Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Политология. Политология (1). Контрольная работа по курсу Политология Вариант 31 Студентзаочник 1 курса Группы 081074


    Скачать 19.63 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по курсу Политология Вариант 31 Студентзаочник 1 курса Группы 081074
    АнкорПолитология
    Дата04.01.2021
    Размер19.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитология (1).docx
    ТипКонтрольная работа
    #165836

    Министерство образования республики Беларусь

    Учреждение образования

    «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

    Институт информационных технологий

    Специальность_____________ПОИТ____________________

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По курсу____________Политология_________________________

    Вариант № 31

    Студент-заочник 1 курса

    Группы № 081074

    ФИО Ширяев Никита Владимирович

    Адрес г.Минск, Независимости, 164

    Тел. +375393778454

    Минск, 2020

    1. Понятие «либерализм».

    Либерализм - это политическая идеология, признающая главными ценностями свободу и права человека. Главные из этих прав - свободно распоряжаться собой и своей собственностью. Говоря кратко, либерализм - это «идеология свободы». Само слово происходит от латинского liber - «свободный».

    Либералы - это сторонники либеральной идеологии. В политике либералы выступают за демократию, политическое равенство. В экономике поддерживают свободный рынок и частную собственность. В сфере культуры и идеологии выступают за плюрализм - признание права на разные взгляды, вкусы и мнения.

    Свобода личности не противоположна интересам общества, а наоборот является главной движущей силой общественного развития, полагают либералы.

    Наряду с консерватизмом и радикализмом, либерализм считается одной из основных политических идеологий современности.

    1. Формирование либеральной идеологии, ее сущность.

    Формирование либерализма начинается со второй половины XVII в. оно было связано с программами английских вигов. В то время была разработана технология разрешения конфликтов, основанная на поиске «центра» и точек соприкосновения между крайностями, направленная на примирение и сосуществование различных интересов, «улаживание конфликтов» (заметим, что одним из результатов применения данной технологии стал Вестфальский мир 1648г.).

    Теоретическими источниками классического либерализма были принципы права, разработанные французскими мыслителями Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтером, Ш. Монтескье; философия ценностей, изложенная в трудах Д. Локка, Д. Юма, Д. Милля и Г. Спенсера; учение о причинах общественного богатства, обоснованное в политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. Несмотря на то, что среди белорусских мыслителей известных и последовательных либералов почти не было, некоторые из них все же придерживались взглядов, содержащие либеральные ценности и принципы. Можно вспомнить, например, А. Волана, и особенно канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапегу (1557-1633). В частности, принцип «либерум вето», ориентированный на учет голоса каждого народного представителя в выработке определенного государственного решения, созвучный политическому идеалу либеральной идеологии, не только был теоретически обоснован корифеями нашего либерализма, но и использовался практически.

    Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диаметрально противоположные. Суть дискуссий внутри либерализма разворачивалась вокруг проблемы взаимоотношения государства и общества, выяснения допустимых масштабов деятельности государства ради обеспечения свободы развития индивида. К примеру, Ф. Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».

    В либерализме существовали два разных подхода и по отношению к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно-нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Ф. Хайек даже иронизировал по поводу выражения «социальное государство». Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.

    Существует принципиальное расхождение между либерализмом «экономическим» и либерализмом «этическим» (политическим). «Экономический» либерализм сводит всю свою идеологию к частной собственности. «Этический» либерализм связь индивидуальной свободы и частной собственности трактует очень осторожно, ставит ее в зависимость от исторического контекста. Таким образом, у либерализма нельзя найти единого идеологического знаменателя, и многие видные представители западной политической мысли отвергают саму возможность дать либерализму единое определение, поскольку, как утверждает Дж. Грей, его история открывает картину разрывов, случайностей, многообразия мыслителей, безразличным образом смешанных в кругу под вывеской «либерализм». Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма, существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.

    Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на нее со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались. Индивидуализм - такое понимание мира, в котором не общество включает в себя личности, а представлено ими. Это мировоззрение, в котором отдельный человек, деятель выступает источником и движущей силой общества. Индивидуализм связан с признанием личности высшей ценностью, уважением к ее достоинству вследствие того, что личная активность и является жизнью общества. Английский ученый Нового времени Т. Гоббс доказывал, что человек любыми средствами реализует в деятельности свой эгоистический интерес. Поскольку именно индивид является основой общества, а индивидуальная активность - основой социальных отношений, то в обществе постоянно происходят массовые столкновения интересов, и индивидуалистическое начало неизбежно является источником умножения насилия.

    Теоретическая стройность концепций индивидуализма совсем не облегчает ее практическое применение и не гарантирует, например, столь же стройного социального порядка. Главная идея индивидуализма - это идея превосходства личности над порядком, идея, которая требует, чтобы социальные связи не ограничивали личную автономию, а оставались зависимыми от нее. Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Как отмечал один из теоретиков «экономического» либерализма Л. Мизес, «если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность. Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования». Это один из устойчивых мифов либерализма. Еще Л.Н. Толстой со всей наглядностью разоблачал этот миф. «Что же такое собственность?» - спрашивал он. И отвечал: «Люди привыкли думать, что собственность есть что-то действительно принадлежащее человеку. Но ведь это, очевидно, заблуждение и суеверие. Мы знаем, а если и не знаем, то легко увидеть, что собственность есть только средство пользования трудом других. А труды других никак не могут быть моими собственными». «Истинная собственность, - писал Л.Н. Толстой, - есть только своя голова, свои руки, свои ноги, и для того чтобы эксплуатировать действительно с пользою и радостью эту истинную собственность, надо откинуть ложное представление о собственности вне своего тела, на которое мы тратим лучшие силы своей жизни».

    Поскольку индивид и его деятельность является смыслообразующей основой общества, именно он обладает приоритетом над социальными связями, а для возможности реализовать этот приоритет он должен обладать достаточным иммунитетом к внешним воздействиям. Ни другие индивиды, ни государство, ни общество в целом не должны выходить за свои естественно установленные границы и переходить их, вмешиваясь в жизнь человека.

    В ходе исторического развития выявились четкие границы неприкосновенности, описываемые основными безусловными и естественными правами человека: на жизнь, на свободу и стремление к счастью. Идеология либерализма исходит из того, что убеждения каждого человека не только свободны по происхождению, но и не могут быть усовершенствованы общественным воздействием. В связи с этим закон должен утверждать не стремление принудить человека изменить свои взгляды, а социальное признание и защиту индивидуального многообразия, которое является единственно надежным источником дальнейшего развития.

    Принцип конкуренции. Многообразие интересов участников реального процесса материальной жизни и их столкновение в процессе взаимодействия субъектов производства порождают один из главных стимулов развития производственного процесса - конкуренцию. Конкуренция в либерализме рассматривается одним из его фундаментальных устоев. Конкуренция распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. Однако основной для общественной жизни является все же, согласно философии либерализма, именно экономическая конкуренция, так как без нее не может существовать рынок, а с ликвидацией рынка разрушается возможность для политических и социальных свобод. Экономическая конкуренция - это стремление участников общественного производства так регулировать свою активность, чтобы получить наибольшую материальную выгоду (прибыль) при наименьших затратах ресурсов.

    Сама по себе конкуренция производителей и торговцев существовала столько же, сколько и торговый обмен; благодаря всеобъемлющему характеру рынка она превращается в универсальный регулятор активности предпринимателей. Конкуренция оказывается действенным механизмом превращения конфликта частных интересов полезный для общества результат. Как и в случае с ценностью свободы, принцип конкуренции не дает никаких гарантий получения конкретного, заранее известного результата. Согласно идеологии либерализма, экономическая конкуренция, однако, является наилучшим, почти идеальным примером достижения личного равенства индивидов. Каждый из участников рынка располагает своими собственными возможностями, но все достигают разных результатов.

    Принцип демократии. Воплощая в жизни силу власти народа, демократическое государство должно, прежде всего, обеспечивать свободу отдельных людей. Для этого необходимы регулярные выборы представителей власти разных уровней, специальные правила и меры, которые не позволяли бы власти забывать о своей цели - благе народа. Фундаментом демократического государства является законодательная система, призванная надежно охранять права и свободы граждан. Идеология либерализма основывается на том, что первичный суверенитет принадлежит индивиду, то есть каждому отдельному человеку, независимо от его социальной зрелости. Человек оказывается суверенным постольку, постольку он разумен и может действовать самостоятельно: сознание дает ему не только право, но и обязанность распоряжаться собой.

    Принцип ненасилия. В отличие от насилия ненасилие не предполагает сколько-нибудь ясного ограничения. Оно распространяется, как минимум, на всех людей без исключения, а в других случаях - на все одушевленные существа или даже на все живое вообще. Суть принципа ненасилия предельно проста: он означает запрет на силовое внешнее воздействие на деятельность человека (или, в расширительном толковании, живого существа). При этом силовым воздействием считается всякая попытка принудить человека действовать не в соответствии с его личными устремлениями - при помощи физического, психического давления, угроз или другим способом. Попытка изменить индивидуальные устремления другого человека при помощи давления, а не диалога с ним, в либерализме также расценивается как насилие. Вся разница между насильственным и ненасильственным воздействием, таким образом, заключается в понимании пределов автономии индивида.

    Если в деятельности индивида верховенство принадлежит ему самому, если мы не признаем никаких оснований отнять у него это верховенство, тогда мы принимаем принцип ненасилия. Данный принцип не означает, что запрещаются любые способы влияния; вполне легальными остаются, например, все взаимодействия, при которых за индивидом остается право на окончательный выбор. Основной принцип ненасильственной борьбы состоит в признании личности противника. Происходящие на постсоветском пространстве социально-политические процессы зачастую именуются политикой либерализма. Сегодня нет недостатка в публикациях о свободном рынке, демократии, формировании правового государства и гражданского общества, защиты прав и свобод личности. В анализе этих явлений наблюдается упрощенное, а иногда и искаженное представление, когда на неклассическую социально-политическую реальность постсоветского общества пытаются экстраполировать заимствованные извне идеологические схемы научного исследования. Должно быть понятно, что только при условии не бездумного переписывания западной политической литературы, а вдумчивого изучения эволюции восточноевропейской истории, возможно, получить практически значимые результаты, которые можно использовать в разработке идеологии белорусского народа. Восточноевропейский либерализм, несмотря на свою связь с западноевропейскими политическими учениями, представляет собой самостоятельную политическую парадигму, обусловленную своеобразием исторического развития России в пореформенную эпоху. Эволюция либерально-политической мысли в России от Б. Чичерина к П. Новгородцеву и Б. Кистяковскому кардинально изменяет представление о либерализме.

    В своей эволюции восточноевропейский либерализм пришел к признанию двух важных моментов. Во-первых, об определяющей роли государства в развитии общества. Во-вторых, о необходимости активной социальной политики. Таким образом, либерализм существенно скорректировал само понятие правового государства, когда речь шла не просто о правовом государстве, о правовом социальном государстве. Социализация либеральных принципов внесла новое понимание в содержание принципов либерализма.

    Взять, к примеру, трактовку принципа собственности. Если Б. Чичерин подчеркивает, что «собственность вытекает из природы человека как разумного существа», то П. Новгородцев этот принцип либерализма фактически отрицает. Если для Б. Чичерина «гражданское общество есть совокупность всех частных отношений между людьми, управляемых гражданским или частным правом», то для П. Новгородцева «гражданское общество - это не только идеал, выражающий свободу и разнообразие частной жизни, но и историческая форма сотрудничества, покоящаяся на почве совместной деятельности и взаимных интересах людей, форма, утверждающая возможность достойного человеческого существования».

    В восточноевропейском либерализме наполняются новым содержанием старые принципы и вводятся в политическую науку новые понятия либерализма. Б. Кистяковский считал неоспоримым тот факт, что человеку всегда и везде присуще чувство справедливости. Поэтому «для всякого нормального человека существует известное принуждение не только судить о справедливости, но и признавать, что идея справедливости должна осуществляться в социальном мире». П. Новгородцев вводит в понятийный аппарат либерализма принцип солидарности, который утверждает, что «у личности, кроме прав, есть еще и обязанности». Восточноевропейский либерализм обосновал важную роль государства в жизни общества. Эта особенность либерализма в истории политической науки получила название «охранительного консерватизма». Идеология отстранения государства от решения экономических и социальных проблем объективно вела к разрушению самой страны. Представители восточноевропейского либерализма чувствовали это противоречие, а поэтому они в своих концепциях осуществили самую радикальную корректировку всех принципов классического либерализма в сторону признания решающей роли государства в жизни общества.

    1. Причины возникновения неолиберализма.

    Формирование и развитие кейнсианства в 30-х годах существенно подорвали устои неоклассического направления в экономической теории. После Второй мировой войны позиции экономического либерализма еще больше послаблись. На фоне всеобщего увлечения кейнсианскими идеями либеральные экономические теории продолжала лишь небольшая группа экономистов-неоклассиков, которые воспринимали расширение экономических функций государства под влиянием кейнсианских рекомендаций как аномалию, отклонение от нормального развития.

    Однако после кризиса кейнсианского регулирования в 60 - 70-х годах начался настоящий ренессанс экономического либерализма в новых формах. Теперь его сторонники вынуждены признать необходимость определенного регулирующего воздействия государства на экономику, хотя и не считают его решающим фактором стабильного экономического развития. Они продолжают отстаивать способность конкурентного рыночного механизма в долговременном периоде восстанавливать утраченное экономическое равновесие.

    Современная либеральная экономическая концепция представлена прежде всего неолиберализмом и современным монетаризмом, не потеряла своего значения и ортодоксальная неоклассическая теория, в 80-90-х годах появилась так называемая новая классическая теория. Одновременно была сделана попытка совместить два основных направления современной экономической теории - кейнсианство и неоклассическую теорию - в единой течения "неоклассического синтеза".

    1. Либерализм в Беларуси.


    Либерализм является одним из основных идеологических течений. Его непреходящая актуальность связана как с кризисом социал-демократической доктрины, так и с влиянием глобализации на идеологический процесс. Белорусский правый либерализм, в свою очередь, имеет специфику, обусловленную трансформационными процессами, происходящими на постсоветском пространстве.

    Возрождение либерализма в Беларуси в начале 90-х годов XX века было закономерным следствием краха социалистического проекта в целом, и СССР в частности. В условиях начавшейся демократизации политической жизни главной оппозиционной силой стал Белорусский народный фронт «Адраджэнне». Он объединил первоначально всех противников КПСС, а в дальнейшем стал крупнейшей партией Беларуси национал-демократического и, в определенной мере, консервативного направления. Однако либеральные силы также начали организационное оформление, начиная с создания Объединенной демократической партии Беларуси. Нельзя не отметить, что изначально ОДПБ была не столько либеральной, сколько общей демократической партией. Отсюда перманентная борьба сторонников либерализма с представителями национал демократии и социал-демократии. Но постепенно, уже к 1992 году, стало очевидно, что ОДПБ во все большей мере опирается на либеральный электорат. Эта часть населения Беларуси все же отличается от национал демократического электората. Либеральные идеи в основном разделяет городское население, в отличие от электората БНФ, в большей степени русскоязычное, однако, не поддерживающее панславистские идеи. Для многих белорусских либералов характерен космополитизм, высокая степень вестернизированности. Разумеется, в начале 90-х данные тенденции лишь начали складываться.

    На выборах 1994 года от либеральных сил пробовал выдвинуться Геннадий Карпенко. Однако он не был зарегистрирован, в дальнейшем либералам пришлось консолидироваться вокруг Станислава Шушкевича, который получил 10 % голосов избирателей на президентских выборах. В это время начинает формироваться еще одна либеральная политическая сила – Гражданская партия. Она стояла на позициях классического либерализма и в этом вопросе была более последовательной, нежели ОДПБ. Затем началась подготовка к созданию единой либеральной партии, которая включала бы в себя как ОДПБ, так и Гражданскую партию. Выборы 1995 года для либералов прошли достаточно успешно. В условиях ярко выраженного левого крена в предпочтениях избирателей именно либералы стали представлять в новом парламенте правый фланг идеологического спектра страны. В итоге 1 октября 1995 года была образована Объединенная гражданская партия, ее возглавил известный

    экономист, бывший глава НБ РБ Станислав Богданкевич. Исходя из программных документов, Объединенная гражданская партия придерживается либерально-консервативной идеологии. Тем не менее, эта партия в первую очередь является либеральной, а элементы консерватизма, хоть и присутствуют, но не являются главенствующими. ОГП насчитывает порядка 3500 членов. Функционирует также и молодежное подразделение «Молодые демократы», насчитывающее порядка 500 человек. Оно сменило в этом качестве «Гражданский форум», который, отколовшись от ОГП, образовал Партию свободы и прогресса (официально незарегистрированную).

    Помимо участия в политическом процессе, либеральное движение в Беларуси начало формироваться и на академическом уровне. В частности, Независимый институт социально-экономических и политических исследований на начальном этапе своего существования был тесно связан с популяризацией либеральных идей. Кроме того, начиная с создания Научно-исследовательского центра Мизеса в 2002 году, в Беларуси сложилась устойчивая группа популяризаторов австрийской школы экономики. В этом смысле следует отметить деятельность Ярослава Роман чука, Леонида Заико, Леонида Злотникова, многих других экономистов, работающих над формированием программ либеральных реформ в соответствии с рекомендациями Мизеса, Хайека, Ротбарда и т.д. Можно сказать, что Центр Мизеса близок к либертарианству.

    Для сторонников классического либерализма в Беларуси характерны контакты с международным праволиберальным, либертарианским и консервативным движением. В частности, ОГП вошла в состав Международного демократического союза, который объединяет консервативные и либерально-консервативные партии. Однако в последние годы Объединенная гражданская партия в определенной мере утрачивает динамику. Это приводит к тому, что усиливаются новые, альтернативные

    ОГП центры либерального движения. Это и незарегистрированная Партия свободы и прогресса, и «Либеральный клуб», который объединяет молодых экспертов, распространяющих идеи либерализма. Кроме того, в сторону либеральной идеологии постепенно движется и Либерально демократическая партия. Все это говорит о том, что если Объединенная гражданская партия остановится в развитии, то идеи свободного общества в Беларуси будут представлять другие политические силы.

    Партия свободы и прогресса, стоящая на либеральных позициях, является членом Альянса либералов и демократов за Европу. Кроме того, как ОГП, так и ПСП осуществляет сотрудничество с российскими либеральными и либертарианскими организациями, такими как Либертарианская партия России, РПР-ПАРНАС и другими структурами. В настоящее время белорусский либерализм представлен вышеназванными партиями и такими организациями, как уже упоминавшиеся «Либеральный клуб», «Гражданский форум». Они способствуют популяризации либеральных идей, осуществлению диалога с властными структурами во имя реализации Директивы № 4 о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь, других нормативных документов, нацеленных на либерализацию экономики и общественной жизни. Более того, нарастание кризисных явлений в экономике стран постсоветского пространства актуализирует запрос на альтернативу интервенционистской политике. В этой связи объективно возрастает интерес как власти, так и общества к имплементации отдельных положений либеральной экономической доктрины.

    Когда речь идет об анализе праволиберальной идеологии в Республике Беларусь, необходимо осознавать, что это целый комплекс идеологических доктрин, выступающих за неограниченный капитализм и максимальную свободу личности. В этот комплекс входят: неоклассический либерализм австрийской школы; классический либерализм в узком значении этого слова (чикагская школа, неоинституционализм, классическая школа политэкономии); минархизм, либертарный консерватизм, анархо-капитализм; агоризм, в том числе, левое либертарианство. Все вышеназванное составляет своего рода метаидеологию правого либерализма. При всех различиях можно выделить и ряд общих принципов, которые характерны для названного перечня концепций:

    1. Нормативный и методологический индивидуализм.

    2. Абсолютный приоритет индивидуальной свободы.

    3. Неприкосновенность частной собственности.

    4. Приоритет спонтанного порядка над социальной инженерией.

    5. Ограничение принуждения исключительно пресечением посяга-

    тельств на жизнь, свободу и собственность индивида.

    6. Этический плюрализм в отношении индивидов и жесткие этиче-

    ские требования в государства.

    7. Критическое отношение к отношении государству.
    Таким образом, либеральная идея в Беларуси является значимым эле-

    ментом идеологического процесса, что обуславливает актуальность

    дальнейших исследований белорусского либерализма.


    написать администратору сайта