культорология К.Р.. Контрольная работа по дисциплине культурология
Скачать 49.75 Kb.
|
Министерство образования Российской федерации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чайковская государственная академия физической культуры» Кафедра социально-гуманитарных, педагогических и естественных наук Контрольная работа по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 6 вариант
Чайковский 2022 Содержание
1 Характерные черты художественной культуры Древней Руси Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Исходя из своего положения, Русь могла пользоваться достижениями своих соседей в общественной и духовной жизни, брать у них всё лучшее и формировать собственные самобытные традиции. Культура Древней Руси является полноправной частью европейской и мировой культуры. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Древней Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии— одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. В культуре до монгольской (Древней) Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в до государственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монометаллизма в литературе и искусстве. Главным признаком становления и развития культуры Древнерусского государства является синтез культур восточных славян и их соседей, а также существование двоеверия. Восточные славяне. Характерные черты: сохранение богатых традиций архитектуры, в частности деревянного зодчества — резьбы по дереву и камню; орнаментированные изображения зверей и птиц; верования в добрые и злые духи (щуров, домовых, русалок); связь устного творчества с язычеством, выраженная в существовании множества народных обрядов, примет и загадок. Учитывая высокий уровень развития славян, можно говорить о сохранении многих черт организации быта, что нашло отражение в одежде, предметах быта. Соседние народы. Балты, финно-угры, хазары, печенеги, южные и западные славяне. У этих народов славяне позаимствовали элементы геометрического орнамента, некоторых представителей божественного пантеона (например, Перуна — Перунаса), ряд топонимов (Ветлуга) или же обычных слов (хата, топор и т, д.). Благодаря Византии Русь познакомилась с достижениями христианства — церковными книгами и религиозными обрядами. В страну часто приглашали византийских мастеров для постройки храмов, создания икон и росписей. Однако со временем русские мастера стали отходить от копирования стиля византийцев и больше внимания уделять патриотическим мотивам. Двоеверие. Одновременное существование язычества и христианства привело к переносу черт языческих богов на христианских святых и привязке языческих праздников к новым христианским. Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия». Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются сметные надписи. «Якиме стоя успе», — написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова», — сообщал некий Михаил своему господину), и завещание («Во имя отца и сына и святого духа… се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе»), и письмо, сообщающее о семейной трагедии («Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых.—Авт.) нет…»), и любовное письмо («От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель.—Авт.) Игнат Моисеев») и т. д. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая супругой французского короля Генриха I и королевой Франции. Литература. От до монгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы—заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства. Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Различные летописные сочинения обычно назывались либо по. месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией. Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. Устное народное творчество. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество. Издревле отдельное место у славян занимают песни, сказки и былины. Любимыми героями былин во все времена являлись Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, которые сейчас считаются реальными людьми, жившими в разное время с X по XIII в. Зодчество. Издавна на Руси было известно деревянное зодчество. После принятия христианства с культовыми постройками на территорию государства приходит каменное зодчество. В 989 г. князь Владимир закладывает Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Пресвятой Богородице (построена в 996 г.). При Ярославе Мудром были возведены киевский (1037 г.) и новгородский (1045—1050 гг.) Софийские соборы. Центральный купол был расположен над пересечением двух главных помещений (нефов) храма (сверху это пересечение образовывало крест). Такие храмы называют крестово-купольными. На содержание церкви Успения Пресвятой Богородицы князь Владимир повелел отчислять десятую часть своих доходов, поэтому она была названа Десятинной. Изобразительное искусство. В конце X — XI в. на Русь из Византии приходят фрески, иконопись и мозаика. Икона — изображение Христа, Богоматери и церковных святых. Иконы писали на деревянных досках, соблюдая каноны. Особое внимание уделялось цветовой символике. Один из первых киевских иконописцев — монах Алипий, живший на рубеже XI—XII вв. Фреска — роспись водяными красками по сырой штукатурке. Являлась одним из основных украшений храмов. Мозаика — изображение, созданное с помощью цветных камней или стёкол. Декоративно-прикладное искусство. Древняя Русь славилась и своими искусными ремесленниками. В первую очередь заграничные купцы ценили высокое мастерство русских оружейников и ювелиров, искусство которых достигло высокого уровня. Оружейники. Большим спросом пользовалось как оружие (копья, мечи), так и доспехи (кольчуги — защитные рубахи из металлических колец). Ювелиры. Для создания украшений ювелиры использовали разнообразные сложные техники, например, зернь (на поверхность изделия напаивался узор, состоявший из множества шариков-зёрнышек) или скань (орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которую потом тоже напаивали на металлическую поверхность). Разноцветную скань часто сочетали с эмалью, получая перегородчатую эмаль. Христианская культура и языческие. Появление христианства являлось важным фактором для развития культуры. Оно оказало влияние на архитектуру, литературу, изобразительное искусство и т. д. Христианская культура способствовала и нравственному развитию славян, большую роль в этом’ сыграли христианские ценности и заповеди. Длительное время на Руси наблюдалось соседство языческих традиций и христианства, причём люди могли почитать как языческих богов, так и христианских святых, отмечать праздники обеих культур. Сохранение языческих традиций наиболее явно прослеживалось в проведении Коляд, Масленицы, Купалья и других важных древних праздников; обрядах, декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве. Однако с течением времени христианство постепенно замещало язычество, при этом многое заимствуя у него. Это помогало населению быстрее приспособиться к новой религии. Ускорение распространения христианства было также связано с усилением княжеской власти. По свидетельству летописей, после принятия христианства Владимир сильно изменился. Князь повелел оказывать поддержку бедным людям и отказался от многоженства. В этот период на Руси началось активное строительство новых храмов и монастырей. Владимир приглашал из Византии священников, открывал школы при церквях (родителей часто приходилось заставлять отправлять детей в церковные школы, так как люди не сразу приняли новую веру). Принятие христианства изменило быт и нравы местных жителей. Для примирения славян с новой религией церковь сохранила некоторые языческие праздники, но при этом запретила жертвоприношения, кровную вражду, умыкание невест, призывала оказывать помощь нищим и убогим. С принятием новой религии Древнерусское государство встало в один ряд с другими европейскими христианскими странами. Культура Древней Руси создала единую систему ценностей, близкую всем жителям государства и оказавшую большое влияние на дальнейшее развитие славян. Своеобразие русского Просвещения и причины единства и цельности русской культуры XVII и XIX вв. Русская культура XVIII в. — период в развитии русской культуры, означавший постепенный ее переход от эпохи древней Руси к Новому времени (русской классической культуре XIX в.), начало которому положили Петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России «сверху»). Главное содержание Петровских реформ составила секуляризация культуры1, разрушившая древне средневековую цельность русской культуры, несмотря на все ее противоречия, сплошь религиозной и «застывшей» как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола, полоса Петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру — веру») на «культуру» и «веру», т.е. на две культуры — светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а вновь образовавшаяся светская культура укоренялась в центре культурной жизни, приобретая самодовлеющий характер. Осуществленная Петром I церковная реформа способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры и порождению нового, специфического для русской культуры явления — «светской святости». Оно выражалось в таких различных по своему характеру чертах, как сакрализация монарха. Русская классическая культура XIX века Русская классическая культура XIX в. — период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самосознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых «классическими», т.е. эталонными для данной культуры, и определяющих ее «лицо» в масштабе культуры мировой. В отличие от многих развитых культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с началом эпохи Возрождения (Данте, Сервантес, Шекспир и др.), с эпохой классицизма (Корнель и Расин, Лафонтен и Мольер) или эпохой Просвещения (Вольтер, Дидро, Декарт, Руссо, Лессинг, Шиллер, Гёте и др.), в России классическая культура начала формироваться относительно поздно — вместе с процессом пробуждения национального самосознания русского народа (на рубеже XVIII — XIX вв.). Решающей фигурой здесь явился H. M. Карамзин с его «Письмами русского путешественника» (1791 — 1795, 1801), а затем «Историей государства Российского» (1804—1826), сделавший современное состояние и историю России специальным предметом художественного, публицистического и научного сознания всей читающей русской публики. Именно Карамзин был на рубеже XVIII — XIX вв. «своевременной» фигурой для русской культуры, в то время как, например, Новиков и Радищев, как верно писал об этом парадоксалист В.Розанов, распространяли «несвоевременные слова», говорили «правду», но «в то время — не нужную»1, а значит, не понятую современниками и не усвоенную культурой этого времени. Первым классиком русской культуры Нового времени был именно Карамзин, еще в XVIII в. интуитивно почувствовавший самое нужное и самое своевременное для русской культуры начала Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший иную, принципиально важную для России задачу, которую Достоевский назвал в своей речи о Пушкине «всемирной отзывчивостью», т. е. универсальной способностью отображать средствами своей культуры идеи и образы других культур — западных и восточных, не изменяя при этом своей национальной специфике, и тем самым включаться в историю мировой культуры на правах ее органической составной части и общественной жизни — противоречивое соединение глубинной тяги к социокультурному синтезу и препятствующего подобному органическому единству раскола, укорененного в менталитете русской культуры. Именно эта антиномия русской культуры получит свое дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в ХХ в., когда Россию будут сотрясать революции, мировые войны и ужасы тоталитарного режима, парадоксальным образом соединившего в себе идеал «всеединства» и идею «цветущей сложности». |