контрольная работа осенняя сессия 2020г.. Контрольная работа по дисциплине Основы философии Специальность 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать 38.5 Kb.
|
Министерство общего образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Исовский геологоразведочный техникум» Контрольная работа по дисциплине: «Основы философии» Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Вариант: №6 Выполнил: студент группы ЭБУ-IV-1(19) Тепикина Светлана Юрьевна Проверил: Хрусталев Владимир Сергеевич г. Нижняя Тура 2020г. Оглавление1. Взгляды представителей постклассической философии II половины XIX – начала XX века. 3 1.1. Философия воли 3 1.2. Академическая философия жизни 3 1.3. Марксизм 4 1.4. Позитивизм 4 1.5. Неокантианство 5 1.6. Прагматизм 6 3. Сознание и бессознательное. 10 Список используемой литературы. 13 1. Взгляды представителей постклассической философии II половины XIX – начала XX века.Постклассическая философия включает в себя философские учения XIX – начала XX в., которые переворачивают центральное положение классической философии и тем самым формируют основные принципы нового типа философской науки. Постклассическая философия – это переходный этап от классики к модерну и постмодерну, при этом она обладает собственными характерными отличительными чертами и уникальностью. Самыми яркими представителями постклассической философии были А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, о. Шпенглер, О. Конт, У. Джеймс, Ч. Пирс и др. Идейные школы, которым были близки взгляды посклассической философии - это философия воли, философия жизни, марксизм, позитивизм и прагматизм. Ключевой особенностью философии этого периода является иррационализм, который строиться на переосмыслении категории бытия. Бытие меняет своё обличие. Оно больше не отождествляется с разумом. Теперь оно представляется как жизнь, воля, практика и опыт. Вместе с этим меняется и представление о природе человека. Человек, по мнению мыслителей, становится существом, которое подвластно не только разуму со всеми его проявлениями, но и чувствам: сознательным и бессознательным. 1.1. Философия волиА. Шопенгауэр – основатель философии воли утверждает, что сущность жизни человека заключается в воле. Отсюда и название его концепции – волюнтаризм. Мыслитель считает, что именно неограниченная Мировая воля является средством, которое порождает все события и явления мира. Однако сама воля, согласно идеям, А. Шопенгауэра, не имеет основы, она скорее представляет собой бесконечное бесцельное стремление. Человек – орудие воли, ему не подвластно избавление от желаний. Философ считает, что вырваться из круга желаний можно только посредством бесцельного и беспредметного созерцания. Это видится возможным лишь в искусстве, которое не опирается на практический интерес. Иными словами, ведение аскетического образа жизни является оптимальным способом ухода от желаний. 1.2. Академическая философия жизниИдеи А. Шопенгауэра поддерживали Ф. Ницше и А. Бергсон в концепции творческой эволюции и В. Дильтей в академической философии жизни. Их идеи базировались на отрицании бесконечного, разумного бытия как начальной позиции философской категории. Они заменили это понятием жизни. Мыслители установили разницу между неподвижным, умопостигаемым бытием и спонтанным потоком жизни. Где вечное становление без цели невозможно зафиксировать или познать посредством рациональных понятий. Мыслители придерживаются мнения, что познавать жизнь, опираясь на рассудок – бессмысленно. Интеллект становится беспомощным перед лицом бесконечных перемен. В силу этого, на его место приходят интуиция и инстинкты. Философия жизни заключается в радикальной попытке отойти от механистического понимания мира и человека, которое в середине XIX в. явно приобрело несостоятельные очертания. Неоценима роль философии жизни и её влияние на формирование и дальнейшее развитие западной философии и культуры. Отыскать идеи философии жизни можно в философии истории О. Шпенглера. Концепции мыслителей-экзистенциалистов также наполнены воззрениями философии жизни. Кроме того, литературное творчество М. Пруста, Д. Джойса, Р. М. Рильке, Г. Гессе и др. вдоль и поперёк пропитано идеями философии жизни. 1.3. МарксизмМарксизм или как его ещё называют философия диалектического и исторического материализма, оформился в отдельную концепцию в середине XIX в. Основоположниками этой концепции по праву считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они переосмыслили проблемы истории, по-иному взглянули на природу человека и особенности его познания. Ключевым фактором новой концепции стало предложение всеобъемлющего материалистического взгляда на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. В основе марксизма лежит понимание философии как инструмента, с помощью которого можно изменить общество на гуманистических началах. В силу этого, марксизм является явным продолжением идей Просвещения. Материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории являются главным достижением этой идеи. Своё логическое продолжение марксизм получил в советской философии, которая опиралась с одной стороны на основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой – пыталась преобразовать к новым историческим условиям идеологическое положения марксизма. 1.4. ПозитивизмФормирование позитивизма произошло в 40-е гг. XIX в. Основателем его стал О. Конт. В основе его концепции находилось противопоставление нового взгляда на философии классическому. По его мнению, философия должна измениться. Она больше не наука о первоначалах, а методология. В классической форме, согласно воззрениям мыслителя, философия – это необъективное знание о несуществующих вещах. В новой форме философия – это наука о методе, которая должна освободиться от любых признаков метафизичности. Результатами работы О. Конта стал вывод о том, что философских законов в мире не существует, от этого философия и не может познать реальность, таким образом, поиски последних причин не несут в себе какого-либо смысла и считаются мыслителем бесполезным занятием. Всякая наука, а тем более наука о человеке и обществе, должна формироваться по подобию естествознания. Это должно происходить потому, что именно естественные науки могут служить началом объективного знания о мире. О. Конт разделяет стадии человеческого духа на три этапа: Теологический. Метафизический. Позитивный. На первом этапе человек объясняет мир при помощи сверхъестественных догм и сущностей. На втором – опираясь на вымышленные абстракции. Стоит заметить, что на этом этапе как раз-таки и формируется философское знание. На третьем этапе человек, в конце концов, приходит в объективным, научным толкованиям законов природы. Позитивизм в корне изменил представления о науке в целом. В его основе лежало понимание науки только как естественных дисциплин, а знание было исключительно научным. Таким образом, разрушил философию вместе с размышлениями о смысле жизни и её первопричины. Позитивизм развивался поэтапно, пройдя три стадии. Первая сформировалась в середине XIX в., её представителями считаются О. Конт, Г. Спенсер и Д. Милль. Вторая стадия позитивизма связана с Э. Мах и Р. Авенариус. В этот период, на рубеже XIX и XX вв., позитивизм называли эмпириокритицизм. Однако стоит заметить, что в это же время развивался и первый позитивизм, который отражал идеи субъективного идеализма XVII в. В 20-е гг. XX в. оформился в отдельную концепцию третий позитивизм, он носил название неопозитивизма. Ключевыми фигурами этого направления были Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др. 1.5. НеокантианствоНеокантианство появилось в 60-е гг. XIX в. Под общим названием объединилось несколько идей развития и модернизации философской науки. Неокантианство – это совокупность философских воззрений, которые основаны на объединении и продолжении идей И. Канта. "Назад к Канту" – это призыв всех направлений неокантианства. Но это своеобразное возвращение носит в каждом направлении свои особенности. Лишь Магбургская и Баденская школы в своей основе сохранили философский уровень пояснений, который был предложен И. Кантом, остальные прибегали к психологизму и физиологизму. Аксиологическая и гносеологическая тематика рассматривались в неокантианстве. В этом контексте, стоит отметить, что Магбургская и Баденская школы рассматривают проблемы культуры, делают попытки обосновать научное знание. Г. Коген, Э. Кассирер и др. концентрируют своё внимание на формировании трансцендентального метода И. Канта, при этом исключают в нём психологизм и антропологизм. Среди представителей Баденской школы такие фигуры как В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др. Они занимаются темой отличия предмета и метода наук о природе и наук о духе, а также заинтересованы проблемой ценностей человека. Наибольшее значение представители неокантианства придают проблеме обоснования метода наук о духе. Этот метод они видят в сопоставлении уникального исторического бытия, которое является предметом этих наук, с ценностями, существование которых объективно. В силу этого, неокантианцы полагают, что философия – это наука о духе. 1.6. ПрагматизмЗарождение прагматизма произошло в 70-е гг. XIX в. Это произошло благодаря американской культуре. Среди представителей прагматизма такие имена: У, Джеймс, Ч. Пирс, Д. Дьюи, именно они занимались переориентацией внимания философии на мир практических вещей. В основе прагматизма – успех, как он возможен, что для этого нужно. Ядро, на котором строится прагматизм – личность и всё, что с ней связано в повседневной жизни. Посредством прагматизма возрождается античное понимание философии как науки о любви к мудрости. Единственное отличие – базируется прагматизм не на философе-учёном, а на обычном человеке. Американские философы отрицали идеи прежней философии, утверждая, что она абстрактна и созерцательна. Они выдвинули свою программу, посредством которой философия превращалась в метод разрешения ежедневных жизненных проблем. Ключевое понятие прагматизма – опыт. Он формируется в повседневной жизни и поэтому никогда не может получить завершение. Всякий опыт тесно связан с риском, отсюда можно сделать вывод, что главной задачей философии является помощь человеку в риске и принятии правильных решений для достижения определённых целей. Прагматисты полагают, что вера – это наиболее позитивное состояние духа, которое ведёт к действию. А мышление не носит определённую ценность само по себе, оно выступает инструментом действия для приспособления к жизни. Философия прагматизма легла в основу жизнедеятельности американского общества, стремящегося к успеху. Прагматизм достаточно пафосный, но в то же время он направляет действие в самостоятельное русло и призывает к ответственности. 2. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. К ранним формам религиозного отношения к миру относятся анимизм, тотемизм, фетишизм, идололатрия. Анимизм (от лат. Anima – душа, дух) – одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только проявляющимися в природе, но и влияющими на человеческую жизнь. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений. Фетишизм (от франц. Fetiche – талисман, амулет) – почитание отдельных природных объектов (камни, раковины, кости и т.п.), которым приписываются сверхъестественные свойства. Идололатрия (от греч. Eidolon – образ, подобие) - ее формальный признак, отличающий от анимизма, тотемизма, фетишизма, – наличие идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения. Наиболее древней монотеистической религией, в основе которой лежит убеждение в существовании единого Бога, является иудаизм (II – I тысячелетие до н.э.). Идея богоизбранности народа Израилева, окруженного политеизмом язычества, своеобразие исторических судеб были причиной того, что иудаизм, если не считать незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа. Христианство – возникло в иудейской среде и полностью усвоило и подтвердило идею единобожия. В самом Пятикнижии (Торе) предвосхищен будущий приход божественного Спасителя — Мессии. Христиане верят, что спасение свершилось в истории «при Понтийском Пилате». Это указание соединяет теорию Спасения с жизнью мира. Христианство было изложено на языке греческой философии: древняя церковь «воцерковила» эллинизм. Все еврейское ветхозаветное наследие с рассказами о коленах Израилевых, о битвах, победах и поражениях израильского народа, повествование о том, как Бог действовал в нем, нашло выражение в языке эллинской культуры. Соединение этих двух разноприродных величин и создало раннее христианское богословие. Во втором веке церковью была определена ее структура, а к IV в. был зафиксирован весь канонический свод Священного Писания Ветхого и Нового заветов. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV – VIII веков («эпоха вселенских соборов»). В IV веке между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 году. После разделения церкви каждая конфессия (православие и католицизм) определяют свою догматику. Католическая церковь приняла догматику первого, второго и четвертого соборов, воплощенную в Символе веры (триединство Бога, богочеловечество Иисуса Христа и единослущие Богу–Отцу, о спасительной миссии церкви, воскресении из мертвых и Страшном Суде). В отличие от православия, католичество признает качественное и количественное изменение догматов. Формальные догматические отличия католичества: филиокве (добавление к восьмому члену Символа Веры, провозглашающему исхождение Святого Духа от Отца, слова «и от Сына»), догмат о догмате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности, догмат о непорочном зачатии Божьей матери и ее телесном вознесении на небо, чистилище. В XVI веке широкое антикатолинеское движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьего главного направления христианства. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, исключительный авторитет Библии, священство всех верующих. В свою очередь каждая конфессия содержит различные течения, направления, группы, секты. Наиболее поздняя монотеистическая религия – ислам – возник в начале VII века на Аравийском полуострове. Основное положение догматики: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха». Величие Бога — Аллаха — выражено во многих формулах и часто повторяется в речи, молитвах, быту, постоянно встречается в изящной вязи арабского каллиграфического письма на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке. В мусульманской традиции среди людей, не исповедующих ислам, особо выделяются иудеи и христиане – «люди Писания». Согласно догматике ислама, эти люди верят в того же Бога, что и мусульмане. Главные обязанности верующего: пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотворительность (занят), паломничество в Мекку (хаджж). Несмотря на множество различных течений в исламе, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди мусульман существует стойкое убеждение в принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, традициями, начальной историей и общими интересами в мире. Идея превращения религиозной общности мусульман в единство политического порядка неоднократно выдвигалась и поддерживалась крупными мусульманскими государствами и религиозными центрами. Древнейшая из мировых религий – буддизм. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама родился в мае 623 г. До н.э. Разочаровавшись в жизни, размышляя над законами бытия, Гаутама понял, что все беды человека проистекают от ложных представлений, которые порождают мнимые ценности, такие, как привязанность, антипатии, иллюзии, тщеславие, ложные взгляды, сомнения, лень, неугомонность, бесстыдство, отсутствие морали. Затем Гаутама вошел в иное состояние сознания и стал Буддой. Будучи Буддой, он сформулировал законы бытия, которые проповедовал 45 лет до своей физической смерти. Согласно традиции, Будда в процессе медитации также увидел, каким образом перерождаются существа в прошлом, настоящем и будущем, и в результате сформулировал четыре истины: существует дукха (неудовлетворенность, страдание); существует причина дукхи (страх перед временем); исчезновение дукхи есть нирвана; существует путь к прекращению дукхи. Все проповеди Будды (согласно традиции, их 80 тысяч) посвящены объяснению этих четырех истин и законов бытия. К I веку до н.э. в буддизме появилось два направления – хинаяна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Согласно хинаяне («узкий круг спасения») нирваны может достигнуть лишь узкий круг людей – монашество. В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, человеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению. Махаяна обещает «широкий путь спасения» не только монахам, но и мирянам. Более того, последователь махаяны должен в первую очередь беспокоиться не о своем спасении, а о спасении других. Будда в этом учении уже не человек, а Бог. В двадцатом веке возрос интерес к изучению буддизма с философской точки зрения, что в определенной мере связано с большим кругом проблем (космологических, гносеологических, нравственных, эстетических), содержащихся в нем. 3. Сознание и бессознательное.Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание человека опосредованно общественно-исторической деятельностью человека. Развитие сознания в филогенезе связано с включением человека в контекст социальных взаимоотношений. Сознание – это интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относится к ним и делать их предметом практического преобразования. Философское рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конструирует его особый онтологический статус, способ бытия. Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность. Сознание: 1) рождается в бытии; 2) отражает бытие; 3) творит бытие. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Функции сознания: 1) отражательная; 2) порождающая (креативная); 3) регулятивно-оценочная; 4) рефлексивная функция. Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности. Объектами рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, личное сознание. В структуре сознания выделяют два слоя (по В. П. Зинченко): 1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий (наблюдаемая и регистрируемая внешне форма поведения) и чувственные образы; 2) рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации). Однако область психического гораздо шире области осознанного. Далеко не все эмоции и мотивы осознаются человеком, они и составляют содержание бессознательной сферы человеческой психики. Сознание и бессознательное не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где сознание выступает как рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание. Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания. Впервые целостная концепция бессознательного была сформулирована в работах З. Фрейда, хотя задолго до него проявления бессознательного описывались учеными, врачами, философами, священниками и т.д. Но ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «Оно» насыщено энергией – «либидо», являясь иррациональным, подчиняется принципу удовольствия. «Я» находится в конфликте с «Оно». На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести, подавляет сексуальные влечения. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх=Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, страха, укоров совести, тревоги. «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для человека и общества (творчество, искусство, общественная активность, производство и т.д.). Бессознательное проявляется также в снах, ошибочных действиях (описки, оговорки), шутках, ассоциациях и пр. Для устранения конфликта между «Оно» и «Я» применяются механизмы психологической защиты. Недостатком фрейдизма является преувеличение сексуальной сферы в жизни человека, трактовка человека как в основном как биологическое существо, движимое инстинктами, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому его последователи, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое из поколения в поколение (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека. Вывод: сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития. Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Список используемой литературы.https://ru.wikipedia.org/wiki http://studentik.net/lekcii/lekcii_filosofia/120-postklassicheskaja-filosofija-19-20-vek-lekcija-7.html https://refdb.ru/look/1240311-p12.html https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/tema-1-6-soznanie-i-bessoznatelnoe http://eos.ibi.spb.ru/umk/1_6/6/6_P1_R1_T2.html |