Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Раскройте смысл понятия «мировоззрение». В чем выражается специфика философского мировоззрения Почему философия понимается как первая форма теоретического мировоззрения

  • Ответ

  • Вопрос 4. Раскройте смысл понятия онтология» Как вы считаете, почему Аристотель назвал онтологию первой философией Согласны ли вы с Аристотелем Аргументируйте свою позицию.

  • Вопрос 5. Раскройте содержание теории общественного договора Как вы считаете, какую роль сыграла эта теория в формировании современной демократии

  • Вопрос 7. Раскройте содержание понятия экзистенциализм. Как Вы считаете, почему экзистенциализм относят как к философским, так и художественным (литературным) течениям Ответ обоснуйте.

  • Ответ: Экзистенциализм или философия существования

  • Вопрос 9. Раскройте содержание понятия наука. Как трактуется понятие науки современными философами и учеными В чем выражаются цель и специфика научного познания с точки зрения философии

  • Ответ: Наука

  • Наука

  • философия контрольная работа. Контрольная работа по философии 2. Контрольная работа по философии Вопрос Раскройте смысл понятия мировоззрение


    Скачать 56.52 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по философии Вопрос Раскройте смысл понятия мировоззрение
    Анкорфилософия контрольная работа
    Дата05.01.2022
    Размер56.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по философии 2.docx
    ТипКонтрольная работа
    #324615


    Контрольная работа по философии

    Вопрос 1. Раскройте смысл понятия «мировоззрение». В чем выражается специфика философского мировоззрения? Почему философия понимается как первая форма теоретического мировоззрения?

    Ответ:

    Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение - своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.

    Основными чертами философского мировоззрения являются: 
    • философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;

    • философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;
    • философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;
    • философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.

    Философия является первой формой теоретического мировоззрения, так как В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Так как мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия, то Философия претендует на то, что она обеспечивает

    мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.


    Вопрос 2. Охарактеризуйте взгляды на философию представителей различных этапов истории философии – Древнего Востока, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени и современности. Чье понимание философии вам ближе? Чем является философия для Вас? Сформулируйте свои взгляды на философию.

    В Китае такой одной из первых историко-философских работ является тридцать третья глава сочинения «Чжуан-цзы», а также трактат «Лунь лю цзя чжи яо чжи» («Основные указания о шести школах») историографа Сыма Таня, отца историка Сыма Цяня. В Индии к произведениям, носящим историко-философский характер можно отнести сочинение джайниста Харибхадры (IXX века) «Шад-даршана-самуччая» («Собрание шести философий»), а также сочинение Мадхавачарьи (XIV век) «Сарва-даршана-самграха» («Собрание всех философий»).

    Одним из первых историков философии является Аристотель, давший в первой книге «Метафизики» историко-философский экскурс своих предшественников. Именно от него мы знаем, что Фалес был первым философом. Затем много сделал для сохранения имен и изречений греческих философов Диоген Лаэртский.

     1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. Наиболее высокого развития философии мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религией.

    В Средние века в Западной Европе первым (и очень популярным, если судить по количеству сохранившихся манускриптов) средневековым произведением, посвященным истории философии стало сочинение «Книга о жизни и нравах философов» («Liber de vita et moribus philosophorum») английского философа Вальтера Бурлея (или Уолтера Бёрли, ок. 1275 — ок. 1345).

    В период средневековья философия была служанкой религии и богословия. Основные философские учения этого периода являются религиозными. В этот период были отброшены и материалистический и диалектический подход. Использовалась лишь идеалистическая сторона философской мысли. Средневековая философия вошла в историю под именем схоластики. Схоластика - тип религиозной философии, характер принципиальным подчинением к примату идеологии и особым интересом формально-логической проблематики. Главная отличительная черта схоластики в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы. Схоластика усматривала назначение философии в обосновании религиозных догматов. Существовало 2 мнения и 2 противоборствующие стороны: реалисты и номиналисты. Номиналисты утверждали, что реально существуют только единичные вещи, общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. Реалисты утверждали, что общие понятия существуют объективно и до вещей.

     Первую существенную критику религиозной картины мира дали в своих учениях представители эпохи Возрождения, такие как Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла, Монтень. Сами считали, что просто возрождают интерес к античной философии и к античной науке. Однако они создавали по сути новое мировоззрение. Мыслители возрождение ставили в центр мироздания самого человека вместо Бога, причем постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, они создают антропоцентристское мировоззрение и приветствовали при этом принципы гуманизма и индивидуализма. Впоследствии (15-16 века) в период НВ возникает новое естествознание и новый его образ. Философы делились на два направления: Рационалисты ( выдвигают на первый план логические основания наук, при этом главными источниками познания признаются мысли, понятия, идеи. Яркие представители: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Г. Лейбниц). Эмпиристы ( утверждают, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк.
    В XVIIXVIII веках в Западной Европе появляются профессиональные историки философии и начинается ее систематическое изучение. В Англии автором первой работы по истории философии на английском языке был поэт и ученый Томас Стэнли (1625—1678). В Германии одно из первых сочинений по истории философии («Historia critica philosophiae…» t. 1-5, 1742—1744) было создано Иоганном Якобом Бруккером (1696—1770). Считается, что первую немецкую историю философии ("Compendium historiae philosophicae, 1731) написал его учитель Иоганн Франц Буддеус (1667—1729).

    Немецкая классическая Философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка диалектического метода. Родоначальник И. Кант

    Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, которая развивалась и развивается согласно присущей ей закономерности. В этом смысле можно сказать, что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс между материализмом и идеализмом. Кант признает объективную реальность, но считает, что «Вещи в себе» не зависят от познающего субъекта, и, более того, непознаваемы. Идеализм у Канта приобрел форму априоризма.

    Гегель: Считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту дух силу Г. называет абсолютной идеей или абсолютным духом. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока абсолютная идея в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.

    Важнейшим достижением гегелевской философии является то, что он открыл законы диалектики, разработал диалектический метод, вырабатывал диалектическую логику. В дальнейшем его достижения широко использовались Марксом

    Фейербах. Развил учение антропологического материализма. Он был последним представителем НКФ. По его мнению, философия должна быть антропологической. Он считал, что вещи нужны как средства жизни, что они есть объективные как сама природа. Сознание и мышление являются продуктами человеческого МОЗГА - высшего продукта материи. Он признает познаваемость мира, говорит, что вещи отражены в нашем сознании, что наши ощущения и представления - образы вещей. Однако материализм у него механический, метафизический ( отбросил диалектику), непоследовательный.

    В России сочинение И. Я. Бруккера было издано в 1785 году («Сокращенная история философии от начала мира до нынешних времен» М., 1785). Это был сокращенный перевод с французского языка. Первоначально историко-философские работы в России представляли собой обработку сочинений западноевропейских авторов. Например, работа А. И. Галича так и называлась «История философических систем по иностранным руководствам составленная…» (Кн.1-2. СПб., 1818—1819). Тем не менее, этот труд Галича считается во многом оригинальным. Можно также указать на вышедшую в 1837 году работу «Очерк истории философии по Рейнгольду» Ф. Надежина, который в основном следовал истории философии, написанной Э. Рейнгольдом (1793—1855) сыном знаменитого популяризатора философии Канта К. Л. Рейнгольда (1758—1823).

    В 1839—1840 годах в Казани архимандрит Гавриил (Воскресенский) выпустил в свет шеститомную «Историю философии», шестой том которой был посвящен истории русской философии. В своей работе Гавриил в качестве источников привлек памятники древнерусской письменности и попытался дать систематическое изложение истории русской философии. Так как в изложениях истории философии, опирающихся на переводные издания, истории русской философии не было, то работа архимандрита Гавриила считается первым трудом по истории русской философии. Часть его работы была посвящена рассмотрению восточной философии (в том числе индийской и китайской).

    Философия 20-го столетия. С этого времени начинается интенсивный процесс переосмысления классики философии. Марксистская философия являет собой одну из первых форм новаторской философии, критически переосмыслившей классические философские положения. Однако марксистская философия, являясь внеклассической, не была буквально антиклассической. А вот немарксистская философия ориентировалась антиклассически. Во II половине XIX века и в двадцатом веке наблюдается противостояние идейных движений, радикально-нигилистического, и консервативно - традиционалистического типа. Первые резко отвергают прежние ценности, другие берут их под защиту

    В настоящее время в России выходят такие специализированные издания, посвященные истории философии как «Историко-философский ежегодник» (с 1986 года) и ежегодник «История философии» (с 1997 года).

    Из философских систем мне ближе всего – восточная философия, которая пытается объяснить гармонию окружающего мира и человека как одного из элементов данной огромной системы.


    Вопрос 3. Как Вы считаете, почему древнегреческих философов – досократиков называют физиками, а первую форму философского мировоззрения, соответственно, физикой? По Вашему мнению, какое влияние оказали досократики на развитие физики и естествознания? Свою позицию обоснуйте.

    Философия досократиков (натурфилософский период, или "ранняя классика", VI век до н.э. - первая половина V века до н. э) охватывает "старших натурфилософов" (натурфилософию милетской школы, пифагорейскую школу, элеатов, Гераклита), младших натурфилософов, атомистов.

    Характерными чертами досократических философских школ являлись:

    -ярко выраженный космоцентризм;

    -повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

    -поиск первоначала, породившего все сущее;

    -гилозоизм (одушевление неживой природы);

    -доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

    На мой взгляд, так как первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений., их их в философии называют «физиками». Натурфилософия (философия природы) явилась первой исторической формой философского мышления.

    В результате изысканий досократиков  в Древней Греции впервые в истории человечества возникла теоретическая идея природы, при этом сформировалось отношение к миру как к “природе”, а также были заложены основные принципы научного естествознания ( в дальнейшем вылились в такие науки как химия, биология, астрономия и т.д.).

    Вопрос 4. Раскройте смысл понятия онтология» Как вы считаете, почему Аристотель назвал онтологию первой философией? Согласны ли вы с Аристотелем? Аргументируйте свою позицию.

    Онтология - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности

    Так как в согласии с традицией, одной из главнейших задач философии Аристотель считал познание бытия именно поэтому, мне кажется, Аристотель назвал онтологию первой философией.

    Кроме этого, ответом на поставленный вопрос может служить и следующий аргумент: Онтология – это учение о мире и реальности единой самой себе. Мир – единоство многообразности. Онтология – наука о всеобщем. Бытие – это всеобщее. И хотя бытие на разных этапах понимали по – разному, сущность от этого не изменилась. Сама по себе философия является наукой, которая объясняет причины сущего и возникновения бытия.

    Именно поэтому Аристотель назвал эту науку первой философией.

    Хотя сам термин онтология, был введен как научная дисциплина только в 17 веке.


    Вопрос 5. Раскройте содержание теории общественного договора? Как вы считаете, какую роль сыграла эта теория в формировании современной демократии?

    Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

    Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

    Например, Джон Локк исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе "Два трактата о правлении" по поводу того, что "с государствами происходит одно и то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве", Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что " объединение в единое политическое общество" может и должно происходить не иначе, как посредством "одного лишь согласия". А это, по мнению автора, и есть "весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими".
     Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо и особенно в его знаменитом труде "Об Общественном договоре".

     Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

     Рассматривая государство как продукт Общественного договора, порождение разумной воли народа, а точнее - человеческим учреждением или даже изобретением, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все силы. В результате "для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого". Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось "гражданской общиной". Позднее - "Республикой или Политическим организмом". Члены этого политического организма называют его "Государством, когда он пассивен, Суверенитетом, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными".
     Государство при этом рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

    Таким образом, теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный государственный орган должен быть получен из согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — эвристическое исследование условий человеческого существования, отсутствующих в любом организованном общественном строе, которые обычно называют «естественным состоянием». В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью, и без противодействия. Из этого общепринятого исходного положения различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.

     Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.

    К основным положениям теории общественного договора, которые в дальнейшем заложили основы современной демократии, можно отнести следующие:

    - каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

    - основанием права могут служить только договоры и соглашения. В противовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политического, то есть основанного на договорах;

    - основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

    - в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

    - по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

    - сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;

    - во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу, который является источником власти;

    - народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;

    - подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

    Теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике.


    Вопрос 6. Охарактеризуйте славянофильское и западническое направления в русской мысли. Что разделяет и объединяет эти направления? Как Вы считаете, какие идеи славянофилов и западников актуальны сегодня?

    Ответ: Для сравнительной характеристики воспользуемся составленной таблицей после изучения данной темы:

    Линии сравнения

    Западники

    Славянофилы

    Представители



    Наилучший государственный

    строй


    Отношение к самодержавию


    Отношение к крепостному праву

    Отношение к капитализму


    Отношение к гражданским

    правам


    Отношение к

    религии


    Отношение к

    реформам Петра 1

















    Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв, К.Д.Кавелин, П.В.Анненков, В.П.Боткин, И.С.Тургенев, И.И.Панаев, В.Ф.Корш


    Республика западного образца

    (демократическая)

    Отрицательно

    Быстрая и полная

    отмена крепостного права

    Положительно.

    За бурное развитие капитализма


    Признавали необходимость

    гарантий гражданских прав


    Критиковали православие,

    спокойно относились к другим

    религиям

    Положительно, т.к. они

    сблизили Россию

    с европейскими странами.

    Россия стала

    цивилизованным государством

    только благодаря им

















    К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, А.И.Кошелев

    Самодержавие,

    ограниченное

    Земским собором


    Отрицательно как

    абсолютной его форме


    Отмена крепостного

    права при сохранении

    помещичьего

    землевладения

    Отрицательно.

    Но они понимали

    важность и нужность

    всякого рода

    технических

    усовершенствований,

    выступали

    за развитие торговли,

    банковского дела,

    за строительство

    сети железных дорог


    Не ставили

    такого вопроса


    Единственно

    верной и

    глубоко нравственной

    религией является

    православие


    Критически, т.к.

    они отклонили

    Россию с

    «естественного пути»

    развития и повели

    Россию по

    пути ненужных

    заимствований у Запада
















    Таким образом, и славянофилы и западники не отрицали возможности прогресса российского общества, выступали за отмену крепостного права, но главное отличие западников в том, что они воспринимали Россию как часть европейского мира, при том, что славянофилы отстаивали традиционный путь развития России.

    Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. Славянофилы отрицали положительную сторону реформаторской деятельности Петра 1.

    На современной этапе актуальным я считаю в позициях западников то, что Россия не может находиться в изоляции, необходимо формировать институт частной собственности и демократическую правовую культуру. Но и в позиции славянофилов я нахожу необходимым отметить актуальность сохранения традиций и культуры России.

    Вопрос 7. Раскройте содержание понятия экзистенциализм. Как Вы считаете, почему экзистенциализм относят как к философским, так и художественным (литературным) течениям? Ответ обоснуйте.

    Ответ: Экзистенциализм или  философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

    Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

    В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

    Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

    Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

    В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

    Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».

    Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

    Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами».

    Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    На мой взгляд, экзистенциализм является философским течением, так как он решительно ставил в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти) и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. В экзистенциалистских работах нет движения от простейших определений предмета ко все более развернутому и конкретному его пониманию, движения, отличающего теоретическую мысль (будь то в философии, будь то в специальных науках) от других форм духовного освоения действительности.

    Данное направление называют «философией кризиса», так как зародился он после Первой мировой войны, когда началось переосмысление возможных вариантов развития, возможности избежать данную трагедию.

    Кроме этого, экзистенциализм был единственной философией ХХ века, добившейся широкого признания, в которой художественный метод имел такое же значение, как научный;

    Экзистенциализм является одним из художественных направлений, который проявился в наиболее адекватном жанре экзистенциализма - беллетристика и публицистика. Например, Мерсо, герой произведения Камю «Посторонний», порывает со всеми буржуазными условностями. В рассказе от первого лица он откровенно признается, что ему скучно было сидеть у гроба матери, которую перед смертью отдал в богадельню, так как не мог ее прокормить.

    Любимый герой Камю - Кириллов из "Бесов" Достоевского - тоже делает страшный, но честный экзистенциальный выбор: убивает себя, потому что не верит в Бога и нравственное добро.

    Именно поэтому экзистенциализм - это не просто академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений. Это скорее, на мой взгляд, способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе.

    Вопрос 8. Как Вы считаете, какое влияние оказала информационная революция на современное общество и культуру? Как вы думаете, в чем сегодня проявляются положительные и отрицательные черты такого влияния? Обоснуйте свой ответ.

    Наука'>Ответ:

    Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале XXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.

    Вполне вероятно, что появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального применения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

    Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

    Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества.

    В XX веке чрезвычайно увеличилась роль компьютерной информации. В настоящее время миллионы людей являются пользователями международной компьютерной сети Интернет, и их количество растет в геометрической прогрессии с каждым годом. Интернет рассматривается некоторыми уже как самостоятельное средство массовой коммуникации и претендует на роль чуть ли не самого главного и мощного из СМИ. 

    На мой взгляд, информационная революция имеет положительные черты.

    Но несмотря на это, можно выделить качественно негативное влияние информационной революции на современное общество и человека в целом:

    Во – первых, современное общество во многом стало свободно от национальных границ. Во всех сферах деятельности появились новые функциональные структуры, в основе которых лежит Сеть. Это и транснациональные корпорации, и современная электронная экономика, и объединения научных коллективов, работающих над единой проблемой, но физически расположенных в разных частях планеты.

    Но такие изменения коснулись и теневой стороны жизни человечества. Например, Сетевые структуры стали основой мировой преступности и терроризма.

    Во – вторых стирание национальных границ в современном обществе порождает так называемый конфликт «диалога культур». Происходит европеизация и американизация общества, давления на национальные культуры, таким образом, вновь происходит взрыв терроризма как одного из методов борьбы против данного процесса.

    В- третьих, на мой взгляд, особенно негативным является возрастающая зависимость от компьютерной техники подрастающего поколения, то сказывается на здоровье нации в целом.

    Вопрос 9. Раскройте содержание понятия наука. Как трактуется понятие науки современными философами и учеными? В чем выражаются цель и специфика научного познания с точки зрения философии?

    Ответ: Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

    Слово "наука в философии" соответствует (тождественна) следующему: познание в философии; познание ментальными методами, познание ментального плана бытия, познание ментальной части мироздания. 

    Кроме этого, изуая данную тему, я нашла еще несколько определений «Наука», которые дают философы.

    Наука – это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении.

    Наука – результат специфической деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества

    Наука – система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.

    В целом наука – сложное общественное явление, имеющее многообразные связи с миром.

    Ее можно раскрыть с 4 основных сторон:

    - Теоретическая сторона – система объективного знания о существенных связях действительности.

    - Со стороны общественного разделения труда как вид общественной деятельности.

    - С точки зрения институциальной, как определенной организации. Лаборатории, институты. Для развития науки нужна ее организация.

    - Со стороны практической роли, общественной функции. Все 4 стороны тесно взаимосвязаны.

    Наука – это динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате общественной деятельности и превращаемой в результате их применения в непосредственную практическую службу

    Учеными наука понимается следующим образом.

    Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения: 1) как особую систему знаний; 2) как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания; 3) как особый вид деятельности - систему научных исследований. Но что следует понимать под словами "особая система знаний"? Чем научные знания отличаются от обыденного человеческого опыта? Чтобы упростить нашу задачу, рассмотрим несколько примеров, в которых продемонстрированы различные виды знаний. Человек, что-либо знающий или умеющий делать, может сказать: 1) я умею (знаю как) выточить деталь на токарном станке; 2) я знаю, как составить программу для работы на компьютере; 3) я знаю, почему поднимается в воздух и летает аппарат, который тяжелее воздуха (реактивный самолет), я умею им управлять. Как видим, знания человека разнообразны и касаются различных предметов.

    В приведенных примерах они относятся к практической деятельности человека, их можно назвать, скорее, практическими умениями. Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах.

    Основная цель науного знания в философии – это получение истины.

    Вопрос 10. Перечислите глобальные проблемы современности. Как Вы считаете, почему названные проблемы были сформулированы именно в ХХ столетии? Каковы позитивные и негативные тенденции, проявившиеся в процессе разрешения глобальных проблем? Ответ обоснуйте.

    Ответ:

    К глобальным проблемам современности относятся:

    • проблема Север-Юг (проблема неравномерности экономического развития);

    • Проблема войны и мира

    • продовольственная проблема;

    • энергетическая проблема;

    • проблема экологии и устойчивого развития;

    • демографическая проблема;

    • проблема освоения Мирового океана.

    Хотя данный список не является исчерпывающим.

    Данные проблемы назвали глобальными, так как их отличает от остальных (неглоблаьных) следующие признаки:

    - во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

    - во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

    - в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

    - в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.

    Положительными тенденциями можно отметить следующие:

    - Ведущую роль в осознании и решении глобальных проблем играет интеграция и объединение усилий государств. Ведущую роль в данном процессе играет Римский клуб. Например, раз в год Клуб собирает пленарное заседание, на котором заслушивается доклад о глобальных проблемах (об одной или комплексе).

    - Создаются Международные организации (в рамках работы ООН),например, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) осуществляется гуманитарная помощь, создаются благотворительные фонды помощи бедным странам;

    - развитая система волонтерской службы в зонах боевых конфликтов также свидетельствует о положительных тенденциях, которые проявляются в рамках возможности решения глобальных проблем.

    Но при этом отмечаются и негативные тенденции: с падением «железного занавеса» и падением тоталитарных режимов отмечается тенденция к сепаратизму (Распад СССР), а это приводит к возникновению новых «точек» локальных конфликтов (Например, чеченский конфликт в РФ). Кроме этого, проблема «диалога культур» и глобализация в целом порождает вспышки организации террористических групп.


    написать администратору сайта