Главная страница
Навигация по странице:

  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети». )B1

  • контроль. Контрольная работа по литературе (за 1 полугодие) Часть 1 А. Н. Островский Гроза


    Скачать 219.26 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по литературе (за 1 полугодие) Часть 1 А. Н. Островский Гроза
    Анкорконтроль
    Дата23.12.2022
    Размер219.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаphpCvgjMK_KOTROLAYA-RABOTA-1-POL.docx
    ТипКонтрольная работа
    #860018
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    B1 К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведен выше?

    B2 Вставьте вместо пропуска фамилию героини, в доме которой происходит действие отрывка.

    B3 Выпишите из текста словосочетание со значением «женщина, демонстративно подчеркивающая равные с мужчинами права, ведущая себя свободно в социальной жизни и быту», которым автор обозначает героиню.

    B4 Как называется изображение в произведениях литературы (и шире – искусства) внешности героя, его лица, мимики, жестов, одежды?

    B5 Как называется изображение внутреннего пространства помещения, которое часто предпринимается с целью дополнительно охарактеризовать героя?

    B6 Как называется изобразительная подробность, с помощью которой автор создает художественный образ (крошечный, вздернутый носик; неразрезанные журналы и т.п.)?

    B7 В описании героини чувствуется едкая авторская насмешка. Как называется такой вид комического изображения?

    C1 Почему Базаров, несмотря на постоянно обращаемые к нему вопросы, не стремится участвовать в разговоре?

    C2 Какие второстепенные герои других литературных произведений могут прийти на память при знакомстве с Ситниковым и его «подругой» и почему?
    С1. Базаров относится к Ситникову и Кукшиной с презрением – в этом причина его нежелания участвовать в разговоре. Они глупы, перенимают внешние признаки моды на нигилизм, стремятся разыгрывать из себя передовых людей, являясь на самом деле мелкими и заурядными. Для Базарова с его огромным самомнением и острым умом такие люди неинтересны. Он приходит к Кукшиной с целью, которую не скрывает – позавтракать и выпить шампанского. Для Ситникова же и Кукшиной внимание Базарова лестно, они стараются завоевать его расположение (поэтому много говорят), он для них авторитет и учитель.
    С2. Ситников и Кукшина, с одной стороны, оттеняют личность Базарова своей пустотой. С другой стороны, они – его двойники, свита, сопровождающая его идеи, ученики; они бросают сатирический отблеск и на самого Базарова, и на его учение. В классической литературе, известной школьникам, есть герои-двойники или герои, искажающие идею главного героя (Чацкий – Репетилов, Печорин – Грушницкий, Раскольников – Лужин – Свидригайлов и т.п.) Выпускники могут пойти и другим путем, отвечая на вопрос С2: вспомнить героев, кого автор открыто иронически или даже саркастически оценивает (особенно «удобен» здесь роман «Война и мир»).
    ТЕСТ 12

    Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошел до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. "А между тем, – прибавил он, – подумай, какая предстоит тебе важная роль!" Петр развел руками, потупился и, весь зеленый, прислонился к березе.

    Дорога из Марьина огибала лесок; легкая пыль лежала на ней, еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою. Базаров невольно посматривал вдоль той дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя: "Экая глупость!" Утренний холодок заставил его раза два вздрогнуть... Петр уныло взглянул на него, но Базаров только усмехнулся: он не трусил.

    Раздался топот конских ног по дороге... Мужик показался из-за деревьев. Он гнал двух спутанных лошадей перед собою и, проходя мимо Базарова, посмотрел на него как-то странно, не ломая шапки, что, видимо, смутило Петра, как недоброе предзнаменование. "Вот этот тоже рано встал, – подумал Базаров, – да, по крайней мере, за делом, а мы?"

    – Кажись, они идут-с, – шепнул вдруг Петр.

    Базаров поднял голову и увидал ______________. Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге; под мышкой он нес ящик, завернутый в зеленое сукно.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети»
    B1 Вставьте вместо пропуска имя и отчество героя, о котором идет речь (в именительном падеже).

    B2 Какая «важная роль» предстоит «образованному лакею» Петру (ответьте одним словом)?

    B3 Выпишите из текста фразеологизм со значением «выказывать глубокое уважение к кому-то, первым снимая головной убор и низко кланяясь».

    B4 Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

    B5 В приведенном отрывке начинает чувствоваться интонация легкой насмешки (например, в описании поведения слуги Петра), которая неожиданно проявится в следующей сцене дуэли. Кажется, что дуэль не повод для смеха, однако у Тургенева она выглядит пародийно, в сферу смешного втягиваются автором и главные ее участники. Событие, которое могло стать трагическим, обращается в свою противоположность. Как обозначают в литературоведении (и шире – искусствоведении) эту противоположную область смешного?

    B6 Как называется описание природы в литературном произведении (мы встречаемся с ним в начале фрагмента)?

    B7 Как называется художественный прием, примененный автором при описании утра: тучки стояли барашками, роса блистала серебром?

    C1 Почему поединок героев в романе Тургенева выглядит пародийно?

    C2 В каких еще произведениях русской литературы вы встречались с изображением дуэли и что эти эпизоды давали для понимания произведения в целом?
    Дуэль – традиционная ситуация русского романа 19 века. Стреляются Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Пьер Безухов и Долохов. И каждый раз дуэль высвечивает что-то важное и доселе неизвестное или не до конца проявленное в герое. Так, Онегин окажется лишь внешне свободным от

    «общественного мнения» -- до подлинной свободы и настоящей жизни ему еще далеко, и его выстрел станет поворотным моментом на этом пути. Печорин после дуэли многое теряет в глазах читателя: да, он рискует жизнью, да, он психологически силен – но при этом жесток и безжалостен. Поединок с

    Грушницким выглядит как убийство слабого – не случайно отвернется от Печорина его друг доктор Вернер. (Эту линию рассуждений можно продолжить, приводя в пример остальных героев).
    Дуэль же в романе Тургенева выглядит пародийной, поданной иронично.

    Почему автору понадобился такой угол изображения? Возможна такая трактовка: Базаров впервые оказывается втянут в смешное событие, становится участником комедии. Жизнь постепенно по ходу романа начинает играть с ним – а ведь он был так уверен в том, что игру ведет он. Герою предстоит оказаться в проигрыше – но победить в последнем столкновении со смертью: даже умирая, он не теряет своей силы, борется до конца. В рассказе об этой последней, смертельной дуэли зазвучат совсем другие ноты.

    ТЕСТ 13

    Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на

    бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошел до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. "А между тем, - прибавил он, - подумай, какая предстоит тебе важная роль!" Петр развел руками, потупился и, весь зеленый, прислонился к березе.

    Дорога из Марьина огибала лесок; легкая пыль лежала на ней, еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою. Базаров невольно посматривал вдоль той дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя: "Экая глупость!" Утренний холодок заставил его раза два вздрогнуть... Петр уныло взглянул на него, но Базаров только усмехнулся: он не трусил.

    Раздался топот конских ног по дороге... Мужик показался из-за деревьев. Он гнал двух спутанных лошадей перед собою и, проходя мимо Базарова, посмотрел на него как-то странно, не ломая шапки, что, видимо, смутило Петра, как недоброе предзнаменование. "Вот этот тоже рано встал, - подумал Базаров, - да, по крайней мере, за делом, а мы?"

    - Кажись, они идут-с, - шепнул вдруг Петр.

    Базаров поднял голову и увидал Павла Петровича. Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге; под мышкой он нес ящик, завернутый в зеленое сукно.

    - Извините, я, кажется, заставил вас ждать, - промолвил он, кланяясь сперва Базарову, потом Петру, в котором он в это мгновение уважал нечто вроде секунданта. - Я не хотел будить моего камердинера.

    - Ничего-с, - ответил Базаров, - мы сами только что пришли.

    - А! тем лучше! - Павел Петрович оглянулся кругом. - Никого не видать, никто не помешает... Мы можем приступить?

    - Приступим.

    - Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете?

    - Не требую.

    (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
    В1. Укажите литературный род, к которому принадлежит произведение И.С.Тургенева.

    В2. Определите жанр этого произведения.

    В3. Назовите литературное направление, к которому традиционно относится творчество И.С.Тургенева.

    В4. Как называется разновидность описания, открывающего данный фрагмент романа, с помощью которого автор создаёт картину природы: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков..».

    В5. Назовите термин, которым в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями: «свежее утро», «тучки пёстрые», «бледно-ясная».

    В6. Какой художественный приём использует автор при описании героя «белые, как снег, панталоны»?

    В7. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности: «Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге…»?

    С1. Какая тема, важная для всего произведения, получает своё развитие в данном фрагменте текста?

    С2. Что сближает роман «Отцы и дети с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного предрассудка – дуэли?

    ТЕСТ 14

    —  Угодно вам заряжать ? —  спросил   Павел   Петрович,  вынимая   из   ящика   пистолеты .
    — Нет;  заряжайте   вы , а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, — прибавил Базаров с усмешкой. — Раз, два, три...
    — Евгений Васильич, — с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), — воля ваша, я отойду.
    — Четыре... пять... Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалится кто, беги подымать. Шесть... семь... восемь... — Базаров остановился. — Довольно? — промолвил он, обращаясь к  Павлу   Петровичу , — или еще два шага накинуть?
    — Как  угодно, — проговорил тот, заколачивая вторую пулю.
    — Ну, накинем еще два шага. — Базаров провел носком сапога черту по земле. — Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дискуссии.
    — Я полагаю, на десять, — ответил  Павел   Петрович, подавая Базарову оба  пистолета . — Соблаговолите выбрать.
    — Соблаговоляю. А согласитесь,  Павел   Петрович , что поединок наш необычаен до смешного.  Вы  посмотрите только на физиономию нашего секунданта.
    —  Вам  все желательно шутить, — ответил  Павел Петрович .

    — Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить  вас , что я намерен драться серьезно. A bon entendeur, salut!1

    — О! я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг друга; но почему же не посмеяться и не соединить utile dulci?2 Так-то:  вы  мне по-французски, а я  вам по-латыни.
    — Я буду драться серьезно, — повторил  Павел   Петрович  и отправился на свое место. Базаров, с своей стороны, отсчитал десять шагов от барьера и остановился.
    —  Вы  готовы? —  спросил Павел Петрович .
    — Совершенно.
    — Можем сходиться.
    Базаров тихонько двинулся вперед, и  Павел   Петрович  пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло  пистолета ... «Он мне прямо в нос целит, — подумал Базаров, — и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...» Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.
    Павел Петрович  дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.
    Базаров бросил  пистолет  в сторону и приблизился к своему противнику.
    —  Вы  ранены? — промолвил он.
    —  Вы  имели право подозвать меня к барьеру, — проговорил  Павел   Петрович , — а это пустяки. По условию каждый имеет еще по одному выстрелу.
    — Ну, извините, это до другого раза, — отвечал Базаров и обхватил  Павла   Петровича , который начинал бледнеть. — Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?
    — Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, — промолвил с расстановкой  Павел   Петрович , — и... надо... опять... — Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.
    — Вот новость! Обморок! С чего бы! — невольно воскликнул Базаров, опуская  Павла   Петровича  на траву. — Посмотрим, что за штука? — Он  вынул  платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... — Кость цела, — бормотал он сквозь зубы, — пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул, vastus externus3, задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая.
    — Убиты-с? — прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.
    Базаров оглянулся.
    Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

    Базаров встряхнул Петра за ворот и послал его за дрожками.

    Имеющий уши да слышит! (франц.).

    2 Полезное с приятным (лат.).

    Широкая мышца бедра.

    (И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

    B1. Назовите литературное направление, основные принципы которого нашли воплощение в творчестве И.С. Тургенева.

    B2. Памяти какого известного русского критика посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

    ВЗ. Как называется форма развернутого высказывания героя, обращенного к самому себе: «Он мне прямо в нос цели, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение…»?

    B4. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят образ Павла Петровича Кирсанова?

    B5. Каким термином называют острое столкновение взглядов и идейных позиций героев, лежащее в основе развития сюжета?

    B6. Как называется выразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественные образы героев («белые панталоны» Павла Петровича, «сапоги» Базарова)?

    B7. Каким терминов называется прием противопоставление, использованный в описании поведения этих героев романа Тургенева «Отцы и дети»?

    C1. Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П.П. Кирсанова изображена как нелепость (аргументируйте свою позицию)?

    C2. В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"?
    ТЕСТ 15

    Базаров начал зевать.

    - Я полагаю, пора путешественникам в объятия к Морфею, - заметил Василий Иванович.

    - То есть пора спать! - подхватил Базаров. - Это суждение справедливое. Пора, точно.

    Прощаясь с матерью, он поцеловал ее в лоб, а она обняла его и за спиной, украдкой, его благословила трижды. Василий Иваныч проводил Аркадия в его комнату и пожелал ему "такого благодатного отдохновения, какое и я вкушал в ваши счастливые лета". И действительно, Аркадию отлично спалось в своем предбаннике: в нем пахло мятой, и два сверчка вперебивку усыпительно трещали за печкой. Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому ж он еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений. Арина Власьевна сперва помолилась всласть, потом долго-долго беседовала с Анфисушкой, которая, став, как вкопанная, перед барыней и вперив в нее свой единственный глаз, передавала ей таинственным шепотом все свои замечания и соображения насчет Евгения Васильевича. У старушки от радости, от вина, от сигарочного дыма совсем закружилась голова; муж заговорил было с ней и махнул рукою.

    Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни

    голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать - и строго постилась; спала десять часов в сутки - и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме "Алексиса, или Хижины в лесу", писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны

    приказывать, и простой народ, который должен служить, - а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу - и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном... Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает - следует ли радоваться этому!

     (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта