Философия древнего Мира. Философия Древнего Рима
Скачать 47.4 Kb.
|
Название учебного заведения Реферат по учебной дисциплине «Философия» на тему: «Философия Древнего Рима». Выполнил: Ф.И.О. Проверил: Ф.И.О. 2018 План 1. Введение…………………………………………………………………………………3 2. Представители скептицизма Древнего Рима: Энесидем, Секст……………4-5 3. Представители стоицизма в древнеримской философии: Цицерон, Сенека, Марк Аврелий……………………………………………………………………………6-7 4. Древнеримские эпикурейцы……………………………..………………………….8 5. Переход от философского учения к христианству……………………………..9 6. Заключение…………………………………………………………………………….10 7. Список литературы…………………………………………………………………..11 1. Введение. Древнеримская философия возникла под влиянием культуры эллинов, которая расширила свои границы и вышла за пределы своей страны. В Древнем Риме очень быстро стали популярны различные философские школы, в особенности, эпикурейская школа, и здесь плодотворно продолжились их традиции. Одним из значимых стимулов для развития философии в Древнем Риме послужил визит сюда делегации из древнегреческих философов в 155 году до Р. Х.. Таким образом, здесь начали функционировать и прогрессировать такие течения, как стоицизм, скептицизм и эпикуреизм, ставший особенно распространённым. Древнеримской философии был свойственен эклектичный и во многом вторичный характер, поскольку новизны, как таковой, в ней не было. Римские философы не создали ни одного нового направления, а лишь продолжили и развили мысли учёных Древней Греции. Своеобразие древнеримской философии заключалось в том, что она была больше ориентирована на практику, чем на теорию. Многие из них видели смысл человеческого существования непосредственно в обращении к философии. Поэтому они настаивали на прикладном значении этой науки и стремились к тому, чтобы применять её непосредственно к людским нуждам. В древнегреческой философии были подобные тенденции, но именно в древнеримской науке они проявились столь ясно и отчётливо, приняли столь масштабные формы. В центр своих исследований римские философы ставили человека и окружающий мир. Это делали и до них, но им первым удалось нащупать ту линию, связанную с многогранностью и неоднозначностью личности, которая в дальнейшем будет развита и раскрыта в христианстве. Изыскания древнеримских философов и сегодня могут быть интересны и полезны тем, кто стремится глубже постичь душу человека. 2. Представители скептицизма Древнего Рима: Энесидем, Секст. Скептицизм – это направление, без которого невозможно представить себе философию Древнего Рима. Основным утверждением философов-скептиков являлось утверждение о том, что исследовать какой-либо предмет вне зависимости от субъекта, то есть личности, невозможно. Это положение позволило причислить скептицизм к передовым учениям, шагнувшим за пределы своей эпохи. Появился скептицизм в III веке до Р.Х.. Начался он с устных проповедей философа Пирона. Среди последователей Пирона были Тимон, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик. В отличие от своего учителя, они записывали идеи, относящиеся к учению. Как стоики и эпикурейцы, скептики своей главной задачей ставили обретение человеком счастья в нерасполагающих для этого условиях (мир виделся им несправедливым и жестоким), но путь, предложенный их предшественниками, они считали тупиковым. Причины несчастий они предлагали искать внутри самого человека, в его душе. Путь философа скептика: мыслить, сомневаться, снова мыслить, искать различные варианты, но при этом не признавать ни одного из них, поскольку каждый из них может оказаться истинным. Энесидем относится к числу главных и наиболее значимых представителей скептицизма. Он полагал, что только при помощи скептицизма возможно побороть догматизм, присущий философии в общем. Энесидем был очень внимателен к другим философским течениям, учёным, а потому тщательно изучал их и анализировал. На основе этого изучения он сделал вывод о том, что о реальности следует судить, исходя из прямых ощущений. Доверие своему восприятию – вот принцип апологета такого учения. Скептики предлагали основывать суждения на непосредственных впечатлениях. Не стоит распознавать сущность предмета. Достаточно полученного впечатления того, что соль солёная, а сахар сладкий. Апеллируя к чувствам, скептики отрицали возможность и необходимость познания сущности предмета. Цель скептицизма обозначается, как достижение безмятежности и невозмутимости, т. е. атараксии. Как и остальные философы-скептики Энесидем был последователем идеи о том, что все варианты равносильны, и каждый может быть истинным. У любого вопроса, полагал философ, есть аргументы, которые могут говорить как в его пользу, так и против него. Он изобрёл десять опорных аргументов, которым дал название тропов. В переводе с греческого языка это означает метод. Тропы Энесидема сводятся к нескольким основным мыслям: в столь многообразном мире человеку не следует считать себя самым умным; неизвестно, у кого наиболее правильные представления об окружающей действительности: у человека или, скажем, у собаки, имеющей более тонкий нюх. То же самое можно сказать и о людях. Все они имеют разные впечатления об одном предмете, и нет возможности выяснить, какое из них является истинным. Последний троп Энесидема был посвящён рассуждениям по поводу различных обычаев и традиций, присущих разным странам. Вывод философа по этому поводу, таков: в какой стране человек находится, таким обычаям и должен следовать. Разумность этого решения очевидна. Что же касается одного из основных вопросов философии – есть ли на свете Бог, то Энесидем отвечает на него в свойственной ему манере: сначала утверждает его существование, а далее опровергает его и далее сводит его к положению о воздержании по поводу суждения этой проблемы. Но центральной идеей скептицизма всё-таки являлось достижение атараксии. Его живым воплощением по праву можно считать философа Пиррона, который спокойно прошествовал мимо своего тонущего ученика и не уворачивался от стада мчащихся лошадей, т. к. сомневался в том, бегут ли они ему навстречу или нет. Другой крупнейший философ-скептик – Секст Эмпирик. Очень много интеллектуальных усилий он потратил на критику догматизма. Единственной разумной основой он считал скепсис, в котором удивительным образом соединились утверждение и отрицание. По его мнению, ни один человек не может иметь никаких знаний, поскольку суть любой вещи – тайна, и закрыта она от любого из живущих существ на земле. Собственно говоря, это и не вещи вовсе, а только их видимость. Секст Эмпирик признавая за человеком способность: думать, рассуждать и говорить, при этом уверял, что это лишь иллюзия, и людям только кажется, что они всё это делают. Особой заслугой Секста является то обстоятельство, что он суммировал все положения скептицизма и сформулировал его сущность, заключающуюся в том, что скептики, как и все, имеют желание жить и являются носителями ряда убеждений. Но вся загвоздка состоит в невозможности определения истинного и кажущегося, известного и неизвестного. Итак, философия скептицизма уверяла человека в том, что утверждать ничего нельзя и во всём следует сомневаться, ведь чувства и впечатления у всех различны, и определить какое из них верное, невозможно. 3. Представители стоицизма в древнеримской философии: Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Стоицизм зародился около 300 г. до Р.Х.. Это направление проводило мысль о существовании одного Бога. В отличие от скептиков, призывающих к атараксии, стоики считали, что человек должен достигнуть апатии, то есть совершенно ровное отношение ко всем возникающим в жизни явлениям, будь они счастливыми или несчастливыми; удачными или неудачными. Они также доказывали, что человек несвободен от своей судьбы, а в обман его вводят не чувства, а состояния. Эта древнегреческая философия сделалась очень популярной и легко завоевала умы древних римлян. В римской науке её крупнейшим представителем становится Цицерон. Он оставил множество трактатов, в которых запечатлена его философская мысль. Однако его задачи были шире, чем проповедование каких-либо идей. Он желал сделать римскую философию первой в мире. На этом фоне он развивал свои собственные идеи, будучи глубоко убеждённым, что философия способна исцелить души людей, принести им счастье, которое является вполне доступным. Впрочем, Цицерона нельзя назвать чистым стоиком. Его взгляды были скорее эклектичны, и многое он почерпнул из других течений, например, из скептицизма. Сенека – создатель позднего стоицизма, «новой Стои». Для него философия являлась способом приспособления человека к миру, возможностью устроиться в нём. Разделяя философию на несколько направлений (физическую, логическую и этическую), сам он был приверженцем последней, делая упор на практику, а не теорию. Сенека полагал, что нельзя разделять мудрость и познание. Напротив, согласно его взглядам, мудрости можно было достичь именно через знания. Основным свойством он считал косность, а способом её вечного движения – разум. По его мнению, душа бессмертна и обладает таким свойством, как телесность, при этом он противопоставлял эти категории (душу и тело). В философских воззрениях Сенеки мир представал как некоторая необходимость, носящая характер неумолимости, и это обстоятельство делает равным всех: и рабов, и свободных. Все они должны покоряться неизбежности, с покорностью относится ко всем испытаниям, презирать саму бренность существования. Покорность судьбе выражается верой в Бога, который не один во Вселенной, а их – множество. При этом они намного выше человека по нравственным качествам, основным из которых является доброта. Признаком и доказательством божественного присутствия в мире Сенека называет его гармонию. Природа, как и человек, также не может существовать без Бога. Именно он является той силой, которая делает жизнь цельной. Но всё это не означает, что человек должен бездействовать. Не предаваясь отчаянию, человеку необходимо предпринимать новые попытки, чтобы в итоге достичь своей цели. Философ призывал побеждать страсти и стремиться к совершенствованию в морально-нравственном отношении. Прежде всего, полагал он, следует исправить свою душу, а не сетовать на условия своей жизни. Помогая рядом живущим, творя добрые поступки, прощая всех, человек становится лучше и, тем самым, делает своё существование осмысленным. Таким образом, философия Сенеки сводилась к мысли о благодетельном образе жизни. Марк Аврелий – третий из самых значимых представителей этого течения. Его стоические взгляды отразились в труде «Размышления». Как и другие стоики, он отвергает господство плоти над разумом и душой. Философ подчёркивает значимость труда, т. к. он может принести успокоение самому человеку, придать смысл его жизни, которая протекает очень быстро и можно просто не успеть. В основе организации жизни лежит следование природе и принцип доброты с отвержением всего дурного. Он считал, что в природе всё уже упорядочено, но при этом знание о мире ото всех скрыто. Строить свою жизнь необходимо в соответствии с мыслью об общем благе, всем желать добра и созидать. В целом, стоики осуждали злонамеренность действий, интриги, погоню за материальными благами. Они призывали к воплощению позитивных идей в жизнь. Счастье, по их мнению, достигалось посредством выполнения долга и делами на благо общества. 4. Древнеримские эпикурейцы. Эпикуреизм был столь распространённым философским течением в Древнем Риме, как скептицизм и стоицизм. Начал своё распространение со второй половины II века до Р.Х.. Начало ему положили Кай Амафингий, Филодей, Сирон, Кай Катий, Марк Помпилий Андроник. Однако крупнейшим философом этого направления следует назвать непосредственно Тита Лукреция Кара, который написал знаменитую поэму «О природе вещей». Как философ-эпикуреец, он отдавал предпочтение материализму. По его мнению, материя никем не была сотворена, её невозможно уничтожить, следовательно, она вечна. Идея о Боге, о его причастии к созданию мира им отвергалась. Лукреций был убеждён, что материя и есть источник произрастания всего и одновременно условие для жизни. Определил философ и начала мира. Это пустота (иначе говоря, пространство) и атомы, которые он называет телами. Не отходя от основных идей Эпикура, он также признаёт взаимодействие материи, времени и движения. Отталкиваясь от изысканий Эпикура, Лукреций вынес также утверждение о том, что вне материи не может быть и пустого пространства. Философ признавал существование других миров, но делал оговорку на этот счёт: они временны, могут меняться, у них есть пределы. Лукреций по-своему толковал процесс сотворения мира – как в целом, так и по частям, много внимания уделяя неорганической материи. Говоря о дальнейшем развитии мира, его прогрессе, философ во главу угла ставил материальную культуру и преемственность поколений в смысле передаче опыта. Нужда и эволюция разума – вот условия дальнейшего существования мира по Лукрецию. Философ не просто проповедовал свои материальные и атеистические идеи, но и вступал в яростную полемику с идеалистами, для которых духовное и божественное начало выше материального. Римский эпикуреизм вырастал и развивался на основе общественных тенденций, связанных с вольнодумием, тягой к практицизму, желанием освободиться от страха перед богами, коих в Риме существовал целый пантеон. Отсюда тянется красная нить римского эпикуреизма – атеизм. 5. Переход от философского учения к христианству. Очевидно, стремление древнегреческой и древнеримской философии разрешить вопрос существования человека в мире, его бытия, но эти поиски не были по-настоящему успешными на практике, несмотря на обилие оригинальных идей. Как ни старались некоторые философы утвердить могущество человека, получалось, что добиться счастья он всё-таки не может. Природа, её явления оказались слишком сильными, и это обстоятельство подталкивало людей к поискам нереального, сверхъестественного. На этой почве вырастает такое явление как неоплатонизм. Это – религиозно-философская школа, которая оказалась переходной ступенью к христианству. Суть неоплатонизма, противостоящего вышеописанным учениям, заключалась в построении на идеях Платона нового учения о существовании божественно-мистического начала, главенствующего над практицизмом. В Средневековье начала формироваться новая христианская философия, которая строилась на новых мировоззренческих установках, связанных с моралью и нравственностью. Но самое главное, она противостояла античным идеалам, основывавшимся на торжестве разума, на созерцании, на апатии или невозмутимости. Христианское воззрение было связано с эмоциональным восприятием жизни. Начинает выделяться личность, человеческая индивидуальность, смысловые устремления существование которой были обращены к поиску Бога, к спасению и обретению вечной жизни. Большую роль в распространении новой философии сыграл Филон Александрийский, который совершил попытку синтезировать иудейскую и греческую философию. Он оказался непосредственным предшественником настоящего христианского учения, которое возникло позже. Своё учение Филон выстраивал на идеях о том, что в центре всего находится Бог. В его философии он представал как высшее существо, находящееся в ином, недоступном человеку мире, в связи с чем, они не могут взаимодействовать друг с другом. Для налаживания такого контакта им необходим кто-то третий, иными словами, посредник. Однако это не живое существо, а мысль, то есть логос. Филон по-своему трактует этот термин древнегреческой философии. Для него Логос становится Божьим Сыном, могущего влиять на мир, в котором живут люди, и даже без помощи Бога, хотя она тоже не отрицается. Филон и его философия оказались переходящим звеном для последующего мощного пласта этой науки, основанной на христианском вероучении. В дальнейшем Логос стал отождествляться с Иисусом Христом. После Рождества Христова наступает новая эра человечества, начинается иной отсчёт времени. Таким образом, с приходом I века н. э. возникает евангельский период христианской философии, в котором христианское учение уже обретает свои чёткие очертания. 6. Заключение. Итак, древнеримская философия была ориентирована на практическое решение нужд человека и имела три основных направления: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм. В её основе лежали уже выработанные эллинами философские идеи, которые римляне либо дополняли и продолжали, либо синтезировали несколько направлений в одном. В древнеримской философии доминировала этика, оставив позади логику и другие науки. Более всего древнеримскую философию интересовал человек и его проблемы, которые философы и пытались решить с помощью своей науки. Скептицизм в Древнем Риме базировался на своеобразной мысли о том, что всё в мире есть противоречие и отрицание самого себя; ничто не является истинным и доказуемым. Ничего не отвергая, скептики сомневались во всём. Они полагали, что конечным состоянием человека является атараксия. Стоицизм развивал мысль о равенстве всех людей, призывал к спокойному восприятию жизни со всеми её невзгодами. Подобное отношение к происходящему позволяло уберечься от разочарований и прийти к состоянию апатии, которые стоики считали идеальным. Эпикуреизм прославлен именем философа и поэта Лукреция. Он был одним из первых, кто развил учение об атомах как о начале всех вещей. Исключая мысль о том, что им принадлежат какие-либо свойства, Лукреций утверждал, что именно атомы в своей сумме (чьё количество неизменяемо) определяют качественное состояние вещей. Атомы – залог существования и трансформации материи, поскольку на пустом месте невозможно возникновение жизни. Утверждая о наличии нескольких миров, философ в то же время указывал на их «смертность». Вместе с тем, он признавал бесконечность и бессмертие Вселенной, с которой неотрывно связаны время и пустое пространство, не могущие существовать сами по себе. Лукреций настаивал на материализме и атеизме, был критичен по отношению к современному ему социуму и его устройству. Философия Древнего Рима, как и неоплатонизм и учения Филона подготовили почву для новой христианской философии, занявшей умы человечества после крушения старых цивилизаций. 7. Список литературы. 1. Асмус В.Ф. Античная школа/В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 с. 2. Лега В.П. История западной философии. В 2 частях. Часть 1. Античность. Средневековье. Возрождение/В.П. Лега. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2016. – 544 с. 3. Майоров Г.Г. Цицерон как философ/Г.Г. Майоров// Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. – М.: Наука, 1985. – С. 5 – 59. 4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 5. Шакир-заде А.С. Эпикур/А.С. Шакир-заде. – М.: Соцгиз, 1963. – 223 с. |