Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет»

  • (УрГЭУ) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • контрольная работа по социологии. соц. Контрольная работа по дисциплине Социология


    Скачать 52.4 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Социология
    Анкорконтрольная работа по социологии
    Дата07.11.2021
    Размер52.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоц.docx
    ТипКонтрольная работа
    #264914



    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине «Социология»

    Тема №29 Семья как социальный институт


    Институт заочного и очно-заочного обучения
    Направление подготовки:

    38.03.04. Государственное и муниципальное управление
    Направленность (профиль):

    Государственное и муниципальное управление
    Кафедра:

    Региональной, муниципальной экономики и управления

    Оценка: ________________




    Студент:

    Гусева Александра Павловна

    Группа: ИНО ЗБ ГМУ-20

    Преподаватель:

    Заборова Елена Николаевна





    Екатеринбург

    1. г.

    Содержание


    «Уральский государственный экономический университет» 1

    Екатеринбург 1

    1.В чем заключается описанная в тексте трансформация брака? Что означает понятие «межрегиональная семья»? Какие факторы приводят к ее появлению? Как это явление воздействует на стабильность семейных отношений? 3

    2.Усилился ли в науке интерес к проблемам брака и семьи? Приведите статистику по количеству научных публикаций по этой теме за последнее десятилетие. Дайте оценку выявленной тенденции. 4

    3.Брак и семья — в чем разница? 7

    4.Какова современная оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет?», как относились к семье классики научного коммунизма? 8

    5.Напишите эссе на тему «Образ современной семьи в средствах массовой информации». 10

    Список использованных источников 13

    1. В чем заключается описанная в тексте трансформация брака? Что означает понятие «межрегиональная семья»? Какие факторы приводят к ее появлению? Как это явление воздействует на стабильность семейных отношений? 3

    2. Усилился ли в науке интерес к проблемам брака и семьи? Приведите статистику по количеству научных публикаций по этой теме за последнее десятилетие. Дайте оценку выявленной тенденции. 4

    3. Брак и семья — в чем разница? 7

    4. Какова современная оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»? 8

    5. Напишите эссе на тему «Образ современной семьи в средствах массовой информации». 10

    Список использованных источников 13

    1. В чем заключается описанная в тексте трансформация брака? Что означает понятие «межрегиональная семья»? Какие факторы приводят к ее появлению? Как это явление воздействует на стабильность семейных отношений?

    Трансформация брака заключается в том, что один из супругов или оба, в том числе и те, которые уже обзавелись детьми, или незамужние матери уезжают на заработки в другие города и подолгу не видятся с детьми. В частности, такой феномен можно назвать «современным отходничеством», а семьи называют «трансрегиональными» или межрегиональными.

    Межрегиональная семья – это семья, в которой один из супругов или оба, которые обзавелись детьми, уезжают на заработки в другие города или причиной разделения членов семьи может стать отъезд в связи с повышением образования.

    Факторы, приводящие к появлению межрегиональной семьи:

    - Отъезд в связи с повышением образования одного из супругов или обоих;

    - Отъезд в связи с постоянной работой в крупных городах одного из супругов или обоих.

    Стабильность семейных отношений оказывается под вопросом. Дети нередко остаются жить с одним из родителей, другими родственниками, часто длительное время. Такие браки бывают как вынужденными, так и добровольными.
    1. Усилился ли в науке интерес к проблемам брака
      и семьи? Приведите статистику по количеству научных публикаций по этой теме за последнее десятилетие. Дайте оценку выявленной тенденции.


    Семья является объектом изучения многих наук: философии, антропологии, демографии, этнографии, психологии, педагогики, каждая из которых имеет свой аспект. Целью социологии семьи выступает формирование научных представлений о сфере брачно-семейных отношений на основе современного социологического знания. В социологии существуют два самых общих подхода к семье: семья изучается на макроуровне, в качестве социального института, как результат воздействия общества, и семья изучается на микроуровне, в качестве малой группы, как система межличностных отношений (муж — жена; родители — дети; зять — теща).

    Брак и семья относятся к числу явлений, интерес к которым является наиболее устойчивым и массовым. Большинство людей живет в семьях, и им важно понимать, что происходит
    в семье, в каком направлении она трансформируется, какова взаимосвязь общества и семьи, как она выполняет свои социальные функции. Развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, но и потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям людей.

    Изучение различных аспектов семейной жизнедеятельности, связей и отношений между её членами всегда привлекали внимание научных кругов, особенно пристально - в период кардинального изменения всех элементов семейного жизнеустройства. Проблемы семьи являются комплексными, они связаны множеством теснейших связей с проблемами ряда других социальных институтов, общества в целом.

    Сегодня не вызывает сомнения, что в процессе научных исследований семейной жизнедеятельности, в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи инновационные поиски и парадигмы. Одним из таких сравнительно новых для отечественной социальной практики инструментов поддержки социального функционирования индивидов, семей и групп является профессиональная социальная работа, которая начала развиваться в нашей стране в последнем десятилетии XX века.

    В настоящее время трудно сказать, насколько ее развитие будет способствовать стабилизации семейного образа жизни, укреплению позитивных тенденций в жизнедеятельности института семьи в будущем. Но несомненно то, что расширение практики предоставления социальных услуг семье и детям, повышение их качества и эффективности будут содействовать улучшению социального самочувствия российской семьи.

    В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения, историки давали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г. В 20—50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительски-детских и родственных связей, а родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

    Истинная концептуальная глубина рассмотрения темы семьи, любви и брака свойственна на рубеже XIX и XX веков российским философам «серебряного века» в силу типологической специфики того этапа научной мысли. Многие из яркой плеяды мыслителей этого времени отдали дань научного внимания этой проблеме, причем помимо общесоциологических причин, и их обращение к подобным проблемам, и характер предложенного ими их разрешения объясняются глубокими изменениями, происходившими в мире.

    Бердяев Н.А. рассматривает вопросы семьи и брака в возвышенном и трагическом стиле. Подобно большинству современников, подчеркивал критическое отношение к буржуазной, вообще христианской семье, считая её приземленной:

    «Семья по своей сущности всегда 6ыла, есть и будет позитивистическим институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочением жизни рода. Нет феномена в жизни человечества, который бы так удачно объяснялся экономическим материализмом, как семья... Любовь, однако, как мировая проблема выше практических нужд, она вне всего этого, она нездешний цветок, гибнущий в среде этого мира».

    Сегодня в общесоциологической копилке многолетний опыт практических исследований и разнообразие теоретических разработок. Существует огромное количество статей, исследующих брак и семью.

    В период с 2010 по 2020 годы в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка» были опубликованы десятки тысяч научных статей о семье и браке, которых с каждым годом становится меньше, например с 2017 по 2018 годы было опубликовано 18167 статей, с 2019 по 2020 год - 10790, а в 2021 году, на данный момент, есть только 560 статей. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что с каждым годом интерес к браку и семье падает. Я думаю, это потому, что в 21 веке миллениалы (поколение Y) и поколение Z, ввели моду на саморазвитие и любовь, в первую очередь, к себе, следовательно нынешняя молодежь предпочитает строить карьеры, а не семью.

    1. Брак и семья — в чем разница?


    Понятия «брак» и «семья» не тождественны. Брак можно определить как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. Если брак — это институт, регулирующий отношения между полами, то семья –– основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основные признаки семьи: брачные или родственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общее хозяйство и семейный бюджет. Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Одной из причин возникновения семьи является то, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство.

    1. Какова современная оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет?», как относились к семье классики научного коммунизма?



    Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического движения к коммунизму.

    Вильгельм Райх во второй части первой главы «Упразднение семьи» говорил: «Согласно постулатам, сформулированным Марксом в «Коммунистическом манифесте», одной из главных задач социальной революции является упразднение семьи». [6]

    Из Манифеста Коммунистической партии: «Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов. На чём основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит своё дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья, естественно, отпадает вместе с отпадением этого её дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала. Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуатацию детей их родителями? Мы сознаёмся в этом преступлении. Но вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общественным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отношения. А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса. Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты. Но вы, коммунисты, хотите ввести общность жён, — кричит нам хором вся буржуазия. Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идёт как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства. Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жён у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жён, она существовала почти всегда. Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга. Буржуазный брак является в действительности общностью жён. Коммунистам можно было бы сделать упрёк разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жён официальную, открытую. Но ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жён, т. е. официальная и неофициальная проституция. [1]
    1. Напишите эссе на тему «Образ современной семьи
      в средствах массовой информации».


    В настоящее время семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие вступать в брак, рожать и воспитывать нескольких детей. Это состояние называется кризисом семьи, который, в первую очередь, проявляется как кризис семейных ценностей. В условиях, когда большая часть традиционных, веками накапливаемых элементов социального опыта по формированию желаемых, эмоционально окрашенных образов семейного поведения либо разрушены, либо умело подменены другими, разработка новых механизмов информационно-коммуникативного воздействия на массовое сознание с учетом его этнокультурного своеобразия является одной из важнейших задач управления общественными процессами в стране. Для граждан России важны поиски своей идентичности, образных ориентиров, духовных и нравственных ценностей, которые оказываются целеполагающими в ситуации ценностного разлома. Именно сегодня, когда весь мир вовлечен в процесс сложнейших перемен, нам представляется уникальная возможность структурировать наши традиционные ценности, опереться на них, как на стабилизирующую основу национальной идентичности. Россия с ее особой развитой культурой, территориальной и национальной самобытностью пока менее, чем другие страны подвержена глобальному воздействию и стандартизации. Более того, ее богатейшее культурное наследие, ценностный потенциал, позволяет сохранить традиционные семейные ценности и использовать их как ресурс для развития. Выбор достойных качеств, культивируемых в семье – это проблема отцов и детей, проблема супругов. Необходимо формирование системы семейных ценностей, выбор модели семейного поведения, решение проблемы социальной идентификация семьи, социализации детей и подростков. Большую помощь в этом процессе могут оказать в наше время СМИ, формируя модели оптимального семейного поведения в общественном мнении. Изучение имиджа семьи дает новый подход к решению этих проблем, возможность взглянуть на результаты этого выбора со стороны. Во имя взаимного благополучия. Технологии конструирования образа современной российской семьи, оценка их эффективности находится в центре внимания экспертно-аналитического сообщества. Задача СМИ заключается не только в том, чтобы обеспечить разработку имиджевого капитала российской семьи, но и осуществить целенаправленные управляемые коммуникационные действия по формированию позитивного контекста по восприятию этого образа. В условиях кризиса семейных ценностей важнейшим инструментом построения эффективного института, направленного на решение демографических проблем, являются технологии формирования и информационного сопровождения позитивного образа российской семьи. Насущной необходимостью выступает переориентация СМИ с пропаганды крайнего индивидуализма и агрессии, антисемейного образа жизни на повышение престижа семейного образа жизни, популяризацию позитивных моделей семьи, возрождение отечественных семейных традиций. Инструментами подобного влияния на общественное сознание является социальная реклама. В современных условиях медиапространство неизбежно вбирает в себя функции среды социализации индивидуума. СМИ, реклама, популярные передачи, художественные фильмы транслируют определенные ценностные установки в отношении института семьи и брака. Телевизионные и рекламные образы являются социальным раздражителями. Образ семьи, который наиболее часто встречается в современной информационной среде – это либо просто мать с ребенком, либо малодетная семьи (два родителя и ребенок). Эмпирические данные свидетельствуют, что доля демографически позитивной рекламной информации в ее общем объеме, использующем образ семьи, составила лишь 2,6 %. В телевизионном эфире доля социальной рекламы ничтожно мала. Социальная реклама, специализированная на семейных ценностях полностью отсутствует. На настоящий момент на общегосударственном уровне какая-либо систематическая работа по формированию и продвижению семейных ценностей не ведется. Прежде всего, надо подчеркнуть, что в условиях дефицита и кризиса ценностей, модель современной семьи является инструментальной – это семья с обоими родителями, в которой не менее трех детей, которая непросто связана с ростом благосостояния, но и традиционалистской политической культурой. Без гражданского участия подлинный прорыв в преодолении кризиса ценностей не осуществить. В сегодняшних российских реалиях важной проблемой является отсутствие информационного продукта, формирующего традиционные ценности, которые могли бы оздоровлять жизнь российских семей. Например, в американских фильмах, предназначенных для семейного просмотра, в семье у главных героев обязательно несколько детей – это осознанное действие, которое закладывает в общественное сознание многодетность как норму. У нас же норма, навязываемая массовой культурой, «глянцевыми» изданиями, не подразумевает многодетности. Есть и плюсы: в российском обществе присутствует довольно распространенная установка на «двухдетность», которая при соответствующем информационном воздействии и улучшении социально-экономических условий, способна послужить основой для распространения в будущем установки уже на многодетность. Для россиян нет сомнений в точности формулы «Святость материнства», поэтому платформой по продвижению семейных ценностей послужит позитивный образ семьи, сформировать и внедрить который в общественное сознание позволит комплекс информационно-коммуникативных приемов и технологий социальной рекламы. Главный инструмент в борьбе за образ российской семьи - профессионально подготовленная, аргументированная, структурированная информация. Необходимо выработать у людей социальные, поведенческие стереотипы, которые являются внешним выражением системы ценностей, присутствующей в обществе. Целенаправленно формируя позитивный образ семьи, используя возможности управления и коррекции, оказывая регламентирующее влияние на установки, мотивацию поведения людей мы обеспечим устойчивую основу социума.

    Список использованных источников




    1. Маркс, К. Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы. 1955. Сс. 443 — 444.

    2. Багдасарова, Н.В. Социология. Общий курс [Электронный ресурс] : Учебник : ВО - Бакалавриат / Государственный университет управления ; Национальный институт им. Екатерины Великой. - 2. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 391 с. http://new.znanium.com/go.php?id=1063779

    3. Исаев, Б. А. Социология [Текст] : Учебное пособие для вузов / Исаев Б. А. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2021. - 195 с. https://urait.ru/bcode/470302

    4. Социология семьи [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (040200) 0203000 "Социология" / [А. И. Антонов [и др.]; под ред. А. И. Антонова. - 2-е изд., испр. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 636 с.

    5. Научный журнал Молодой ученый [Электронный ресурс]. Образ российской семьи в средствах массовой информации Е. А. Абдурахманова - Казань 2020 – Режим доступа: https://moluch.ru/ свободный

    6. Научная электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. Образ российской семьи в средствах массовой информации В. А. Мищенко (Москва, Россия) – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ свободный

    7. Сайт архива марксистов [Электронный ресурс]. Манифест Коммунистической партии К. Маркс, Ф. Энгельс (1848) – Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htmсвободный


    написать администратору сайта