Анализ Шукшина Беспалый. НПС КР. Контрольная работа по курсу нпс иванова Екатерина Тип субъекта речи повествователь, недиегетический имплицитный нарратор
Скачать 25.63 Kb.
|
Итоговая контрольная работа по курсу НПС Иванова Екатерина 1. Тип субъекта речи - повествователь, недиегетический имплицитный нарратор. 2. Заглавие назвает персонажа. Зачастую Шукшин выносил в заглавие имя или же прозвище героя: “Гринька Малюгин”, “Артист Федор Грай”, “Степка”, “Дядя Ермолай”, “Мужик Дерябин”, “Алеша Бесконвойный”, “Свояк Сергей Сергеевич”. Без сомнения, подобный способ считается средством выделения героя из количества иных деятельных лиц. А выделение – это, как правило, обособление. Автор как как будто желает выделить “непохожесть” собственных героев, их чудаковатость. Выбор имен в произведениях Шукшина и конфигурация их подачи не случайны. Рассказ “Беспалый” назван по прозвищу героя. Так его назвали односельчане после того, когда он отрубил себе пальцы. По определению Ожегова, прозвище – “название человеку, даваемое по какой-нибудь характерной черте, свойству”. В самом начале рассказа мы узнаем настоящее имя героя – Серега Безменов. Беспалый (не имеющий пальца или пальцев) и Безменов – фамилия героя и его прозвище созвучны не случайно. Они указывают на отсутствие чего-либо. Возможно это отсутствие пальцев и еще какого-то качества у героя. 3. Идеологическая точка зрения. Тема чужого счастья. Позиция автора:" Что такое, не могут люди спокойно выносить, когда кому-нибудь повезёт." Позиция главного героя: "Вы берите пример с животного мира, — посоветовал Серёга одному такому умнику. — Они же спокойно относятся, когда, например, одну какую-нибудь собачку берут в цирк выступать. Они же не злятся. Чего вы-то психуете?". Но все-таки герой зависит от мнения общества, так как злился, что другие его жалеют. Клара же в упор никого не замечала: "Не обращай внимания на пустолаек, — говорила жена Клара. — Нам же хорошо, и всё. Я их всех в упор не вижу." Роль мужчины в семейных обязанностях. Мать Сергея считала, что мужчине достаточно зарабатывать деньги, а домашние обязанности должна выполнять жена: "Мать Серёгу не могла понять: хорошо это или плохо. С одной стороны, вроде как-то не пристало мужику бабскую работу делать, с другой стороны… Шут её знает!" Клара считала, что лучше пусть мужчина белье стирает, чем пьным под забором валяется: "Но он же не пьёт! — сказала Клара свекрови. — Чего вам ещё? Он занят делом." Серега же был доволен своей ролью в семье и с удовольствием занимался стиркой белья: "А Серёге это одно удовольствие", правда делал он это по субботам, " чтоб никто из зубоскалов не видел". Спор о фактах и живых людях. Славка считает, что "если всё время думать о том, что за фактом стоят живые люди и делать на это бесконечные сноски, то наука и техника будут топтаться на месте." А Клара уверена, что прогресс и "технократия" не должна ценою чужих жизней совершенстововаться: "Но это же шарлатанство". В данном споре выигрывает Клара. Смею преположить, что автор в данном случсае находится на ее стороне, так как подмечает "особую знаничтельность" Клары при ответе, а в поведении Славки отмечает фальшь и нервозность. Свадьба. Дядя Егор предъявляет Кларе то, что они не отпраздновали свадьбу. "Свадьба — это ещё не знак качества. Это всего лишь символ, но не гарантия. Прочность семейной жизни не исчисляется количеством выпитых бутылок" - отвечает Клара. Все остальные гости, в том числе и муж Серега поддреживают Клару, кажется что и здесь автор занимает позиицю Клары. Фразеологичсекая точка зрения. Общество оценивает Клару как злую женщину: "Все кругом говорили, что у Серёги Безменова злая жена. Злая, капризная и дура. Все это видели и понимали". Серега же, главный герой, видит ее "самостоятельной, начитанной", боготворил ее. Сам автор же не дает прямых оценок Клары, однако, можно заметить, что описывя героиню, он акцентирует внимание на внешних характеристиках: "часы на золотой цепочке, волосы отливают дорогой медью, очки блестят". Он не описывает ее внешность и чувства, наверное, он хотел подчеркнуть холодный ум героини и ее самодостаточность: "У Клары хватало ума...", "... ей, наверно, слегка уже надоели одинаковые ласки мужа." Мать Сереги называет Клару "ксплотаторшой". Их отношения сложно назвать хорошими, так как, например, мать упрекает Клару в том, что та "замордовала мужика" Оценку Сергею автор дает в первую очередь тем, как называет его, просто "Серега". Это явно сниженная форма употребления имени собственного, что показывает пренебрежительное или комическое отношение автора к герою. Клара же называет мужа "Серый", хотя автор подчеркивает, что она называла его так "ласково", однако это тоже просторечный вариант употребления имени собственного, что позволяет говорить, опять таки о пренебрежительном отношении уже жены к мужу. Психологическая точка зрения. В основном автор акцентирует внимание на психологизме главного героя Сереги. Так, например, он постоянно плачет. 1) При осмотре в больнице. Знакомство с Кларой: "Он сморщился и… заплакал. Натурально заплакал! Он не мог понять себя и ничего не мог с собой сделать. Он сморщился, склонил голову и заскрипел зубами. И слёзы закапали ему на больную руку..." Затем он очень резко ответил Кларе из-за страха и чувство стыда: " Но страх, страх парализовал его, а теперь ещё и стыд — что заплакал." 2) На вечере у родственников. После спора КЛары со Славкой. "Он молился на свою очкастую богиню, хотелось заорать всем: «Что, съели?! А вякали!..» Но Серёга не заорал, а опять заплакал." Автор сам не может объяснить причину такой эмоциональности героя: "Чёрт знает, что за нервы у него! То и дело плакал." Все сцены со слезами связаны с женой Кларой. Смею предположить, что такая сентиментальность связана с тем, что герой настолько любит свою жену, что каждый раз, когда восощается ею, не может поверить своему счастью и плачет. В эпизоде с изменой тоже очень подробно описаны чувства героя. Например, как только он услышал знакомые голоса КЛары и Славки "у него больно ёкнуло сердце". Ситуация "ошарашила, оглушила, что Серёга не мог пошевельнуть ни рукой, ни ногой." Когда Серега все понял, он "с ужасом, с омерзением, с болью" осознал, что "всё ухнуло в пропасть, и стала одна чёрная яма". Ему было так больно, что он от безысходности, лишь бы переключиться на другое, на другую боль, чтобы не думать о жене, об измене, отрубил себе два пальца и "пошёл в больницу. Теперь хоть куда-то надо идти." В целом, детально показана психология героя, и то что он любил, и как любил, за что, что чувствовал до измены, во время, после. В то время как чувства героини остаются загадкой. Физическая точка зрения. Пространство - больница. Знакомство героев. Время. Через восемнадцать дней после знакомствоа они поженились. Пространство - улица, под навесом дощатая перегородка. Время - вечер. После измены герой куда-то бежал, пошел куда-то (в больницу). 4. После проделанной работы могу сделать несколько выводов. Стоит отметить смысловую наполненность имен героев произведения. Имена меняются, когда меняются сами герои. Например, Серега Безменов превратился просто в "Серого", причем в значении "незаметный", он будто бы стал тенью своей жены. Интересно, что автор использует принцип монтажности (т. е. сцепление кадров, что придает динамичность повествованию), например, 1-й кадр. Внутренний монолог Сереги о жене. 2-й кадр. Серега пришел в больницу и в первый раз увидел Клару. 3-й кадр. Игра в доктора и т.д. В рассказе почти нет портретов, биографий героев, авторских описаний, из-за этого очень сложно характризировать героев, а авторская позиция остается загадкой + нет прямого объективного повествования от автора. Важна деталь (например, очки, халатик и тд) , что позволяет отнести это про-е к реализму. Финал рассказа во много остается открытым, что случилось с Кларой, каким образом сложилась жизнь главного героя? Неизвестно. Но это и не важно. Я думаю, что задачей автра было показать героя, который наивен по своей натуре, не может отличить внешнюю красоту от внутренней, который плачет и при этом боится «тронуться» от счастья, который радуется новому опыту, пусть и болезненному, который несмотря на мнение окружающих, живет так, как чувствует. |