Контрольная работа по стилистике русского языка. Контрольная работа по курсу Стилистика и культура речи
Скачать 59.74 Kb.
|
процесс, дефиниция; специальные термины – ядро, атом, выплавка). преобладание абстрактных слов и выражений над конкретной лексикой (элемент, наука, отрасль). эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика практически не употребляется. особое использование фразеологизмов (ступенями эволюции). 2) Морфологические преобладание имен существительных по сравнению с другими частями речи. характерно использование глаголов в настоящем времени (определяются, являются, увеличивается, существует). изложение ведется от 3-го лица (слово происходит, химия возникла, человек использовал); использование отыменных прилагательных на -ический, -альный (химические, универсальном, интернациональным). использование составных предлогов и союзов (согласно, а, но). 3) Синтаксические использование многочленных словосочетаний (сопровождающиеся изменением состава, внеш. электронных оболочек атомов, вместе с зачатками человеческого общества). использование разнообразных распространенных предложений, осложненных причастными оборотами, вводными словами и предложениями (Вначале человек использовал хим. изменения биол. объектов (брожение, гниение), а с полным освоением огня и горения - хим. процессы спекания и сплавления (гончарное и стекольное произ-ва), выплавку металлов; Согласно клинописным источникам, развитое произ-во железа, меди, серебра и свинца существовало в Месопотамии также за 3 тыс. лет до н. э.) отсутствие формы первого лица. 8. Цель текстовой деятельности: заинтересовать адресата и приобщить его к основам химии. Дать понимание о происхождении этой науки. 10. Индивидуально-авторские стилистические особенности: умеренное использование научных терминов, опора на понятные читателю слова, доверительный характер изложения, владение языковыми средствами русского языка, позволяющее просто и понятно излагать сложные научные факты. 18. Перевод текста с английского языка на русский. Редактирование перевода.
19. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.
Сравнивая получившиеся столбцы, можно сделать вывод, что непонятные для меня слова в основном относятся к специальным терминам. Например, «абсцесс» – профессиональное слово в медицине, обозначающее воспаление или осложнение какого-либо заболевания. Термин «автаркия» относится к политике, и, так как я не интересуюсь ей, раньше не встречала данное определение. Также есть просторечные слова, которые мало используются мной: «обвыкнуть», «обезличка». 20. Составьте список из 10-15 слов наиболее важных для вашей специальности. Попробуйте самостоятельно дать им определения. Сравните ваши определения с толкованием данных слов в различных словарях (терминологическом, толковом). Дайте характеристику толкованиям, которые сделали Вы и которые даны в словаре. 1) Информация – сведения о различных фактах. сл. Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2) Программа – ресурс или система, способная выполнять необходимые задачи. сл. Набор расположенных поэтапно команд, позволяющих КОМПЬЮТЕРУ выполнить поставленную задачу. 3) Визуализация – способ представления информации, используя медиаконтент. сл. Это представление данных в виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу человека по их изучению. 4) Компьютер – устройство, в основе которого лежат алгоритмы и команды, которые выполняют те или иные операции. сл. Это электронно-вычислительная машина, способная выполнять заданную последовательность операций, называемую программой. 5) Искусственный интеллект – способность устройства перенимать логику и поведение человека. сл. Это способность цифрового компьютера или управляемого компьютером робота выполнять задачи, обычно связанные с разумными существами. 6) Система – совокупность элементов, связанных между собой по какому-либо принципу. сл. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. 7) Алгоритм – набор команд, выполняющих операцию. сл. Разложенный поэтапно набор команд или процедур, которым необходимо следовать для получения определенного результата из исходного набора вводных данных. 8) Генерация – создание кода в соответствии с определённым правилом. сл. Это автоматическое создание программного кода специальным приложением, при котором по заданным условиям полностью или частично формируется исходный код программы. 9) Графический элемент – предметы в дизайне, влияющие на визуальное представление информации. сл. Элемент, оказывающий воздействие на пользователя, визуально отображающий связи, иерархии и выделение. 10) Инфографика – представление, отображающее информацию с помощью визуальных свойств. сл. Это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. 11) Мультимедиа – различные способы предоставления информации. сл. Данные, или содержание, которые представляются одновременно в разных форматах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Анализируя определения, можно сказать, что данные мной пояснения достаточно абстрактны и неполные, в то время как толкования из словарей точно передают смысл слов. 21. Стилистический анализ текста. Куприн А.И. (фрагмент текста 1916 г.) «Храбрые беглецы» Нельгин, Амиров и Юрьев — соседи по кроватям в спальной казенного сиротского пансиона. Каждому из них между десятью и одиннадцатью годами. Юрьев — мальчик вялый, слабенький. У него простое веснушчатое лицо тверской крестьянки, — оттого его и кличут в классе «Баба», — светлые ресницы вокруг мутно-голубых глаз, открытый мокрый рот и всегда капля под носом. Он плох в драке, чувствителен, часто плачет и боится темноты. Амиров — альбинос с белыми волосами на большой, длинной от лба до подбородка голове, с красными белками глаз и бледной шероховатой кожей лица. К нему приходит по воскресеньям отец — такой же большеголовый, седой и красноглазый, как и сын, маленький, чисто выбритый. Появляется он в роскошной приемной зале (пансион помещается в бывшем дворце графа Разумовского) в опрятненьком отставном военном мундире, украшенном двумя рядами серебряных пуговиц, а в руках у него неизменный красный платок, в котором завязаны яблоки и вкусные темные деревенские лепешки, у которых на верхней стороне выведена ножиком косая решетка. Амиров-сын — скромен, послушен, учится усердно, и, несмотря на это, он не подлиза, не тихоня, не зубрила; все, что он делает, отмечено какими-то неуловимыми чертами вкуса, удачи, терпения и немного старческой добротности. Он опрятно носит казенную одежду: парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой. Его собственные вещички: перочинный ножик, перышки, пенал, резина и карандаши — всегда блестят, как только что купленные. Он не придумывает новых игр, но в любую игру способен внести много серьезной увлекательности и милого порядка. По праздникам, когда для воспитанников открыта библиотека, Амиров непременно выберет, к общей зависти, самую занимательную книгу с приключениями и с яркими картинками, не то, что другие, которые вдруг попросят Гомера и потом с недоумением и тоской зевают над длинными фразами, заключенными в саженные строки, в которых к тому же попадаются двойные слова, по тридцать букв в каждом, — зевают, но из мальчишеского самолюбия не хотят сознаться в ошибке. Прочитанное Амиров без труда запоминает и пересказывает товарищам толково, точно, но суховато. Нельгин — фантазер. Его воображение неистощимо и чудовищно пышно. Еще до классного обучения, в малолетней группе, по вечерам, в часы, оставшиеся до ужина, когда наиболее прилежные мальчики плели по способу Фребеля коврики из разноцветных бумажек, или расшивали шерстями выколотых на картоне попугаев, или клеили домики, или просто, без всякой мысли, измазав доску сплошь грифелем, разводили на ней при помощи намусленного пальца облака и макароны, — Нельгин рассказывал своим мечтательным слушателям пестрые чудесные истории из своей прежней «домашней» жизни, от которых его самого охватывал ужас и вдохновенный восторг. Это ничего не значило, что город Наровчат, где всегда происходило действие и откуда Нельгин был увезен трехлетним ребенком, стоит, забытый Богом и людьми, ежегодно выгорая, среди плоской безводной и пыльной равнины, и что старшие братья, главные действующие лица великолепных историй, поумирали, не дожив двухлетнего возраста, задолго до рождения рассказчика, и что отец его служил скромным письмоводителем у мирового посредника, и что от бабушкиных великолепных имений, деревни Щербаковки и села Зубова, проигранных и прокученных буйными предками, остались всего лишь три спорных, кем-то самовольно запаханных десятины. Нельгин все это знал умом, но все это было скучное, взрослое, не настоящее и не главное, и он ему не верил, а верил в собственное, яркое, заманчивое и сказочно-прекрасное, верил, как в день и ночь, как в булку и яблоко, как в свои руки и ноги. Для него Наровчат был богатым людным городом, вроде Москвы, но несколько красивее, а вокруг шумели дремучие леса, расстилались непроходимые болота, текли широкие и быстрые реки. В бабушкиных деревнях жили тысячи преданных крепостных, не пожелавших уходить на волю. Отец был могущественным человеком, грозным судьею, великодушным барином. Брат Сергей отличался сверхчеловеческой силой: одной рукой останавливал бешеную тройку и ударом кулака пробивал насквозь стены. Брат Иннокентий изобрел и построил удивительную машину, бегавшую по земле, плававшую по воде и под водою и летавшую в воздухе. Брат Борис один владел секретом приготовлять одежду цвета воздуха: надев ее, всякий становился невидимкой. Сам же Миша Нельгин замечательно скакал на белом арабском иноходце и метко стрелял из ружья, хотя и маленького, но вовсе не игрушечного, а взаправдышного, бившего на целую версту. Стилистический анализ: 1. Стиль: художественный; жанр: рассказ, русская классика. 2. Сфера общения: эстетическая, сфера словесных произведений искусства. Это текст, способный вызвать у читателя ответную лирическую эмоцию, эстетическое чувство сопричастности судьбе героев. Данный фрагмент воздействует на чувства и воображение читателя. Образы мальчиков детально рассматриваются в тексте. Ситуация, на которую текст ориентирован: как форма коммуникации текст отражает воплощенные в словесно - художественной форме образы лирических героев – Юрьева, Амирова, Нельгина, а также представляет фантазии последнего из мальчиков о городе «Наровчат». Рассказ будет интересно прочесть детям, однако, взрослый, читая данное произведение, может сделать вывод о том, как нужно относится к детям, и что им необходимо для счастья. 3. Основные функции текста: 1) эстетическая, включающая художественно-образную конкретизацию о внешности и характере героев. Текст достаточно подробно отражает информацию о персонажах, включая описание телосложения (мальчик вялый, слабенький ), черт лица (простое веснушчатое лицо тверской крестьянки ), навыков (он плох в драках), фобий (часто плачет и боится темноты). С эстетической функцией связаны 2) эмотивная (выражение чувств) и 3) экспрессивная (воздействие за счет выразительности использованных автором средств). Таким образом, автор, описывая характер мальчиков, их особенности и фантазии, заставляет нас «включить» воображение и наряду с этим, мы перенимаем все эмоции, прожитые героями. 4. Характер адресата: текст обращен к детям одиннадцати – двенадцати лет. В произведении отсутствуют научные и сложные термины, которые трудно воспринимать ребёнку. Также рассказ рекомендуем к прочтению и взрослым, чтоб они лучше понимали, как нужно общаться с детьми. 5. Тип мышления, отраженный в тексте: образный. Читая данный фрагмент, мы воспроизводим в голове образы мальчиков, города, семьи. 6. Форма речи: письменная; тип речи: описание; вид речи — монолог. 7. Стилевые черты: а) Образность (персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств. Читатель легко воспроизводит в голове облик героя). б) Выразительность (художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства, что помогает лучше понять, представить ситуацию). в) Эстетически направленная экспрессивность обусловлена системой изобразительно-выразительных средств, например, эпитетов(мальчик вялый, слабенький, вокруг мутно-голубых глаз), метафор(всегда капля под носом), сравнений (верил, как в день и ночь, как в булку и яблоко, как в свои руки и ноги). г) Эмоциональность. Употребление книжных средств (пансион, крестьянки, платок, лепёшки, добротность) и эмоционально-оценочной лексики (подлиза, тихоня, зубрила) отражает высокую идейную направленность рассказа и его эмоциональную тональность. д) Многостильность окраски языковых средств. Наряду с нейтральными словами (соседи, мальчик, лицо) в тексте используется поэтическая лексика (С бледной шероховатой кожей лица, темные деревенские лепешки, при помощи намусленного пальца), а также книжные средства, как уже отмечалось. е) Упорядоченный текст. Фрагмент делится на несколько частей: описание Юрьева, Амирова, Амирова-сына, Неглина и его мечты о городе и семье. 8. Языковые приметы стиля. Художественный текст характеризуется использованием различных языковых средств: эпитетов (могущественным, грозным, великодушным, сверхчеловеческой и др.), сравнений (всегда блестят, как только что купленный), гипербол (попадаются двойные слова, по тридцать букв в каждом ), олицетворений (воображение неистощимо), градаций (построил удивительную машину, бегавшую по земле, плававшую по воде и под водою и летавшую в воздухе). Все это служит средством эмоционального и смыслового усиления индивидуального эстетического видения мира автора, позволяет читателю приобщиться к нему. 9. Произведения А. И. Куприна, вошедшие в седьмой том настоящего собрания сочинений, относятся к периоду 1917-1929 годов и написаны в основном в эмиграции. Так и рассказ «Храбрые беглецы» был написан во время февральской революции, а именно, в 1917 году. Целью произведения является то, что грубое отношение к детям порождает в них ненависть и желание всё делать наперекор. 10. Индивидуально - авторские стилистические особенности текста. Xyдoжecтвeнный мeтoд А.И. Kyпpинa oпpeдeляeтcя кaк «пocлeдoвaтeльный» или «тpaдициoнный» peaлизм, нaибoлee нeпocpeдcтвeннo paзвивaющий тpaдиции клaccичecкoй литературы. Этoт мeтoд opгaничecки coчeтaeт в ceбe cypoвoe oтpицaниe тpeзвo пpoaнaлизиpoвaннoй coциaльнoй дeйcтвитeльнocти и выcoкий пoлёт мeчты, в пpинципe ocyщecтвимoй, но ещё не ocyщecтвлeннoй. Так, в данном фрагменте мы видим фантазии Миши Нельгина о его давно-забытом городе Наровчате. |