Главная страница

мифологическое мировоз. мифологическое мировозрение. Мифологическое мировоззрение


Скачать 14.9 Kb.
НазваниеМифологическое мировоззрение
Анкормифологическое мировоз
Дата08.03.2023
Размер14.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламифологическое мировозрение.docx
ТипДокументы
#974491

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение - исторически первая, не-расчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.

Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления).

Первобытный человек, не умея отобразить объективное содержание мира в разумных формах, начинает фантазировать, обращаясь к вспомогательным средствам – образам и представлениям. В мифологии реальность осваивается эмоционально; мир не понимается, а воображается. Отсюда главная особенность мифологического сознания: его образность, стремление к отражению мира не в строгих понятиях, а при помощи художественных образов. Главная функция мифа не повествование о прошлом, а иногда и о будущем, а обоснование существующих в природе и обществе миропорядка, и, как следствие, регулирование сложившихся отношений, закрепление принятых норм, ценностей и принципов, сохранение обычаев и традиций

Следующей чертой мифологического мировоззрения является его антропоморфность (от греч. «антропос» - человек и «морфе» - форма) такой способ мировосприятия, согласно которому предметы природы, небесные тела, животные и мифические существа наделяются психическими свойствами и даже обликом человека. Тем самым, всё то, что окружало человека раньше, как темная, непонятная бездна оживлялось, одухотворялось, становилось близким и понятным.

Другой важнейшей чертой мифологического мировоззрения оказывается его целостность, т.е. слитность и нерасчлененностью входящих в него компонентов. В него входили элементы правильных знаний, вымысел, фантазия, элементы искусства и религии; всё это причудливым образом переплеталось, создавая картину мира.

Для мифологии характерен также символизм. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений и способны их символически заменять.

Мифологическая картина мира носила не теоретический, а образный характер. Именно с помощью различных образов мифы объясняли происходящее вокруг человека, причем эти образы были тесно связаны с повседневной жизнью людей, а потому им понятны. Например, если вы видели, как из яиц вылупляются цыплята, то образ космического мирового яйца, из которого «вылупляется» зачатки всего существующего на земле, будет одним из приемлемых способов объяснения происхождения мира. Мифологические образы, как и образы художественные, - это порождение воображения человека, они очень конкретны, вызывают у человека определенные чувства, переживания, эмоции. Известный русский мыслитель А Ф. Лосев (1893-1988) писал, что миф «насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями; он ... олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует». Древние греки, например, были уверены в том, что гром и молния - это орудия разгневавшегося Зевса. Такое образное объяснение грозы было понятно, вызывало страх перед могуществом Зевса, не нуждалось в дополнительных объяснениях и толкованиях. Миф все оживлял и одушевлял.

Таким образом, зародившись в глубокой древности, мифологическое мировоззрение продолжает существовать и сейчас, так как сохраняется потребность человека, породившая миф: найти себя в чуждом и враждебном мире, сделать его понятным и предсказуемым.


написать администратору сайта