Главная страница
Навигация по странице:

  • УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • Брак и семья. Формы брака. »Выполнил: студент гр. ___________________________Анисимов Д.В..Проверил: __________________, доц. Тула 2022 Оглавление

  • Брак и семья. Формы брака.. Брак и семья-1. Контрольная работа по дисциплине социальные и политические институты и процессы в современном обществе


    Скачать 231.99 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине социальные и политические институты и процессы в современном обществе
    АнкорБрак и семья. Формы брака
    Дата28.06.2022
    Размер231.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБрак и семья-1.docx
    ТипКонтрольная работа
    #618463


    МИНОБРНАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра социологии и политологии

    Контрольная работа по дисциплине «СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

    на тему:

    «Брак и семья. Формы брака.»
    Выполнил: студент гр. ___________________________Анисимов Д.В..

    Проверил: __________________, доц.

    Тула 2022

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1. Брак 4

    1.1. Понятие «брак» и исторические типы брака 4

    1.2. Эволюция семьи и брака 6

    Глава 2. Семья 10

    2.1. Семья как социальный институт 10

    2.2.  Классификация семьи 15

    2.3. Социальные функции семьи 17

    2.4. Семья — среда духовного развития личности 19

    Заключение 20

    Список использованных источников 22

    Проверка на антиплагиат 23


    Введение


    Семья - один из пяти основных социальных институтов, обеспечивающих ее стабильность и возможность обновления населения в каждом последующем поколении. В то же время семья выступает как малая группа - наиболее сплоченная и стабильная социальная единица. На протяжении всей своей жизни человек является частью множества разных групп - группы сверстников или друзей, школьного класса, профессионального коллектива, спортивной команды - но только семья остается группой, и человек никогда не покидает ее.

    Поэтому, когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, мы в первую очередь называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь, институт семьи включает гораздо больше частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

    Брак - это институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Однако именно брак в человеческом обществе рассматривается как единственная приемлемая, социально признанная и юридически закрепленная форма, которая не только разрешена, но и делает половые отношения между супругами обязательными.

    Цель моей работы – рассмотреть семью и брак как важнейшие институты общества.

    Глава 1. Брак

    1.1. Понятие «брак» и исторические типы брака


    Русское слово «брак» восходит к древнерусскому «брачити», что означает «отбирать», т. е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. Это порождает некоторую двусмысленность термина, которым в юридической сфере обозначают семейный союз, а в производственной — испорченную, некачественную продукцию.

    В украинском, белорусском, польском, чешском и некоторых других славянских языках эти два явления спутать гораздо труднее, потому что брачный союз обозначается термином «шлюб», который берет свое начало от древнеславянского слова «сълюб», обозначающего торжественное обещание. «Слюбитись» — означает договориться.

    Брак - это форма взаимодействия людей женского и мужского пола, которая не только разрешается обществом, но и поощряется. То есть можно сказать, что брак является неким способом регулирования вступления в интимную связь полов и создание ими потомства. Таким образом, брак представляет собой «свободный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый в порядке и на условиях, установленных законом, создающий семью и порождающий взаимные права, а также личные и имущественные обязательства между супругами». Как видно, в самом определении этого социального явления есть противоречие: с одной стороны «бесплатно», с другой - «обязанности». Но это противоречие не с логикой, а с жизнью, с самой реальностью. Свободно вступая в отношения, люди добровольно принимают на себя обязательства, нормы поведения в этих отношениях.

    Современный брак является моногамным и представляет собой высшую на данном этапе развития человечества форму моногамии, т. е. прочного, устойчивого единобрачия, возникшего в человеческом обществе на протяжении длительного периода его развития. Моногамный брак является исторически четвертой формой брака, в которой отношения между мужчиной и женщиной полностью подчинены нормам, господствующим в данном обществе.1

    В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

    - групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

    - полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

    - полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

    - моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

     Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.2

    Брачные - или супружеские - отношения проистекают из бисексуальности. Брак - это взаимная адаптация человека к своей неоднородности, а семейная жизнь - совокупный результат всех этих эволюционных и адаптивных приспособлений. Брак стабильный; он не является частью биологической эволюции, но служит основой для всей социальной эволюции и, следовательно, может сохраняться в той или иной форме. Брак дал мужчине семейный дом - славный венец всей долгой и напряженной эволюционной борьбы.

    В то время как религиозные, общественные и образовательные институты необходимы для сохранения культурной цивилизации, главным цивилизатором является семья. Большую часть самого необходимого в жизни ребенок усваивает в своей семье и у соседей.

    В древности люди не имели в своем распоряжении особо сложной социальной цивилизации, но та, которая у них была, сознательно и успешно передавалась новому поколению. И мы должны знать, что большинство этих древних цивилизаций продолжали развиваться с минимальным влиянием других институтов, потому что семья эффективно выполняла свои функции. Человеческие расы сегодня обладают богатым социальным и культурным наследием, которое необходимо разумно и эффективно передать будущим поколениям. Необходимо поддерживать семью как некое образовательное учреждение.

    1.2. Эволюция семьи и брака


    Семья как прочное объединение рождается в связи с распадом родовой системы. Самая ранняя историческая форма моногамии - патриархальная семья (управляемая отцом, включая его потомков с женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой формы семьи, существовавшей в первобытном обществе, к новой, возникшей в классовом обществе, совершался не напрямую, а через промежуточные формы. Примером может служить семья, которая по вертикали состоит не из родителей и детей, а из дядей и племянников. Его останки видны в обычае воспитания - обязательном подарке детей для воспитания в чужих семьях.

    Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община.  Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи:

    -  вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии;

    -  горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

    В реальной жизни многие семьи вертикально - горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.

    Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли «старший» мужчина и «старшая» женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.

    Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме – малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства.

    Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

    Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье - не отправная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным предписаниям, девушка должна беспрекословно подчиняться своим старшим родителям, а замужняя женщина должна подчиняться семье, которая ее купила. Развод стал для мужчин односторонней привилегией. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать к своей семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.3

    Сравнительная статистика за 10 лет показывает, что в России распадается примерно каждый третий брак, а в крупных городах и второй брак. Из разводящихся только около 30% мужчин и 20% женщин вступают в повторный брак, остальные, как правило, остаются холостыми. Среди мотивов развода, анализируемых в работах российских социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкий, Л. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измены мужа или жены. , сексуальная несовместимость. В этих мотивах необходимо выделить общую доминанту - отсутствие должной социально-психологической подготовки к браку, выполнение супругами семейных ролей.

    Предпосылками удачного брака являются позитивные со­циально-психологические свойства личности, устойчивое со­циальное и материальное положение супругов, высокий уро­вень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отноше­ние к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.

    Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного отхода от традиционного типа семьи и приближения к демократическому типу. Хотя это движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех социальных системах, наблюдаемую тенденцию можно рассматривать как прогресс в семейных отношениях.

    Известный американский социолог У. Гуд определяет се­мейную дезорганизацию как "разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности".

    В качестве главных форм семейной дезорганизации вы­ступают:

    1. Неполная семейная группа, внебрачность. Хотя нельзя сказать, что такая семейная группа распалась - ее никогда не существовало, - незаконность все же можно рассматривать как форму дезорганизации семьи. Во-первых, потому что отец-муж не может выполнять свои ролевые функции по отношению к матери и ребенку, как это предписано обществом. Во-вторых, потому что роли члена семьи как отца, так и матери не выполняются в отношении социального контроля, что является косвенной причиной незаконности.

    2. Распад семьи из-за умышленного покидания семьи одним из супругов; аннулирование брака, раздельное проживание, развод, дезертирство. Это также может включать отказ от семьи, когда человек под разными предлогами находится вдали от дома надолго.

    3. Семья «похожа на пустую оболочку», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальный контакт друг с другом, не могут выполнять свои ролевые обязанности в сфере взаимной эмоциональной поддержки, в том числе в сексуальных отношениях.

    4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т. д.

    5. Внутренние катастрофы, связанные с физической пато­логией одного из супругов или детей; неизлечимые психиче­ские болезни супругов, умственная отсталость детей.

    Глава 2. Семья

    2.1. Семья как социальный институт


    Семья как социальный институт возникла вместе со становлением общества. Процесс создания и функционирования семьи определяется регуляторами нормативных ценностей. Например, ухаживания, выбор спутника жизни, сексуальные стандарты поведения, нормы, регулирующие жену и мужа, родителей и их детей и т. Д., А также санкции за несоблюдение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, принятую в данном обществе, посредством которой они упорядочивают и санкционируют свою половую жизнь и устанавливают свои супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

    На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшим и молодым поколениями регулировались племенными и клановыми нравами, которые представляли собой синкретические нормы и модели поведения, основанные на религиозных и моральных концепциях.

     С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

    Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на:

    -  супружеские (жена, муж),

    - родительские (мать, отец),

    - детские (сын, дочь, брат, сестра),

    -  межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

    Выполнение семейной роли зависит от соблюдения ряда условий, в первую очередь от правильного формирования ролевого образа. Человек должен четко понимать, что значит быть мужем или женой, старшим или младшим, какого поведения от него ждут, каких правил и норм от него ждут, какие правила и нормы продиктованы тем или иным поведением.

    Чтобы сформулировать свое поведение, индивид должен точно определить свое место и место других в структуре ролей семьи. Например, может ли он играть роль главы семьи в целом или, в частности, главного распорядителя материального достатка семьи.

    В этой связи немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек с безвольными качествами, хоть и старше в семье или даже в ролевом статусе, например, муж, далеко не подходит на роль кормильца в современных условиях.

    Успех семьи в выполнении своих функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенное положение, выполняет свою социальную роль, а с другой - насколько "поведение соответствует ролевым ожиданиям »

    Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

    Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

    1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

    2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

    3) внутриролевой конфликт, когда роль включает конфликтующие требования. В современной семье этот тип проблем очень часто присущ женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предполагает сочетание традиционной женской роли в семье (домохозяйка, воспитатель детей и т. д.) С современной ролью, которая предполагает равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

    Конфликт может обостриться, когда женщина приобретает более высокий социальный или профессиональный статус и переносит ролевые роли своего статуса на семейные отношения. В таких случаях очень важна способность супругов гибко менять роли. Особое место среди предпосылок к конфликту ролей занимают трудности психологического овладения ролью, связанные с личностными чертами супруга, такими как недостаточная морально-эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских ролей и особенно родители. Например, замужняя девушка не хочет перекладывать семейные обязанности на свои плечи или рожать ребенка, она старается вести такой же образ жизни, не соблюдая ограничений, накладываемых на нее ролью матери и т. Д.

    В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях.

    Можно утверждать, что как в обществе, так и в семье женщины по-прежнему подвергаются дискриминации. Часто женщины сами вносят свой вклад, прося своих дочерей помогать им по дому, в то время как сыновья ведут праздный образ жизни. При таком подходе общество (в лице самих мужчин и женщин), так сказать, еще больше усиливает дискриминацию женского пола. Если проанализировать социологические данные, то наиболее очевидной формой дискриминации является характер распределения домашней работы в семье. Хотя исследования последних трех лет зафиксировали более равномерное распределение домашних обязанностей, проблема все еще остается открытой.

    Однако традиционные роли, в которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж являлся хозяином, а зачастую и единственным владельцем собственности, обеспечивали экономическую независимость семьи, были заменены ролевыми ролями, в которых Подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурой начали участвовать в производственной, политической деятельности, экономической поддержке семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в принятии семейных решений.

    Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

    Семья в процессе социализации готовит детей к выполне­нию семейных ролей. И. С. Кон пишет, что понятие социаль­ной роли является центральным при анализе социальных взаи­модействий. Изучение социальных ролей в семье позволяет вы­явить происходящие в ней социальные изменения, конкрети­зировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними соци­альных конфликтах.

    Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

    Семья анализируется как институт, когда особенно важно объяснить совместимость (или несоответствие) образа жизни и функций семьи современным социальным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогнозирования изменений в семье и направлений ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей в первую очередь интересуют модели семейного поведения, роль семьи, специфика формальных и неформальных норм, а также санкции в сфере брака и семейных отношений.

    Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.4

    2.2.  Классификация семьи


    Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.

    Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные.

     Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа.

    Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре.

     Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком.

     По критерию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.

    Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми).

    По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи.

    По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи).5

    2.3. Социальные функции семьи


    Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

    - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

    - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

    - хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

    -  духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

    - социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

     - досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    - эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

    - сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.

    Изменения в структуре и функциях семьи, даже внезапные и революционные, являются вполне естественными в историче­ском развитии. Можно сказать, что они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и печаль­ные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной структуры. Однако семья (не особая ее форма, а про­сто семья) оказалась чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой. Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений, происходящих в обществе.

    Изменения средней продолжительности жизни населения, регулирование размера семьи самим супругом или обществом (например, в современном Китае или Вьетнаме, где уровень рождаемости ограничен законом) и другие демографические факторы - все это может привести к значительным сдвигам в жизненный цикл семейных единиц. Однако неотъемлемой характеристикой ядра семьи является то, что у него есть начало и конец в течение жизни одного из супругов, а именно в течение жизни супружеской пары, которая является его основателем.

    Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.6

    2.4. Семья — среда духовного развития личности


    Семья является органической ячейкой общества, ее интересы неотделимы от интересов государства.

    Жизнь семьи — это единство материальных процессов, включающих в себя социально-биологические, хозяйственно-экономические и нравственно-психологические отношения. Моральные связи между членами семьи основаны на чувстве любви, родства, взаимной привязанности, ответственности, долга, семейной чести и достоинства.

    Важная особенность семейных отношений — это учет характера и темперамента каждого члена семьи, разрешение противоречий, возникающих в повседневной жизни между супругами, родителями и детьми и в детской среде, нахождение путей и средств укрепления психологического контакта в семье.

    Современная семья — это малочисленный коллектив, члены которого тесно связаны между собой общностью жизненных интересов, совместной деятельностью, бытом. Совместная семейная жизнь требует гибкой координации, согласия относительно взаимных прав и обязанностей, одинакового понимания своих ролей.

     Современная семья сосредоточивает основное внимание на осуществлении своей важнейшей социальной функции — воспитании детей. Семья — активный фактор формирования личности, источник развития ребенка как личности.

    Личность ребенка формируется под влиянием совокупности всех общественных отношений, в частности системы тех конкретных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и стремления, опыт социального взаимодействия старших, семейные традиции - одним словом, атмосфера дома часто имеет решающее значение в развитии личности молодых и старых. студентыСемья как социальная общность аккумулирует в себе богатство всех общественных отношений.

    Область семейных отношений является одной их самых сложнейших, и характер семейных отношений складывается не только из родства и супружеских связей, но и экономическими, политическими, социальными, национальными и прочими условиями. Личность ребенка полноценно развивается тогда, когда эти факторы сливаются воедино и образуют единую систему отношений.

    У семейного воспитания есть свои преимущества. Именно в семье выявляется с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей помогает родительская любовь.

    Отсюда и особенности воспитания, и состав и структура семьи. В последние десятилетия снижение рождаемости все чаще приводит к распространению семей с одним и двумя детьми. Уменьшение количества детей в семье приводит к исчезновению детского коллектива, что особенно заметно в семье с одним ребенком и в семье, где большой промежуток между рождением первого и второго ребенка. А.С. Макаренко указал на недостатки семьи с двумя родителями и единственным ребенком. В этой семье меньше взаимосвязей, меньше взаимозависимости и устойчивости. Особенно заметна неоднородность ориентации.

    Каждая семья может существовать и развиваться только тогда, когда она имеет какие-то общие для всех ее членов цели и направленность. Успешное выполнение семьей ее функций определяется не только ее внутренним состоянием, но и социальным здоровьем общества.7

    Заключение


    Что важнее всего для того, чтобы брак стал крепче и романтичнее? По последним данным, пары, у которых брак оказался удачным и супруги действительно сблизились, не стараются проводить вместе все вечера и выходные. Они просто бывают вместе в разное время, иногда встречаются всего на пять минут, но эти встречи веселые.

    Общеизвестны факты, свидетельствующие об увеличении числа разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Кроме того, семейные проблемы повышают риск возникновения психического и физического дискомфорта как у взрослых, так и у детей. Семейные проблемы и напряженность затрагивают всех нас. Трудно утверждать, что многие социальные проблемы возникают из-за негативных факторов, порожденных семейными конфликтами и распадом семьи.

    Семья является важным звеном в цепи общественной жизни для каждой нации и каждого государства состоит из отдельных семей: семья - это первая основа государства.

    Семья - это основная ячейка общества, объединяющая супругов и их детей. В семье человек, который жертвует некоторыми своими характеристиками, входит в определенное целое как член.

    Семья - важнейший инструмент индивидуального развития личности. Здесь ребенок впервые участвует в общественной жизни и узнает ее ценности, нормы поведения, способы мышления и язык. Другими словами, семья - это школа воспитания, обмена опытом и светской мудростью.

    Список использованных источников


    1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

    2. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000.

    3. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.

    4. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- К.: Политиздат Украины, 1989.

    5. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986.

    6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.

    7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 1993.

    8. Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.

    9. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи.- М.: Наука, 1974.

    10. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат.

    11.  Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000.

    Проверка на антиплагиат




    1 Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- К.: Политиздат Украины, 1989, с. 12-13.

    2 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 312-313.

    3 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 328-330.


    4 Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 1993, 64-70.

    5 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 293-295

    6 Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- К.: Политиздат Украины, 1989, с. 74-80

    7 Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.


    написать администратору сайта