схоластика В истории средневековой схоластики выделяют три периода: 1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142); 2) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); наиболее значимые мыслители этого периода - Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1294) и Фома Аквинский (1226 – 1274); 3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени. Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику.Подчинение рациональной мыслительной деятельности религиозной проблематике было выражено в формуле представителя ранней схоластика Петра Дамиани «философия есть служанка богословия». Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий» в структуре бытия и процессе познания появились два противоположных направления: реализм и номинализм: - реализм: универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей, поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю (И.С.Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский); - номинализм: универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена» (Пьер Абеляр, Уильям Оккам). Ранняя схоластика IX-XII вв. В этот период сложились основные принципы схоластической философии, ее главные проблемы: соотношение веры и знания, общего и единичного (спор об универсалиях) и др. В этот период в схоластике сложились основные подходы к вопросу о соотношении веры и разума. Так Ансельм Кентерберийский ставил веру выше разума, считая ее основой рационального познания: «верую, чтобы понимать». Прямо противоположную точку зрения отстаивал Пьер Абеляр, которого считают наиболее значительным представителем ранней схоластики.Абеляр разработал «схоластическую диалектику» - выявление противоречий в текстах Священного Писания, но, как он отмечал, не с целью подрыва их авторитета, а для их «очищения». Зрелая («высокая») схоластика XIII века возникла в связи с дальнейшим развитием городской средневековой культуры, возникновением университетов, которые стали основными центрами преподавания наук и философии (особенно Парижский и Оксфордский университеты). Фома Аквинский - крупнейший представитель «высокой» схоластики. Он написал более шестидесяти трудов, наиболее значительными из которых являются работы: «О сущем и сущности», «Сумма против язычников» (известна также под названием «Сумма философии») и неоконченная работа «Сумма теологии». Фома Аквинский является создателем логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской философии на основе теологической интерпретации аристотелизма Фома Аквинский, стремясь обойти церковное «вето» на идею двойственной истины и отстоять значимость рационального познания, сформулировал принцип «гармонии веры и разума». В соответствии с этим принципом Фома разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Фома Аквинский создал «естественную теологию», в основу которой он положил пять сформулированных им доказательств бытия Бога. В споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занял позицию «умеренного реализма». Он считал, что универсалии существуют в трех разновидностях: - «до вещи» - «в вещи» - «после вещи» Фома Аквинский предложил оригинальное решение проблемы теодицеи. В соответствии с его учением, зло в мире имеет три источника: Во-первых, это неправильные действия человека, который не умеет пользоваться «дарами Бога» – природными явлениями. Во-вторых, Бог иногда не пытается предотвратить зло во имя неких благих целей В-третьих, Бог иногда наказывает людей за тяжкие грехи, насылая на них болезни и бедствия. Учение Фомы Аквинского- «томизм» (от латинского варианта его имени - Thomas) со временем стало ведущим направлением в католической теологии и философии Поздняя схоластика Наиболее значительным философом этого периода был Уильям Оккам В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря методологическому принципу, получившему со временем название «бритва Оккама Исходя из этого принципа, в споре об универсалиях Оккам занял позицию крайнего номинализма, считая, что реальным существованием обладают только единичные вещи и их свойства, а универсалии – это всего лишь понятия, «знаки» для обозначения совокупности объектов. Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины 11.Основные направление и характерные черты философии эпохи Возрождения Эпоха Возрождения XY –XYI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к античному культурному наследию, а также с рождением нового гуманистического мировоззрения, отличного от средневекового религиозного миропонимания. К основным социокультурным предпосылкам Возрождения можно отнести: - развитие культуры, науки и образования в средневековых городах, крупных университетских центрах; - появление первых элементов капиталистического хозяйства, в частности, бурное развитие торговли, банковского капитала; - уменьшение власти церкви и начало процесса секуляризации - появление светской интеллигенции, постепенно заменяющей духовенство в сфере умственного труда; - трансформация аскетической средневековой морали и постепенное изменение подходов к оценке сущности человека - как следствие - возникновение идей свободы личности, индивидуализма, формирование гуманистического мировоззрения; - формирование в среде ученых и философов критического отношения к средневековой схоластике и обращение к наследию античной культуры и философии. Ренессансная культура, таким образом, кардинально изменяет вектор своей направленности: от потустороннего сверхъестественного мира – главного объекта внимания со стороны средневековья – к проблемам и ценностям реального мира и живущего в нем человека. Возрождение, таким образом, это эпоха переходного типа, «мостик» между Средневековьем и Новым временем, выстроенный на базе античности. Основные идеи и принципы культуры и философии эпохи Возрождения: - антропоцентризм – центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как «образ и подобие Бога», то есть наиболее совершенное природное существо; - пантеизм– представление о Боге как о безличной силе, повсеместно распространенной в природе; ренессансный пантеизм возник как реакция на средневековый теизм и теоцентризм, но он не имел антирелигиозной или атеистической направленности; - индивидуализм – признание автономии и прав каждой личности в обществе, возможности для личности свободного выбора и ответственности за содеянное; - гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу и счастье; уважение принципов справедливости и милосердия как норм взаимоотношений между людьми. В эту эпоху кардинально изменилось отношение к проблеме человека. Возник, так называемый, «ренессансный антропоцентризм», согласно которому центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек. В развитии философии эпохи Возрождения выделяют следующие основные направления: гуманистические идеи и концепции, социально-политические философские доктрины, религиозную философию и натурфилософию. Гуманистическая, социально-политическая и религиозно-философская мысль эпохи Возрождения Гуманистическое мировоззрение как характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIY веке. К этому периоду относится творчество величайшего поэта и мыслителя Данте Алигьери автора поэмы «Божественная комедия», которого итальянские гуманисты считали создателем нового мировоззрения. Среди других предвестников ренессансного гуманизма, в первую очередь, можно назвать поэта Франческо Петрарку (1304 – 1375), а также писателя, автора сборника новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо. Одним из первых философов-гуманистов итальянского Возрождения был Лоренцо Валла В трактате «О наслаждении как истинном благе» утверждал, что в земной жизни человеку доступны три вида наслаждения: духовное, интеллектуальное и чувственное. К числу наиболее ярких выразителей идеи ренессансного антропоцентризма относится Джованни Пико делла Мирандола .выдвинул идею об особом положении человека в космическом миропорядке. Являясь венцом божественного творения, человек выступает как «посредник между всеми созданиями». Развивая гуманистическую традицию возвеличивания человека, Пико в сочинении «Против предсказующей астрологии» выступил против «астрологического детерминизма Эразм Роттердамский .Наиболее известным произведением Эразма является «Похвала глупости»– философская сатира на все сословия и социальные институты (государство, церковь и пр.) средневековой Европы, основанная на парадоксальном доказательстве того, что все в человеческой жизни (дружба, любовь, семья, государство и т.д.) базируется не на принципах разума, а на глупости. Основные идеи своего философского мировоззрения Эразм изложил в работе «Оружие христианского воина» (1502). сосредоточил внимание на нравственных обязанностях человека перед Богом Мишель Монтень Его главное произведение - «Опыты» представляет собой сборник философских эссе– размышлений о жизни, событиях и фактах, о нравах и привычках людей, изложенных в непринужденной, свободной манере. В развитии социально-политической мысли Ренессанса можно выделить два основных направления: утопические концепции идеального общества (Т.Мор и Т.Кампанелла) и социально-политическое учение Н.Макиавелли. Томас Мор «Утопия» . он осудил войны и религиозную нетерпимость, сформулировал принцип толерантности Трактат «Утопия» стал литературным воплощением гуманистического идеала общества Николо Макиавелли «Государь» он описывает различные способы создания государства в условиях, когда в народе еще не развиты «гражданские добродетели». Макиавелли отделяет политику от морали.По мнению Макиавелли, политика - это синтез науки и искусства, но к нравственности никакого отношения не имеет. Религиозная философия в ренессансной Европе развивалась в двух своих разновидностя. Реформация – общественно-политическое и религиозное движение, направленное на реформу римско-католической церкви, которое привело к возникновению нового типа религиозной философии – философии протестантизма. Основные положения философии протестантизма сформулировали Мартин Лютер и Жан Кальвин Мартин Лютер считается основателем протестантизма и как нового религиозно-философского учения, и как одной из ветвей христианства (лютеранства), отделившейся от католицизма. Его основные идеи заключались в следующем: - церковь и духовенство не являются необходимыми посредниками между Богом и людьми - спасение достигается только верой - мирская жизнь (труд, семья, воспитание детей) чрезвычайно важна в религии - основной нравственный императив протестантизма – «молись и трудись!» - идеалом для подражания должен быть Иисус Христос и апостолы |