Главная страница
Навигация по странице:

  • Бортничество

  • Волок

  • Норманнская теория

  • Обельные хлопоты

  • Община, община соседская

  • Перелог, переложная система земледелия

  • Подсечный, подсечная, подсечное (спец.). прил. к подсека. Подсечное земледелие или подсечная система земледелия

  • Путь «из варяг в греки»

  • Рожаницы

  • История России Тема: Древняя Русь. Контрольная работа по дисциплине История России Тема Древняя Русь Выполнил Группа Вариант 1 Проверила Ломакин К. В. Новосибирск, 2021


    Скачать 69.67 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История России Тема Древняя Русь Выполнил Группа Вариант 1 Проверила Ломакин К. В. Новосибирск, 2021
    АнкорИстория России Тема: Древняя Русь
    Дата12.03.2023
    Размер69.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаwork.docx
    ТипКонтрольная работа
    #983227
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5


    Решение

    Задание 1:


    ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ ?

    Анты, бояре, бортничество, былина, волок, волхвы, вотчина, иммунитет, каган, кривичи, норманнская теория, обельное холопство, община, община соседская, перелог (переложная система земледелия), подсека (подсечная система земледелия), половцы, путь "из варяг в греки", рожаница, рядовичи, русь, хазары, чудь, щур.

    Решение:


    Анты - применявшееся византийскими писателями 6-7 вв. название восточно-славянских племен в 4-7 вв. Существует мнение, что это слово произошло от общеславянского имени "венты", "вяты". Впервые название "ант" встречается в одной из керченских надписей 3 в. н. э. Территория обитания - область лесостепи от Карпат до Северского Донца. "Антские" племена лесной зоны жили в 4-6 вв. в условиях первобытнообщинного строя, а в лесостепной зоне у Антов уже возникали классовые отношения. Анты занимались земледелием, оседлым скотоводством, добычей и обработкой железа, высокоразвитым гончарством, основанное на технике гончарного круга, ювелирным ремеслом, обработкой камня, кости, ткачество и др. отраслями произ-ва. Была внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римской империей); возникло денежное обращение, для чего использовались серебряные римские монеты. Существовало рабовладение. В письменных источниках 6-7 вв. упоминаются князья ("рексы") Боз, Ардагаст, Пирагост, полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и т. д. Анты имели сильную военную организацию, выставляли войско в несколько десятков тысяч воинов (что, видимо, преувеличено). В 4 в. Анты вели упорную борьбу с готской державой Германариха, возникшей в Северном Причерноморье. С начала 6 в. Анты вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550-551 часть Антов и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается славянская колонизация Балкан. Имя Антов в начале 7 в. перестало упоминаться в письменных источниках. Место Антов заняло новое и более обширное объединение - Русь, ядро которого совпадало с наиболее развитыми землями Антов.
    Бояре - высшее сословие на Руси 10-17 веков (наряду с великими и удельными князьями). Играли ведущую роль после великого князя в управлении государством. Возникновение бояр относят ко времени становления Древнерусского государства 9 века. В 10-11 веках выделялись княжеские бояре - княжи мужи (огнищане) и т. н. земские бояре (старцы градские) - потомки родоплеменной знати. С 11 века, вследствие наделения землей княжих мужей, они сливаются с земскими боярами в единое боярское сословие. Будучи вассалами князя, бояре были обязаны служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю, были полными господами в своих вотчинах, сами имели вассалов. В период раздробленности Руси в 12-15 веках с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. В Галицко-Волынском княжестве в 13 веке, в Новгородской земле государственные дела решались на боярских советах. Влияние бояр в Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском княжествах не позволило сложиться сильной княжеской власти. С 15 века в Русском государстве боярин становится высшим чином среди «служилых людей по отечеству». Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской думы, было высшим думным чином. Традиционно бояре занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы. С образованием в конце 15 века Русского централизованного государства социально-экономические и политические привилегии бояр-вотчинников были значительно урезаны; власть жестко подавляла выступления бояр, которые сопротивлялись централизаторской политике. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV. В 17 веке состав бояр сильно изменился, многие знатные роды пресеклись, другие экономически ослабли, большое значение приобрели служилые бояре и дворянство. Благодаря этому происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714. В бытовом значении в России 17 века боярами для зависимого от них населения были все помещики; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин». Отмена в 1682 местничества подорвала влияние боярства на государственные дела. Звание боярина было отменено Петром I в начале 18 века.
    Бортничество (от борть - дупло дерева) - бортевое пчеловодство. Первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

    Былины — русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах XIX века Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» (кон. XII в.) «былинах сего времени». У северных «сказителей» именем старин обозначаются иногда также некоторые эпические духовные стихи и многие исторические песни, главным образом XVI—XVII вв.

    Волок - водораздельный участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках.

    Волхвы - особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его Волхвы могли представлять собой разные степени "мудрости" — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина Волхвов — древний Восток. Они появляются в качестве особого класса у мидян и персов. Магия или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии. Тамошние маги существенно отличались от жрецов, жертву богам, например, приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее Волхвы, маги, мудрецы.

    Вотчина - термин древнерусского гражданского права для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве вотчина противополагается поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение вотчина сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин "недвижимое имение", смешало поместье и вотчину под одним наименованием "недвижимое имение вотчина". По своему грамматическому происхождению вотчина означает все, доставшееся от отца сыну ("купля отца моего - моя отчина", 1373) и может поглощать собой понятия "дедина" и "прадедина". Вотчинное землевладение - древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным, в своей вотчине он был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле, такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, не было крепостным, население имело право переходить с земли одного вотчинника на землю другого.

    Иммуните́т (лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо) - в феодальных государствах право феодала на часть функций государства в пределах своего владения (суд, сбор налогов и т.д.). В Русском государстве иммунитетные отношения зафиксированы в грамотах с XII в. Иммунитет способствовал формированию уделов, политической раздробленности.

    Кага́н - титул главы государства у древних тюркских народов (авар, печенегов, хазар и др.). С конца 8 начала 9 вв. наряду с титулом князь - у восточных славян (по арабским источникам правитель Киевского государства именовался "хакан-рус").

    Кривичи - многочисленное восточнославянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Зап. Двины, южную часть Озёрной области и часть бассейна р. Неман. Кривичи были, вероятно, первыми восточными славянами, двинувшимися в VI в. из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили сильные литовские и финские племена, кривичи продвинулись к северо-востоку и поглотили жившие там малочисленные фино-угорские и балтийские племена.

    Норманнская теория - направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями гос-ва в Древней Руси. Теория была сформулирована немецкими учеными, работавшими в Петербурге во 2-й четверти. 18 в., - Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Сторонником Н. т. стал позднее и приехавший в Россию А. Л. Шлёцер. Основанием для вывода о норманском происхождении Др.-Рус. гос-ва послужил рассказ "Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862, который, как установлено исследователями летописания, является позднейшей интерполяцией. Это известие было внесено, по-видимому, в 12 в. с целью противодействия стремлению Византии навязать Руси политическую зависимость вместе с зависимостью церкви от Византии. В середине 18 в. с критикой теории выступил М. В. Ломоносов, занявшийся в связи с этим изучением истории восточных славян. Он указал на научную несостоятельность теории и ее враждебный России политический смысл. В историографии 18-19 вв. воззрения "норманистов" приобрели характер официальной версии происхождения.

    Обельные хлопоты - полные холопы, рабы в Древней и средне-вековой Руси. В пространной редакции Русской правды названы три источника обельного холопства: купля, женитьба без ряду на рабе и поступление без ряду в тиуны и ключники. Источниками обельного холопства были также плен, бегство закупа, рождение от несвободного и долговая несостоятельность.

    Община, община соседская — первичная социальная форма первобытнообщинного строя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе. Основными историческими формами общины принято считать кровнородственную (раннюю) и соседскую (территориальную, сельскую, деревенскую) общину, последняя является переходной формой к классовому обществу.
    Перелог, переложная система земледелия - примитивная система земледелия, после снятия нескольких урожаев землю (перелог) оставляли без обработки на 8—15 лет для восстановления плодородия почвы.
    Подсечный, подсечная, подсечное (спец.). прил. к подсека. Подсечное земледелие или подсечная система земледелия - примитивный способ земледелия, при котором земля для пашни расчищается из-под леса и потом при истощении почвы снова запускается под лес.

    Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогда составлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степях средней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка, из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий к восточно-турецкому. Половцы пришли в южнорусские степи вслед за печенегами и торками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XIв.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападения на Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли, одним из таких походов был поход героя "Слова о Полку Игореве", Игоря Святославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы. Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому они переходили с одного места на другое, трудным было положение их в суровые зимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей. Городов половцы не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров, Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак. В половине XIII в. П. были покорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть в Русь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию, часть Половцев перебралась в Египет, где они также хорошо устроились в войске.

    Путь «из варяг в греки» - название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в конце 9 — начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 — 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), Кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30—40 чел.) долблёные ладьи — «однодерёвки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду Печенеги), купцы останавливались на острове Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами (в Днепровском лимане), плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда (Константинополя). Существовали ответвления этого пути на р. Западная Двина между Ловатью и Днепром, затем из района Смоленска по р. Каспле; с Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.

    Рожаницы -женские божества славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

    Рядовичи - 1. В Древней Руси лица, служившие феодалам по ряду(договору). 2. В 14-17 вв. члены корпорации городских торговцев однотипными товарами (в одном ряду), а также жители небольшого торгово-промышленного поселения - рядка.

    Русь — Первоначально название племенного союза, а затем государственного образования восточных славян 9 в. на среднем Днепре. Вопрос о происхождении этого названия до сих пор является дискуссионным. Сторонники "норманнской теории", например считают, что "русью" первоначально называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал Рюрик со своей дружиной. В 12 - 13 вв. это название распространяется на другие восточнославянские земли. С 13 в. возникают названия: Белая Русь, Малая Русь и др. Термин"Русь" закрепляется за землями северо-восточной территории бывшего Древнерусского государства и становится основой понятия "русские".

    Хазары — тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII в. под именем восточных турков. В этом веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII в. — овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат во главе с каганом. Столица — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г. Итиль (в дельте Волги). Смешанности племен, составлявших Хазарский каганат, соответствовало смешение религий: языческой, магометанской, христианской, еврейской. Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева Олегом в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

    В 964—965 г. кн. Святослав Игоревич в походе на Итиль (Волгу) полностью разгромил хазар.

    Чудь — Древнерусское название эстов, а также других финских племен около Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

    ЩУР (ЧУР) - так у славян-язычников именовался прародитель, предок рода.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта