Главная страница

философия. фило экз. 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения


Скачать 190.99 Kb.
Название1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Анкорфилософия
Дата25.01.2023
Размер190.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафило экз.docx
ТипДокументы
#905112
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

52.Сущность человека и смысл его бытия в мире как философская проблема. решение проблемы смысла человеческого существования во многом зависит от общей мировоззренческой установки мыслителя: материалист он или идеалист, атеист или верующий, к какой именно религиозной конфессии принадлежит – к христианству, буддизму, исламу, иудаизму и т.п.

1) Концепция– «человек разумный» относится к числу наиболее древних. Еще античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель и др.) полагали, что сущность человека, его особое положение в природе объясняется наличием у него интеллекта.

2) Религиозная концепция - тоже одна из самых древних, но не утратившая своей актуальности и поныне, сущностным началом в человеке считает наличие в нем бессмертной души.

3) Теория– «человек работающий» (или «человек трудящийся») возникла в первой половине Х1Х века и разрабатывалась представителями различных философских школ, в первую очередь, позитивизмом и марксизмом.

4) Психоаналитическая концепция - оригинальная версия сущности человека, которую предложил в начале ХХ века основатель психоанализаЗ.Фрейд. точки зрения Фрейда, человек – «не хозяин в своем доме», ибо мотивы его поступков лежат в области бессознательного и самим человеком не осознаются. Сфера бессознательного в человеке, по Фрейду, - главный элемент его психики, а сознание – всего лишь «верхушка айсберга».

5) В философии русского космизма (начало ХХ в.) человек трактуется как центр мировой эволюции, действия которого определяют судьбы мироздания в преддверие грядущей глобальной катастрофы. «Космизм» человека - его сущностное начало трактовался русскими мыслителями по-разному:

6) Экзистенциальная концепция человека получила широкое распространение в западноевропейской культуре во второй половине ХХ века. Ее популярность во многом связана с литературной и общественной деятельностью французских философов-экзистенциалистов, нобелевских лауреатов в области литературы Ж.-П.Сартра и А. Камю.

Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого – свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не выберет его для себя; многие люди, «не нашедшие себя» в жизни, ведут «бессмысленное» существование. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной наполнить свою жизнь смыслом.

В конечном счете, каждый сам для себя должен решить: кто он и зачем живет в этом мире.

53.Биологические и социальные в человеке. Основные факторы антропогенеза.

Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия.

С одной стороны, человек – создание природы. Он есть животное.Но если биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное, то правомерно утверждать, в противоречии с вышесказанным, что человек не есть создание природы. Он творит себя сам по законам своего собственного неприродного бытиябытия социального. Человек – понятие, обозначающее факт принадлежности к человеческому роду биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры.

Современная наука утверждает, что возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов семейства гоминид. Первым представителем зарождающегося человеческого рода был «Человек умелый», способный создавать примитивные орудия труда, затем возник– «Человек прямостоящий» (питекантроп). Одна из его ветвей – неандертальский человек . Его потомки – кроманьонцы

Считается, что в процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока не очень ясных науке), которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Главным фактором, который обеспечил выживание в изменившихся условиях, стала трудовая деятельность. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, благодаря нему человек стал человеком.

Труд, во-первых, предполагает систематическое употребление и изготовление орудий труда; во-вторых, – коллективный характер деятельности; в-третьих, - общественное разделение видов деятельности; в-четвертых – необходимость сохранения и передачи новому поколению жизненно важной информации о трудовой деятельности.

Появление языка и речи, которые выполняют не только коммуникативную функцию, но и выступают средством мышления, формой хранения и передачи социальной информации – важнейший этап в становлении человека.

Другим важнейшим условием эволюции человека стало формирование социальных связей и отношений, то есть, возникновение общества, - новой, по сравнению с природной, социокультурной среды обитания, которая формировала в человеке новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности. В условиях общественной жизни человек стал развиваться под контролем двух взаимодействующих программ: биологической и социокультурной.

54.Индивид и личность.Проблема социализации личности

Индивид – понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих.

Личность – это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств (интеллектуальных, нравственно- волевых, социо-культурных), проявляющихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения.

Люди появляются на свет как индивиды , обладающие индивидуальностью. Формирование личности начинается в первые годы жизни и осуществляется в ходе процесса социализации – усвоения норм и правил поведения в обществе, приобщения к системе социо-культурных ценностей и овладения системой социальных ролей – стереотипов поведения в различных ситуациях (в семье, на работе, в общественных местах и т.п.). Личность иногда определяют как систему социальных ролей человека в группах, мнением которых о себе он дорожит.

Личностью в широком, социально-философском смысле этого термина становится каждый человек, за исключением случаев тяжелых врожденных дефектов головного мозга. Вместе с тем, целый ряд личностных качеств зависит от физиологических особенностей организма, в том числе и нервной системы (например, темперамент). На базе темперамента в процессе жизни и деятельности вырабатывается характер .Индивидуальные психологические особенности личности выражаются также в способностях – свойствах личности, благоприятствующих успешному выполнению какой-либо деятельности. Природные свойства организма – это биологический фундамент личности, который определяет возможности и задатки ее развития, а социальная среда, воспитание и образование, усилия самого человека, – в какой мере эти возможности будут реализованы.

55.Свобода человека как философская проблема.Фатализм и волюнтаризм.Свобода и ответственность.

Мыслителей, поэтому, издавна волновал один из центральных вопросов специфики человеческого бытия: обладает ли человек свободой, в том числе – свободой выбора?

Свобода человека – один из «проклятых» вопросов философии, споры вокруг которого начались ещё со времён Сократа. В истории философской мысли по этому поводу сложились две основных, взаимоисключающих друг друга концепции: фатализм и волюнтаризм.

Фатализм - – мировоззрение, рассматривающее каждое событие в мире, каждый человеческий поступок как проявление «рока», «судьбы», некого изначального предопределения, исключающего из существования человека случайность и возможность свободного выбора своего жизненного пути.

Существуют несколько типов фатализма:

1) Мифологическийфатализм трактует предопределение как «рок» или судьбу.

2) Теологическийфатализм рассматривает все события истории и человеческой жизни как результат божественного предопределения

3) Философский вариант фатализма возник на основе отождествления причинности и необходимости (закономерности)

Волюнтаризм –мировоззрение, противоположное фатализму и не только признающее у человека наличие свободной воли, но и постулирующее право личности на абсолютную свободу действий не считаясь с объективными обстоятельствами.

свобода человека состоит не воображаемой независимости от природных или общественных законов, а в знании этих законов и выстраивании своей деятельности в соответствии с ними

Проблему свободы человека как независимости от внешних обстоятельств не следует смешивать с проблемой свободы воли, которая заключается в том, обусловлены или нет какими-то посторонними причинами сами намерения человека, его мысли и желания, его воля.

Допущение свободы воли – необходимое обоснование нравственности, условие возможности изменения личности. Таким образом, проблема свободы воли тесно переплетается с проблемой ответственности личности за свои действия, переходя из теоретической сферы в область сугубо практическую (нравственную и юридическую).

Так, с точки зрения классика французского экзистенциализма Ж.-П. Сартра, человек просто «обречён» быть свободным, ибо свобода составляет неотъемлемую внутреннюю сущность человека и специфику его бытия. Проблема свободы и ответственности весьма актуальна в наши дни.

56.Глобализация и глобальные проблемы современной цивилизации.Проблема социального прогресса

Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего

развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: 1) становление в наиболее развитых странах нового типа общества; 2) образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

Новый тип общества, идущий на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество», «сверхиндустриальная цивилизация», «информационное общество», «технотронное общество» и т.п.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному – далеко не гладкий процесс.

Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы каждого человека, каждой страны, человечества в целом. Они носят общепланетарный, интернациональный характер, проявляют себя как объективный фактор развития общества во всех регионах планеты. Их глобальность определяется, прежде всего, тем, что от их решения зависит существование человечества в целом, и что они не могут быть разрешены в рамках отдельных государств или группы стран.

Глобальные проблемы взаимосвязаны, но условно их можно разделить на три группы: интерсоциальные, экологические и антропосоциальные.

1) Интерсоциальные проблемы возникают как результат взаимодействия государств, их союзов, различных регионов планеты.

2) Экологические проблемы возникли как результат взаимодействия общества и природы

3) Антропосоциальные проблемы – это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества

магистральным направлением в решении глобальных проблем является не только совершенствование технологических процессов по типу природных, но и достижение высокого уровня экологической культуры всего человечества.

Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции стран и народов. Он сопровождается такими явлениями как мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капиталов, человеческих и производственных ресурсов, унификация законодательств, экономических и технологических процессов, сближение культур различных стран.

В сущности, лишь в современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – как охватывающая весь мир целостная социальная система.

Глобальность возникающего на наших глазах нового типа социальной реальности ведет к фундаментальной перестройке всемирно-исторического процесса. глобальный человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему сразу несколькими путями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта