Главная страница
Навигация по странице:

  • Рюрик . Легендарный древний певец-сказитель у восточных славян – Боян

  • Хазарский каганат. Создатели славянской письменности - Мефодий и Кирилл . Князь, который по преданию прибил свой щит на "вратах Царьграда" – Олег.

  • Владимир . Название наиболее известного древнерусского летописного свода - Повесть временных лет.

  • История России Тема: Древняя Русь. Контрольная работа по дисциплине История России Тема Древняя Русь Выполнил Группа Вариант 1 Проверила Ломакин К. В. Новосибирск, 2021


    Скачать 69.67 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История России Тема Древняя Русь Выполнил Группа Вариант 1 Проверила Ломакин К. В. Новосибирск, 2021
    АнкорИстория России Тема: Древняя Русь
    Дата12.03.2023
    Размер69.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаwork.docx
    ТипКонтрольная работа
    #983227
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5


    Задание 4:


    НАЗОВИТЕ ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ:

    1.Выходцы из Скандинавии, приходившие на Русь в качестве наемных дружинников и купцов.

    2. Военный предводитель у варягов.

    3. Соседская община у восточных славян.

    4. Народное собрание в Древней Руси.

    5. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека.

    6. Натуральный или денежный побор с покоренных племен.

    7. Вооруженные отряды при князе.

    8. Крестьяне, попавшие в зависимость феодалу за неуплату долга (по "Русской правде").

    9. Люди, потерявшие связь с общиной, вышедшие из своей обычной социальной среды.

    10. Историческое произведение в виде погодной записи событий.

    11. Вождь племени, затем правитель государства.

    12. Наиболее известный древнерусский летописный свод.

    13. Поездка князя для сбора дани.

    14. Свод правовых норм Киевской Руси.

    15. Крестьяне-общинники, вначале свободные, а затем зависимые от феодалов.

    16. Обряд поминовения умерших.

    17. Несвободные люди, рабы.

    Решение:


    1. Выходцы из Скандинавии, приходившие на Русь в качестве наемных дружинников и купцов - варяги.

    2. Военный предводитель у варягов – конунг.

    3. Соседская община у восточных славян – вервь.

    4. Народное собрание в Древней Руси – вече.

    5. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека – вира.

    6. Натуральный или денежный побор с покоренных племен – дань.

    7. Вооруженные отряды при князе – дружина.

    8. Крестьяне, попавшие в зависимость феодалу за неуплату долга (по "Русской правде") – закупы.

    9. Люди, потерявшие связь с общиной, вышедшие из своей обычной социальной среды – изгой.

    10. Историческое произведение в виде погодной записи событий – летопись.

    11. Вождь племени, затем правитель государства – князь.

    12. Наиболее известный древнерусский летописный свод – повесть временных лет.

    13. Поездка князя для сбора дани – полюдье.

    14. Свод правовых норм Киевской Руси – русская правда.

    15. Крестьяне-общинники, вначале свободные, а затем зависимые от феодалов – смерды.

    16. Обряд поминовения умерших – тризна.

    17. Несвободные люди, рабы – холопы.





    Задание 5:


    ВСПОМНИТЕ ИМЕНА ИЛИ НАЗВНИЯ:

    1. Легендарный основатель первой славянской княжеской династии в Киеве.

    2. Легендарный древний певец-сказитель у восточных славян.

    3. Государство - сосед и противник восточных славян, население которого исповедовало иудейскую веру.

    4. Создатели славянской письменности.

    5. Князь, который по преданию прибил свой щит на "вратах Царьграда".

    6. Князь, крестивший Русь.

    7. Название наиболее известного древнерусского летописного свода.

    Решение:


    1. Легендарный основатель первой славянской княжеской династии в Киеве – Рюрик.

    2. Легендарный древний певец-сказитель у восточных славян – Боян.

    3. Государство - сосед и противник восточных славян, население которого исповедовало иудейскую веру – Хазарский каганат.

    4. Создатели славянской письменности - Мефодий и Кирилл.

    5. Князь, который по преданию прибил свой щит на "вратах Царьграда" – Олег.

    6. Князь, крестивший Русь – Владимир.

    7. Название наиболее известного древнерусского летописного свода - Повесть временных лет.





    Задание 6:



    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

    1. Какое историческое событие отразилось в словах летописного рассказа: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет: да поидите княжити и володети нами"?

    2. Древнерусские воины умели скрываться от врага под водой. Как им это удавалось?

    3. Как княгине Ольге, согласно летописному рассказу, удалось уничтожить столицу мятежных древлян?

    4. В связи с чем князь Святослав обратился к воинам с известными словами "мертвые сраму не имут"?

    5. Главная улица Киева и поныне именуется Крещатиком. Память о каком историческом событии отразилось в этом названии ?

    6. По какой причине князь Ярослав Владимирович получил прозвание "Мудрого"?

    7. Что означает прозвание князя Владимира Всеволодовича "Мономах"?

    Решение:


    1. Какое историческое событие отразилось в словах летописного рассказа: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет: да поидите княжити и володети нами"?

      Призвание Рюрика на Русь в качестве князя (норманская теория).



    2. Древнерусские воины умели скрываться от врага под водой. Как им это удавалось?
      Они дышали под водой через камышовые трубки.

    3. Как княгине Ольге, согласно летописному рассказу, удалось уничтожить столицу мятежных древлян?
      Сожгла с помощью птиц, к ногам которых привязала горящую паклю.

    4. В связи с чем князь Святослав обратился к воинам с известными словами "мертвые сраму не имут"?

      Из речи перед битвой с византийцами под городом Доростол (сейчас болгарский город Силистрия).

    5. Главная улица Киева и поныне именуется Крещатиком. Память о каком историческом событии отразилось в этом названии?

      Улица создана в начале XIX века. До этого времени Крещатиком именовалась местность вдоль Днепра, где Владимир Великий крестил своих домочадцев (в настоящее время там проходит Набережно-Крещатицкая улица). Есть версия, что в этой местности протекала небольшая река Крещатик, которая являлась притоком Днепра. Название улицы происходит от Крещатого Яра (то есть перекрещенного поперечными балками-оврагами). В документах XVII века вся эта местность называлась Крещатой Долиной.

    6. По какой причине князь Ярослав Владимирович получил прозвание "Мудрого"?



    Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». При Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»).


    1. Что означает прозвание князя Владимира Всеволодовича "Мономах"?



    Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.


    Задание 7:



    ДАЙТЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИЛИ ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ:

    1. Каково историческое значение принятия Русью христианства ?

    2. Каковы были основные достижения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого ?

    3 . Какие меры в интересах простого народа осуществил Владимир Мономах ?

    4. Каково историческое значение Древней Руси, как ее наследие сказалось на нашем последующем развитии?

    Решение:


    1. Каково историческое значение принятия Русью христианства?

    Принятие христианства имело, на мой взгляд, положительное влияние на развитие Руси во всех сферах. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Покрестившись, человек быстрее переходил от осознания себя как «части» какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), к более широкому понятию русский православный.
    Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам, и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.
    Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
    Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
    Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

    1. Каковы были основные достижения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого?

    Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству русской земли. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовке священнослужителей из русских. Ярослав основывал храмы, монастыри. Киевский храм святой Софьи построен в подражание Цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры. Он устранил зависимость русской духовной иерархии от Византии, поставив митрополитом священника села Берестова Илариона , родом из русских. Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному (демественному) пению. Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права - "Устав", или "Суд Ярославль", или "Русская Правда". Кроме "Правды", при Ярославе появился церковный устав, или Кормчая книга - перевод византийского Номоканона. Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого. Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствия и безопасности: он был князем-"нарядником" земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города (Юрьев - Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков. Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде, а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя, ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI века.


    1. Какие меры в интересах простого народа осуществил Владимир Мономах?

    Был принят ряд законодательных актов для улучшения жизни и защиты простых людей, в частности, ограничивалось произвольное взимание процентов, которое при Святополке доходило до злоупотреблений. Установлено было, что ростовщик может брать проценты только три раза. При Владимире установлено было различие между неоплатным купцом, который потерпит убытки от огня, воды или неприятеля, и тем, кто портит чужой товар, последний должен был заплатить виру или «продажу». Также по разным причинам на Руси умножились бедняки, поступавшие в наемники к богатым. Это — так называемые «закупы». Закон Владимира ограждал закупов от произвола хозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольная продажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление без всякого договора в должностные лица у частного человека. За долги нельзя было обращать в холопство; кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и уйти.


    1. Каково историческое значение Древней Руси, как ее наследие сказалось на нашем последующем развитии?

    Древняя Русь имела огромное значение для развития всех народов проживающих на ее территории, возникновение единого правления, принятие одной веры, введение общего закона, способствовало становлению сильного народа и государства, способного отразить любое вторжение, самостоятельно решать любые вопросы, как во внешней политике, так и внутри Руси. Впоследствии значение Древней Руси только возрастало, с ней считались как соседние государства, так и государства расположенные на одном материке. Выгодное географическое расположение способствовало развитию ремесел, культуры, торговли. Древняя Русь создала мощную культурную, юридическую, экономическую, военную основу для развития государства. Создание собственного направления христианства – православия, способствовало сохранению опыта старших поколений, развитию внешней политики и отхода от раболепской веры, навязываемой другими государствами.



    Список литературы


    1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

    2. Пресняков А.Е. Княжое право Древней Руси. М., 1993.

    3. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1966. Российские самодержцы. 1801—1917. М., 1994. Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.



    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта