Предмет и структура философии права. предмет и структура философии права. Контрольная работа по дисциплине
Скачать 39.07 Kb.
|
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В г. МАХАЧКАЛЕ Юридический факультет (очное отделение) _____________________________________________ (наименование направления подготовки (специальности) _____________________________________________ (наименование кафедры) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: _____________________________________________ _____________________________________________ (наименование темы или номер варианта) Выполнил студент(ка) __________ учебной группы ___ курса _________________________________ (фамилия, имя, отчество студента) Проверил ________________________ (должность, ученая степень, ученое звание) _________________________________ (фамилия, имя, отчество преподавателя) Оценка __________________________ _________________________________ (подпись преподавателя) «___» ____________ 20___ г. Махачкала 20___ г. ОглавлениеВведение 3 1. Предмет философии права 4 2. Структура философии права 8 Заключение 11 Литература 12 ВведениеАктуальность рассматриваемой темы заключается в том, философское осмысление права — задача особой научной и учебной дисциплины — философии права, имеющей свой собственный предмет исследования и категориальный аппарат. Философия права - это древняя наука, имеющая солидную историю: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня, после известной утраты традиций философско-правовых исследований в советское время, наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов. Можно даже говорить об определенном философско-правовом «буме». Однако подходы различных исследователей к пониманию предмета и метода философии нрава, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению ее основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны. Цель работы: рассмотреть основные исходные вопросы философии права. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи: - рассматривается общее понятие философии права ; - рассматривается предмет философии права. - изучается структура философии права. Говорить о разработанности темы позволяют труды следующих ученых: Алексеева С.С., Нерсесянц В.С., Гегеля Г., Канта И., Лукича Р., Франка С.Л. и других. 1. Предмет философии праваФилософия права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и ее предмета существовали разные подходы. Так, например, Г. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права1. Русский философ С. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, — писал он, — по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества»2. В современной философии права ее предмет также определяется по-разному. Так, В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества»3. С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) — философской и правовой, — но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права4. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики5. Многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо его определение предполагает выявление отношения исследователя как к философии, так и к праву. Можно предположить, что подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиции исследователя к самому феномену права, т.е. того, что, собственно, и должно быть исследовано. Для решения этой проблемы целесообразно воспользоваться рассуждениями югославского теоретика права Р. Лукича. «Само понятие «философия права», — отмечает он, — легко определить исходя из уже известного понятия философии. Философия права представляет собой специальную философию — такую, предметом которой является не весь мир в целом, не все сущее как таковое, а лить одна его часть — право. Однако, поскольку она есть философия, хотя и специальная, ей присущи все черты философии вообще или соответственно общей философии. Это означает, что ее предмет аналогичен предмету философии»1. Следовательно, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Используя подход И. Канта, определявшего предмет общей философии путем ответа на вопросы: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что такое человек?, предмет философии права можно обозначить посредством постановки следующих вопросов: 1) что я могу знать о праве? 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований? В свою очередь все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что такое правовой человек или что представляет собою право как способ человеческого бытия? Ответы на эти вопросы и позволяют выяснить природу такого феномена как право и предмет философской дисциплины, которая его исследует1. На мой взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права. В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования. Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права — «объективные свойства государства и права... закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов». О предмете философского права мы говорили выше. Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, — право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др. С другой стороны, она конечно же вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права — например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др. Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права — общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности. Философия права связана и с другими научными дисциплинами — политологией, этикой, социологией и др.2 Произведенный анализ позволяет нам дать следующее определение рассматриваемого раздела знания. Философия права — это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла. Данное определение не охватывает всего многообразия проблем философии права, но позволяет сосредоточиться на ее стержневой идее, связанной с представлением о праве как способе человеческого бытия. Определение предмета философии права позволяет перейти к выяснению ее места среди других наук, а также ее основных вопросов и функций. 2. Структура философии праваПо своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы: 1) онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; 2) антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.; 3) гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины; 4) аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении; 5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского нрава (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного права и др.1 Основные вопросы философии права. Философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т.е. устанавливает, определяет) ее основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других ее вопросов. Конечно, на определение этого основного вопроса непосредственное влияние оказывает мировоззренческая позиция исследователя, поэтому неудивительно, что у каждого исследователя может быть свой подход к определению основного вопроса философии права. Так, теоретик права Г. Кленнер, позиция которого основывается на теории марксизма, определяет основной вопрос права как «отношение юридического к материальному, и, в частности, к экономическим условиям жизни общества»2. Придерживающийся же объективно-идеалистической точки зрения фон Валендорф видит основной вопрос философии права в «отборе» истинных ценностей и создании на их основе системы ценностей в виде конкретного правопорядка, назначение которого — поддержание социального мира. «Право — логика ценностей», — подчеркивает он. Другой западный исследователь А. Брижемен полагает, что все вопросы философии права сводятся к одному основному: «каким должно быть право в свете социальной справедливости?». Русский же философ И. Ильин центральным для философии права считает вопрос об обосновании права (естественного и позитивного). Одно из самых простых и глубоких определений основного вопроса дает видный немецкий философ права А. Кауфман: «Основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право. Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем»1. Исходя из видения сущности и задач философии права, основной вопрос: «что есть право?» будет выглядеть как вопрос о смысле права. Поскольку философия должна не просто декларировать какие-либо идеи, но и аргументировать их, то и основная задача философии права должна заключаться в обосновании права и определении его смысла. Вопрос «что есть право (каков его смысл)?» является основным для философии права потому, что от ответа на него непосредственно зависит решение всех других важнейших правовых проблем, в том числе в сфере правотворчества и правоприменения. Этот вопрос является философским, поскольку соотносит право с человеческим бытием. Ввиду сложности самой структуры права решение основного вопроса философии права может быть осуществлено через решение ряда основных задач, или главных вопросов философии права: 1) об основании справедливости и ее критериях (задача, в рамках которой право соотносится с моралью) — этот вопрос является центральным в философии права, в более традиционном виде он выглядит как вопрос об обосновании «естественного права»; 2) о нормативной (обязывающей) силе права, или вопрос о том, почему человек должен подчиняться праву (задача, в рамках которой определяется соотношение права и власти); 3) о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, — он обеспечивает оправдание позитивному праву. Решение этих основных задач или главных вопросов философии нрава позволяет обеспечивать легитимацию и ограничение права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и определять границы, за которые оно не может заходить. ЗаключениеПодводя итоги вышеизложенному, подведем следующие выводы. Философия права — это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла. Данное определение не охватывает всего многообразия проблем философии права, но позволяет сосредоточиться на ее стержневой идее, связанной с представлением о праве как способе человеческого бытия. К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся: 1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности; 2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие « правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.; 3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве; 4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе; 5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности. ЛитератураАлексеев, С.С. Философия права / С.С. Алексеев. —М., 1997. — 336 с. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель ; пер. Б. Г. Столпнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 292 с. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. — М.: Наука, 1980. — 712 с. Керимов, Д. А. Основы философии права / Д. А. Керимов. – М.: Манускрипт, 1992 . – 189 с. Кленнер, Г. От права природы к природе права. Перевод с немецкого / Г. Кленнер — М.: Прогресс, 1988. — 320 c. Лукич, Р. Методология права / Р. Лукич Р. — М., 1981. — 304с. Нерсесянц, В.С. Философия права / Нерсесянц В. С. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 256 с. Новгородцев, П. И. Лекции по философии права. Избранные произведения / П. И. Новгородцев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 327 с. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. — М., 1990. — 510 с. 1 Гегель Г. Философия права / Г. Гегель ; пер. Б. Г. Столпнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 30. 2 Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. — М., 1990. — С. 70. 3 Нерсесянц В.С. Философия права / Нерсесянц В. С. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — С. 53. 4 Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. —М., 1997. — С. 25. 5 Керимов Д. А. Основы философии права / Д. А. Керимов. – М.: Манускрипт, 1992 . – С. 95. 1 Лукич Р. Методология права / Р. Лукич Р. — М., 1981. — С. 45. 1 Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. — М.: Наука, 1980. — С. 36. 2 Гегель Г. Философия права / Г. Гегель ; пер. Б. Г. Столпнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 63. 1 Гегель Г. Философия права / Г. Гегель ; пер. Б. Г. Столпнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 70. 2 Кленнер Г. От права природы к природе права. Перевод с немецкого / Г. Кленнер — М.: Прогресс, 1988. — С. 42. 1 Новгородцев П. И. Лекции по философии права. Избранные произведения / П. И. Новгородцев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 98. |