контрольная работа №6. Контрольная работа по истории Вариант 6 Студент 1 курса гр. 11 Заочной формы обучения
Скачать 65.16 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРОЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРОЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Кафедра гуманитарных дисциплин Контрольная работа по истории Вариант № 6 Выполнил: Студент 1 курса № гр. 11 Заочной формы обучения Шевченко А. С. Проверил: Доцент Тесельская И. П. Хабаровск 2018 СОДЕРЖАНИЕ Вопрос 1. Древнерусское государство Киевская Русь – аграрное раннефеодальное государство……………………………………………………………3 Вопрос 2. Культура и быт России в XVII в…………………………………….12 Вопрос 3. Образование СССР. Общественно – политическая жизнь в годы НЭПа……………………………………………………………………………...24 Список литературы……………………………………………………………...39 Вопрос 1. Древнерусское государство Киевская Русь – аграрное раннефеодальное государство. По мнению историков в период IX - начала XII веков Киевская Русь по своей социально-экономической сущности была раннефеодальным государством и являлась совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. А с политической точки зрения Киевское государство представляло федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий. В это время происходит образование княжеского землевладения, прежде всего за счет земель, некогда принадлежащих всему племени. Теперь эта территория переходит под власть князей, с которой они получали доход, и часть из которой передавали своим княжим мужам (дружинникам) - боярам в управление. С развитием и расширением границ Древнерусского государства, все больше бояр-дружинников становятся земельными собственниками, т.е. происходит рост класса феодалов. К этому классу относились: сам великий князь, высшая знать государства - бояре, дружинники, местные князья, бояре земские (старцы градские) - потомки родоплеменной знати, а позднее и духовенство. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения). Идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся свободных общинников (смердов), не способных платить феодалу дань, формируются новые категории зависимого населения: рядовичи, обязанные выполнять в пользу феодала "ряд", т.е. какую-либо работу; закупы - должники феодала; холопы - люди, находящиеся в положении близком к рабскому. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники. Одним из признаков государства, в том числе и раннефеодального, является постоянный государственный налог, взимаемый властью с подвластной ей территории. Таким налогом на Руси являлось право киевского князя собирать дань в землях союзных князей - "полюдье" один раз в год. Позднее "полюдье" было заменено созданием административно-финансовых центров сбора дани - "погостами" и введена фиксация размера дани - "уроки". Также регулярно собиралась дань с населения, так называемая рента за проживание на земле князя или феодала. Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке - 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119. Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией. На конец Х - начало XI веков приходится расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный развитием экономики, дальнейшим развитием феодальных отношений, успешным решением проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей государства. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена. Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю, явилось крещение Руси в 988 году. Принятие христианской религии, заменившей традиционные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианизация славянского общества оказала огромное влияние на его политические и правовые отношения, способствовала его просвещению и развитию культуры. Серьезные изменения произошли и в церковной организации. Десятая часть собираемой князем дани отдавалась на нужды церкви - церковная десятина. В этот период на Руси возникают первые монастыри, которые и явились центрами просвещения и культуры. Именно здесь создавались первые русские летописи. Сравнительно широко в Киевской Руси среди народа была распространена грамотность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т.д.). Есть сведения о существования на Руси в это время школах [1, 59 с.] Во второй половине XI - начале XII веков в Киевской Руси начался процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала фиктивный характер. К середине XII века, параллельно идущие, процесс укрепления отдельных княжеств и ослабление Киева привели к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское и Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская Феодальная Республика). Киевская Русь - раннефеодальное государство с монархической формой правления. Этапы становления государственности: дружинная форма; централизованная монархия; федеративная монархия [1, 71 с.]. В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Это был исторически закономерный этап развития феодального общества, через который прошли и страны Западной Европы. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель. Следует обратить внимание на хронологические рамки периода. Тенденция к феодальной раздробленности проявилась еще в XI в., но условно принято считать началом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г. В XIII в. процесс феодальной раздробленности не прекратился, однако завоевания русских княжеств монголо-татарами существенно отразилось на нем, что позволяет период зависимости выделить в самостоятельный этап. Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества, прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы. Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 300 городов. Окраинные молодые города часто своим богатством затмевали столицу. Усложнялась социальная структура русского общества? крупное боярство, торговцы, ремесленники, городские низы, крестьяне. В этот период не только князья, но и бояре обзаводились земельными владениями – вотчинами, что прочно привязывало их к местным центрам и местным князям. Киев терял свою роль в жизни русских земель, что не было предопределено, а обуславливалось конкретно-историческими событиями. Благодаря крестовым походам Запад проложил себе новые торговые пути на Восток, что сказалось на старых посреднических торговых центрах, в том числе и на Киеве. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. Половцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спокойных мест для жительства. Таковыми являлись внешнеполитические причины. К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых, порядок наследования великокняжеского престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола. Первое выступило в роли своеобразной предпосылки раздробленности. Со времен Ярослава Владимировича старший получал Киевский стол, а другие дети – разные земли во владениях. Постепенно каждое княжество получило свою династию. Сложилась так называемая удельная система. Но традиционно княжеский род сохранил память о престиже Киева – «матери городов русских», что провоцировало местных князей стремиться к обладанию Киевским престолом. Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси наиболее крупными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское. Эти государства при значительной пестроте экономических условий по политическому устройству можно разделить на два основных вида: феодальные монархии и феодальные республики (Новгород, Псков). Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию – от границ земель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодородными землями, богатыми лесами, многочисленными городами. Здесь проходили многочисленные торговые пути? в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Восток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества. До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали раздельно. Их объединение произошло в 1199 г., когда князю Роману Мстиславовичу удалось подавить сепаратизм местной боярской знати. На короткое время он занял Киевский престол (1203 г.), приняв титул великого князя. В Галицко-Волынском княжестве боярская знать была экономически сильной, и после смерти Романа в 1205 г. началась борьба боярских группировок за власть. Ослаблением политического единства воспользовались польские и венгерские феодалы. Сыну Романа Даниилу (1238–1264 гг.) пришлось выдержать длительную борьбу и добиться восстановления независимости и политического единства Галицко-Волынского княжества в 1238 г. Вовремя его правления Галицко-Волынское княжество достигло своего расцвета. Были построены новые города (Холм, Львов и др.), значительно расширились торговые и политические связи с соседними странами. Галицко-Волынское княжество было разорено в 1240 г. монголо-татарами, а в XIV в. территория княжество попала под власть Польши, Литвы и Венгрии. Ростово- или Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги, граничила с Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгородской землей. До IX в. в крае жили восточно-финно-угорские племена (меря, весь, мурома), которые слились со славянами (вятичами и кривичами). В крае было много лесов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. Население занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, боровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствовало развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге [2, 16 с.]. Усилившийся приток переселенцев из Новгородской и Смоленской, а затем из южных земель в конце XI в. способствовал быстрому развитию Ростово-Суздальской земли. Политическое обособление края от Киева произошло при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.). Этот князь положил начало местной династии. Юрий Долгорукий боролся, с одной стороны, за расширение границ своего княжества, а с другой – за великокняжеский Киевский престол, который захватил в 1155 г. С именем этого князя связано основание Москвы (1147 г.). Расцвет Северо-восточной Руси связывают с деятельностью Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) и Всеволода Юрьевича (1176–1212 гг.). Андрей Боголюбский являл собой образец динамичного феодального правителя. Он был храбрым полководцем, целеустремленным и жестоким государственным деятелем, властолюбивым человеком. Андрей перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. В своих действиях он опирался на зависимых от него служилых феодалов-дворян, мало считаясь с боярами и братьями-князьями. Его политика была направлена на укрепление авторитета Владимиро-Суздальского княжества. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси. Самовластие князя порождало заговоры, в результате одного из них Андрей Боголюбский был убит (1174 г.). После двухлетней феодальной усобицы престол занял Всеволод, получивший прозвище Большое Гнездо. Он продолжил политику расширения влияния Северо-восточной Руси. Но после смерти Всеволода Юрьевича само Владимирское княжество распалось на семь образований, причем владимирский князь стал первым среди равных князей Северо-восточной Руси. Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала. Особенности этой земли определились рано. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли. В Новгородской республике сложился особый общественно-политический строй. Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде всего, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в ряде (договоре) между князем и городом, причем город мог прогнать князя в любой момент. Такое положение сложилось после восстания горожан в 1136 г. Новгород прогнал князя, отделился от Киева и стал боярской республикой. Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече принимало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей города посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял городом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, хранителем эталонов мер весов, скреплял печатью договоры с иностранцами. Однако, несмотря на большую роль веча в жизни Новгорода, власть в республике фактически принадлежала верхушке боярства и купечества. Новгородское боярство являлось кастовым, т.е. боярином можно было только родиться. Богатство бояр шло от их участия в дележе государственных доходов, ростовщичества и эксплуатации ремесленников, живших на их усадьбах. Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств, стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлся торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны. Таким образом, в XII в. Древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности. По результатам этот процесс был двойственным. С одной стороны, раздвинулись границы русских земель, развились производительные силы. Натуральное хозяйство сосуществовало со специализированным ремесленным производством, которое разнообразилось и совершенствовалось. Городская культура достигла своего апогея. Ценности духовной культуры, утвердившиеся в социальных верхах, проникли в массы, отразившись в быте, хозяйствах, преданиях. С другой стороны, междоусобицы проходили исключительно на русских территориях. Для борьбы с соперником русские князья нередко приглашали степняков. И кто бы ни победил, погибало русское население, сжигались русские города и села. Усобицы приводили к запущению освоенных плодородных земель и к ослаблению военной мощи русских княжеств. Поэтому в сознание русских людей идея единения воспринималась как благо, а раздор – зло. В период феодальной раздробленности возросла роль православной церкви, которая выступала идеологическим и организационным скрепом русских земель. Как отмечают историки, распад русских земель никогда не был полным, всегда сохранялись предпосылки для их будущего объединения (общие религия, язык, право, традиции, ментальность, экономические связи [2, 45 c.]. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские каганы. В течение пятисот лет Древнерусское государство закрывала собой европейской мир и Византию от кочевников. Она приняла на себя страшный удар железного тарана 150-тысячной татаро-монгольской конницы Батыя, ценой жизни сотен тысяч своих воинов и мирных жителей ослабила его и тем спасла Европу от опустошения и гибели. Киевская Русь сделала огромный вклад в мировую историю IX - XIII вв., Поэтому интерес к ней не угасает среди ученых современного мира. В Америке, многих странах Европы, славянских и даже неславянских. Даже в затерянной в океане Австралии и экзотической Японии плодотворно работают над проблемами древнерусской истории десятки ученых. Вопрос 2. Культура и быт России в XVII в. Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" и "европеизация" сопровождались движением общественного развития к расколу. Действительно, 17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения. В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям. Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины 15 века происходил интенсивный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный фильтр византийской культуры. Во второй половине 15 века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно обмена России с внешним миром существенно изменились. Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта. Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д. В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65%, купечества - 96%, посадских людей - около 40%, крестьян - 15%. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере [3, 102 c.]. XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т.е. освобождения от господства церкви. В литературе XVII столетие - время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество - проникновение в литературу заведомого вымысла. Классическая древнерусская литература предыдущих столетий его не знала. В ней действовали исторические личности - митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательный вымысел был невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь. Книжное письмо считалось слишком серьезным и священным, чтобы заниматься развлекательными выдумками, для этого существовали устные «поббсенки». Теперь же сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой которых - мелкий служилый дворянин или купец. Относительно этих безвестных персонажей вымысел считался допустимым. Похождениям дворянского сына посвящена «Повесть о Фроле Скобееве», отличающаяся занимательностью повествования, напоминающего сюжеты средневековых западноевропейских «плутовских» романов. В нем любовная история переплетается с рассказом о плутовстве молодого дворянина, которыми он в конечном итоге обеспечивает себе безбедное существование и высокое положение в обществе. В «Повести о Савве Грудцине» главный герой - сын богатого купца. Его история напоминает историю Фауста: Савву в приключениях сопровождает и направляет сам дьявол. Правда, в отличие от доктора Фауста, малограмотный Савва попадает под власть беса сам того не понимая. Беспутный купеческий сын предается разврату, игнорирует слезные увещевания родителей, принимает участие в Смоленском походе, где с помощью все того же беса демонстрирует большие успехи в военном деле. Однако вслед за удовольствиями и славой приходит расплата - Савва заболевает. От «бесовских мучений» его спасает сама Богородица. Жизнь свою Савва заканчивает в монастыре «в посту и молитвах». Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» - произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей. «Повесть о Ерше Ершовиче» - пародия на судебную тяжбу. Сын боярский Лещ «бьет челом» на «Ерша сына Щетинникова». В рыбьем царстве все как у людей: имеются и свои лжесвидетели (Сельдь), и корпоративная солидарность «рыбьей аристократии», а о Леще устами Сельди даже говорится, что он «человек добрый, христианин Божий». Судья - «Сом с большим усом» - за взятку решает дело в пользу Леща. Мелкой, но колючей рыбке Ершу остается только плюнуть в глаза судьям и сбежать. Серьезная, «высокая» литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени. Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая официальную точку зрения «Летописная книга», написанная князем И.М. Катыревым-Ростовским в 1626 г. Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно отступающие от сложившегося трафарета: таково, например, «Житие Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной), написанное ее сыном, муромским дворянином Калистратом Осорьиным. Произведение сочетает в себе черты жития и биографической повести: главной героиней выступает, что совершенно нехарактерно для агиографической литературы, светская женщина, жена служилого дворянина, которая даже перед смертью не приняла пострига. Природа ее святости не в суровом подвижничестве, а во всеобъемлющей доброте и любви к людям, ее аскеза - не самоистязание, а деликатный отказ от преимуществ, которые давала принадлежность к господствующему классу. Ульяния в голодные годы помогает обездоленным, кормит, недоедая сама. Стойко переносит жизненные невзгоды, смерть детей. Это совершенно новый образ, демонстрирующий возможность достижения святости не только за стенами монастыря, но и в гуще повседневных забот, обыденных дел, которыми наполнена жизнь хозяйки большого дома [3, 111 c.]. Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. Крупнейший деятель отечественной культуры Епифаний Славинецкий (?-1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при Кремлевском Чудовом монастыре. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии отечественной культуры. Возглавляли Академию греческие монахи, выпускники Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось [3, 151 c.]. В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент - шатрами увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль - «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Характерной чертой этого стиля было использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко. Однако барочным в прямом смысле слова зодчество 90-х гг. XVII в. назвать нельзя - влияние европейской архитектуры ограничивалось внешним оформлением зданий, не затрагивая самой конструкции. Помимо западных традиций в «нарышкинском барокко» давала себя знать и русская деревянная архитектура. Наиболее ярким примером «нарышкинского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693 г.), в которой традиционная для русского деревянного зодчества форма ярусного храма сочетается с западноевропейским по стилю декором. От XVII в. до нашего времени дошли прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный комплекс Кижи. Помимо храмового строительства ведется строительство светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями московского Кремля. В 30-х гг. на территории Кремля был сооружен каменный Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков), а конце 60-х - загородная царская резиденция - деревянный дворец в селе Коломенском (не сохранившийся до сегодняшнего дня), который, по отзывам современников, своей нарядностью напоминал «игрушечку, только что вынутую из шкатулки». За царем тянулась состоятельная часть общества. До сегодняшнего дня сохранились каменные палаты Аверкия Кириллова в Москве (1657) [4, 97 c.]. В живописи XVII в. можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия - так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. В то же время возникает новое художественное явление - т.н. «строгановская» школа, получившая свое название по имени купцов Строгановых, владевших огромными денежными и земельными богатствами и выступавших в качестве меценатов-заказчиков. Отличительная особенность икон строгановской школы - это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились к тщательной проработке мелких деталей, к тому, чтобы икона прежде всего была красивой. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин. Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Федоровича Ушакова (1626-1686). Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия». Сюжеты икон, автором которых был Симон, вполне традиционны - это «Спас нерукотворный», «Троица» и т.д. Однако их решение было новаторским: ангелы его Троицы в отличие от рублевских кажутся вполне земными существами, лик Христа на иконе «Спас» - это скорее лицо, изображенное в объеме, с соблюдением анатомических пропорций. С художественной точки зрения работы Симона Ушакова проигрывают произведениям великих мастеров прошлого: в его «Троице» нет одухотворенности ангелов Андрея Рублева, его «Спас» очень уступает по выразительности «Пантократору» Феофана. С другой стороны, и до настоящей реалистической живописи ему было далеко - делались только первые шаги в этом направлении. В наследии Симона Ушакова ценно прежде всего само новаторство - мастеру удалось преодолеть многовековую традицию, ставшую уже шаблоном, его работы были предвестником зарождения искусства Нового времени. Симон Ушаков был не только художником, но и педагогом и теоретиком искусства. Свои воззрения на живопись он изложил в «Слове к любителю иконного писания». Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета - парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского [4, 140 c.]. Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец. Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры. Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы. Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии. В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства [4, 124 c.]. К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой. Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г. Грегори ставились иноземцами любительские спектакли. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование. Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры. Среди новых жанров, выражавших рост самосознания, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился С. Полоцкий, пьесы которого (комедия «Притча о блудном сыне» и трагедия «О Навуходоносоре - царе») поднимали серьёзные нравственные, политические и философские проблемы. Царю понравились театральные представления. В дощатом театре представляли перед царём балеты и драмы, сюжеты которых были заимствованы из Библии. Эти библейские драмы были приправлены грубыми шутками; так, в «Олоферне» служанка, увидев отрубленную Юдифью голову ассирийского воеводы, говорит: «бедняжка, проснувшись, очень удивится, что у него унесли голову». Это была по существу, первая театральная школа в России. В 1673 году в постановке Н. Лима был впервые представлен «Балет об Орфее Эвридике» при дворе Алексея Михайловича, положивший начало периодическим показам спектаклей в России, возникновение русского балетного театра. А по городам и сёлам ходили бродячие артисты - скоморохи, гусляры - песенники, поводыри с медведями. Большой популярностью пользовались кукольные представления с участием Петрушки [4, 177 c.]. Долгое время в Московском государстве устроено было всё так, что преимущественно богатела царская казна, да те, кто так или иначе служил казне и пользовался ей; и не удивительно, что иноземцы удивлялись изобилию царских сокровищ и в то же время замечали крайнюю нищету народа. Тогдашняя столица своим наружным видом соответствовала такому порядку вещей. Иноземца, въезжавшего в неё поражала противоположность, с одной стороны, позолоченных верхов Кремлёвских церквей и царских вышек, а с другой - куча курных изб, посадских людишек, и жалкий, грязный вид их хозяев. Русский человек того времени, если имел достаток, то старался казаться беднее чем был, боялся пускать свои денежки в оборот, чтобы, разбогатевши, не сделаться предметом доносов и не подвергнуться царской опале, за которой следовало отобрание всего его состояния «на государя» не считая его семьи; поэтому он прятал деньги где-нибудь в монастыре или закапывал в землю «про чёрный день», держал под замком в сундуках вышитые золотом дедовские кафтаны, собольи шубы, серебряные чарки, а сам ходил в грязном потёртом овчинном тулупе, или однорядке из грубого сукна и ел из деревянной посуды. Неуверенность в безопасности, постоянная боязнь тайных врагов, страх грозы, каждую минуту готовую ударить на него сверху, подавляли в нём стремление к улучшению своей жизни, к изящной обстановке, к правильному труду, к умственной работе. Русский человек жил как попало, приобретал средства к жизни как попало; подвергаясь всегда опасности быть ограбленным, обманутым, предательски погубленным, он и сам не затруднялся предупреждать то, что с ним могло быть, он так же обманывал, грабил, где мог, поживлялся за счёт ближнего, ради средств к своему, всегда непрочному, существованию. От этого русский человек отличался в домашней жизни неопрятностью, в труде - ленью, в сношениях с людьми - лживостью, коварством и бессердечностью. Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях. Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи [4, 55 c.] Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей. Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг не приходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа. Вопрос 3. Образование СССР. Общественно – политическая жизнь в годы НЭПа Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В. И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, из-меряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии (антонов-щина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти. Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике (нэп) — новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу [5, 50 c.]. Принципиально цели не изменились — переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер: замена продразверстки меньшим по размеру продналогом, допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства; денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.); объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства; отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции; разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации; допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем; проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты — червонца [5, 64 c.]. Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения. Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В. П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/1928) и породили острую борьбу в руководстве партии и государства (см. билет № 10). Противоречия нэпа проявлялись в: экономике (техническая отсталость промышленности — высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны, невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе); социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии); политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа). Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной собственности. Официально о конце нэпа было объявлено в декабре 1929 г. Тогда же была отмечена седьмая годовщина подписания договора о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР, декабрь 1922). Его подписали представители четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия). Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, создав систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917 г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б). Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект авто-номизации И. В. Сталина). Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Именно этот проект лежал в основе Договора, подписанного 27 декабря и поддержанного I Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922 г. Съезд принял также Декларацию об образовании СССР. В ведение Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, транспорта, бюджета, связи, денежного обращения. Вопросы просвещения, юстиции, здравоохранения и др. оставались в ведении союзных республик. Они имели право выхода из Союза. Учреждался высший орган союзного государства — Всесоюзный I съезд Советов и Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов, действовавший в период между съездами. Он состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Высший исполнительный орган — Совет Народных Комиссаров СССР. Конституция СССР 1924 г. закрепила эти нормы. Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными [5, 79 c.]. Список литературы Электронные ресурсы 1) Сушко Г. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: науч.пособ./ Сушко Г. А. – Москва: ООО "Издательство "Учитель", 2014. – 200 с. – режим доступа к книге.: https://books.google.ru/books?id=2wEFCwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false 2) Поляков А.Н. Киевская Русь как цивилизация [Электронный ресурс]: монография/ Оренб. гос. универ. – Электрон. монограф. – Оренбург: ОГУ, 2010. - 529 с. – режим доступа к моногр.: https://books.google.ru/books?id=POE2DwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false 3) Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени [Электронный ресурс]/ Черная Л.А. – Новгород: Языки русской культуры, 1999. – 281 с. - режим доступа к книге: https://books.google.ru/books?id=CIImAAAAMAAJ&q=false 4) Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии [Электронный ресурс]/ Буганов В.И. – Москва: Молодая гвардия, 1989. - 318 с. - режим доступа к книге: https://books.google.ru/books?id=oL1oAAAAMAAJ&q=%=false 5) Братющенко Ю.В. НЭП: "кнут" и "пряник" для частника и кооперации [Электронный ресурс]/ Братющенко Ю.В. – Москва: Колосс, 2006. – 190 с. - режим доступа к книге: https://books.google.ru/books?id=2FWTAAAAIAAJ&q=%D0%BD%D1%8D%D0%BF&dq=% |