Главная страница

философия. фило экз. 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения


Скачать 190.99 Kb.
Название1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Анкорфилософия
Дата25.01.2023
Размер190.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафило экз.docx
ТипДокументы
#905112
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиями как система и элементы.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент– простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого, это внутренняя упорядоченность элементов и их взаимодействий, которая определяет качество объекта.

Вторая группа онтологических категорий, куда относятся: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность и др., раскрывает универсальные связи детерминации бытия, его обусловленности и упорядоченности, позволяя в своей совокупности обосновать две важнейших онтологических идеи: принцип детерминизма и идею закономерности (закона).

Детерминизм –философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, концепция противоположная детерминизму носит название «индетерминизм».

Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие).

Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных.

36.Необходимость и случайность.Понятие закона.

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные степени детерминированности явления. Необходимость порождается главными, постоянно действующими причинами и характеризуется строгой однозначностью и определенностью, а зачастую, даже неизбежностью возникновения события. Случайность так же причинно обусловлена, но порождается непостоянными, незначительными, побочными для данного явления причинами .

Необходимость и случайность взаимосвязаны: то, что в одном аспекте выступает как необходимость, в другом является случайностью. Как отметил Гегель, случайность – форма проявления необходимости, а необходимость включает в себя случайность. Между тем, многие философы прошлого абсолютизировали необходимость и отрицали существование случайности. Например, Демокрит отрицал наличие в мире случайных причин, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Подобную точку зрения разделяли многие мыслители Нового времени (напр., Б.Спиноза, П.Гольбах). В этот период получил распространение «лапласовский» механистический детерминизм который полагал причинную связь однозначной, необходимой и постоянной. Закономерным следствием отрицания случайности и абсолютизации необходимости является фатализм– учение о всеобщей предопределенности явлений .

Закон – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Таким образом, характерными чертами закона являются:

- объективность

- необходимость

- существенность

- устойчивость и повторяемость

По основным видам бытия выделяют:

- законы природы

- социальные закономерности

- законы человеческого мышления, изучаемые логикой.

По степени общности законы бывают:

- частные

- общие

- всеобщие

По характеру связей выделяют:

- законы развития

- законы структурно-функциональные

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические.
37.Сознание,его структура,происхождение и сущность.Индивидуальное и общественное сознание.

проблема происхождения сознания. Все многообразие точек зрения на эту проблему, которые сложились в истории философии можно свести к трем основным:

1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность

2.Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания

3. Сознание как высшая форма отражения действительности.В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.

в современной философии при обсуждении проблемы сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания, анализируя психические формы отражения в живой природе

Сознание человека творчески активно; человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.

  • Сознание человека конструктивно

  • Сознание человека целесообразно и целенаправленно

  • Сознание человека обладает самосознанием.

  • Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию.

  • Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенеза в результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка (см. 3.5.2). Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида.

В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?

Субстанциональность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя, понятие «сознание» с понятием «душа» (духовная субстанция). На субстанциональности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р.Декарт).

В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с материальными явлениями и процессами, что позволяет получать информацию о нем через их изучение.

Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах:

- онтологический аспект – во-первых, как особый вид бытия (идеальное бытие, см. 3.1.1), во-вторых, как свойство высокоорганизованной материи – мозга;

- гносеологический аспект - как отражение объективной реальности в виде субъективных идеальных образов

- генетический аспект - как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропосоциогенеза;

- социокультурный аспект - как социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры;

- функциональный аспект – как объективация идеальных образов сознания в речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.

Особенно важной характеристикой сознания считается его «идеальность». С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как субъективность. Сознание – это всегда чье-то сознание, то есть имеет конкретного материального носителя – субъекта. При этом нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному исследованию как элемент объективной реальности, а содержание мыслей – субъективно, принадлежит внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую жизнь.

Как идеальная и субъективная реальность сознание функционирует и развивается по иным законам, нежели материальный объективный мир;

В последнее время в науке и философии получает признание информационный подход к интерпретации сознания, в рамках которого идеальные, субъективные образы сознания трактуются как особые способы получения, хранения и переработки информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители этой информации. С этой позиции, например, влияние мыслей и сопутствующих им чувств и настроений на состояние организма человека интерпретируется как информационное управление: мысль воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, которые являются ее материальными носителями.

В структуре сознания обычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, а также самосознание.

Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с выполнением важнейшей функции сознания – информационно-ориентировочной. Познавательная сфера включает в себя различные познавательные способности человека ,память, которая обеспечивает хранение полученной информации и внимание, которое позволяет сознанию сконцентрироваться на определенном объекте или проблеме.

Эмоциональная сфера включает в себя чувства и аффекты – кратковременные, но сильные и бурно протыкающие переживания .

Волевая сфера сознания - это, прежде всего, воля – способность человека осуществлять свои желания, добиваться поставленных целей; сюда же относят мотивы, потребности, интересы человека, которые «включают» механизм волевых усилий.

Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенные человеком в процессе социализации, а также выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом ценностные представления и ценностные ориентации .

Самосознание - осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов своего поведения и т.п. Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. Все перечисленные выше структурные элементы сознания взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания: вначале человек осознает свои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие определенным значением и смыслом, испытывая при этомчувства и эмоции. Потом ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с использованием знания методов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. Затем результаты вновь оцениваются, и действия корректируются.

Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным. Под бессознательным в широком смысле слова понимается совокупность психических процессов и состояний, не охваченных сознанием субъекта. «Сознательное и бессознательное» стали важными философскими категориями в связи с возникновением, развитием и широким распространением философии психоанализа. именно работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций .

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Особенностью общественного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

38.Мышление и язык.Основные функции языка.

На взаимосвязь сознания и языка процессе эволюции обращал в свое время внимание Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание…».

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык,специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что слова обозначают отдельные предметы, их свойства, отношения.

В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и ее материальный носитель. В рамках современно знаковой концепции языка материальный носитель информации (слово) обозначается термином «знак», а его идеальное содержание - «значение знака».

Знак – это материальный, чувственно-воспринимаемый объект, который несет в себе некую информацию.

Искусственные языки были созданы специально: системы символов для записи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии.Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определенное значение, исключающее двусмысленность и неопределенность, что особенно важно в научном познании. Знаки (слова) естественных языков, которые прошли длительный путь исторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны.

функции. Они является способом хранения и передачи социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством выражения и объективации идеального, орудием мышления.

На связь мышления и языка следует обратить особое внимание

39.Проблема познания и познавательные способности человека.

Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Особенность человеческого познания — его осознанность. При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания.

Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, как социальное существо.,общество в целом

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения.

Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны, поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).

Процесс познания – это процесс отражения действительности в сознании человека, но это не пассивное, зеркальное отображение видимого мира. В современной гносеологии принцип отражения сочетается с принципом деятельности. Познание во многом определяется и регулируется потребностями человека, его эмоциями и интересами, ценностными ориентациями.

Мысль человека в процессе познания способна проникнуть в сущность вещей и явлений, конструировать мысленные образы предметов, не существующих в реальности, предвидеть ход природных и социальных процессов (так называемое «опережающее отражение).

Основой познания является общественно-историческая практика: познание возникло как средство достижения целей, которые субъект познания ставил перед собой в трудовом процессе. Итак, познание – это активный процесс отражения объекта субъектом, который более точно было бы назвать процессом взаимодействия субъекта познания и объекта познания.

40. Познавательные способности человека:чувственное и рациональное познание.

философы выделили две основные формы, в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственно-наглядные образы и абстрактные идеи. Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

- чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими;

- рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.

Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта