Русская культура в XIV–XV вв.. ИСТОРИЯ (испр.кр). Контрольная работа по дисциплине История Тема Русская культура в xivxv вв. Юдичева В. А. студент 1 курса заочной формы обучения
Скачать 46.17 Kb.
|
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Кафедра гуманитарных дисциплин Контрольная работа по дисциплине «История» Тема Русская культура в XIV–XV вв. Выполнила: Юдичева В.А. студент 1 курса заочной формы обучения экономического факультета группа ТС3 2003 Руководитель: Савченко М.М Оценка_____________________________ Подпись____________________________ «____»______________________2020 г. Люберцы 2020 Содержание Введение…………………………………………………………………….........3 1. Этапы развития древнерусской культуры и ее особенности…………........5 2. Летописание, устное творчество, литература …………………………........8 3. Изобразительное искусство и живопись …………………………………...11 4. Развитие архитектуры и строительного дела ...……………………………15 Заключение………………………………………………………………...........17 Список использованных источников...................………………………..........19 Введение Актуальность темы. Высокий взлет культуры Древнерусского государства был обусловлен существенными сдвигами в различных сферах общественной жизни – развитием феодальных отношений; становлением древнерусской государственности; отделением ремесла от сельского хозяйства; возникновением городов; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; введением христианства и др. Новые явления и процессы в древнерусской культуре – это не только суммарный результат действия общественных сил и факторов, но и активный самостоятельный фактор влияния на различные сферы жизни, то есть культура одновременно выступает и как объект, и как субъект исторического развития. Монгольское нашествие нанесло серьезный удар культуре Руси. Исчезли целые отрасли ремесла, почти на 50 лет прекратилось строительство сооружений из камня, было разрушено множество церквей, монастырей, школ, библиотек. Однако культурная жизнь не замерла, а продолжала существовать. Ее достижения не канули в лету, а сохранились и приумножились в исследуемый период и последующие этапы исторического развития русского государства. Актуальность исследования данной темы продиктована недостаточным вниманием современной науки к культурному прошлому наших предков и часто обесцениванием истоков отечественной культуры. Цель исследования – рассмотреть состояние и особенности развития русской культуры в XIV–XV вв. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: – определить этапы развития древнерусской культуры и ее особенности; – раскрыть состояние развития летописания, устного творчества литературы; – рассмотреть уровень развития изобразительного искусства и живописи; – раскрыть достижения архитектурно-строительного дела. Структура контрольной работы продиктована целью и задачами исследования. Письменная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. 1. Этапы развития древнерусской культуры и ее особенности Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются людьми в процессе их жизни. Культура каждого народа является частью мировой культуры и состоит из всего, что создают руки и умы людей, проживающих в данной стране. Культура Древней Руси характеризовалась замедленными темпами развития, как и культуры всех раннесредневековых государств Европы. Для нее было присуще натуральное хозяйство, традиции ежегодного жизненного цикла, религиозное мировосприятие. Наряду с такими не совсем положительными явлениями в это время происходит процесс накопления человеческих знаний, вовлечение культуры Древнерусского государства в русло развития общеевропейской культуры, утверждение новых христианских ценностей, определявших основные направления становления русского общества. Культура наших предков наследовала культуру восточнославянских племен, кочующих народов с Дикого поля, испытывала влияние Византии, а через нее и античной традиции. С середины XII в. в культуре Древней Руси стали заметными и западноевропейские культурные влияния. Долгое время (ориентировочно до начала XI в.) в культуре преобладало языческое мировоззрение. Его сменил синтез достижений восточных славян и христианской культуры, а с середины XII в. в рамках отдельных княжеств стали возникать свои собственные культурно-художественные школы [4, с. 122]. Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном совпадающих с этапами социально-экономической и политической истории общества: 1) Эпоха Киевской Руси (IX – начало XII в.); 2) период феодальной раздробленности (XII и XIII вв.); 3) период борьбы против татаро-монгольского ига и объединения русских княжеств (XIV – начало XV в.); 4) этап сложения и укрепления русского централизованного государства (XV и XVI вв.); 5) период кризиса средневекового искусства и зарождения искусства нового типа (XVII век.). В период феодальной раздробленности искусство, несмотря на выявление множества местных оттенков, сохраняло и развивало общерусские черты. В XII веке образовался и новый центр собирания национальных сил – Владимиро-Суздальское княжество, которое внесло крупный и своеобразный вклад в художественное развитие Древней Руси. Но в XIII веке Русь подверглась нашествию татаро-монголов. Цветущей русской культуре был нанесен огромный урон. Приняв на себя удар татаро-монгольских полчищ, Древняя Русь, в сущности, спасла европейскую цивилизацию, обеспечив европейским народам возможность спокойного национального развития. Юг и Центр русских земель были разорены. Только Север – Новгород и Псков – избежал общего разорения [2, с. 15]. Феномен культуры Древней Руси имел следующие характерные черты и особенности: 1. Доминирующее влияние христианской религии на развитие материальной и духовной культуры. Церковь стала своеобразным центром, в котором органично синтезировались произведения мастеров различных культурных сфер – архитектуры, живописи, музыки, скульптуры, литературы. Так же как православная религия была поставлена на службу государству, культура должна была служить церкви, свидетельством чего является абсолютное доминирование в искусстве библейских сюжетов в литературе – религиозной проблематики, в архитектуре – культовых сооружений. В княжеские времена именно церковь становится одним из самых доступных мест удовлетворения эстетических потребностей народа [7, с. 342]. 2. Заимствование и творческое переосмысление византийских традиций, знаний и канонов. Христианство, предоставив импульс государственным и культурным процессам в России, способствовало распространению византийского влияния в различных сферах общественной жизни и в культуре, в частности, что было особенно ощутимо в начале христианизации. В этот период древнерусская литература развивается в пределах византийских канонов, которые определяли жанры (жития, проповеди, поучения) и сдержанную стилевую манеру изложения. Иконопись, следуя византийским образцам, отличается абстрактностью и статичностью. В архитектуре приобретает распространение византийский стиль зодчества, заимствуется техника кирпичной и каменной кладки, проникается опыт создания фресок и мозаик [5, с. 63]. 3. Существование на Руси дохристианской культурной среды – это основа для создания местной самобытной культуры. Роль византийского влияния на развитие культуры Руси была значительной, но не решающей, поскольку все византийское в процессе «ославянивания» творчески переосмысливалось, качественно видоизменялось под влиянием местных традиций. 4. Форсированный подъем культуры, появление новых культурных явлений. Возникновение и становление Древнерусского государства способствовало заметному культурному развития восточных славян, обогащению новыми достижениями. Итак, феномен культуры Древней Руси сформировался на основе местных традиций под влиянием условий социально-исторического бытия и творческого переосмысления и усвоения достижений мировой культуры, что позволило расширить культурные горизонты, содержательно обогатиться, но при этом сохранить собственную самобытность и не оторваться от питательных корней родной земли. 2. Летописание, устное творчество, литература Еще до принятия христианства в Древней Руси была собственная азбука. Введение христианства способствовало распространению образования. Уже в 860 г. братья-миссионеры Кирилл и Мефодий стали создателями славянского письма – глаголицы и кириллицы. Именно кириллица стала письмом Древней Руси. О высоком уровне образования в русских землях свидетельствуют многочисленные надписи на ремесленных изделиях, на стенах уцелевших архитектурных памятников, берестяных грамотах (археологам сегодня удалось найти более 700 берестяных грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове) [6, с. 178]. С домонгольского периода до нас дошло более 150 книг. Древнейшая из них – Остромирово Евангелие. Написано оно было в 1056 – 1057 гг. для новгородского посадника Остромира на пергаменте (специально обработанной телячьей коже). Широкое распространение среди русичей было переводная литература – книги греческих, римских и византийских авторов, основателей христианской церкви. В конце XIV – начале XV в. были написаны компилятивные сборники поучений «Изумруд» и «Маргарит». Важным событием стало создание митрополитом Петром «летописного свода» – собрания всех русских летописей до единого [13, с. 24]. Первой достопримечательностью культуры Московского княжества стало «Житие Петра» о митрополите Петре. В Твери было написано «Сказание о Шевкале» и «Повесть о убиении в Орде Тверского князя Михаила», в которых воспевались страницы борьбы Твери с Ордой. Различные жития в то время были написаны в Новгороде, Пскове, Ростове. Именно в период борьбы с монголами распространение в Северо-Восточной Руси получили былины, в которых ярко описывалась история Киевской Руси (т. н. «Киевский цикл»), новые легенды («Сказание о невидимом город Китеже» и др.) [1, с. 115]. В ХIII-ХV вв. особенно развивалось летописание. Оно велось и дальше преимущественно при монастырях, но имело более лаконичный характер. Лишь иногда в сухой текст летописей вплетались короткие литературные повести – «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском. Новые тенденции в московской литературе возникли после Куликовской битвы. Началось создание библиотек при московских монастырях – Богоявленском, Симоновом, Адрониковом, Чудовом и в Успенском соборе. Существенное влияние на жизнь страны имел подмосковный Троицкий монастырь, основанный Сергеем Радонежским. Именно Святой Сергий благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Он разослал по всей стране своих учеников, которые основали ряд новых монастырей [14, с. 40]. После 1380 г. был написан новый цикл произведений, которые прославляли героизм русских воинов и их победы. К этому циклу относятся: произведение рязанского старца Софония «Задонщина», что по своему оформлению напоминает «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище» неизвестного автора, «Слово о жизни и смерти великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Авторство последнего произведения приписывают жене Д. Донского – Евдокии Дмитриевне. Образование сильного Московского государства во времена Ивана ІІІ и Василия ІІІ способствовало подъему культуры, выработке государственной идеологии, которая бы объединила все слои тогдашнего русского общества. Важным элементом государственной и церковной идеологии стала идея «Москва – третий Рим». Ее автором считается монах Филофей. Он в письмах к великокняжеской семьи утверждал, что Московское государство является единственным защитником истинной христианской веры – православия, переняв церковную эстафету от Рима и Константинополя, которые не выдержали греховных соблазнов, предали истинно правильную веру и перешли в католицизм [12, с. 170]. Еще один элемент государственной идеологии того времени сформулировал в произведении «Сказание о князьях Владимирских» монах Спиридон Савва. В «Сказании ...» отстаивалась мысль о наследственности власти московской династии от Владимира Мономаха, первых Рюриковичей и даже римских императоров и библейских героев. Несмотря на свою ошибочность, идеи Филофея и Спиридона Саввы оказали значительное влияние на формирование русской культуры, заложили идеологические предпосылки для превращения Москвы в важный мировой культурный, религиозный и политический центр. Они стали основой современной российской цивилизации [23, с. 69]. Важным двигателем культуры стали споры между двумя течениями русского православия – йосифлянамы и нестяжателями. Нестяжетелей возглавлял Нил Сорский, а йосифлян – Иосиф Волоцкий. Им предстоит много художественных и религиозных произведений. Они начали работу над «Кормчей книгой» – собранием правил поведения духовенства. Нестяжатели выступали за удешевление церкви. Впоследствии их обвинили в ереси. Лидеров нестяжателей – Сорского, Максима Грека и Феодосия Косого арестовали или подвергли гонениям [20]. В начале XV в. в Москве возобновилось в предыдущих масштабах летописание. Был создан «Летописец большой русский». Выдающейся литературной достопримечательностью стало произведение тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», в котором описано его путешествие в Индию. 3. Изобразительное искусcтво и живопись Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве, приводит к выводу о влиянии русских мастеров на своих византийских учителей. Основная тематика фресок – изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов) [9, с. 178]. Мозаика (мерцающая живопись) как вид изобразительного искусства была известна в Киеве еще в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты – специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры богоматери Оранты [19, с. 104]. В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения не получила. После ХII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась [3, с. 97]. Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в ХII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения [11]. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее рукопись лицевая. Древнейшие русские миниатюры сохранились в Остромировом Евангелии, Изборнике Святослава. Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями [16, с. 32]. В конце XIV – первой половине XV в. наибольшего развития достигла церковная живопись. В наше время русскую культуру этого времени часто называют «русским Возрождением», с прямой отсылкой к возрождению и развитию русской культуры после монголо-татарского нашествия [17, с. 43]. Литературная активность и небывалое по темпам и результатам развития изобразительное искусство на Руси в конце XIV – начале XV в. происходили в условиях высокого патриотического подъема и всей духовной жизни народа после Куликовской битвы, в условиях формирования национального самосознания русского народа, собирания всех его сил в борьбе за государственное единство. Живопись того периода находилась в жестких рамках канонов и традиций средневековой богословской и церковной живописи. Однако русские мастера понимали большой общественный запрос на политические и духовные приоритеты людей того времени и смогли выработать оригинальные произведения в народном духе. В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское изобразительное искусство достигло своей вершины. Главной темой их произведений и творивших рядом и вместе с ними других замечательных мастеров (Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора из Городца и др.) становится человек и его внутренний духовный мир, раскрываемый иконописными средствами через сюжеты церковной мифологии [18, с. 69]. Феофан Грек, для которого Русь стала второй родиной, соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ, оказав огромное влияние на творчество современных ему русских мастеров, вместе с которыми он работал сначала в Новгороде, а затем в Москве. Лучшими работами Феофана Грека, наиболее полно раскрывающими всю самобытность и мощь его творчества, являются написанные им фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле [24, с. 8]. Творчество Андрея Рублева – особенное в развитии древнерусского искусства. В отличие от экспрессивных, часто полных душевного драматизма образов Феофана Грека, Андрей Рублев стремился соединить в своих художественных образах глубоко индивидуальные черты характера с обобщенным идеалом нравственного совершенства, чистоты и просветленности, передать в иконописных образах тончайшие душевные переживания, добиваясь от каждого образа философского, полного гуманистического содержания обобщения и зрительной наглядности. Созданная Рублевым икона «Троица», наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живописные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства [22, с. 305]. Важное место в русском искусстве исследуемого периода принадлежит новгородской и псковской живописи, что отличалась яркостью красок, динамичностью и выразительностью композиции, стремлением живописцев к созданию более реалистических иконописных образов, в которых легко просматривались черты современников (фрески Волотовской и Мелетовской церквей, икона «Молящиеся новгороды» и др.) [21, с. 85]. В стремлении к реалистичности изображения, в известной свободе толкования и восприятия сюжетов церковной живописи отражались демократические черты культуры этих городов, находили отзвук распространенные среди горожан оппозиционные официальной церкви еретические движения . 4. Развитие архитектуры и строительного дела В XIV – XV вв. можно проследить дальнейшее развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа, опиравшаяся на традиции владимиро-суздальского зодчества. При Дмитрии Донском в Москве построен первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. Идеологической основой развития московской архитектурной мысли являлась доктрина о Москве как новой столице «всея Руси» [10, с. 18], унаследовавшей политические заветы Киевской державы и Владимиро-Суздальского княжества времени их наивысшего расцвета и могущества. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятников владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском и др.). Памятниками раннемосковского зодчества, выстроенными в начале XV в. в традициях владимирского зодчества, являются соборы Успения на Городке и в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве [25, с. 79]. Особенности в развитии местных архитектурных школ наиболее наглядно прослеживаются на примере архитектурного строительства в Новгороде в XIV – XV вв. Новые веяния в новгородской архитектуре наиболее ярко сказались в выстроенных в XIV в храмах Федора Стратилата «на Ручью» (1361 г.) и Спаса на Ильине (1374 г.). В отличие от суровых, тяжелых по форме, лишенных каких-либо украшений новгородских храмов XII – XIII вв., эти храмы были легкими по своему внешнему облику, нарядными и торжественными [8, с. 64]. Это явный результат влияния деревянного зодчества, для которого было характерным стремление к созданию светлых, радостных, «узорочных» сооружений. Но в отличие от московского зодчества, впитывавшего в себя опыт и традиции местных архитектурных школ с целью выработки общенационального архитектурного стиля, новгородское зодчество в XV в. замкнулось в рамках своих старых традиций, повторяя в новых сооружениях облик построек XIV и даже XII – XIII вв. Искусственной консервацией старых архитектурных форм и традиций новгородское боярство стремилось подкрепить сепаратистскую идею «исконней» независимости «Господина Великого Новгорода» и его культуры. Это вело к искусственной изоляции новгородской культуры от культуры других русских земель, к застою, а затем и к упадку культурной жизни Новгорода [15, с. 20]. Сложение в эпоху феодальной раздробленности местных областных культурных центров и школ создавало разносторонность и разнообразие русской культуры во всех ее областях. Вместе с тем по мере ликвидации политической самостоятельности удельных княжеств за Москвой утверждается не только значение государственно-политического, религиозного и этнического центра формировавшегося Русского государства и великорусской народности, но и значение общенационального культурного центра. В Москве сосредоточиваются лучшие культурные силы страны, деятельность которых формировала самобытную культуру великорусской народности на основе соединения культурного наследия древнерусской народности с лучшими традициями местных культурных центров и достижений культуры других стран и народов. Заключение Таким образом, русская культура XIV–XV вв. развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380) Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель. Целенаправленная и гибкая политика московских князей определила победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра единого Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. В общем в IX – первой трети XVI в. были заложены основы большинства направлений современной русской культуры, началось распространение образования и науки, сформулированы основные каноны церковной архитектуры, живописи, иконописи. В течение указанного периода возникли предпосылки для создания уникальной культуры российской цивилизации как синтеза славянского, античного и византийского наследия, сочетание язычества и христианства. Список использованных источников Березовая Л.Г. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 452 с. Беспалова Т.В. Национальная память и русская культура / Т.В. Беспалова // Культурное наследие России. – 2018. – № 1. – С. 14-17. Бузыкина Ю.Н. Изображения Киева, Новгорода и Москвы в русской живописи конца XIV – первой половины XVI в. / Ю.Н. Бузыкина // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2010. – № 5. – С. 96-107. Вагнер Г.К. Крещение Руси и новое художественное сознание // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. – 2018. – № 1. – С. 120-126. Горелов А.А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата / А.А. Горелов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 387 с. Дивногорцева С.Ю. Первые книги Древней Руси и их роль в религиозно-нравственном становлении русского общества / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4. – С. 174-180. Дроздова И.Н. История возникновения и становления памятников истории и культуры древней Руси // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 339-346. Иконникова С. Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С.Н. Иконникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 416 с. История России с древнейших времен до конца ХVIII века. / Отв. редактор Б.Н. Флоря. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 544 с. Казаков Е.Ф. Генезис души русской культуры / Е.Ф. Казаков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 48. – С. 14-24. Карандашов В.Д. Икона в русской культуре: история и философское осмысление / В.Д. Карандашов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ikona-v-russkoy-kulture-istoriya-i-filosofskoe-osmyslenie/viewer. Кибасова Г.П., Петрова И.А., Савицкая О.Н. Идейные доминанты русской культуры XIV-XVI вв. / Г.П. Кибасова, И.А. Петрова, О.Н. Савицкая // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9-10. – С. 167-173. Костенко В.И. Влияние христианизации Руси на динамику культурно-политических процессов русского общества / В.И. Костенко // Омский научный вестник. – 2006. – № 9. – С. 23-25. Костромин К.А. Преподобный сергий Радонежский и рождение московской литературной традиции / К.А. Костромин // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. – 2015. – № 2. – С. 35-45. Красноярова Н.Г. Православие и русская культура / Н.Г. Красноярова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 3. – С. 19-22. Кузнецов Р.И. Проблемы становления религиозной культуры Древней Руси // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2015. – № 3. – С. 30-37. Купцова И.А. Российская цивилизация, русская культура, культура русской провинции: характеристики и взаимодействие / И.А. Купцова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 2. – С. 41-47. Лапшина А.Е. Эстетическое сознание Древней Руси как феномен художественной культуры / А.Е. Лапшина // Сервис plus. – 2010. – № 2. – С. 67-72. Мир русской культуры / под ред. Мячина А.Н. – М.: Вече, 2004. – 607 с. Никольская Т.М. Культура XIV-XVI вв. / Т.М. Никольская // Аналитика культурологии. – 2010. – № 17. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-xiv-xvi-vv/viewer. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Рапацкая. – М.: Академия, 2008. – 384 с. Сапронов П.А. Русская культура IX-ХХ вв.: Опыт осмысления / П.А. Сапронов. – СПб.: Паритет, 2005. – 702 с. Семин В.П. История России: учебник / В.П. С – М.: КноРус, 2017. – 438 с. Синявина Н.В. Влияние исихазма на русскую художественную культуру рубежа XIV-XV вв. / Н.В. Синявина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2018. – № 3. – С. 5-12. Страхова Н.П. Русская культура X-XVII веков: Учебное пособие / Н.П. Страхова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 216 с.
|