Главная страница
Навигация по странице:

  • Анна Ярославна

  • Влади́мир Все́володович Монома́х

  • Илья́ Му́ромец

  • Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на

  • Си́неус и Тру́вор

  • Яросла́в Влади́мирович

  • История России Тема: Древняя Русь. Контрольная работа по дисциплине История России Тема Древняя Русь Выполнил Группа Вариант 1 Проверила Ломакин К. В. Новосибирск, 2021


    Скачать 69.67 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История России Тема Древняя Русь Выполнил Группа Вариант 1 Проверила Ломакин К. В. Новосибирск, 2021
    АнкорИстория России Тема: Древняя Русь
    Дата12.03.2023
    Размер69.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаwork.docx
    ТипКонтрольная работа
    #983227
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5


    Задание 2:


    КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ИМЕНА?

    Анна Ярославна, Аскольд, Велес, Владимир Мономах, Даждьбог, Игорь, Илья Муромец, Коляда, Нестор, Олег, Ольга, Перун, Путята, Рюрик, Синеус, Стрибог, Трувор, Ярослав Мудрый, Ярила.

    Решение:


    Анна Ярославна (Агнесса Киевская) — младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. После смерти Генриха Анна разделила с регентом Бодуэном Фландрским опеку над Филиппом I.

    Аско́льд (в летописях Асколдъ и Осколдъ; ум. 882) — киевский князь (по одной из версий — правил совместно с Диром). По «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя, и платили дань хазарам. Далее в «Повести…» сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград.

    По «Повести временных лет», были убиты Олегом, новгородским князем, который стал киевским князем.

    Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. Одно из центральных божеств в славянской мифологии, противопоставляется Перуну.

    По мнению Г. Ловмянского, «Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом».

    Влади́мир Все́володович Монома́х (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ, в крещении Василий, 1053—19 мая 1125) — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

    На момент смерти Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

    В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

    В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода.

    После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха (4 мая 1113 года). Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение рабов и закупов.

    Дажьбо́г — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света. По мнению М. Фасмера, это имя объясняется из древнерусского императива дажь «дай» и *bogъ «счастье, благосостояние» (ср. богатый, убогий), то есть Даж(д)ьбог — «дающий благосостояние».

    И́горь (ок. 878—945) — великий князь киевский (912—945), согласно летописной традиции — сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича.

    Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879 году, передав власть и попечение над малолетним Игорем своему родичу Олегу. В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, которой было 13 лет, а Игорю — 25. Первый древнерусский князь, известный по синхронным византийским (греч. 'Ιγγωρ) и западным (лат. Inger) источникам.
    Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

    Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора, и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
    Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. В древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла.

    Не́стор Летописец (1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

    Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».
    Оле́г (Ве́щий Оле́г, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.

    Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию. Согласно «Повести Временных Лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. Существует гипотеза о том, что Олег — это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

    После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Потом захватил Киев и перенес туда столицу.

    Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Многие историки считают этот поход легендой. В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках. В 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
    Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на (890 — 11 июля 969) — княгиня, правившая Русью с 945 до 962 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси.

    Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой.

    Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

    1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

    2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

    3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

    4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла древлянскую столицу Искоростеня с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

    После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не занимался управлением государством.
    Перу́н — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

    Имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».
    Путя́та:

    Путята (тысяцкий) — тысяцкий киевского великого князя Владимира Святославича.

    Путята Вышатич — киевский воевода.

    Путя́та — тысяцкий киевского великого князя Владимира Святославича. Путята участвовал в крещении новгородцев епископом Иоакимом, новгородским посадником Воробьём Стояновичем и воеводой Добрыней, дядей князя Владимира, откуда, как полагают, происходит поговорка: «Путята крестил новгородцев огнём, а Добрыня мечом», — хотя чаще она звучит по другому: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём», поскольку сказание приписывает именно Добрыне поджог новгородских домов с тем, чтобы отвлечь новгородцев от битвы с Путятой, который временно сражался в меньшинстве.

    Путята Вышатич — киевский воевода, тысяцкий, сын Вышаты, воеводы великого князя Ярослава Владимировича, брат Яна Вышатича.

    В 1099 году по приказу князя Святополка Изяславича Путята и Святослав Давыдович разбили рать князя Давыда Игоревича. В 1100 году на съезде в Уветичах Путята объявил Давыду Игоревичу волю Святополка. В 1104 году Путята командовал войсками Святополка в войне против Глеба Минского. Эта война завершилась безрезультатно для обеих сторон. В 1106 году ходил на половцев с братом Яном и побил их около Заречска, отняв у них «полон». По смерти киевского князя Святополка Изяславича в 1113 году в Киеве вспыхнуло народное восстание, и киевляне разгромили двор Путяты.
    Рю́рик (ум. 879) — летописный основатель Новгородского княжества на Руси, варяг из народа русь, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской династии Рюриковичей. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

    В классической антинорманистской интерпретации Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. С точки зрения скептической школы антинорманистов, Рюрик выдуман для обоснования прав Владимира Мономаха на престол.

    Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

    Си́неус и Тру́вор — легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в земле кривичей, в Изборске, через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть. Существует гипотеза, по которой имя «Синеус» представляет собой искаженное старошведское «свой род», а «Трувор» — «верная дружина». Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом и верной дружиной. Поэтому многие историки полагают, что Нестор Летописец в написании «Повести временных лет» пользовался более ранними, но пока неизвестными, шведскими источниками.

    Стрибог — в древнерусском язычестве бог ветров или связан с атмосферой.

    Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих главных богов. Стрибог —старый бог, дед ветров, упомянут в «Слове о Полку Игореве», что, вероятно, указывает на атмосферные функции Стрибога. Стрибог упоминается также в древнерусских поучениях против язычества.
    Яросла́в Влади́мирович (Яросла́в Му́дрый; ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — великий князь киевский.

    Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь.

    При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

    Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод. В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76.

    Сначала княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк, однако великий князь по каким-то причинам предпочёл оставить его в Турове. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование — для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.

    Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань. В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав по сообщению летописи, нанял варягов за морем. Однако Владимир был уже стар и не спешил предпринимать какие-то действия. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков.

    В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав жестоко расправился с зачинщиками бунта. В это время умер его отец. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами.

    И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину. В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал.

    В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Древнерусское государство от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

    В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси.

    Яри́ла (Яри́ло) — персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре (преимущественно Верхнее Поволжье, южнорусские губернии). Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, связано с представлением о весеннем плодородии. Образ Ярилы сходен с образом чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрезными шутками мужиков.

    Ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта