Главная страница
Навигация по странице:

  • (ФГБПОУ СПб ФМБА России) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Основы философии» Выполнил

  • 1.Сознание – чудо мироздания или тяжкий крест

  • 2.Природа и общество. Экологическая философия.

  • Философия. Философия Пыхтин. Контрольная работа по дисциплине Основы философии


    Скачать 28.37 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Основы философии
    АнкорФилософия
    Дата21.02.2022
    Размер28.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Пыхтин.docx
    ТипКонтрольная работа
    #368662

    Федеральное медико-биологическое агентство

    Федеральное государственное бюджетное

    профессиональное образовательное учреждение

    Санкт-Петербургский медико-технический колледж

    Федерального медико-биологического агентства”

    (ФГБПОУ СПб ФМБА России)

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Основы философии»

    Выполнил:

    студент заочного отделения

    группа: 221-О шифр м/о-зо-06

    Пыхтин Э.С.

    Санкт-Петербург

    2021год
    1.Сознание – чудо мироздания или тяжкий крест

    Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Загадочных потому, что сознание - это особое состояние, свойственное только человеку. оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. В сознании человеку одновременно доступен и мир, и он сам. Поэтому многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания.

    Сознание не только чудо мироздания, но и крест. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), на какое-то время отключают сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.д. Именно сознанием объясняется способность человека к душевному страданию. Так, животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Суицид - чисто человеческий акт.

    В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения:

    Первый - описание тех способов, которыми вещи даны в сознании (зрение, слух, осязание и т.д.); на философском языке - это описание феномена (от греч. Файноменон - являющееся) сознания;

    Второй - объяснение возможности самого сознания, т.е. Объяснение самого феномена.

    Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. Поэтому то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Словом, каждая эпоха имела свое представление о сознании.

    Античная философия открыла только одну сторону сознания -направленность на объект, потому и была использована метафора (от греч. Метафора —перенос) печати на воске для описания сознания: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на "дощечке разума". Так было словесно оформлено представление о сознании.

    Другая особенность сознания - умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на свой внутренний мир - не анализировалась философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания объясняется спецификой мировоззрения античного грека. Древний грек предстает перед нами прирожденным реалистом. Он был уверен, что предмет знания существовал до того, как был увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятия; что разум существует как вещь, а потому он остается разумом, даже если в этот момент человек и не мыслит.

    Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи объект оставляет след на "поле" разума. След же отражает только внешность вещей, идею. Тогда термин "идея" означал "внешнюю фигуру", "внешний вид". В космоцентричном  мировоззрении грека очень мало места занимала личность.

    Античный грек знал о душе, философы тогда рассуждали о ней. Но душу они еще не воспринимали как начало интимности. Тема души для них была темой обнаружения скрытого движения вещей и человека в том числе. Душа как движитель приписывалась не только человеку, но и животным, минералам и т.п.

    Таким образом, античный космоцентризм породил и вполне соответствующие ему представления о сознании.

    В средневековую эпоху у человека появилась потребность больше обращать внимания на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла и форма такого общения - молитва. Молящийся человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от чувственных восприятий, освободиться от диктата тела.

    Молится, таким образом, не сам человек как таковой, а его душа. Появляется и отличное от античности ее понимание. Душа теперь - это то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него. Поэтому молитву всегда сопровождают душевные переживания. Вот они-то и становятся предметом внимания средневековых философов.

    В новых условиях античная метафора отпечатка на воске уже не годилась. Требовались иные способы описания сознания, другие метафоры. Теперь сознание могло изучать себя только с помощью анализа собственного содержания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Аврелий Августин (начало У в. Н.э.), на которого большое влияние оказал греческий философ, один из основателей неоплатонизма - Плотин (III в. Н.э.).

    Плотин заложил основы серьезной проработки темы духовной сущности и связанной с ней темы сознания. Обнаружив наличие у человека духовного опыта, он заинтересовался его содержанием. Плотин выделял в нем три уровня:

    Первый - высший, где происходит отдохновение в Божественном. Чтобы выйти на этот уровень, надо, учил Плотин, пробудиться от своего тела, прийти к самому себе, стать недосягаемым для внешнего мира. Но долго, а тем более вечно, находиться в этом состоянии человек не может: он с необходимостью опускается на

    Второй уровень - рефлексии (обращение назад) и рассуждения. Это уровень, на котором человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов, связанных с жизнью "по стихиям мира сего".

    Третий уровень - низший. Здесь господствуют инстинкты и страсти.

    Сознание в структуре духовного опыта, по мнению Плотина, - это какой-то центр между двумя теневыми зонами: безмолвной, не сознающей себя жизнью нашего "Я" в Боге, и молчаливой, бессознательной жизнью нашего тела.

    Так, начиная с Плотина и Августина, сознание рассматривалось как НЕЧТО вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом духовном опыте. Почему?

    Во-первых, благодаря сознанию человек понимает кратковременность своего пребывания в состоянии Божественной простоты как наказание, отчего постоянно страдает и мучается, живет раздвоенной жизнью: ему беспрерывно приходится соотносить жизнь "по стихиям мира сего" и жизнь в Боге.

    Во-вторых, сознание лишает человека вечности. Оно по времени отстает от решающих событий в духовной жизни людей. Его нет в состоянии единства "Я" с Богом: оно появляется позже. Какие-то главные, решающие события происходят в мире духовного опыта человека до того, как "включается" сознание. И если бы люди не были греховны, они могли бы обойтись без сознания, постоянно пребывать в Боге, в вечности. состояние сознания -следствие греха человека, следствие бренности, неподлинности времени.

    В-третьих, сознание строго противопоставляет настоящее, прошлое и будущее. Сопоставляя временной ряд, оно понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неуловимо мгновенно становится прошлым. смерть присутствует в каждом мгновении жизни. и сознание не дает человеку забыть об этом. Чем старше становится человек, тем глубже и ярче он осознает трагизм временности.

    В-четвертых, сознание не только открывает человеку трагизм его существования во времени, но часто просто мешает человеку в его деятельности. Как заметили еще Плотин и Августин, сознательность и интенсивность деятельности часто находятся в обратно пропорциональной зависимости. Например, мысль появляется раньше сознания и не всегда нуждается в нем. Даже человеческий младенец мыслит, когда сознания (т.е. Отражение его мысли) у него еще нет. Сознание - отблеск ума, отображение процессов мышления, и, как всякое отображение, оно уменьшает энергию ума, мешает своим отблеском ему.

    В-пятых, сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное - духовное. Сравнивая в сознании состояния Божественного экстаза с состоянием телесных потребностей и отправлений, человек начинает стыдиться своих природно-телесных свойств и влечений.

    Притча об Адаме свидетельствует об этом: пока Адам жил в Духе, он не знал стыда. Только сорвав запретный плод, он узнал, что наг, и устыдился. И когда Бог позвал его, Адам ответил, что не может подойти, ибо наг. Как известно, Бог спросил: кто сказал тебе, что ты наг? Стыд - оповещение об отпадении человека от вечности и Бога, оповещение о сознании.

    Сознание - это обреченность человека на выбор: духовность или телесность? Данный выбор каждое новое поколение и каждый рожденный человек делают вновь и вновь. В таком выборе - тяжесть одного из противоречий человеческой жизни, и сосредоточена эта тяжесть в сознании.

    Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы. Так, Гегель приписывал сознанию способность выносить напряжение противоречий жизни, а Э. В. Ильенков в наше время писал, что "вся боль мира существует, особенно, только в сознании".

    Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме "Бог умер". Отказ от бога свидетельствовал о формировании нового духовного опыта людей, в котором не оказалось места для того высшего его уровня, который плотин называл божественной простотой, отдохновением в Божественном. А это значит, что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен. Возникла необходимость переоткрыть сознание, по-новому его истолковать.

    В Новое время выделялись не три уровня духовного опыта людей, как это делал Плотин, а всего два: уровень рефлексии и рассуждения и уровень чувств, эмоций и инстинктов. В плотиновской  терминологии - это средний и низший уровни духовного опыта.

    "Смерть Бога" и трансформация структуры духовного опыта -явления одного и того же порядка. "Смерть Бога" сопровождалась появлением "новой" популяции людей, которые потеряли способность мистического единения с Богом. Они объявили средним векам культурный крестовый поход. Началась критика античного образа сознания.

    Никто не оспаривал тот факт, что в нас находятся образы предметов. Однако существование вне нас соответствующих реальных аналогов было объявлено проблематичным. Сомнение в существовании строгой адекватности между образом предмета в сознании и предметом вне сознания стало исходным пунктом уже знакомой нам декартовской модели сознания. Он, в отличие от античных философов, единственным подлинным существованием вещей признал их существование в мысли.

    В условиях отказа от связи с Божественным мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как сознание "включается" в общение с миром. Ортега-и-Гассет так охарактеризовал эту метафору: "Вещи не входят в сознание извне, они содержатся в нем как идеи". В истории философии такое учение было названо идеализмом, в отличие от античного реализма.

    Но как бы ни отказывались мыслители Нового времени от средневекового мировоззрения, они сохранили с ним связь, так как воспроизводили навыки работы с внутренним миром. Наработанное в средние века умение человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Поэтому при объяснении феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только себе самому. Сознания нет без самосознания - таков был вывод философов нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру.

    Этим было вызвано и реальное изменение структуры духовности. Внутреннее духовное пространство сжималось, как шагреневая кожа, до предметно-логического содержания и переживаний, связанных с чувственностью. Поэтому Декарт все свое внимание обращал на тот уровень духовной жизни, который Плотин называл уровнем рефлексии и размышления.

    Плотин, признав сознание вторичным, не мог даже помыслить, чтобы начать философствование с признания "Я" и сознания чем-то  основополагающим. Декарт, напротив, именно так реализовал акт философствования. В этом и проявляется дух новой культуры "без Бога": исходной точкой отсчета для понимания мира, истории становится человек и его сознание. Все, что совершается и наблюдается в мире и истории, связывается только с его творческой деятельностью. Ничто, взятое помимо человеческой деятельности, не допускается в качестве утверждения о мире. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, средством доказательства его существования.

    Таким образом, в новоевропейском сознании соединились античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него и средневековый навык работы сознания с самим собой.

    Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики. Отсюда и родилась направленность сознания: переделать все, подправить, улучшить в соответствии с этой логикой. Сознание перестали отличать от познания. Люди создали образ мира, соответствующий структуре их духовного опыта.


    2.Природа и общество. Экологическая философия.

    В настоящее время наиболее актуальной темой для обсуждения стали вопросы по охране окружающей среды. На протяжении последних 20-30 лет экологическая ситуация в мире заметно ухудшилась. Наводнения, пожары, резкие колебания температур, засуха, цунами – это те явления и процессы, которые в последние годы оказывают особо негативное влияние на человека, общество и природные системы. Неизменными для философии на протяжении всего ее развития являются проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Философия указывала на проблемы бытия человека и природы; их единение она видела в духовном постижении человеком самого себя и природы, а также духовной деятельности, направленной на ее преобразование. Философия уделяет особое внимание вопросу изменения среды обитания человека, изучает средства ее защиты и совершенствования, помогает расширить область свободы человека, формируя более нравственные и гуманные отношения к людям и окружающему миру. Философская мысль участвует в становлении нравственного отношения к природе в сознании и поведении человека и различных слоях социума. От распространения в обществе доброты и сострадания, прежде всего, зависит развитие отношений человека и общества с природой, а, значит, и пути решения экологических проблем. Многие философы источником экологических катаклизмов считают самого человека, его умение создавать и использовать технологии, которые могут стать разрушительными для жизни в природе. Философы отмечают его неудержимую тягу к обогащению за счет природы и мещанское отношение к ней с позиции собственника, «царя природы». Такой стандарт мышления и поведения следует изменить. Обеспечение безопасности человечества становится важнее, чем продолжающийся технический прогресс. Центральным направлением становится не дальнейшее увеличение производства, а преобразование с учетом экологических последствий его осуществления. Важно произвести переход к более «натуральному», менее иждивенческому образу жизни и к экономике, которая учитывала бы потребность возрождения и защиты природы. Таким образом, проявились новые задачи, стоящие перед философами: духовное осмысление проблем взаимодействия человека, общества и природы и выявление конкретных способов их решения. Основная задача — понимание модели дальнейшего устройства социума как эколого-информационной культуры, способной находиться в гармоничных отношениях с естественной средой. Это, вне сомнения, главная, стратегическая задача на будущее, стоящая перед философской мыслью. Другая принципиальная задача—перенацеливание общества с иждивенческого отношения к природе на отношения, когда и общество, и природа развиваются вместе, и способны привести в гармонию систему «общество–природа». Так как основная причина сложившихся экологических проблем исходит от человека, то, следовательно, изменения требуются ему самому, и главным образом, его духовности. В изучении, определении и использовании нуждается духовный запас человека и общества для решения непростых экологических проблем, стоящих перед мировым сообществом. В конечном итоге, нуждается в охране и сам человек. Одна из опаснейших злободневных угроз на сегодняшний день состоит в том, что усиливаются отрицательные изменения в генетической основе человека, особенно под воздействием неблагоприятных природных условий, а также вследствие употребления разнообразных вредных веществ, способствующих этим изменениям. При разработке способов решения этих задач философы могут и обязаны принимать деятельное участие для блага индивида и всего человечества. Являясь существом и биологическим, и общественным, человек одновременно связан с двумя взаимно пересекающимися экологическими системами — природной и социальной экологией. Экологическое сознание — своеобразная форма общественного сознания, отражающая взаимное действие этих двух систем в условиях их общего расстройства. По своим задачам и направлениям экологическое сознание ориентировано на выработку масштабного всестороннего плана предотвращения биосоциальной экологической катастрофы. Необходимо оберегать и поддерживать имеющуюся естественную среду обитания; важно признать неотвратимость научно-технического прогресса и инновационных технологий, но воплощать их таким образом, чтобы первым делом развивались ресурсосберегающие и безотходные технологии, не причиняющие вреда природе. Человек, как и все биологические виды, постоянно развивается. Это развитие не сводится лишь к изменению типов общественной деятельности, социальных конструкций и видов устройства общества. Метаморфозы в природной и искусственной окружающей среде могут вызвать и определенные биологические трансформации — мутации, вызываемые физическими, химическими и другими факторами. Поскольку сущность эволюции заключается главным образом в адаптации к изменяющимся условиям, необходимо уяснить, являются ли эти изменения эволюционно полезными или вредными. В сфере производства неизменно появляются и часто приходят на смену друг другу различные факторы, способствующие появлению таких мутаций и других опасных последствий (болезни, эпидемии и т. Д.), которые ослабляют способность человека к адаптации. Химические мутагены, последствия радиоактивных выбросов и иные факторы, в свою очередь, коренным образом влияют на наследственность человека. Ускоренное совершенствование биотехнологий неизбежно, и предотвратить его на основании моральных соображений о его губительном влиянии на человечество невыполнимая задача, так как без достижений в этой новой отрасли едва ли получится решить такие наиболее существенные проблемы, как продовольственная и здравоохранение. Процесс усовершенствования и укоренения во всех сферах общественной жизни информационных технологий, производство роботов нового поколения, ожидаемых в ближайшие десятилетия, может коренным образом изменить движение эволюции. Взамен модели «живая природа — человек» станет работать схема «живая природа — человек — роботы нового поколения и системы искусственного интеллекта». Экологическое сознание, уделяя внимание целому ряду проблем, появившихся на современном этапе научно-технологического прогресса, биосоциальной эволюции человека и взаимосвязи естественной и созданной человеком среды обитания, превращает эти проблемы в достояние общественного сознания. К наиболее важным проблемам, которые касаются существования человечества в целом, относится прирост и видоизменение состава населения Земли, а также вопрос о последствиях и вероятности предупреждения термоядерной войны. Наиболее быстрое увеличение населения происходит, по большей части, в развивающихся в социальном и экономическом отношении странах Азии, Африки, Латинской Америки. В этих государствах, в первую очередь на Азиатском и Африканском континентах, наиболее остро ощущается недостаток продуктов питания, жилья, не достает возможностей для получения образования и поддержания современного уровня медицинского обслуживания. Вместе с тем, в странах Европы коэффициент рождаемости снижается. Уровень рождаемости и прирост населения не являются чисто биологическими процессами, они не подчиняются чисто биологическим законам. Определяющими условиями демографических преобразований являются общественные и культурные механизмы и регуляции. Прирост населения в странах с низким уровнем жизни и культуры значительно выше, чем в экономически и культурно более развитых государствах. Это объясняется тем, что в более богатых странах затраты на воспитание и обучение ребенка чрезвычайно высоки. Затраты на воспитание и обучение детей в развивающихся странах с низким социальным и культурным уровнем жизни намного ниже. Кроме того, сознание и традиции, отрицающие нормы рождаемости, не дают обществу принять меры, сдерживающие стремительный рост населения в этих странах. Управление населением и темпами его прироста становится общемировой проблемой. Именно на разумность человека общества опираются при решении демографической проблемы. Но надо признать, что абстрактная разумность— довольно слабый механизм, действующий лишь на основе тщательного и исчерпывающего анализа социального и культурного устройства отдельной страны, региона, исторических и народных традиций, в пределах которых следует осуществлять разумное управление темпами прироста и структуры населения. В этих точках наблюдается пересечение интересов философии с психологией, этнологией, социологией, демографией и культурологией, что, вероятно, с течением времени приведет к становлению независимого демографического сознания. Еще одним направлением для изучения философами проблем экологии являются войны – особый вид силового вооруженного разрешения конфликтов. В настоящий момент крупные державы обладают атомными бомбами, ракетами, достигающими любой точки Земли. Существование различных видов бактериологического и химического оружия, а также постоянное наращивание силы обычных вооружений дает возможность утверждать, что новая, третья мировая война — ракетно-ядерная — может стать последней, потому как являлась бы концом всего живого на Земле. Сильное повышение радиоактивности за короткий промежуток времени приведет к гибели всего живого, выжившего после самого ядерного удара. Большинство крупных городов, научных и промышленных центров будут ликвидированы. Вся биосфера будет заражена радиацией. Ввиду этого жизнь на нашей планете окажется навсегда невозможной. Предупреждение ракетно-ядерной войны требует уменьшения, а лучше прекращения всех местных и территориальных вооруженных конфликтов. Понимание этого заложено в основе нового политического мышления. Именно поэтому задача философии состоит в осмыслении содержания и направления таких изменений, а также в указании пути, ведущего к социально-историческому прогрессу без войн. Сами философы определяют экологическую философию, как комплекс социально-философских исследований совместных действий природы и общества. В современном познании именно философия может объединить различные подходы к экологической проблеме, всё многообразие ее граней и оснований. Философия осуществляет это обобщение, решает при этом традиционную задачу методического поиска, философского понимания экологической обстановки для формирования общеметодологических принципов исследования и решения проблем. Природа выступает как постулат и условие развития общества. Общество – это обособившаяся часть природы, человек – вершина эволюции. Проблема «общество – природа» предстает перед нами как проблема взаимоотношения биологически социального существа – человека с окружающим его миром. Экосистема - это единство, включающее все организмы на данном участке территории и взаимодействующее с физической средой таким образом, что поток энергии создаёт чётко определённую трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ. Человек среди видов живых организмов по своим функциональным особенностям является консументом 1–го и 2–го порядков, т.к. В качестве пищи использует растительные и животные продукты. Однако главная черта человека и его связей с процветанием экосистемы Земли на сегодняшнем этапе – антропогенная производственная деятельность, которая по мере своего развития всё больше меняет природные экосистемы и условия их деятельности. Современная экология немыслима без биосферной проблематики. Закономерность существования конкретных сообществ полностью раскрывается только на биосферном уровне в процессе включения их в общий поток вещества и энергии. Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень благоприятным для правильной постановки экологической проблемы, более глубокого и всестороннего её осмысления и выработки наилучшей экологической стратегии. Современная экологическая проблема обусловила более глубокое и многоплановое понимание мировоззрения, человечности, общечеловеческих ценностей. Она требует не только перестройки общества, производства, но и экологического образования, воспитания как новой морали, нравственности, формирования экологического сознания как совокупности мнений, знаний и убеждений, отражающих систему ''общество – природа'' и направленных на разумное к ней отношение. На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она заставляет формировать новое общественное сознание, ориентированное потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными устройствами прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных положений, односторонности духовно – практических интересов человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений. Время беспечности миновало, наступила эра экологической нравственности. Надо ясно осознать, что человек должен переменить роль покорителя природы на роль её рядового члена и гражданина. Борьба с вредными направлениями будет укреплять экологическую этику, надо перестать думать лишь о том, сколько можно выжать из земли. Всякий поступок будет считаться правильным, если он не нарушает порядок и красоту биотического сообщества, и ничтожным, если происходит обратное. Тот, кто ощущает моральную ответственность за судьбу природы, может внести личный вклад в её сохранение. Ведь все великие дела начинались с усилий отдельных личностей, к которым затем присоединялись многие. Настала пора перестать гордиться собственной исключительностью, считать, что законы природы нам не важны, и мы вправе распоряжаться лесами, морями и даже воздухом, которым дышим, как нам заблагорассудится. Если человек не увидит себя простым существом, делящим планету с множеством других, можно считать, что он уже купил себе билет на поезд, безвозвратно увозящий его на станцию «вымирание». Ещё Конфуций говорил: «Тот, кто не глядит вдаль, - не заметит беды рядом с собой». Хочется надеяться, что мысль, отличающая человека от других существ, позволит ему найти способ достойной жизни бок о бок с собратьями - вне зависимости от того, приносят они сейчас пользу или нет


    написать администратору сайта