Главная страница

Генезис философии: мифологическое, религиозное, обыденное сознание. Философия 1.. 1. Философия как особая форма сознания


Скачать 42.16 Kb.
Название1. Философия как особая форма сознания
АнкорГенезис философии: мифологическое, религиозное, обыденное сознание
Дата25.01.2021
Размер42.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия 1..docx
ТипРеферат
#171239



СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Философия как особая форма сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Другие формы сознания как источники философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.1 Мифологическое сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2 Религиозное сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

2.3 Обыденное сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3.Зарождение и формирование философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
ВВЕДЕНИЕ

Изучение философии является одним из самых важных направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. Профессиональная деятельность усложняется практически во всех сферах, темпы протекания общественных процессов ускоряются, обостряются глобальные проблемы. В этих условиях просто необходимо овладеть механизмами системного осмысления действительности, основой для чего, собственно, и служит философия.

Философия со времен своего возникновения играла и играет существенную роль в человеческой культуре и жизни общества. И со временем эта роль не становится менее важной. Для философии характерен не только интерес к наиболее общим вопросам бытия и человеческой природы, но и интерес к себе самой как особой форме человеческого знания.

Данная работа посвящена вопросу происхождения философии. Актуальность темы определяется тем, что для понимания сущности явления очень важно знать, как оно возникает, что является его источниками, каковы условия его формирования и дальнейшего развития.

Целью работы является рассмотрение генезиса философии, при этом в качестве основные источников философского мировоззрения выступают мифологическое, религиозное и обыденное сознание.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих частных задач:

- определение особенностей философии как особой формы человеческого знания;

- описание сущности и отличительных черт религиозного, мифологического и обыденного сознания;

- рассмотрение некоторых концепций генезиса философии;

-рассмотрение социально-экономических условий зарождения философии.

Работа состоит из введения, заключения и 3-х глав.

1. Философия как особая форма сознания

Философия занимает особое и уникальное место в системе культуры и человеческого знания. Это обусловлено в первую очередь спецификой предмета философского знания, т.е. той совокупности явлений, объектов реальности и процессов, которые осваиваются средствами философии.

Предметом философии являются наиболее общие законы природы, человеческого мышления и общества .Можно сказать, что основной проблемой философии является проблема человека. Но эта проблема не может быть поставлена и решена без исследования закономерностей развития природы и общества, без представления о структуре и законах природы и общества, о взаимодействия сознания и бытия, о методах и формах познавательной деятельности.

Философское знание включает несколько крупных разделов, каждый из которых имеет свой относительно самостоятельный предмет. Это история философии, онтология, философская антропология, гносеология, социальная философия. Основной вопрос философии включает два взаимосвязанных вопроса – вопрос о первичности материи или сознания и вопросов том, познаваем ли мир. В человеческой культуре философия осуществляет ряд специфических функций, к которым относятся :мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, идеологическая, критическая, прогностическая.

Человек нуждается в ответах на вопросы, многие из которых частными науками не могут не толь быть решены, но и поставлены."Ее за­дача – не од­на ка­кая-ни­будь сто­рона су­щес­тву­юще­го, а все су­щес­тву­ющее, вся все­лен­ная в пол­но­те сво­его со­дер­жа­ния и смыс­ла; она стре­мит­ся не к то­му, что­бы оп­ре­делить точ­ные гра­ницы и внеш­ние вза­имо­дей­ствия меж­ду час­тя­ми и час­ти­цами ми­ра, а к то­му, что­бы по­нять их внут­реннюю связь и единс­тво" .

Предмет философии сложился исторически. Это не какая-то одна сторона всего сущего, а все сущее во всей его полноте и сложности взаимосвязей, его смысл, единство и внутренние связи.

Богатство и сложность связей и отношений человека с окружающим миром обусловили разнообразие философских школ и учений, из которых философия складывается как особая форма сознания, как "духовная квинтэссенция" культуры. Философия оказывает влияние на ход истории через отдельных людей и социальные институты. Сегодня философия сама представляет собой не только специфическую область знаний, но и специфический социальный институт, который имеет свою собственную инфраструктуру – издаются книги и журналы, проводятся симпозиумы и конференции, созданы многочисленные исследовательские и образовательные организации .

Философия как феномена человеческой культуры сформировалась исторически в процессе длительных и сложных процессов развития общества и различных форм человеческого сознания, которые и послужили основой для возникновения философии в процессе их развития и углубления.


2. Другие формы сознания как основа формирования философии

Задача создания цельной картины окружающей действительности решается не только средствами философии. Эта задача решалась человеком задолго до зарождения и формирования философии как таковой. И инструментами решения этой задачи были другие формы человеческого сознания–обыденное, мифологическое, религиозное.

Человеческое сознание всегда пыталось тем или иным способом объяснить мир, выявить его закономерности, научиться оценивать свои перспективы, делать прогнозы, а также определить цель и смысл существования. Эти потребности и привели, в конечном счете, к формированию философии в том виде, в каком мы знаем ее сегодня. Но основой ее зарождения послужили другие более архаичные формы человеческого сознания

2.1 Мифологическое сознание

Одной из ранних форм общественного сознания является мифология (от греч. mifos – предание и logos – учение, понятие, слово). С самых древних времен мифы существовали у всех народов мира. В ранних обществах мифология доминировала в духовной жизни и выступала как основная форма общественного сознания.

Мифы – это древние сказания разных народов об истории, богах, героях, фантастических существах и явлениях природы. Мифы многочисленны и разнообразны. Но в мифах разных народов и разных времен имеются и повторяющиеся мотивы, и темы. Это свидетельствует о том, что мифы не являются произвольным созданием воображения, а отражают реальные и важные для человека закономерности, и явления.

Так, много мифов самых разных народов посвящено теме космоса, что говорит об интересе к вопросу происхождения мира и Вселенной. Наряду с этим в мифах много внимания уделяется темам происхождением людей, стадиям жизни, рождению, смерти человека .

Представления, воплощенные в мифах, служили предметом веры, находили свое отражение в различных традициях и обрядах, чем обеспечивали сохранение и преемственность традиций и культуры.

Миф, являясь наиболее ранней формой духовной культуры, нес в себе зачатки религиозных верований, знаний, разных видов искусства и философии. Эти явления только впоследствии выделились в самостоятельные культурные и духовные формы и получили развитие. Но свое время миф являлся единой, нерасчлененной, универсальной формой сознания, выражающим мироощущение, и миропонимание эпохи, в которую создавался.

Своеобразие мифа, как формы сознания, заключалось в том, что идеи и представления выражались в эмоциональных, поэтических образах и метафорах. Явления природы и культуры олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались. Но в тоже время в причудливой метафорической форме мифы передавали результаты обобщенной работы человеческой мысли – анализа и классификации различных явлений природы и общества, представления мира как целого .

С изменением и развитием общественной жизни миф как особая форма общественного сознания изжил себя как основную форму духовной и интеллектуальной жизни. Но начатый мифологическим сознанием поиск ответов на основные вопросы человеческого существования не прекратился. Их унаследовали от мифа религия и философия.
2.2 Религиозное сознание

Религиозное сознание служит основой формирования религиозного мировоззрения –совокупности представлений о мире, о его происхождении, месте в нем человека, основанных на представлении о существовании сверхъестественных сил и существовании двух миров – высшего небесного и низшего земного. Такие представления возникают на основе трансформации мифологических представлений о богах и духах, характерных для мифологического мировоззрения, развития этих представлений на основе более глубокой разработки вопросов происхождения мира и личных задач человека. Религия, как и мифология, опирается на эмоциональные и чувственные образы. Но в отличие от мифологии, в религии воображение и фантазия сосредотачивается на духовном, сверх природном, понятии божественного и связи человека с этим божественным. Самым важным оказывается психологическая установка – вера в божество, стремление человека к самосовершенствованию, к достижению подлинных нравственных ценностей, спасения и бессмертия. Религия тесно связана с рядом культовых обрядов, требует сосредоточения и особого душевного настроя.

Религия в широком смысле этого понятия сформировалась 40 – 50 тыс. лет назад в эпоху верхнего палеолита. Она является более высокоразвитой формой человеческого сознания по сравнению с мифологией. Одной из основных причин формирования религии и религиозного сознания было развитие мышления человека, формирования обобщенных понятий, обретающих в сознании самостоятельное бытие. Эти понятия отрываются от своих реальных прототипов и наделяются самостоятельным существованием.

Религиозные представления не могут быть выведены непосредственно из чувств и переживаний отдельного человека. Они являются продуктом продукт исторического развития общества. Религия – это социально организованный(и организующий)феномен человеческого сознания, форма поклонения высшим силам, и воплощенным в них ценностям, наиболее почитаемым данным обществом. Наиболее распространенными («мировыми») религиями в настоящее время являются буддизм (VI —V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).

Религиозное сознание является более совершенной формой сознания в сравнении с мифологическим. Оно ориентирует человека на выделение человека из окружающего мира и осознание единства человеческого общества, тем самым создавая основу для формирования особой формы человеческого осмысления действительности – философии.

2.3 Обыденное сознание

Под обыденным (или повседневным сознанием) обычно понимают совокупность знаний, представлений, внутренних установок и стереотипов, которые основаны на здравом смысле, а также на повседневном опыте отдельных людей, их групп и целых поколений. Это представления о природе, социальной среде, норам поведения.

В отличие от религиозного и мифологического сознания, обыденное сознание мало организовано и неоднородно. Содержание обыденного сознания может изменяться в широких пределах, отражая опыт и интересы различных социальных групп .

Для повседневного (обыденного) сознания характерна ориентация на существующие стереотипы поведения, т. е. принимаемые, как правило, без критического осмысления. Обыденное сознание содержит также элементы научных знаний, философских и религиозных представлений. Эта форма сознания характеризуется отсутствием рациональной рефлексии существующих убеждений. Тем не менее, повседневное сознание способно решать огромное количество практических задач, а содержащиеся в нем представления нередко оказываются отправными пунктами философского и научного осмысления действительности.

3. Зарождение и формирование философии

Вопрос о том, когда возникла философия во многом спорный. Но спорность его определяется, главным образом, вопросом, считать ли собственно философией мировоззренческие системы, выработанные в Древнем Египте, Вавилонии , Китае и Индии.

Если же принять ту точку зрения, что эти системы относятся к пред философским, поскольку с них доминировали религиозные и мифологические представления, то можно утверждать, философия как таковая возникла в VII—VI вв. до н. э. в Средиземноморском регионе, точнее, в Древней Греции и сопредельных территориях .

Социально-экономическими и духовными предпосылками возникновения философии явились: экономическое развитие Греции; экономический подъем в IX—VII веках до н. э; развитие производительных сил; отделение городов от деревень; развитие торговли и судоходства; путешествия; накопление новых знаний; появление частной собственности; разделение труда на умственный и физический; стратификация общества; образование греческих колоний.


Существует несколько концепций генезиса философии. В первую очередь можно назвать мифогенную и гносеогенную концепции.

Согласно мифогенной концепции, философия формируется из мифологии в результате внутреннего ее развития за счет изменения формы; лично образная форма заменяется на безлично- понятийную. Гносеогенная концепция подразумевает, что философия возникает как простое обобщение знания.

Существует также эклектическая концепция происхождения философии. Согласно этой концепции, философия возникает не как единое целое ,а как отдельно философский идеализм и философский материализм. Первый возникает как продолжение«линии знания», идеализм – как продолжение «линии веры» (основные источники – мифология и религия). Критики этой концепции утверждают, что исторически философия возникает как таковая. Для ее генезиса первостепенное значение имеет изменение уровня мировоззрения. Разделение же философии на материализм и идеализм является вторичным явлением, характеризующим, кстати, довольно уже довольно высокий уровень развития самой философии.

На этом основании можно утверждать, что наиболее плодотворной является гносеогенно- мифогенная концепция генезиса философии. Эта концепция учитывает роль как мифологического и религиозного мировоззрения, так и роль знания и мышления, связанного с ним. Таким образом, гносеогенно-мифогенная концепция рассматривает несколько источников возникновения философии – мифологического и религиозного мировоззрения ,знания и обыденного сознания.

Развитие философии– это длительный процесс, который происходил не везде одинаково. В силу различных причин философия стран Востока, давшая богатую и глубокую пред философию ,не получила развития тех классических форм, которые характерны для Древней Греции и в последствии в европейских странах, тех форм, которые позволили четко отличать философию от различных вариантов пред философии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был рассмотрен вопрос генезиса философии на основе развития мифологического, религиозного и обыденного сознания.

Философия является уникальным явлением в человеческой культуре. Она оперирует наиболее общими категориями, описывающими окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром. Философия осуществляет ряд специфических функций, таких как мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, идеологическая, критическая, прогностическая.

Основой для формирования философии явились, как уже было сказано, такие формы сознания как мифологическое, религиозное и обыденное. Каждая из этих форм обладают характерными особенностями и вносят свой вклад в формирование философского способа исследования действительности.

Существуют различные концепции генезиса философии. Наиболее достоверной представляется мифогенно-гносеогенная концепция, которая рассматривает мифологическое, религиозное и обыденной сознание, наряду с научным знанием, равноправными источниками философии. При этом предполагается единый генезис философии, а разделение ее на идеализм и материализм рассматривается как вторичный процесс, характеризующий степень определенной зрелости философии.

Процесс зарождения, формирования и развития философии свидетельствует о непрерывности преемственности и единстве культуры человеческого общества.

В заключение следует отметить, что все рассмотренные формы сознания сохранились до настоящего времени. Они существуют параллельно с философией и научным знанием. При этом по-прежнему наблюдается взаимодействие и взаимообогащение этих феноменов человеческой культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воловик В.И. Философия религиозного сознания. Монография. –Запорожье: Просвіта, 2009. –232 с.

  2. Десяткина М.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине ФИЛОСОФИЯ / М.В. Десяткина, А.П. Соловьев. – Уфа: БАГСУ, 2007.–192 с.

  3. Со­ловь­ев B.C. Со­чине­ния: В 2 т. М., 1989. Т. 2. – 520 с.

  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

  5. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров – М.:Юрайт, 2012 – 828 с.

  6. Суровегина Н. А.Эволюция европейской философии: основные типы мышления: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос.ун-т. 2007. 143 с.

  7. Улыбина Е.В.Психология обыденно госознания. – М.:Смысл, 2001 –. 263 с.

  8. Философия: Учебно-практическое пособие. /В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин, Е.З. Волчек, Е.А. Криштапович; Под общ. ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2000. – 169с.

  9. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.

  10. Чанышев А.Н, Курс лекций по древней философии. – Мю: Высшая школа, 1981. – 374 с.


написать администратору сайта