Главная страница

философия. фило экз. 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения


Скачать 190.99 Kb.
Название1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Анкорфилософия
Дата25.01.2023
Размер190.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафило экз.docx
ТипДокументы
#905112
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

45.Теоретический уровень научного познания.Методы теоритического исследования.

теоретический уровень научного познания.

Теоретическое знание, в отличие от эмпирического, строится умственным путем, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами. Специфическим признаком теоретического познания является создание идеальных объектов, раскрывающих сущность наблюдаемых явлений. В процессе теоретического познания идеальные объекты различным образом комбинируются, и из них строятся мысленные модели изучаемых явлений.

Теоретическое исследование, направленное на объяснение эмпирических фактов и закономерностей, может развиваться двояким путем.

Первый путь - нефундаментальное теоретическое исследование. Оно состоит в том, что объяснение эмпирическим фактам ищется в уже имеющихся в науке теориях. Но когда на этом пути добиться успеха не удается, приходится вступать на второй путь – путь фундаментального теоретического исследования, который связан с разработкой принципиально новой научной теории.

46.Научная теория:виды,структура,основные функции.

Научная теория – это логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формулируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

В теориях часто употребляются теоретические понятия, обозначающие ненаблюдаемые мысленные «объекты». В структуре теории выделяют ряд элементов: принципы и законы, составляющие ядро научной теории, а также базовые понятия и категории, научные факты, формулы и теоремы, гипотезы.

Теория как наиболее сложная и наиболее развитая форма научного знания, выполняет целый ряд функций:

- объяснительную – выявляет причинно-следственные, существенные взаимосвязи и зависимости данного явления;

- синтетическую и системную – объединяет и систематизирует разрозненные знания об объекте в целостную систему;

- методологическую – на основе теории создаются новые подходы и методы изучения объекта;

- эвристическую (предсказательную) – на основании теории можно делать прогнозы о последующем развитии объекта;

- практическую – возможность практического применения нового знания; не случайно говорят, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Существуют два основных метода построения научной теории: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Аксиоматический метод построения научной теории состоит в том, что за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы, а все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода.

При гипотетико-дедуктивном методе построения теории она формулируется как система гипотез, из которых выводятся эмпирически проверяемые следствия.

Гипотеза – это вероятностная форма теоретического знания, представляющая собой научно обоснованное предположение, истинность которого не определена.

Научные гипотезы должны удовлетворять ряду методологических требований, которые не обеспечивают их истинность, но дают им «право» считаться научными формами знания.

Кроме того, на теоретическом уровне применяется целый ряд специфических методов научного познания: - формализация, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др.

Метод - это способ деятельности, совокупность приемов познания и преобразования действительности. метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.

Отрасль знания, которая исследует методы, называется методологией. Осознанное применение методов в познании позволяет усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

Классификация методов научного познания может быть проведена по разным основаниям:

По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на следующие виды:

- методы-подходы

- методы-приемы

По степени общности можно выделить следующие методы:

- всеобщие

- общенаучные

- специфические

По функциональному назначению:

- методы эмпирического уровня научных исследований

- методы теоретического уровня научного познания

- эвристические методы

Знание и умелое применение методов позволяет существенно повысить результативность познавательной и практической деятельности, до минимума свести ошибки и заблуждения на пути добывания истинных знаний о мире.

47.Понятие общества как сложной самоорганизующейся системы.Взаимосвязь общества и природы.

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм совместной жизнедеятельности людей.

Большинство концепций сущности общества и специфики общественных отношений можно разделить на три группы в зависимости от характера их подхода к анализу социальных явлений: на идеалистические, материалистические и натуралистические.

Идеалистический подход к анализу общественных явлений

С позиций «исторического идеализма» основой и главной причиной развития общества является духовное, разумное начало.

Материалистический подход к анализу общественных явлений предполагает, прежде всего, выделение в обществе двух классов явлений - материальных и духовных – и установления соответствующего взаимоотношения между ними.

Натуралистический подход, который называется также «географическим детерминизмом», рассматривает человеческое общество как естественное продолжение природных процессов и поэтому его развитие всецело определяется природными факторами

Таким образом, в социальной философии формируются основные теоретические позиции и подходы к изучению общества; её задачей является разработка общей теоретической концепции социальной реальности, на базе которой определяются объекты и методы исследования отдельных социальных наук.

историю человечества можно рассматривать как историю взаимодействия общества и природы, выделив в этом процессе четыре этапа.

Первый этап начинается с появления «человека разумного» и носит название «присваивающей экономики

Второй этап взаимодействия общества с природой – этап «производящей экономики»

Третий этап - «промышленной экономики»

четвертый - «коэволюционный этап» взаимодействия природы и общества (то есть этап их совместного и взаимозависимого развития).

Природную реальность (или просто природу в узком смысле этого термина) можно представить в виде некого множества материальных объектов, существующих в пространстве и развивающихся во времени долгое время вне и независимо от человеческого общества.

Социальная реальность это совокупность общественных явлений, которые выступают по отношению к членам общества как надындивидуальные, объективно сложившиеся обстоятельства их существования.

48.Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция.

Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

- это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

- каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

- как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

- в каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

- она создает материальную базу существования общества;

- непосредственно влияет на социальную структуру общества

- опосредованно влияет на политические процессы в обществе

- опосредованно влияет на духовную сферу, непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители.Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Специфика политической сферы в следующем:

- она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

- для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

49.Материальная жизнь общества,структура

50.Духовная жизнь общества.Уровни и формы общественного сознания.

Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

- деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);

- духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);

-духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;

- духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.

Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.

Общественное сознание связано с индивидуальным . общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества.

В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)

Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.

Обыденный уровень общественного сознания формируется как результат повседневной жизни людей

Теоретический уровень общественного сознания дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.)

Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп.

Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений.Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию.

Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:

- регулятивную

- оценочно-императивную

- воспитательную

Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического.

Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:

- эстетическую

- гедонистическую

- познавательную

- воспитательную

Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное.

Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).

Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:

- психотерапевтическую

- мировоззренческую

- воспитательную

- регулятивную

- интегративно-сегрегативную

Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя.

51. Проблема социального развития: формационная,стадиальная и цивилизационная концепции.

Разрабатывая вопрос об этапах социальной эволюции, К. Маркс создал так называемую формационную концепцию. Она трактует историю человеческого общества как последовательную смену общественно-экономических формаций, которые представляют собой конкретно-исторические типы общества. Было выделено пять таких формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, состоящая из двух фаз: социализма и собственно коммунизма.

Все формации рассматривались как главные вехи социальной эволюции, а их последовательная смена – как основная тенденция общественного развития.

Стадиальная концепция, в создании которой принимали участие видные американские социологи и политологи ХХ века Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский, Джон Гэлбрейт и др., разбила социально-историческую эволюцию на три основных стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Доиндустриальная стадия – период в развитии страны, когда в ее экономике доминирует аграрная (сельскохозяйственная) сфера.

Индустриальное общество – стадия общественного развития, пришедшая на смену доиндустриальной. Индустриальное общество основано на машинном производстве, фабричной организации труда, единой национальной системе хозяйства, свободе торговли.

Постиндустриальное общество – понятие, обозначающее современный этап развития целого ряда стран Запада. основные признаки этого общества: создание обширной сферы «экономики услуг», резкое увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника нововведений и политических решений, создание новой «интеллектуальной» техники.

Развитие информационной техники и «компьютерная революция» привели к появлению в конце XX века термина «информационное общество».

Цивилизационный подход к анализу общественного развития ввел английский историк и социолог Арнольд Тойнби.

Согласно Тойнби, цивилизация - это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

Цивилизации возникают как «ответ на вызовы» извне. Сохранение цивилизации возможно только на основе ее духовно-религиозного обновления, поскольку, полагал Тойнби, именно религия является основным системообразующим фактором цивилизации.

В конце ХХ века при осмыслении процессов развития общества возник новый вариант «цивилизационной» концепции, в рамках которой выделяется два основных качественно различных типа социальной эволюции – «восточная» и «западная» цивилизации.

Восточная цивилизация – тип общественного и культурного развития, включающий в себя несколько специфических культурных образований («индо-буддийскую», «конфуцианскую» и «исламскую» культуры), обладающих общими чертами.

Западная цивилизация – тип социокультурного развития, зародившийся еще в эпоху античности и окончательно сложившийся в европейских странах в эпоху Возрождения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта