Главная страница
Навигация по странице:

  • Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования«Владимирский государственный университет

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Актуальность

  • Цель

  • кр по культурология. Контрольная работа по культурологии Тема Модели культурной универсализации (К. Уисслер, Дж. Мёрдок, Б. Малиновский).


    Скачать 59.95 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по культурологии Тема Модели культурной универсализации (К. Уисслер, Дж. Мёрдок, Б. Малиновский).
    Дата19.12.2018
    Размер59.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакр по культурология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #60955


    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Муромский институт (филиал)

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

    «Владимирский государственный университет

    имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

    МИ ВлГУ
    Факультет Гуманитарный

    Кафедра Социально-гуманитарных и правовых дисциплин
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По культурологии

    Тема: «Модели культурной универсализации (К.Уисслер, Дж.Мёрдок,

    Б.Малиновский).»

    Руководитель:

    к. к. н. Романова Н.В.

    ____________________

    (подпись) (дата) Студент ПСз-318

    (группа)

    Глотова П.М.

    ____________________

    (подпись) (дата)

    Муром 2018

    2

    Содержание

    Введение………………………………………………………………….………..3

    1. Понятие модели культурной универсализации……………………………....4

    2. Культурные универсалии по Джорджу Мёрдоку…………………………….6

    3. Модель Бронислава Малиновского и Кларка Уисслера……………………..8

    Заключение……………………………………………………………………….12

    Список использованной литературы…………………………………………...13

    Приложение 1…………………………………………………………………….14

    Приложение 2…………………………………………………………………….17

    3

    Введение

    Актуальность: Современный мир сложен, многомерен, динамичен и противоречив. Помимо прочих проблем и тенденций, присущих современному культурно-историческому процессу, на передний план выдвигаются проблемы глобализации и культурной универсализации.

    В рамках своего «безграничного дискурса -ценностно-смыслового мира человека» (И. В. Кондаков) она предстала универсальным образованием, включающим в себя всю многомерную и многозначную реальность, преломленную во множестве культурных практик. Универсализм культуры является закономерным порождением универсальности культуры, поэтому факт ее всеохватности, осмысленный XX столетием, актуализирует проблему изучения универсализма культуры как мировоззренческой установки и культурной практики.

    Не менее важным аспектом ее актуальности является то, что в настоящее время происходит активный процесс формирования культурологии как области научного знания. Разрабатываются многочисленные проблемы, связанные с выявлением специфики ее предмета, структуры, категориального аппарата и т. д. Универсализм культуры представляет собой одно из ее фундаментальных понятий. Данная мировоззренческая установка прошла длительный процесс концептуализации, охвативший период с XVIII века по настоящее время, и представлена рядом научных теорий, созданных в русле философии истории, этно: графии, философии культуры, социологии. Со второй половины XX века это понятие органично вошло в проблемное поле культурологии, однако не получило глубокой теоретической разработки.

    Цель: изучить вопрос моделей культурной универсализации К. Уисслера, Дж. Мёрдока, Б. Малиновского.

    Задачи:

    1. Раскрыть понятие модели культурной универсализации;

    2. Рассмотреть культурные универсалии по Дж. Мёрдоку;

    3. Концептуализировать модель Бронислава Малиновского и К. Уисслера.


    4

    1. Понятие модели культурной универсализации

    Универсалии культуры (от лат. universalis - общий) - это общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности. Говоря об универсалиях в сфере культуры, следует иметь в виду то общее, что присутствует в любой культуре. Так, в каждой культуре мы обнаруживаем почтительное отношение к материнству, гостеприимство, коллективный труд.

    В каждой культуре такие качества человека, как мужество, смелость, самообладание в экстремальных условиях, вызывают восхищение, а трусость - сожаление, порой презрение.

    Универсалии культуры являются вечными онтологическими и экзистентными константами человеческого бытия, фундаментальными категориями картины мира, суммарной аксиоматикой внутреннего опыта.

    Базовые универсалии сложились еще в архаических обществах и по мере их осознания выстраивались в представлении древних в некую пирамиду. Основание этой пирамиды составляют мифологемы хтонических сил (огонь, вода, земля, воздух) и связанные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях). Следующим является ближний мир предметов (камень, дерево, зерно, масло, утварь быта), затем - природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной и хроматической определенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие "метафоры" артефактов (дом, зеркало), экзистентных ситуаций (обмен, встреча, путь), границы состояний (сон, смех, слезы, тайна, экстаз) или их следов (тень, двойник, голос). Завершается пирамида универсалий культуры списком видов деятельности.

    Современная наука предлагает систематизировать универсалии по субъектно-объектному принципу, согласно которому к объектному ряду относятся мир, целое, причина, изменение и т.п.; к субъектному ряду - человек, честь, справедливость, счастье и т.п., к субъект-объектному ряду - познание, истина, деятельность и т.п. Их содержание специфицируется в различных традициях, выражаясь в характерных для этих традициях системах символов и дискурсивных практиках.

    Универсальной чертой человеческих культур является существование языков - словесных и иконических, которые, несмотря на антагонистичность, всегда присутствуют в культуре как ее два полюса. Исследователи пришли к выводу, что существует некая универсальная грамматика, присущая всем языкам. Так, несмотря на большое разнообразие языков, человеческие языки имеют много важных, общих свойств. Во всех языках присутствуют "гласные" и "согласные". Каждый язык имеет способ обсудить случившееся в прошлом событие, сформулировать отрицание, задать вопрос, попросить, дать команду,
    5

    выразить эмоции и т.д. Во всех языках встречаются схожие категории (существительные, глаголы, наречия и прилагательные), имеются притяжательное местоимение и родительный падеж. Носители всех языков могут обсуждать не только события, людей, качества, вещи и действия, но также и такие экзистенциальные состояния, как ревность, страх, ненависть, любовь, восторг, восхищение и пр. Эти и другие универсалии говорят о том, что языки не настолько различны, как может показаться.

    Есть ли другое свидетельство в пользу того, что человеческие языки обладают определенным набором универсальных правил? Одним из таких свидетельств считают наличие у детей способности к усвоению языков. Дети усваивают язык не в результате интеллектуальной деятельности и не столько через подражание и запоминание, сколько в процессе аппроксимации (поэтапного приближения к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок). В ходе научения языку дети выводят, т.е. выстраивают сами из образцов речи взрослых, множество грамматических правил, которые они используют для формирования новых незнакомых предложений. Грамматика одной стадии вытесняется по мере того, как ребенок двигается к другой, все больше и больше приближаясь к грамматике взрослых, не изучая ее, но легко овладевая ею шаблонно.

    Один из крупнейших лингвистов, Н. Хомский, считает, что человек может научиться любому языку во всем богатстве его выразительных средств, потому что знание универсальной грамматики встроено в нас: мы созданы такими, чтобы научаться языкам, основанным на общем множестве принципов. Можно сказать, что универсальная грамматика является наследственным генетическим даром, который делает возможным для нас говорить и научаться разнообразным человеческим языкам.


    6

    1. Культурные универсалии по Джорджу Мёрдоку

    Джордж Питер Мердок вместе с коллегами из Йельского университета разработали классификацию таких культурных универсалий из 88 общих поведенческих категорий. Они включают одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, вероисповедание, социальную стратификацию, политическое поведение и т.д. Как полагают, культурные универсалии связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранение жизни, продолжение рода, здоровое потомство.

    Однако надо понимать, что конкретное содержание этих культурных универсалий может быть различным. Например, семья в том или ином виде существует у всех обществ, но некоторые общества предпочитают моногамию, другие - полиандрию, а третьи - полигинию.

    Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:

    1) совместный труд;

    2) спорт;

    3) образование;

    4) наличие ритуалов;

    5) системы родства;

    6) правила взаимодействия полов;

    7) язык.

    Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем Восток - Запад, национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

    Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

    Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.

    Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.

    Массовая культура. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

    Субкультуры. Это части культуры, присущие определенным социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

    7

    Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, Динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

    Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

    Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры.

    8

    1. Модель Бронислава Малиновского и Кларка Уислера

    Английский ученый польского происхождения Бронислав Малиновский изучал мифологическую коммуникацию в обществах примитивного типа.

    Он обосновывал функциональный взгляд на культуру, согласно которому в каждой культуре, типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некую жизненную функцию, решают какую-то задачу.

    Основная единица функционального анализа у Б. Малиновского - институт культуры, который состоит из отдельных элементов (магии, религии, родства и т.п.). Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении основных потребностей человека, которые пытались связать с разнообразием социокультурных условий и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, как полагал Б. Малиновский, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода действия на основные потребности добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства.

    Культура формируется как некий инструмент удовлетворения основных потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией - в этом ее универсальный характер. Различия, существующие между культурами, проявляются в закрепленных ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей.

    Общество, как прошлого, так и настоящего, нуждается в определенных объединяющих его механизмах.

    Современная цивилизация предстаёт у Малиновского в виде сложной системы социальных институтов, т. е. исторически сложившихся форм организаций, каждая из которых выполняет определённую функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей.

    Типы институтов по Малиновскому:

    1. Семья, клан;

    2. Все организованные группировки, определяемые полом и возрастом (мужские секретные общества, клубы);

    3. Профессиональные институты (образование, экономика, судопроизводство, религиозное богослужение).

    Сегодня в этих целях активно используется информационная составляющая в виде СМИ. Отсутствие СМИ в прошлом делала иной значимость ритуалов. Б. Малиновский отмечает публичный характер примитивных культов: «Ритуалы, связанные с рождением человека, обряды инициации, дань почестей умершему во время оплакивания, похорон и поминовения, обряды жертвоприношения и тотемические ритуалы — все до

    9

    единого предполагают публичность и коллективность, зачастую объединяя все племя в целом и требуя на определенное время мобилизации всей его энергии». Нам следует подчеркнуть, что это не просто одинаковость поведения, не просто равенство другому в поведенческих моделях, а равенство сакральной норме, откуда и следует равенство другому.

    Необходимость публичных ритуалов Б. Малиновский объясняет не только потребностями общества, но и обратными требованиями, например, невозможностью разрешения некоторых проблем на уровне индивидуального сознания. Он пишет о ритуале, связанном со смертью: "Член группы, потерявший близкого человека и сам преисполненный горя и страха, не может полагаться на свои собственные силы. Он не способен только лишь своими силами выполнить должное. Здесь вступает группа. Другие ее члены, не будучи во власти горя, не раздираемые метафизической дилеммой, способны реагировать на кризис в соответствии с требованиями религиозного порядка". Общество должно было выработать стандартные пути реагирования на кризисные явления, чтобы не допустить разрушения коллективной идентичности. Тем более в социальной психологии зафиксировано, что совместное прохождение трудных ситуаций серьезным образом скрепляет группу. В данном случае религиозный порядок закрепляет позитивную альтернативу — надежду на будущую жизнь.

    В этом же плане Б. Малиновский трактует и миф, функцию которого он видит не в том, чтобы рассказывать о прошлых событиях, или выражать человеческие фантазии. Функция мифа - социальна. Он служит «матрицей социального порядка и сводом примеров нравственного поведения». Общество должно иметь набор постулатов правильного поведения, чтобы удержать от мутаций поведение, реализуемое каждый день и час. В другой своей работе он более подробно раскрывает целевое предназначение мифа.

    «В примитивной культуре миф выполняет незаменимую функцию: он выражает, укрепляет и кодифицирует веру; он оправдывает и проводит в жизнь моральные принципы; он подтверждает действенность обряда и содержит практические правила, направляющие человека. Таким образом, миф является существенной составной частью человеческой цивилизации; это не праздная сказка, а активно действующая сила, не интеллектуальное объяснение или художественная фантазия, а прагматический устав примитивной веры и нравственной мудрости».

    Набор информации и действий, имеющихся у примитивного общества, достаточно системен. Это единство обеспечивается, в числе прочего, и мифами. На этом уровне мифы, ритуалы и т.д. описывают одно и то же, усиливая общественные составляющие.

    «Ритуалы, обряды, обычаи и социальные институты порой заключают в себе прямые мифологические коннотации и считаются производными от тех

    10

    или иных мифических событий. Культурный факт является памятником, в котором воплощен миф, а миф считается подлинным источником, из которого

    родились мораль, социальное группирование, обряды и обычаи. Таким образом, священные сказания - это функционально интегрированная часть культуры». Б. Малиновский утверждает, что это особый класс историй, это не вымышленные истории, а отражение более величественной и значимой реальности, задающей мотивы ритуальных и моральных действий человека.

    Миф "решает" определенные проблемы, стоящие перед обществом. Такое понимание соответствует представлениям Б. Малиновского о функциональном анализе в культуре, где он утверждает следующее: «Культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей».

    В качестве примера можно привести миф о бессмертии, который, по мнению Б. Малиновского, является не интеллектуальным ответом, а «определенным актом веры, рожденной из глубочайшей инстинктивной и эмоциональной реакции на самую страшную к навязчивую идею». Вероятно, в этом же плане функционируют слухи, поскольку их распространение в значительной степени зависит от совпадения в определенной степени с мифологическими представлениями об устройстве современного мира. Например, при постулате «все чиновники — коррупционеры» хорошо распространяется слух о том, что у чиновника X обокрали дачу и вынесли вещей на сто тысяч долларов.

    Миф функционирует не в рассказывании, а в процессе всей жизни человека примитивного общества. Рассказывание служит лишь кристаллизацией уже существующих в его сознании правил устройства мира и правил поведения.

    «Миф "говорит" туземцу гораздо больше, чем реально говорится при его пересказе; в рассказе содержатся лишь конкретные сведения о характерных обстоятельствах мифологической истории данной местности; истинный смысл мифа, фактически вся его суть, заключены не в рассказе, а в принципах социальной организации, которые туземец усваивает не тогда, когда прослушивает фрагментарные пересказы мифов, а непосредственно в процессе социальной жизни, постепенно постигая свое социальное окружение и устройство своего племени. Другими словами, именно контекст социальной жизни, а также последовательное постижение того, что все, что велят ему делать, имеет свой прецедент и образец в ушедших временах, ставит в его сознании на свои места содержащиеся в мифе сведения».

    Вероятно, следует добавить, что миф реализуется, выходит на поверхность в процессе повествования. Рассказывание просто наращивает
    11

    плоть на абстрактные правила устройства мира, что облегчает их запоминание и трансляцию последующим поколениям.

    Б. Малиновский выступал против интерпретации мифа как прообраза науки, объясняющего на примитивном уровне природные и социальные явления.

    Более короткий список культурных универсалий дал Кларк Уислер. Он выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

    Универсальные паттерны К. Уислера:

    1. Речь (язык)

    6. Семья и социальная система

    2. Материальные черты

    7. Собственность

    3. Искусство

    8. Правительство

    4. Мифология и научное знание

    9. Война.

    5. Религиозная практика





    12

    Заключение

    Таким образом, универсализация культуры заботит мыслящих людей всего мира, этот процесс является главной тенденцией нашего времени. Однако для того чтобы он стал реальностью, нужны усилия всего человечества. При этом рождение планетарной цивилизации - обоюдный процесс, в котором Восток влияет на Запад, а модернизация Запада сочетается с древними традициями, присущими Востоку.

    Универсальная модель культуры существовала и существует во всех культурах, как древних, так и современных, и ее основа может быть найдена в особенностях биологической природы человека и условиях человеческого существования.

    В современной эпохе вырабатываются некие структурирующие принципы, которые стали определять общее для всего мира состояние. Вместе с тем в мире существует множество особых культур и цивилизаций, значительно отличающихся друг от друга. Согласно нашему подходу нет никаких оснований утверждать, что эти несходства просто нивелируются и на смену современной придет некая единая глобальная цивилизация. Тем не менее наша современность - это общемировое состояние, которое влияет на все наши действия, интерпретации и обычаи поверх национальных границ и вне зависимости от того, каковы наши реальные культурные истоки или предполагаемые цивилизационные корни. В этом смысле и следует понимать взаимодействие проявляющихся в современном мире универсалистских и партикуляристских тенденций. Это состояние современности мы должны постичь, ибо внутри него мы живем и действуем.

    13

    Список использованной литературы

    1.Аванесова Г.А. Образец культурный, паттерн// Культурология/ Энциклопедия. Т. 2. М., РОССПЭН, 2007 г.;

    2.Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004.

    3.Астафьева О.Н., Богатырёва Т.Г., Егоров В.К. Культурология. М., РАГС, 2009 г.;

    4.Багдасарьян Н.Г. Культурология. М.: Высшее образование, 2007 г.;

    5.Гуревич П.С. Культурология. М.: Омега-Л, 2010 г.;

    6.Драмалиев Л. Существуют ли культурные универсалии?: Человек и человечество: духовные традиции и перспективы/Ред. И.Т.Фролов. М., Наука, 2000 г.;

    7.Ерасов Б. С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., Наука, 2002 г.;

    8.Исупов К.Г. Универсалии цивилизации.//Культурология. Энциклопедия. Т. 2./ Ред. Левит С.Я. М.: РОССПЭН, 2007 г.;

    9.Кармин А. С. Культурология. СПб, Лань, 2003 г.;

    10. Лалетин Д.А. Культурология. Воронеж: ВГУ, 2005 г.;

    11Найдорф М. Введение в теорию культуры. Одесса, Оптимум, 2002 г.;

    12.Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? //Вопросы философии, 2000 г., №2;

    13. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.,Согласие, 2010 г.;

    14.Geum.ru [http://geum.ru/kurs/modeli_kulturnoy_universalizatsii.php];

    15.Lektsia.com [https://lektsia.com/7x5a11.html];

    16.Studme.org [https://studme.org/1514020511969/kulturologiya/modeli_kulturnoy_universalizatsii];

    17.Studfiles.net [https://studfiles.net/preview/6893482/page:3/];

    18.Studwood.ru [https://studwood.ru/796330/kulturologiya/kulturnye_universalii_merdoku];

    19.Textarchive.ru [http://textarchive.ru/c-2143691-p10.html];

    20.Vuzlit.ru [https://vuzlit.ru/502257/modeli_kulturnoy_universalizatsii].


    Универсалии культуры являются вечными онтологическими и экзистентными константами человеческого бытия, фундаментальными категориями картины мира, суммарной аксиоматикой внутреннего опыта.
    14

    Приложение 1


    Модели культурной универсализации




    Универсалии культуры (от лат. universalis - общий) - это общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности.




    Модель Бронислава Малиновского

    Бронислав Малиновский изучал мифологическую коммуникацию в обществах примитивного типа.

    Он обосновывал функциональный взгляд на культуру, согласно которому в каждой культуре, типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некую жизненную функцию, решают какую-то задачу. Основная единица функционального анализа у Б. Малиновского - институт культуры, который состоит из отдельных элементов (магии, религии, родства и т.п.).

    Модель Джорджа Мёрдока

    Разработал классификацию таких культурных универсалий из 88 общих поведенческих категорий. Они включают одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, вероисповедание, социальную стратификацию, политическое поведение и т.д..

    Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам:

    1) совместный труд;

    2) спорт;

    3) образование;

    4) наличие ритуалов;

    5) системы родства;

    6) правила взаимодействия полов;

    7) язык.


    15

    Приложение 1

    Современная цивилизация предстаёт у Малиновского в виде сложной системы социальных институтов.


    1. Семья, клан;

    2. Все организованные группировки, определяемые полом и возрастом (мужские секретные общества, клубы);

    3. Профессиональные институты (образование, экономика, судопроизводство, религиозное богослужение).

    «Ритуалы, обряды, обычаи и социальные институты порой заключают в себе прямые мифологические коннотации и считаются производными от тех или иных мифических событий. Культурный факт является памятником, в котором воплощен миф, а миф считается подлинным источником, из которого родились мораль, социальное группирование, обряды и обычаи. Таким образом, священные сказания - это функционально интегрированная часть культуры».


    Модель Кларка Уисслера

    Он выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

    Универсальные паттерны К. Уисслера:

    1. Речь (язык);

    2. Материальные черты ;

    3. Искусство;

    4. Мифология и научное знание;

    5. Религиозная практика;

    6. Семья и социальная система;

    7. Собственность;

    8. Правительство;

    9. Война.



    16

    Приложение 1

    «Культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей».
    Б. Малиновский выступал против интерпретации мифа как прообраза науки, объясняющего на примитивном уровне природные и социальные явления.


    17

    Приложение 2

    Глоссарий

    Антогоничность - непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях,

    Дискурсивный (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент) - рассудочный, логический, противоположный интуитивному, чувственному.

    Иконический - характеристика образа, иллюстрированное представление чего то, идол.

    Константа - некоторая величина, не изменяющая своё значение в рамках рассматриваемого процесса.

    Культу́ра - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики.

    Массовая культура – это кино, печать, поп-музыка, мода.

    Матрица (лат. matrix - «первопричина») - образец, модель, штамп, шаблон, инструмент в серийном производстве объектов искусства и техники.

    Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

    Мифологе́ма (от др.-греч. μῦθος - сказание, предание и др.-греч. λόγος - мысль, причина) - термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира.

    Моногамия - межличностные отношения.

    Народная культура - создается анонимными творцами.

    Онтоло́гия - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

    Па́ттерн - схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

    Полиа́ндрия - редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.

    Полигини́я (от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена») – многожёнство.

    Ритуал - совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.


    18

    Приложение 2

    Субкульту́ра (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкульту́ра - понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть

    культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства.

    Универсалии культуры (от лат. universalis - общий) - это общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности.

    Функциональный - вызванный функционированием чего-либо, зависящий от деятельности, а не от структуры, строения чего-либо.

    Хтонический (англ. chthonic) - принадлежащий к подземному миру.

    Экзистенциали́зм - особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

    Элитарная культура - ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.


    написать администратору сайта