Главная страница

философия. фило экз. 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения


Скачать 190.99 Kb.
Название1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Анкорфилософия
Дата25.01.2023
Размер190.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафило экз.docx
ТипДокументы
#905112
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания

пантеизм

Николай Кузанский

«Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог.

С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как «актуальную бесконечность» , а мир – как «потенциальную бесконечность»,Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей.Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина».

Естествознание эпохи Возрождения было непосредственно связано, во-первых, с практическими запросами эпохи и с искусством.

Леонардо да Винчи

С периодом Возрождения совпала эпоха великих географических открытий (экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана), которая обусловила широкое развитие географии, а экспедиция Магеллана, кроме того, доказала, что Земля имеет форму шара.

Революционный переворот в XYI веке произвели космология и астрономия Николая Коперника. Галилео Галилей, один из основоположников точного естествознания, открывший закон инерции, законы падения тел

В области анатомии и медицины следует отметить научную деятельность Андрея Везалия, который в труде «О строении человеческого тела» впервые дал не умозрительное, а естественное описание анатомии человека.

Среди крупнейших представителей ренессансной натурфилософии можно назвать немецкого врача, естествоиспытателя Парацельса, положившего начало сближению медицины с химией, Бернардино Телезио поставившего задачу опытного исследования природы

Джордано Бруно встал на позиции пантеизма. наделил материю активностью. Именно материя, «божественное бытие в вещах», является тем началом, которое «все производит из собственного лона». Бруно придерживался идеи тождества человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса).Бруно верил в принципиальное бессмертие человека как частицы мироздания.

12.Эмпиризм философии Нового Времени(Бэкон и Гоббс)

Френсис Бэкон первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового времени.

В трактатах «Новый органон», «Новая Атлантида», Ф.Бэкон настойчиво проводил мысль о том, что основной целью науки должно стать усиление власти человека над природой. «знание – сила», который станет мировоззренческой установкой.На этом основании Ф.Бэкон критикует схоластику и ее основной метод – дедукцию, которому он противопоставляет индуктивный метод. Бэкон, таким образом, настаивает на эмпирической основе всех истинных знаний, подчеркивая плодотворную роль эксперимента в науке.

Выдвигая идею «великого восстановления наук» Ф.Бэкон считал, что предпосылкой такого восстановления должно стать освобождение разума человека от заблуждений – «идолов», или «призраков» в его терминологии. Бэкон выделил четыре основных вида «идолов» как препятствий на пути постижения истины:

- «идолы рода» – свойственная всем людям, всему человеческому роду ограниченность познавательных способностей, что искажает полученную из внешнего мира информацию;

- «идолы пещеры» – индивидуальные ошибки и заблуждения, возникающие из-за того, что каждый воспринимает мир со своей точки зрения

- «идолы площади» порождаются некритическим отношением к общепризнанным, но ошибочным мнениям, а также некорректным употреблением слов, терминов, особенно в науке;

- «идолы театра» – некритическое отношение к авторитетным мнениям, что в научном познании особенно недопустимо, ибо, как отмечал Бэкон, «истина – дочь времени, а не авторитета».

Томас Гоббс знания – это сила, способная кардинально улучшить жизнь людей.

Основное сочинение Гоббса – «Левиафан» в котором он впервые изложил законченную систему механистического материализма.Природа, по Гоббсу, представляет собой совокупность объективно существующих и механически движущихся материальных тел. Человек и животные – это сложные механизмы, жизнь которых (в том числе, и духовная), всецело определяется механическими воздействиями извне. Понятия «Бог» и «бестелесная душа» - не более чем плод воображения.

выделил в развитии человеческого общества две стадии: «естественную» и «гражданскую» . Гоббс сделал вывод, что государь должен править от имени своих подданных, а не ссылаться на «Божье соизволение», поскольку именно от народа, а не от Бога он получил свою власть.

13.Философский рационализм Нового времени(Декарт,Спиноза,Лейбниц)

Рене Декарт. Основные сочинения – «Рассуждения о методе», «Начала философии»

Декарт полагал основной задачей научного познания овладение естественными силами природы. Однако, свое учение построил на основе рационализма, то есть, на приоритете разума над чувствами, которые субъективны, недостоверны, обманчивы. Логика рассуждений Декарта выглядит следующим образом:

- ощущения обманчивы, поэтому возможно сомневаться во всем, в том числе в существовании собственного тела;

- наличие сомнения, которое является актом мышления, указывает на существование мыслящего субъекта;

- «Я мыслю, следовательно, существую»

Идеалом научного знания для Декарта являлась математика. Именно дедукция, по Декарту, должна стать основным способом построения научной теории. Движение мысли должно идти от общего к частному, от общих идей к конкретным представлениям. Общие идеи, по Декарту, носят «врожденный» характер, то есть изначально присущи нашему разуму. Обосновывая свой метод, Декарт выделяет следующие моменты:

- основой познания является «интеллектуальная интуиция»

- поэтому сложные вопросы необходимо сначала разложить на простые и интуитивно ясные положения, которые не вызывают никаких сомнений;

- опираясь на эти интуитивно ясные и отчетливые для ума идеи, разум, используя дедукцию, должен вывести все необходимые следствия.

В онтологии Декарт был дуалистом то есть выдвинул в качестве основы бытия два независимых первоначала: нематериальную и материальную субстанции. Человек, по Декарту, воплощает в себе единство этих двух начал: разумной души и материального механизма тела.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название «картезианство» .

Бенедикт Спиноза построивший свой главный труд «Этика» дедуктивным методом по геометрическому образцу. онтология Спинозы построена на монистической основе: существуют не две, а лишь одна субстанция. Придерживаясь позиций пантеизма, Спиноза полагал, что единая субстанция – это ничем не обусловленная и никем не сотворенная природа, она же – Бог. Субстанция является причиной самой себя ,бесконечна в пространстве, вечна во времени и обладает только двумя фундаментальными свойствами (атрибутами), доступными человеческому познанию – протяженностью и мышлением. Отдельные природные явления представляют собой единичные проявления субстанции, ее «модусы».

Поэтому «свобода воли» – это всего лишь иллюзия, а действительная свобода состоит в умении жить в соответствии с «порядком вещей». Отсюда – знаменитая формула Спинозы «Свобода есть осознанная необходимость».

Готфрид Лейбниц В онтологии Лейбниц занял позицию плюрализма (признания множественности субстанций). Он изложил свое учение о «монадах» - мельчайших, обладающих активностью духовных единиц бытия, которые являются основой всех предметов и явлений чувственно-воспринимаемого мира в трактате «Монадология» (1714) .

Гносеология Лейбница в целом базируется на принципах рационализма.

существуют «истины разума» – знания, которые имеют всеобщий и необходимый характер и которые нельзя получить чисто эмпирическим путем. По мысли Лейбница в разуме заложена некая «предрасположенность» к возникновению в нем определенных идей и истин, но реализуется она только при наличии чувственного опыта индивида.

14.Материализм и идеализм в развитии сенсуализма 17-18в.(Локк,Беркли).Скептицизм Юма.

сенсуализм – противоположного рационализму направления в гносеологии. Сенсуализм– это философское учение о решающей роли ощущений в познавательном процессе и, следовательно, о приоритете чувственного опыта над разумом.

ДжонЛокк считается основателем сенсуализма в новоевропейской гносеологии. Он одним из первых выступил против декартовской теории «врожденных идей», выдвинув тезисы о том, что «душа ребенка – чистая доска» и «нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущениях» (Опыт о человеческом разуме»,1690). Тем самым Локк сформулировал принцип материалистического сенсуализма, согласно которому все знания происходят из чувственного восприятия внешнего мира.

Джордж Беркли

Беркли в работе «Трактат об основах человеческого познания» использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма.

Беркли выступил с критикой учения о материи как вещественной основы (субстанции) всех предметов и явлений. Каждый предмет, полагает Беркли, можно определить как «комплекс ощущений» Все, что реально существует, дано нам в наших ощущениях и восприятиях, следовательно, по логике Беркли, существовать – значит быть кем-то воспринимаемым. Провозгласив ощущения единственной реальностью, воспринимаемой человеком, Беркли посчитал, что источник ощущений не следует искать в сознании самих людей. Следовательно, должна существовать некая «высшая» сила, которая «гармонизирует» человеческие ощущения и придает им «единообразие». Такой силой, по логике епископа Беркли, является Бог.

Кроме того, внесением в гносеологическую концепцию Бога Беркли пытался избежать обвинений в так называемом солипсизме, согласно которому реально существует только один познающий субъект, а объективный мир, в том числе остальные люди, являются плодом его воображения.

Джордж Беркли, однако, не заметил, что критика понятия «материя» с позиций сенсуализма разрушительна не только для материализма, но и для религии, поскольку в равной степени применима и к основным религиозным идеям – идее Бога и идее бессмертной души.
Дэвид Юм занял позицию гносеологического скептицизма и агностицизма. «Трактат о человеческой природе» последовательно развивая идеи сенсуализма, он пришел к выводу, что единственно достоверный факт – это наличие у нас ощущений и восприятий. Однако источник их неизвестен, и по этому поводу можно высказать три предположения:

1) причина ощущений - объективно существующий внешний мир;

2) ощущения рождаются в сознании (в душе) самого человека;

3) источником наших ощущений является Бог.

«Невозможно доказать существование или несуществование Бога, души или материи как причины ощущений» (то есть, сущность мира нам неизвестна).

В повседневной жизни, считает английский агностик, мы пользуемся не столько теоретическими знаниями, сколько верой, основанной на привычке. Люди верят в существование Бога, в наличие бессмертной души, в реальность внешнего мира, постольку, поскольку в житейской практике это полезно. Кроме того, люди склонны оценивать события и делать выводы об их причинах, опираясь на жизненный опыт и привычку.

15.Идеи Просвещения и метафизический материализм во Франции 18в.

Просвещение Термин «просвещение» первоначально возник в среде французских мыслителей (Вольтер, Гердер) и окончательно утвердился после статьи И.Канта «Что такое Просвещение?», где Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Наиболее яркое воплощение идеи и идеалы Просвещения получили в культуре Франции.Центральное событие «века Просвещения» во Франции – это публикация главного труда французских просветителей, который назывался «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»(1751 – 1780).

Наиболее выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции были Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П.Гольбах, Ж. Даламбер, Ш.Монтескье, К.Гельвеций, Ж.О. де Ламетри Э.Кондильяк

Основными задачами французские просветители считали:

1. Критику абсолютной монархии как оплота феодализма и поддерживающей ее римско-католической церкви; католицизм и неограниченная монархия рассматривались просветителями как главные препятствия на пути дальнейшего прогресса страны;

2. Распространение знаний; фактически речь шла об идейной подготовке страны к буржуазной революции.

Условно философские взгляды представителей Просвещения можно разделить на два направления: на «радикальное», представители которого стояли на позициях открытого материализма и атеизма и «умеренное», последователи которого были деистами.

Дени Дидро, материалист и атеист, считался «главой» французских просветителей. Именно ему принадлежал замысел «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В «Энциклопедии» были собраны всесторонние знания о мире, человеке, прогрессе науки и техники, дана критика антинаучных религиозных воззрений, различных суеверий и заблуждений. Дидро был вдохновителем и бессменным редактором этого многотомного издания.Будучи материалистом, Дидро развивал идеи о бесконечности природы и вечности материи

Поль Гольбах был автором «Система природы или О законах мира физического и мира духовного», где последовательно излагались основы механистического материализма. Кроме того, Гольбах считается представителем так называемого «воинствующего атеизма», так как его перу принадлежит целый ряд антирелигиозных сочинений («Галерея святых», «Карманное богословие» и др.). В них критикуется не только церковь как социальный институт, но и сама религия как система антинаучных представлений о природе, человеке и обществе.

Представители деистического крыла французского Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо и др.) главный акцент в своих сочинениях делали на социально-политические вопросы; критикуя католицизм, они не затрагивали мировоззренческих основ религии.

Вольтер, выдвигая призыв к борьбе с римско-католической церковью «Раздавите гадину!», в то же самое время утверждал, что «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

Жан-Жак Руссо считается одним из основных идеологов Великой французской революции 1789 года главным образом благодаря трактату «Об общественном договоре». развивая идеи Т.Гоббса о договорном характере государственной власти, Руссо обосновывает право народа революцию.
16.Априоризм,агносицизм,дуализм в трансцендетальной философии Канта

Иммануил Кант создателем так называемого «критического» (или «трансцендентального») идеализма. В его творчестве принято различать два периода: «докритический» и «критический».

В «докритический» период Кант основное внимание уделял философским проблемам естествознания.

«критического» периода

Главными произведениями этого периода, принесшими Канту мировую известность, являются три работы

- «Критика чистого разума», посвященная проблемам гносеологии;

- «Критика практического разума» , посвященная вопросам этики;

- «Критика способности суждения», в которой анализируются эстетические проблемы.

В «Критике чистого разума» Кант разработал учение, в котором сумел соединить тезис сенсуализма с тезисом рационализма

Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, которые наш разум подводит под определенные понятия. Самые общие понятия – это категории, представляющие собой «условия мыслимости» любых предметов и явлений. Категории – априорны, то есть, даны нам до чувственного опыта.Они образуют внутреннюю структуру нашего мышления.Априорные формы познания, следовательно, упорядочивают и систематизируют ощущения.

Ни ощущения, ни категории сами по себе не являются знаниями. Ощущения – субъективны и хаотичны, а категории без ощущений (без содержания) – пустые формы. Совокупность априорных форм Кант назвал «трансцендентальным» слоем сознания, то есть, содержанием сознания, выходящим за пределы чувственного опыта. Он выделил три вида познавательных способности человека – чувственность, рассудок и разум – каждой из которых соответствуют свои априорные формы познания.

Априорные формы чувственного познания – пространство и время , делающие возможным существование математики.

Термином «рассудок» Кант назвал способность познающего субъекта создавать общие понятия и суждения, то есть, определенным образом «обрабатывать», обобщать чувственное знание. Правила такой систематизации задают сами априорные формы рассудка – категории благодаря которым в науке возможно существование теоретического естествознания

Термином «разум» Кант обозначил способность субъекта размышлять о мире как единстве всех явлений, о Боге как причине всего сущего, о душе как единстве всех психических явлений в человеке. Если разум попытается анализировать понятия «мир», «Бог» и «душа» так, как это стал бы делать рассудок, с реальными природными явлениями, то неизбежно придет к противоречиям – «антиномиям» .Столь противоречивые выводы обусловлены тем, что «Бог», «душа» и «мир» это не элементы объективной реальности, а априорные идеи самого разума. Благодаря наличию в нашем сознании априорных идей разума возможно существование философии.

Кант разделяет мир на «мир явлений» то, что нам дано в познавательном опыте и на мир непознаваемых «вещей-в-себе» то, что нашему познанию недоступно. «Вещь-в-себе» это реальность как таковая, источник нашего чувственного опыта, о которой мы знаем лишь то, что она существует.

Тезис о непознаваемости «вещи-в-себе» позволяет отнести Канта к агностикам. Этическое учение Канта изложено в трактате «Критика практического разума». Кант отмечает, что человек относится одновременно к двум мирам:

- как и любое природное тело к «миру явлений

- как разумное существо – к миру «вещей в себе»,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта