Контрольная. Контрольная по философии. Контрольная работа по филосифии вариант студентка группы зф10807052 Заскалько Дарья
Скачать 30.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУ ВПО «ЧГПУ») ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра философии и культурологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСИФИИ Вариант 1. Выполнил: студентка группы ЗФ-108-070-5-2 Заскалько Дарья Проверил: кандидат исторических наук, доцент Тухватулина К.А. Челябинск 2019 Вариант 1. Тест Философ – это человек (наиболее подходящий вариант): владеющий истиной; умеющий спорить; способный проводить эксперимент; стремящийся к поиску истины; все указанное. Материя есть философская категория для обозначения: атомов; вещества; объективной реальности; всего указанного. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал: Гераклит; Сократ; Демокрит; Аристотель; Средневековое мировоззрение по своей сущности: теоцентрично; космоцентрично; антропоцентрично; критично. Сущность пантеизма выражена в суждении: образ Бога – это обобщенный, идеализированный образ человека; Бог – творец природы, устроитель мира; Природа и Бог тождественны, природа есть Бог в вещах; Бог – первопричина всего сущего, он задает миру первотолчок. Кто является автором высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»: Гоббс; Локк; Декарт; Бэкон. Главной для философии Нового времени была проблема: метода познания; истины; человека; общества. Согласно марксизму: надстройка определяет базис; базис определяет надстройку; базис и надстройка существуют вне связи друг с другом; духовная жизнь определяет базис. Кто является представителем славянофильства? (не менее двух вариантов) А.Хомяков; В.Соловьев; Ф.Достоевский; К.Аксаков. Понятию «соборности» в русской религиозной философии ХIХ в. соответствует ее понимание как: духовной общности, проявляющейся во всех сферах жизнедеятельности человека в церкви, в семье, в обществе; гармонического сочетания индивидуальной религиозности с церковной организацией; как безусловного результата духовных исканий людей. все вышеперечисленное 2. Контрольные вопросы. Дайте определение понятия «истина» Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Абсолютная истина и абсолютное в истине. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие. 2. Охарактеризуйте эмпиризм и рационализм как методологические программы в философии Нового времени. В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок: 1. полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс); 2. выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон); 3. развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени. Другие философские проблемы: связанные с религией, моралью оттесняются на периферию интересов. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы принципы работы, законы познающего разума. Философия должна найти такой метод, который применим ко всем наукам: знаний много, а метод, которым можно проверить истинность знания, не разработан. При поисках этого «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - родоначальник английский ученый Ф. Бэкон. Различают идеалистический эмпиризм (Юм, Беркли), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), считающий источником чувственного опыта объективно существующий мир. Содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» - таков девиз эмпириков. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктивный метод движения, наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии и всех науках. Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в теории познания, в отличие от эмпиризма признающее главным источником знания мысли и понятия. Исторически первой формой рационализма была античная натурфилософия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит, это основная, интуитивная, внеопытная идея: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) можно вывести возможность существования Бога, природы и других людей и получить истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому опыт важная составляющая знаний о мире, но основа истинного метода в уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента. 3. Объясните, почему категории добра и зла тесно взаимосвязаны между собой? В этическом отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: "добрый" значит просто хороший, "злой" - плохой. Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро - это то, что приближает к идеалу, зло - то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д. Добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла - творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности - наслаждение, польза, слава, красота и т.д. - могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт "освоения" этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу". Сочинение-рассуждение на тему: «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше). В своем высказывании немецкий мыслитель Фридрих Ницше задумывается над философской проблемой роли великих людей в истории и обществе. Проблема актуальна в условиях необходимости сохранения и продолжения культурных и научных общественных достижений. Смысл высказывания я вижу в том, что только тот человек, который внес свой вклад в общественную жизнь, в развитие прогресса, может навсегда увековечиться в памяти людей. Я поддерживаю точку зрения автора. Великие люди не просто так становятся известными личностями. Всю свою жизнь они посвящают различной человеческой деятельности: науке, искусству или медицине. Непосильным трудом эти люди добиваются высоких достижений. В доказательство своей точки зрения приведу ряд аргументов. Что такое наука? Наука-это сфера человеческой деятельности, направленная на систематизацию объективных знаний о действительности. Именно этой сфере посвящали жизнь многие великие люди, ученые. Благодаря достижениям науке появились предметы, используемые нами в повседневной жизни. Талант многих известных людей так же проявлялся в творчестве. Творчество - это вид деятельности, направленный на создание новых материальных и духовных ценностей. Основной критерий творчества - это уникальность его результата. Так, занимаясь творчеством, люди создавали совершенно новые неповторимые произведения искусства, украшающие в настоящее время известные музеи. Раздумывая над судьбами великих людей, я вспоминаю жизнь известных композиторов. Почти все они провели свое существование в нищете и голоде. Музыку, которую писали, эти талантливые люди зачастую не признавали, запрещали. Творчество величайших творцов не было оценено при их жизни. Но зато, спустя много лет увертюры, сонаты, симфонии и оперы этих людей зазвучали в театрах и филармониях всех уголков мира. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что жизнь полна загадок и тайн, много вопросов осталось неизученными, но в обществе всегда найдется тот, кто захочет разгадать их, привнести свой вклад в историю. |