Главная страница
Навигация по странице:

  • некто неким образом сотворил нечто

  • Философия. Миф как особая форма сознания. Миф как особая форма сознания. Миф как особая форма сознания


    Скачать 19.88 Kb.
    НазваниеМиф как особая форма сознания
    АнкорФилософия. Миф как особая форма сознания
    Дата11.05.2023
    Размер19.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМиф как особая форма сознания.docx
    ТипДокументы
    #1121008

    Миф как особая форма сознания

    • Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

    ревний человек считал, что, если гремит гром, значит, боги гневаются на него. Они интуитивно ощущали присутствие высших сил, но не способны были понять природу вещей и явлений. Поэто­му они придумывали поэтические образы, в которых отражали свои представления о мире и природе.

    По словам выдающегося русского философа А.Ф.Лосева, правильно понять миф можно не с точки зрения научного мировоззрения, но исключительно лишь с точки зрения самого мифа, мифическими глазами. «Когда некоторые племена имеют обычай надевать на себя ожерелье из зубов крокодила для избежания опасности утонуть, когда религиозный фанатизм доходит до самоистязания и даже до самосожжения, то ясно, что миф для мифического сознания есть не вымысел, а наиболее яркая и самая подлинная действительность». В мифах человек еще не выделяет себя из окружающей среды и тем более не противопоставляет себя ей. Поэтому в мифологическом описании мира человек наделяет все окружающие его предметы и явления человеческими, свойственными ему самому чувствами и качествами.

    Антропологи и этнологи постоянно поражаются сходству элементарных сюжетов, из которых построены мифы, при полном несовпадении социальных и культурных условий их рождения и функционирования. Так, совместное участие людей и богов в поддержании жизни и миропорядка в культуре древних царств было закреплено с помощью мифов и сакральных преданий. Их сценарии сводятся к следующему: боги создали этот мир, заплатив за это своей жизнью и кровью, в благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные ими законы

    Виды мифов

    • Космогонические мифы – мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий.

    Космогонические мифы отвечают схеме: некто неким образом сотворил нечто.

    К примеру, один из Калмыцких мифов звучит так: В начала существовало безграничное пространство, в котором плавали золотые тучки. Постепенно тучки сгустились в большую тучу, и пошел сильный дождь. Этот дождь образовал огромное море – начало и прародителя всей жизни. На этом море, как на пенке, на охлаждающемся молоке, образовалась твердая кора, из которой произошли и боги и люди. Согласно этому мифу вода и суша, и все живое произошли сами собой, без вмешательства творца.

    • Космологические мифы – мифы об устройстве мира, чаще всего описывается вегетативная (мировое дерево), зооморфная или антропоморфная модели.

    Чаще всего в мифах одновременно зайдествован космогонический и космологический аспект , то есть сразу описывается и история сотворения мира, и его устройство. Например, из раннее приведенного калмыцкого мифа можно узнать не только о том, как мир был сотворен, но и том, как он устроен – есть твердая кора, под ней море.



    (Антропоморфное моделирование)


    «Мир» в данном случае — человек и среда в их взаимодействии, причём «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду. Модель мира часто включает тождество или зависимость между макрокосмом и микрокосмом, природой и человеком. Имеется большое число примеров антропоморфного моделирования космического пространства и земли, а также бытовых сфер — жилища, утвари, посуды, одежды, разные части которых на языковом и на надъязыковом уровнях связаны с названиями человеческого тела (подножие горы, ножка стола, стула и др.), антропоморфизация неодушевлённых объектов в языке, в образных системах — словесных, изобразительных и др.))

    • Эсхатологические мифы - мифы о предстоящем конце мира.

    Для архаических мифологий характерно представление о мировой катастрофе, отделяющей мифологические времена первотворения от настоящего — о потопе, пожаре, исчезновении (уничтожении) первых поколений — великанов и т. п. Первобытные Э. м. далеки от этических установок: так, у кетов серия потопов представляется как «споласкивание    земли»,    живые    существа спасаются на островах;

    Развитым Эсхатологическим мифам соответствовали космогонические мифы о противостоянии сил хаоса и космоса, календарные мифы об умирании божеств природы, представления о смерти и загробной жизни и особенно об утраченном золотом веке, несовершенстве мира и людей.

    • Тотемизм - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на вере в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема как реального первопредка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства

    • Анимизм - мировоззрение первобытных народов, проникнутое антропоморфизмом, по которому все предметы имеют душу, а все явления природы производятся духами и демонами.

    • Фетишизм - культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами, обожествление предметов и явлений.

    Мифы сочетают в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего, это также можно увидеть в тотемизме (предок из прошлого защищает в настоящем), анимизме (древние духи и демоны сотворяют природные явления в настоящем), фетишизм (древние фетиши, передающиеся поколениями помогают в настоящем).

    • По мифам можно проследить трансформацию верований, системы ценностей и норм поведения. Они является своего рода проявлением неординарного восприятия окружающего мира, отражением развивающегося мышления, однако основной чертой мифов является отсутствие осознания их образности, полное отождествление образов и реальности.

    • Мифы появляются в результате слияния воображения отдельных индивидов, состоящих в общине, в единое целое. Следовательно, мифологическое сознание по сути является всегда коллективным.


    написать администратору сайта