социология. СОЦИОЛОГИЯ. Контрольная работа по курсу Социология Вариант 30 Студентзаочник 1 курса Группы 084371 фио хильчик София
Скачать 33.83 Kb.
|
Министерство образования республики Беларусь Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Институт информационных технологий Специальность ИСиТ(бм) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу Социология Вариант № 30 Студент-заочник 1 курса Группы № 084371 ФИО Хильчик София Владимировна Адрес д. Ельница, пер. Китаева, 2 Тел. +375447791048 Минск, 2020 Тема контрольной работы: Социология личностиПлан1.Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности. 6 2.Применение психоаналитических идей в теории социологии. 8 3. Концептуальные подходы к пониманию личности: бихевиористский, статусно-ролевой. 11 Заключение 15 Список использованных источников 16 Приложение А 17 Глоссарий 17 Введение Темой контрольной работы является социология личности. Цель работы: изучить и описать социологию личности. Контрольная работа имеет следующие задачи: рассмотреть понятие личности и особенности социологического подхода к изучению личности; изучить применение психоаналитических идей в теории социологии; описать концептуальные подходы к пониманию личности. Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей. В социологии личность рассматривается как человеческий индивид, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т.ч. по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми. Социология личности разрабатывает широкий спектр вопросов о взаимосвязи личности с обществом, с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях (совместно с социальной психологией), условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в целом. Социологию личности интересуют социальные детерминанты поведения и деятельности людей, социальные условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группа позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества. В условиях социальных изменений перед социологией личности встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как сформировался механизм антисоциализации личности, в результате действия которого разрастаются масштабы антиобщественного поведения, антисоциальной деятельности; почему у некоторой части населения, особенно молодежи, упал социальный престиж самоотверженных людей, людей высокой духовности и интеллигентности; почему негативные явления общественной жизни, тормозящие перестройку мышления и поведения, всей деятельности, не встречают поистине активного, решительного сопротивления; почему социальная трусость стала более распространенной, чем социальная смелость, и т. д. Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы. Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.В социологии личность рассматривается как человеческий индивид, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в том числе по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми. Социология личности разрабатывает широкий спектр вопросов о взаимосвязи личности с обществом, с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях, условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в целом. Таким образом, с самого начала в понятии "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим. Особенность социологического подхода состоит в том, что личность изучается преимущественно на уровнях общего и особенного, т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обуславливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних исследователей, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Социология изучает социальные качества личности (потребности и интересы, способности, мировоззрение, знания и навыки, социальные чувства), проявляющиеся в ее взаимодействиях и коммуникации. Личность определяется тремя взаимообусловленными свойствами: био-, психо-, социогенными. Социальные качества проявляются в деятельности через самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения. Но личность обладает и специфическими чертами. Социальные качества выражаются в определении цели деятельности, определяются социальным положением и ролями, которые выполняет личность, совокупностью знаний, умений, навыков, социально-психическими особенностями. Применение психоаналитических идей в теории социологии.Вопрос о психоаналитической социологии весьма запутан. Одни исследователи трактуют это понятие очень широко, включая в него многие течения, где можно в той или иной мере усмотреть влияние фрейдизма, другие, наоборот, отрицают саму возможность постановки вопроса о психоаналитической социологии. В свое время, когда психоанализ вышел за рамки психологической теории и психотерапевтической практики, его основатели выражали убеждение, что в будущем он станет важнейшей составной частью, и внесет решающий вклад в изучение и понимание общества, общественных институтов и общественного развития. Эти надежды не оправдались, но влияние психоаналитических концепций на социологию оказалось весьма значительным. Существуют самые различные, иногда диаметрально противоположные точки зрения относительно того, в какой мере «социологична» доктрина самого Фрейда. Преобладает мнение, что она имеет мало общего с собственно социологией и что содержащиеся в ней социально-философские спекуляции не представляют интереса в профессионально-социологическом плане. Адлер большее внимание, чем Фрейд, уделил роли социального компонента в развитии личности. Социальность, коллективность, с его точки зрения, - главное в жизни человека. Именно это чувство включает человека в систему социальных отношений. Впрочем, также, как и у Фрейда, «социальное» в его концепции - крайне абстрактная категория. В основе общества и общественного развития, по его мнению, лежит индивидуальное и коллективное стремление людей к самоутверждению, к преодолению собственной слабости и неполноценности, к достижению могущества и совершенства. Степень социальности или коллективности индивида определяет движение личности либо к «комплексу неполноценности», либо дает возможность компенсировать его. Не только социальные воззрения Фрейда как таковые, но и наиболее далекие от социологии аспекты психоанализа оказали значительное влияние на концепции, фразеологию и терминологию социологов, хотя это влияние далеко не одинаково в различных сферах социологии и социальных наук. Психоанализ Фрейда возник как специфический психотерапевтический метод, затем была создана общепсихологическая теория, а «экспансия» в различные социальные сферы происходила в наибольшей мере в поздний период деятельности Фрейда. Социальная доктрина Фрейда базируется на: биопсихологизме, индивидуальной психологии как модели большинства социологических конструкций; идее бессознательного; концепции Эдипова комплекса; дуализме инстинктов жизни и смерти. Двойственность и противоречивость есть фундаментальная черта фрейдизма и его социологических аспектов, в частности. Однако в работах Фрейда определенно преобладают идеи могущества бессознательных инстинктов и влечений, которые в основном и определяют человеческие поступки, человеческую историю и общественную жизнь. Сближению социологии и психоанализа способствовало то, что фрейдовская теория исходила во многом из тех же посылок, что и социология начала XX в., в которой на господствовавший до этого натуралистический эволюционизм все больше накладывались психологизм и номинализм, а отчасти «коллективистский» социологизм. Все эти элементы, как отмечалось, выступали ключевыми у Фрейда и его учеников. Росту влияния фрейдизма в социологии способствовало также общее воздействие на интеллектуальный климат на западе становившихся все более влиятельными иррационалистических идей. Со второй половины 30-х годов фрейдистские идеи и понятия все в большей мере проникают в социологию. Кроме упомянутых психоаналитических ориентаций в социологии, продолжают развиваться фрейдовские концепции коллективного и группового поведения. Психоаналитические компоненты занимают заметное место в разного рода междисциплинарных исследованиях (социология - этнография, социология - социальная психология, социология - психиатрия и т.д.). Фрейд не смог увидеть, что взаимодействие индивидов образует систему, и наоборот, Дюркгейм и идущая от него социологическая традиция за социальной системой не видели личностей, которые ее образуют, уже сам Фрейд сделал существенные шаги по пути к сближению этих позиций. Движение в этом направлении, т.е. в направлении все большей «социологизации» фрейдизма, должно быть продолжено. Роль социальных и культурных факторов в развитии личности не ограничивается развитием сверх-Я, как думают многие, но охватывает всю систему личности, описанную Фрейдом. При этом «социально структурированным» оказывается не только Я, но в известной степени и Оно. Психоаналитическая социология не представляет собой единого направления или школы. Под этим во многом условным названием объединяются социально-философские и социологические доктрины Фрейда, фрейдистов и постфрейдистов, психоаналитически ориентированные конкретные социологические исследования и некоторые социологические теории, в которых значителен удельный вес фрейдистских компонентов. Концептуальные подходы к пониманию личности: бихевиористский, статусно-ролевой.В зарубежных изданиях, посвященных теориям личности и переведенным на русский язык, неизменно среди других теорий личности упоминаются теории научения, или бихевиористические теории личности. Строго говоря, бихевиористы никогда не занимались изучением психологии личности, так как оба эти слова — «психология» и «личность» — рассматривались ими как ненаучные и, соответственно, обозначаемые ими явления считались или не существующими, или не подлежащими научному изучению. Понятие «личность» в психологии всегда использовалось для того, чтобы, опираясь на него, понимать и объяснять поведение человека. Для всех разновидностей бихевиоризма, от классического до современного, поведение и его объяснение также было предметом научного исследования. Следовательно, традиционная психология личности и бихевиоризм имеют общее в своих учениях. Это объяснение поведения человека. Поэтому можно условно говорить о бихевиористическом подходе к изучению личности, имея в виду не исследование личности как таковой, а своеобразное объяснение представителями бихевиоризма тех видов поведения человека, которые в психологии принято объяснять через обращение к понятию «личность». В современной бихевиористской теории, возникшей во второй половине XX в. обращается внимание на поведение человека в обществе и его детерминанты, связанные с научением. В рамках обновленного бихевиористского учения сложились две теории, по-разному объясняющие приобретение человеком и изменения различных форм социального поведения: теория оперантного научения Б. Скиннера и теория социального научения А. Бандуры. В теории научения Б. Скиннера утверждается, что новые виды социального поведения человек приобретает следующим путем. Столкнувшись с новой для себя ситуацией, для адаптации в которой у человека нет готовых форм успешного приспособительного поведения, он по собственной инициативе пробует по-разному вести себя в ней, чтобы решить возникшую перед ним задачу. Некоторые из предпринимаемых человеком действий дают положительный результат, некоторые такого эффекта не порождают, т.е. оказываются безуспешными или неудачными. Среди тех действий, которые в данной ситуации порождают положительный эффект, есть такие, при которых соответствующий эффект является максимальным при минимальных затраченных на соответствующие действия усилиях. Эти действия далее за счет полученного эффекта подкрепляются, сохраняются в памяти индивида и в первую очередь воспроизводятся в подобных и похожих на нее социальных ситуациях. Это и называется научением, по Б. Скиннеру. Подход А. Бандуры в отличие от подхода к объяснению поведения Б. Скиннера можно назвать социально-когнитивным направлением, поскольку в нем уделяется значительное внимание когнитивным факторам в регуляции поведения человека. Это существенно отличает теорию поведения А. Бандуры от теории поведения Б. Скиннера. Для А. Бандуры люди не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющимися под влиянием окружения и оживляющими его. Они обладают собственными, высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий, создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Внутренние, психологические детерминанты поведения, такие как вера и ожидания, и внешние его детерминанты, такие как поощрения и наказания, являются частью взаимодействующих влияний, которые стимулируют не только поведение, но также оказывают воздействие на различные части системы, состоящей из человека и его социального окружения. Статусно-ролевые концепции личности являются результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч.Кули. Основные же ее положения сформулированы социальным психологом Дж.Мидом. Согласно теории «зеркального Я» Чарльза Кули, личность состоит из трех элементов: представления о том, как нас воспринимают другие люди; представления о том, как они реагируют на наше поведение; представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Статусно-ролевые концепции личности акцентируются на «внешней» детерминации индивида и его поведения выполняемыми им социальными функциями (закрепленными в социальных позициях, статусах и ролях индивида). Личность рассматривалась с точки зрения выполнения определённых ролей. Дж.Мид выделяет 3 стадии развития самости: Первая стадия имитации от 0 до 5 лет. В период начальной социализации круг взаимодействия ребёнка ограничен его родителями и родными, его кругозор исчерпывается только знаниями их ролей. В процессе игры дети принимают известные им роли и идентифицируют себя с образом, который навязывают им родители. Проявляется не отношение ребёнка к действительности, а его родителей. Ребёнок не проявляет себя. Вторая стадия игры от 6 до 12-13 лет. Круг общения ребёнка, а позже уже подростка расширяется. В него начинают входить представители школы, секций, и сверстники. Это позволяет посмотреть на себя со стороны, глазами других, что становится формированием основания «меня» и значительным толчком к развитию самости. Данная стадия развития требует от человека усвоения определённых правил, принятых в обществе. Принимая общие правила человек, как бы, вступает в общую игру и стремится стать достойным игроком. Третья стадия коллективных игр. Человек уже не органичен в своих социальных контактах, может сам выбирать их. Это требует, в свою очередь, освоение системы отношений, господствующих в определённой группе. Ребенок учится распознавать ожидания других. Структура личности по Дж.Миду, состоит из двух компонентов: «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я-меня» - осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. На этом основании строится образ «обобщенного другого», благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми. Таким образом, необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». ЗаключениеСоциология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении. Проблема социологии личности - одна из актуальнейших тем современной науки, однако еще до сих пор недостаточно исследованных. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно. В своей работе я попыталась дать основные понятия теории личности, применение психоаналитических идей, а также рассмотрела такой вопрос, концептуальные подходы к пониманию личности. Список использованных источниковСоциология: Общий курс: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г. - М., 2000. http://ecsocman.hse.ru/социология Приложение АГлоссарийЛичность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта. Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные качества конкретного человека. Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других. Сознание — это способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу. Бихевиоризм — систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Самость — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира. Социологизация — перенос принципов общественной классификации на объект изучения. Дуализм — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные. |