Главная страница
Навигация по странице:

  • Какова типология социальных действий по М. Веберу

  • Традиционное действие

  • Контрольная по социологии. Контрольная работа по курсу социология вариант 3 Тема История социологии. 1 Представления об обществе в Античности


    Скачать 29.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по курсу социология вариант 3 Тема История социологии. 1 Представления об обществе в Античности
    Дата07.12.2018
    Размер29.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная по социологии.docx
    ТипКонтрольная работа
    #59195

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» 
    ВАРИАНТ 3 

    Тема 1. История социологии. 
    1) Представления об обществе в Античности.

    Первых социологов античности называют социальными философами, прежде всего, это Платон и Аристотель. Кроме философских, гносеологических систем, заложивших два фундаментальных направления в философии (идеализм и материализм), они изучали и социальные проблемы: традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по переустройству общества и государства, которые ими отождествлялись. 
    Например, Платон в своем трактате «Государство» описывает свое понимание социальной стратификации - это деление общества на слои. Он считал, что общество делится на 3 класса. Высший класс - мудрецы, управляющие государством, средний класс - воины как гаранты стабильности и порядка, низший класс - ремесленники и крестьяне. 
    Взгляды Аристотеля, его социальная структура общества. Богатая плутократия - первый слой. Основной слой - средний класс, который является опорой порядка. Третий класс - люди без собственности - пролетариат. Оптимальным, он считает такое общество, где интересы богатых ограничены, бедняки не отстранены от управления. В экономической социологии он выделил 2 вида ведения хозяйства: Нетоварное - это семейное хозяйство, рыночное - все отношения вне семьи. 
    2) Теория социального реализма Э. Дюркгейма. 

    Согласно мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма социальная реальность столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. В связи с этим Дюркгейм разработал теорию социологизма, суть которой заключается в том, что общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.

    3) Научный метод в социологии

    Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм», т.е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социологии уделяли основное внимание построению различных, нередко умозрительных теорий развития общества и мало занимались разработкой научного метода изучения социальных фактов.

    4) Социальный факт

    Социальным фактом, по определению Э. Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

    5) Групповое сознание

    Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

    Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

    Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

    От степени солидарности зависит состояние общества:

    — нормальное

    — патологичное.

    Э. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

    6) Конфликтологическое направление в социологии (Р. Дарендорф)

    Классы - это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т.д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.

    Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.

    7) Особенности формирования отечественной социологии - субъективная школа П.Л. Лаврова.

    Во второй половине XIX — начале XX веков в России происходило становление новой науки об обществе - социологии. Её институционализация по сравнению с Западной Европой обладала рядом особенностей, обусловленных как спецификой социально-политической жизни России, так и положением социально-философских наук и форм их духовного отражения в национальном самосознании. В процессе выделения социологии в самостоятельную дисциплину стояла проблема не только определения ее предмета, но и собственных методологических принципов проведения научных исследований. С самых первых шагов своего формирования социология испытывала значительное влияние со стороны естественных наук. Указывалось на точность естественнонаучных методов перед приемами других областей знания, и из этого вытекало стремление сблизить социологию с естественными науками. Особенно это касалось разработки методов получения социальной информации и решения проблем, затрагивающих жизненно важные стороны российского общества.

    Тема 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание.


    1. Какова типология социальных действий по М. Веберу?

    Перечисляя возможные виды социального действия, М. Вебер указывает четыре следующих: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

    Если субъект действует целерационально, то ясно понимает, чего он хочет добиться, какие пути и средства для этого наиболее пригодны и эффективны. Индивид предвосхищает возможные реакции окружающих, определяет, как и в какой мере можно их использовать для своих целей, соотносит цели и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств. Таким образом, целерациональное действие полностью основано на рационализации и моделировании социальной жизни индивидом, а критерием рациональности выступает успех.

    Что касается ценностно-рационального действия, то М. Вебер характеризует его следующим образом: “Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозные предписания и т.д.”. Таким образом, если для целерационального действия мотивом является, прежде всего, цель индивида независимо от средств и инструментов, с помощью которых она достигается, то для ценностно-рационального первичны средства достижения цели. Этими средствами являются именно ценности индивидов, которыми они руководствуются при выборе направления действия. Примером ценностно-рационального действия являются действия патриота.

    Традиционное действие, или действие через традицию или привычку. Такой тип социального действия формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным культурной традицией. В данном случае индивид действует по принципу “как все”, “как всегда было”. К традиционным действиям можно отнести любые обычаи и традиции, принятые в данном обществе, которым мы следуем часто по привычке и неосознанно. Например, такой ритуал приветствия, как рукопожатие, является действием через традицию.

    Определяющей характеристикой аффективного действия является то или иное эмоциональное состояние субъекта (гнев, радость, страсть, воодушевление, страх и т.п.). Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. То есть, действие, совершенное в состоянии аффекта и направленное на другого или других, будет аффективным.

    М. Вебер отмечает, что люди действуют чаще всего целе- и ценностно-рационально. Причем увеличение рационализации социальных процессов – это тенденция исторического развития общества.

    2) Форма социального взаимодействия – конкуренция.

    Социальное взаимодействие - любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям).

    Конкуренция - это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

    Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

    3) Приведите пример формальной негативной санкции.

    Как нам известно, санкции призваны наводить порядок в обществе. Но ошибочно считать, что санкции носят отрицательный оттенок. Что это что-то плохое. В политике данный термин позиционируется как ограничительный инструмент. Складывается неверное понятие, означающее запрет, табу. Можно вспомнить и привести в качестве примера недавние события и торговую войну между западными странами и Российской Федерацией. На самом деле их четыре вида: Формальные негативные санкции, Неформальные негативные, Формальные позитивные и Неформальные позитивные.

    Получили такое название неслучайно. Особенностью их являются следующие факторы: Связаны с формальным проявлением, в отличие от неформальных, которые имеют только эмоциональную окраску. Применяются только за девиантное (отклоняющееся) поведение, в отличие от позитивных, которые, наоборот, призваны поощрять индивида за образцовое исполнение социальных норм. Например: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

    4) Формы девиации.

    Девиация – это «отклонение». Девиация сама собой по сути является нарушением норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором существует (работает) индивид. Формами девиации могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти явления не переходят в преступление.

    Девиация, как правило, проявляется в различных видах в человеческом обществе. Позитивные, которые направлены на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы Негативные — дисфункциональные, дезорганизовывающие социальную систему и приводящие ее к разрушению.

    Тема 3. Общество: типология обществ и социальные институты.

    1) Подходы к определению понятия «Общество» в работах ученых- социологов.

    Общество по Т. Парсонсу – это сложная система элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия: Примитивный, Промежуточный, Современный.

    Общество в структурном функционализме – любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

    Требования к обществу:

    1. Общество должно быть приспособлено к среде;

    2. У общества должны быть поставлены цели;

    3. Все элементы общества должны быть скоординированы;

    4. Ценности в обществе должны сохраняться.

    Общество О. Конт рассматривал как целостную функциональную систему, элементы и подразделения которой тесно взаимосвязаны между собой. Общество основано на разделении труда. «Основные идеи Конта относительно разделения труда — это идеи дифференциации деятельности и кооперации людей, или, творя иначе, разделение обязанностей и комбинаций усилий».

    Огюст Конт считал, что общество постоянно находится под властью сил количества или богатства, или того и другого. Такое состояние общества, полагал он, является вполне нормальным.

    Сорокин считает, что общество - это не куча песка, а скорее, кусок слюды, который легко расслаивается на ряд пластов, что общество “расслаивается на множество слоев, или социальных групп, с тем различием от слюды, что слои здесь идут не только горизонтально, но и вертикально, и во всех других направлениях, пересекаясь, скрещиваясь и пронизывая друг друга”, в результате чего каждый человек становится “абонентом” множества социальных групп.

    2)Дайте характеристику постиндустриальному типу общества.

    Постиндустриальному обществу присущи следующие признаки:

    — человек выведен из непосредственного производства, становится рядом с производством, контролирует и регулирует его, используя то, что дано только человеку — разум;

    — изменяется общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд требует приоритета личности работника, а это значит, что обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, поскольку становится экономически невыгодным;

    — интеллектуальный труд восстанавливает доминирование работника над средствами производства, а это влечет за собой и уменьшение в жизни общества экономической значимости отношений собственности на средства производства;

    — в результате возникает новая экономически однородная структура общества (ведь теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10—15% трудоспособного населения, тогда как 80—85% — интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием), это формирует и социальную однородность на основе преобладания акционерных форм производства;

    — экономическая и социальная однородность порождает политическую стабильность общественной жизни;

    — важным признаком постиндустриального общества выступает удовлетворение материальных потребностей основной массы населения (в еде, жилье, одежде, транспорте), а это, между прочим, единственный вид человеческих потребностей, имеющий предел насыщения (такой уровень насыщения отечественная экономическая теория связывала с приходом «коммунизма», а оказалось, что справиться с этой задачей под силу уже постиндустриальному производству).

    2)Приведите пример дисфункции социальных институтов.

    Дисфункция социального института – ситуация, когда скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализовываются.

    Проявление дисфункции социального института:

    Падение социального престижа; неопределенность функций, неясность целей; подчинение интересам отдельных лиц (персонализация).


    написать администратору сайта