контроль. Контрольная работа по литературе (за 1 полугодие) Часть 1 А. Н. Островский Гроза
Скачать 219.26 Kb.
|
В1. В каком месте происходит действие в приведённом отрывке? В2. Выпишите из описания Арины Власьевны слова, которые передают отношение к ней автора. В3. Отец Базарова, представляясь аркадию, говорит о своей бывшей военной службе и о людях, с которыми он встречался: «Тех-то, в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт». Кого он имеет в виду? В4. Похож ли Базаров образом мыслей, характером отношений с людьми на свою мать? Ответ дайте словом «да» или «нет». В5. Часть характеристики литературного героя или персонажа, целью которой является раскрытие особенностей его речи, складывается из самой речи героя и из описания её индивидуальности писателем-автором. Это.. В6. Из реплики Василия Ивановича выпишите слова, которые свидетельствуют о характерных особенностях его речи. В7. Как называется выразительная подробность в создании образа героя, несущая важную художественную и идейную нагрузку (например: взрезанный арбуз напоминал Арине Власьевне голову Иоанна Предтечи)? С1. Что отличает родителей Базарова от родителей Аркадия и в чём их сходство? С2. Какие произведения русской литературы наполнены мыслями о союзе жены и мужа, близким тургеневским мыслям? ТЕСТ 16 Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... (И.С. Тургенев «Отцы и дети») В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок? В2. Приведенный отрывок представляет собой описание природы. Как называется такое описание в художественном произведении? В3. Приведенный отрывок взят из финальной части произведения, в которой рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как по-другому называется такой финал художественного произведения? В4. Слово «равнодушная» (природа) взято в приведенном отрывке в кавычки. Это цитата: здесь Тургенев обращается к стихотворению поэта, который много раз упоминается и цитируется на страницах «Отцов и детей». Запишите фамилию этого поэта. В5. Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их высказываниями о главном герое отрывка — Базарове. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. В6. Установите соответствие между тремя репликами Базарова и словами, которые в них пропущены (они даны в именительном падеже). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. В7. Как называется прием синтаксически сходного расположения элементов речи в соседних предложениях или частях предложений (например, Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле или Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?)? С1. Что, по-вашему, дает возможность для сближения приведенного отрывка со стихотворением в прозе? С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаемся с философскими размышлениями о жизни и смерти и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)? При перечислении признаков, сближающих этот фрагмент со стихотворением в прозе, ученик может указать на способы ритмизации прозы, среди которых и синтаксический параллелизм, и анафоры, и особый порядок слов в предложениях. Можно заметить обилие тропов. Можно сосредоточиться на сгущенном лиризме, «небытовом» тоне высказывания или на лейтмотивности развития образов (это сложнее, но вполне по силам продвинутым учащимся). Отвечая на вопрос С2, ученик может обратиться к таким произведениям, как «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (финалы 2 и 6 глав), «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, и другим программным произведениям. Интересным будет ход в продолжение ответа на вопрос №1: сопоставить фрагмент с собственно лирическими произведениями (например, тем же стихотворением А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», из которого и пришла цитата о «равнодушной» природе). 16.2. ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ В1. В какой части романа И.С.Тургенева находится данное описание? В2. Как называется описание природы, имеющее в произведении важное художественное значение? В3. Какой приём использует автор в описании: «Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде…»? В4. Как называется чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой? К примеру, в отрывке: «Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле» - такое чередование создают паузы ( в предложении обозначены точкой с запятой и двоеточием). В5. Как называется вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа? В6. Выпишите из текста приведённого отрывка словосочетание, представляющее собой скрытую цитату из стихотворения А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В7. Какой знак препинания в приведённом отрывке из романа «Отцы и дети» помогает передать раздумье, то, что невозможно с нужной глубиной высказать словами? С1. Как вы понимаете тему приведённого отрывка и как различные средства художественной выразительности помогают её раскрытию? С2. Приведённый отрывок из финала романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в жанровом отношении близок к его «Стихотворениям в прозе», В чём проявляется эта близость? В каких произведениях русской литературы имеются лирические отступления, передающие авторские чувства, отношение к происходящему, размышления о мире? Каким именно вопросам эти отступления посвящены? 16,3. ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ В1. Как называлось направление философской мысли, приверженце которого был Евгений Базаров? В2. Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника. В3. Как называется средство художественной выразительности, использованное Тургеневым («два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»)? В4. Назовите изобразительно-выразительное средство, которым И.С.Тургенев воспользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу». В5. Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позволивший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы: «цветы… безмятежно глядят… невинными глазами», «немой камень» и др. В6. Прочитайте отрывок со слов «Неужели их молитвы..» до конца фрагмента. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, дважды встретился в нём? В7. Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце..»? ТЕСТ 17 Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых. Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; "мужья" пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам... Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: "Вы меня извините, я не виновата". И не она одна -- другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу. – Ты нас покидаешь... ты нас покидаешь, милый брат, – начал он, – конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я... что мы... сколь я... сколь мы... Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты. – Нет, папаша, я не приготовлялся. – А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее! Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: "Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!" {Прощайте! (англ.).} Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты. – В память ____________, – шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост. И.С. Тургенев «Отцы и дети» В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок? В2. В главе, из которой взят отрывок, рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как называется такая итоговая, заключительная часть художественного произведения, его финал? В3. Запишите фамилию героя (в именительном падеже), которую нужно вставить вместо пропуска. В4. Выпишите из текста слово, которым, наряду со словом «тост», обозначают короткую застольную речь приветственного характера. В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1) Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу... Б) Базаров 2) Пилюля горька — а проглотить ее нужно. Вот теперь наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю В) Анна Сергеевна 3) Посмотри, сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым. 4) Я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие, как знаете. В7. Как называется описание природы в художественном произведении (с такого описания начинается приведенный отрывок)? С1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух? С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)? Отвечая на вопрос С1, ученики могут рассказать о «столкновениях» Базарова с каждым из присутствующих за столом, вспомнить историю с Фенечкой и дуэль. Аркадия и самому может быть неловко произносить имя Базарова (а не только из-за дяди или Фенечки): слишком быстро он забыл своего друга, на которого когда-то почти молился. Да и тост за него сам он произнести не догадается — это сделает Катя, которая, кстати, сразу поняла и определила для себя Базарова («мы с вами ручные, а он хищный»). Таким образом, выполняя это задание, мы даем возможность ученику продемонстрировать знание текста и связать воедино некоторые его нити (что не позволяет делать форма теста). Для ответа на вопрос С2 ученик может вспомнить произведения, проникнутые «мыслью семейной» и попытаться определить, что такое само понятие семьи для тех или иных авторов. В момент семейного сбора за столом атмосфера, основа семьи выражается очень ярко, поэтому писатели регулярно изображают подобные сцены. Для сопоставлений ученикам подойдут «Капитанская дочка» А.С.Пушкина (обед Гринева, во время которого он знакомится с Машей), «Война и мир» Л.Н.Толстого (например, именины Ростовых), «Белая гвардия» М.А.Булгакова (вечер у Турбиных). Стоит обратить внимание и на рассказы А.П.Чехова («Ионыч», «О любви») и на его пьесы. По контрасту можно вспомнить обеды у помещиков Собакевича и Манилова («Мертвые души» Н.В.Гоголя). Необычным и странным может стать сопоставление со сценой поминок по Мармеладову («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского). ОТЦЫ И ДЕТИ ТЕСТ 1 В1. Реализм В2. Павел Петрович Кирсанов В3. Завязка сюжета В4. Диалог В5. Портрет В6. Художественная деталь ТЕСТ 2 В1. Эпос В2. Реализм В3. Пейзаж В4. Сравнение В5. Эпитет В6. Риторический В7. Антитеза ТЕСТ 3 В1. Реализм В2. Роман В3. Портрет В4. 3,4,1 В5. Деталь В6. Антитеза В7. Диалог ТЕСТ 4 B1 роман B2 Кирсановы B3 нигилист B4 песенка спета B5 конфликт B6 диалог B7 Пушкин ТЕСТ 5 В1. Аркадий Кирсанов В2. Фенечка В3. Портрет В4. Глаза В5. Огонь вспыхнул В6. Сфинкс В7. Отравленный ТЕСТ 6 В1. Сюжет В2. Конфликт В3. Вечные В4. Диалог В5. Ирония В6. Сравнение В7. Риторические ТЕСТ 7 B1 роман B2 Кирсановы B3 нигилист B4 песенка спета B5 конфликт B6 диалог B7 Пушкин ТЕСТ 8 В1. Сатира В2. Романтизм В3. Портрет В4. Кукшина В5. Пословица В6. Эпитет ТЕСТ 9 B1 роман B2 Кукшина B3 эманципированная женщина B4 портрет B5 интерьер B6 деталь; художественная деталь B7 сарказм ТЕСТ 10 В1. дуэль В2. конфликт В3. 4, 2, 1 В4. 3, 1, 4 В5. внутренний монолог В6. сравнение В7. аллегория В8. просторечье В9. эпитет/метафорический эпитет ТЕСТ 11 B1 роман B2 Кукшина B3 эманципированная женщина B4 портрет B5 интерьер B6 деталь; художественная деталь B7 сарказм ТЕСТ 13 В1. Эпос В2. Роман В3. Реализм В4. Пейзаж В5. Эпитеты В6. Сравнение В7. портрет ТЕСТ 14 В1. Реализм В2. Белинский В3. Внутренний монолог В4. Лишний человек В5. Конфликт В6. Деталь В7. Антитеза ТЕСТ 15 В1. В доме Базарова В2. Настоящая дворяночка прежнего времени В3. Декабристы В4. Нет В5. Речевая характеристика В6. Полагаю, пора в объятии к Морфею В7. Художественная деталь ТЕСТ 16.1. B1 роман B2 пейзаж B3 эпилог B4 Пушкин; А.С. Пушкин B5 231 B6 341 B7 параллелизм; синтаксический параллелизм 16,2 В1. Последняя глава, финал В2. Пейзаж В3. Инверсия В4. Ритмизация В5. Риторический вопрос В6. Равнодушная природа В7. Многоточие 16,3 В1. Нигилизм В2. Аркадий В3. Эпитет В4. Сравнение В5. Олицетворение В6. Риторический вопрос В7. Градация ТЕСТ 17 B1 роман B2 эпилог B3 Базаров B4 спич B5 413 B6 214 B7 пейзаж |