Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа ПО МДК 02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ

  • Эстетическое переживание.

  • Развитый музыкальный вкус

  • Практикант

  • Место проведения

  • Интеграция образовательных областей

  • Предварительная работа

  • Материалы и оборудование

  • Методическое обеспечение: Программа ДОО: ООП детский сад 2100 и ФГОС ДО Программа по музыкальному воспитанию: Ход

  • Основная часть: Воспитатель

  • Звучит пьеса «Шарманщик поёт»

  • Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков»

  • Импровизация - дети встают и маршируют на месте.

  • Звучит пьеса «Баба яга»

  • Звучит пьеса «Болезнь куклы»

  • Звучит пьеса «Сладкая грёза»

  • Звучит пьеса «Новая кукла»

  • Звучит отрывок пьесы «Неаполитанская песенка»

  • Дети исполняют пьесу на музыкальных инструментах – кастаньетах, бубнах, маракасах, бубенцах.)

  • (Проводится обсуждение прослушанной музыки

  • дкр музыка. Контрольная работа по мдк 02. 05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом специальность 44. 02. 01. Дошкольное образование


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеКонтрольная работа по мдк 02. 05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом специальность 44. 02. 01. Дошкольное образование
    Дата17.06.2022
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладкр музыка.docx
    ТипКонтрольная работа
    #599590

    Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

    Ярославской области

    Рыбинский профессионально-педагогический колледж

    Контрольная работа

    ПО МДК 02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ

    специальность 44.02.01. Дошкольное образование

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Выполнил студент группы Д-51

    Тетерина О.В.

    Преподаватель:

    Буйских О.В.

    Рыбинск

    2021

    Содержание

    Введение………………………………………………………………….....3

    1. Содержание понятия «музыкальная культура детей»……………..5

    2. Характеристика и структура музыкальной культуры детей………8

    3. Музыкально-эстетическое сознание личности. Его основные компоненты………………………………………………………………..……..12

    4. Роль музыки (народной и классической) в воспитании начал музыкальной культуры в дошкольном возрасте…………………………….…17

    5. Конспект планирования беседы по слушанию классической музыки «Эта волшебная музыка» в подготовительной к школе группе (по произведениям П.И. Чайковского)…………………………………………..…21

    Заключение………………………………………………………………..31

    Список литературы………………………………………………….……33

    Введение

    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры. Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

    Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом. Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия...

    Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.

    Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный   Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее.  В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.


    1. Содержание понятия «музыкальная культура детей».


    Важнейшей задачей музыкального образования ребенка является формирование у него основ музыкальной культуры. Музыкальную культуру дошкольников можно определить, как специфическую область художественной культуры, отражающую изменения в духовном мире ребенка, формирующиеся и развивающиеся под влиянием музыки.

    Музыкальная культура является показателем личностных качеств ребенка, формирующихся в процессе общения с музыкой.

    Основой формирования музыкальной культуры детей, музыкального воспитания в целом, являются огромные образовательные возможности классической музыки.

    О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности. [3]

    Ядром понятия “музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

    Большое влияние на формирование основ музыкальной культуры ребенка оказывают музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения. Основы музыкальной культуры, формируемые в дошкольном возрасте, становятся той базой, на которой происходит дальнейшее музыкальное развитие ребенка.

    Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста).

    В ней можно выделить два компонента:

    1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознаниемузыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

    2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

    Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информациимузыкально-культурные учреждения. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом. Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

    Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзымузыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования. Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка.

    Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребёнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.

    К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью и когда речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному, важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.

    Таким образом, до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь, с матерью. При продуманной организации музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.

    С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.


    1. Характеристика и структура музыкальной культуры детей.



    В структуре музыкальной культуры можно выделить ряд компонентов, различных по содержанию:

    • Музыкальная деятельность

    • Музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической деятельности

    • Музыкально-эстетическое сознание

    Важнейшим условием развития музыкального сознания ребенка является музыкальная деятельность (восприятие музыки, ее исполнение, а также творческая и музыкально-образовательная деятельность), в процессе которой у ребенка формируются знания, умения и навыки.

    Рассмотрим более подробно виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста:

    Слушание музыки. В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

    Пение. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

    Музыкально-ритмическая деятельность. Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

    Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.

    Музыкально-дидактические игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра (ведущий вид деятельности), она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

    Творческая деятельность детей дошкольного возраста преимущественно проявляется:

    • в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента;

    • в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;

    • в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;

    • в озвучивании персонажей сказок;

    • в музыкальной рефлексии (способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических изображений), слова).    

    Показателями музыкального сознания в дошкольном возрасте выступают

    • Эмоции

    • Эстетические переживания

    • Эстетические чувства

    О наличии музыкального сознания у ребенка свидетельствует его интерес к музыке, проявляющийся в потребности общения с ней.

    В структуре музыкальной культуры ребенка выделяются следующие стержневые компоненты:

    • Музыкальный опыт ребенка (музыкальные предпочтения, музыкальный кругозор, наличие интереса к музыке, наличие навыков музицирования)

    • Музыкальная грамотность в узком (определенный запас знаний, умений, навыков) и широком смысле, связанная с духовным постижением музыкального искусства.

    • Креативность ребенка, проявляющаяся в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку.

    Данные компоненты музыкальной культуры ребенка взаимосвязаны и являются в совокупности показателями тех или иных сторон духовного развития ребенка, его эмоционального отклика на высокие духовные ценности музыкального искусства, отражающие нравственно-эстетическое содержание музыки. [2]


    1. Музыкально-эстетическое сознание личности. Его основные компоненты.



    Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

    Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему. Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

    Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.

    С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

    Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

    Психологами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, П. М. Якобсоном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слушателя, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.

    Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музыкально-эстетического сознания дошкольников.

    Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

    Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3 - 4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

    В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

    Эстетическое переживание. Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

    При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д.

    Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

    Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

    Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

    Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

    Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. [3]


    1. Роль музыки (народной и классической) в воспитании начал музыкальной культуры в дошкольном возрасте



    Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку - народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:

    - художественность;

    - доступность;

    - воспитательная направленность.

    Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.

    Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с подлинно художественными образцами - народными потешками, попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

    Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков - М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений. [6]

    Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов - М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.

    Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры. [3]

    Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она может привести человека в состояние тоски, скорби, тихой грусти; может вдохновить, вселить в него дух бодрости и энергии. Очень важно, какую музыку предлагают человеку слушать. Музыка признанных классиков и народная музыка – вот основные источники обогащения внутреннего мира человека, в особенности ребёнка. Какое место в жизни человека займёт музыка и какой именно она будет– во многом зависит от воспринятого в детском возрасте. Роль взрослых, в частности музыкальных руководителей, в пробуждении духовного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна и велика.

    Как же действует музыка на ребёнка? Музыка не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы и интеллект. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.

    Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять увиденное.

    Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

    Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

    Музыка, воспитывает в ребёнке терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.

    С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

    Классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребёнка положительное эмоциональное воздействие.

    Тонкая душа ребёнка способна воспринимать отдельно взятые произведения великих композиторов: Ф.Шуберта, В.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова и т.д.

    Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка даёт возможность познать мир через воображаемые образы.

    Отражение действительности через музыку расширяет у детей познания мироустройства.

    Неоценимую роль играет народное творчество в познании ребёнком окружающего мира. Уже в раннем детстве через колыбельные песни он получает уроки любви и добра. Забавные попевки знакомят детей с такими явлениями природы, как дождик, солнышко, тучка. В народных музыкальных играх с пением ребёнок учится терпению, выносливости, взаимовыручке. Следование нравственным законам, таким как «бездельнику не место здесь», происходит в таких играх с пением, как «Воробей», «Царь Горох». Проявление любви и доброго отношения друг к другу происходит в хороводной игре «Город». Уважение к труду людей прививается в хороводах «Лён», «А мы просо сеяли».

    Русские народные хороводы приобщают детей к познанию природы, воспитывают бережное отношение к окружающей среде и друг к другу. Хоровод – это танец, славящий солнце. Круг, в котором стоят дети наполняется теплом и светом. Круг в движении символизирует круг жизни человека. В таких хороводах, как «Капустка», «Плетень», «Прялица» дети, подражая узорам природы, как бы сливаются с самой природой.

    Музыкальное воспитание детей должно протекать на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, возможности как-то по-особому выразить свои чувства, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное. [5]

    5 План-конспект беседы в подготовительной к школе группе (по произведениям П.И. Чайковского) «Эта волшебная музыка»
    Практикант: ____________________

    Воспитатель:
    Руководитель практики:
    _______________

    Дата проведения:

    Время в режиме дня: 2 половина дня

    Место проведения: музыкальный зал

    Задачи:

    образовательная (музыкальная): продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями П. И. Чайковского, их выразительными и техническими возможностями, учить детей внимательно слушать произведение и различать музыку разного характера, учить употреблять в речи слова, выражающие особенности музыки, на доступных детскому восприятию примерах показать сущность нравственных отношений между людьми

    развивающая: развивать умение слушать музыку, развивать умение детей сопереживать, что является основой в формировании личности ребенка, развивать у детей мотивацию к занятиям музыкой.

    воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитать культурного слушателя и Человека

    Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Словарная работа: композитор,шарманка,марш.

    Предварительная работа: беседы о творчестве П.И.Чайковского,слушание его произведений, игра на детских музыкальных инструментах, исполнение импровизированного марша солдатиков.

    Материалы и оборудование: магнитофон,видеопроектор,экран,ноутбук,презентация «Музыкальная сказка», портрет П.И. Чайковского, диск с записью инструментальной музыки П.И. Чайковского, детские музыкальные инструменты (кастаньеты, бубны, маракасы, бубенцы, дудочка)

    Методическое обеспечение:

    Программа ДОО: ООП детский сад 2100 и ФГОС ДО

    Программа по музыкальному воспитанию:

    Ход

    Вводная часть:

    Дети сидят на стульях, расположенных полукругом. Воспитатель стоит перед ними.

    Воспитатель: Здравствуйте,дети! (Читает на фоне тихо звучащей музыки.)

    Вместе с музыкой хорошей

    К нам приходит волшебство.

    Осторожней, осторожней,

    Не спугнуть бы нам его.

    (Р. Панков)

    «Ребята, скажите, а как называют человека, который сочиняет музыку? (воспитатель спрашивает всех детей, а только потом говорит правильный ответ). Правильно! Это композитор. Перед вами портрет Петра Ильича Чайковского, и мы с вами уже знакомы с этим композитором, даже слушали его произведения.

    Ребята, вы знаете, когда композитор сочиняет какую-либо музыку, то он вкладывает частичку себя, поэтому все произведения такие разные и интересные:у каждого свой характер, своё настроение.

    Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни…» – писал композитор. Он написал музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, которые поместил в специальный «Детский альбом».

    Воспитатель: Ребята,назовите произведения,которыевы запомнили. (Дети, свободно общаясь, перечисляют пьесы, которые слушали на музыкальных занятиях.)

    Воспитатель: И мы с вами сегодня будем слушатьпроизведения из «Детского альбома». Музыка из этого альбома разная: и веселая, и грустная, и быстрая, и медленная, в нем есть и марш, и песни, и танцы. Ребята, сегодня мы с вами побываем в музыкальной сказке. Хотите?

    Основная часть:

    Воспитатель: Музыкальная сказка начинается,апоможет мне музыка Петра Ильича Чайковского.

    По ходу рассказывания показ презентации «Музыкальная сказка»


    Воспитатель: Жил был кукольник.Всю жизнь он ходил по дорогам с большим сундуком, в котором лежали его куклы, театральная ширма, а еще у него была шарманка. Кукольник ходил по дорогам со своей шарманкой, останавливаясь там, где людей побольше. Заиграет он на своей шарманке, и начинается кукольное представление. А куклы были как живые люди – умели и плакать, и смеяться. Но прошли годы, и кукольник заболел. Куклы висели в каморке на гвоздиках,

    там же стояла и старая шарманка. Вот однажды, когда наступила ночь, старая шарманка вдруг тихонько запела свою мелодию – видно, соскучилась по прежней жизни.



    Звучит пьеса «Шарманщик поёт»

    Воспитатель: Спокойная, мудрая музыка. Вы представили, как из шарманки льются красивые протяжные звуки? (ответы детей что они представили, когда слушали эту музыку, о чем подумали)

    Воспитатель: Знакомая мелодия разбудила деревянныхсолдатиков, они проснулись все разом, выскочили из коробки, выстроились, замаршировали бодро и смело, а впереди бравый барабанщик стучал в барабан.


    Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков»

    Воспитатель: А какое настроение передает эта музыка? К какому жанру она относится? (Ответы детей.)

    Правильно дети, конечно это марш! Бодрый, веселый, ритмичный. Солдатики шагают. Давайте с вами встанем и попробуем пошагать как солдатики в ритм музыке.

    Импровизация - дети встают и маршируют на месте.

    Ать-два, левой, правой,

    Ать-два, левой, правой,

    Мы легко и весело идем.

    Ать-два, левой, правой,

    Ать-два, левой, правой,

    Песню деревянную поем.

    Воспитатель: Тут проснулись все игрушки.И даже злаяБаба Яга вылетела в своей ступе и заметалась по каморке Кукольника, как будто искала своих верных слуг: сов, старого ворона, диких гусей-лебедей и свою избушку на курьих ножках.



    Звучит пьеса «Баба яга»

    Воспитатель: ребята, что вы чувствуйте, услышав эту пьесу? Какая эта музыка?

    Правильно, резкая, и наводит на нас какой-то страх, в звуках музыки слышно, как Баба-Яга летает и ищет себе добычу.

    Воспитатель: Баба Яга так напугала большуюкрасивую куклу, что та заболела… Другие куклы собрались возле неё и горько заплакали.


    Звучит пьеса «Болезнь куклы»

    Воспитатель: Дети, что вы представляете, когда слышите эту музыку? Грусть, кукла заболела или безнадежно сломалась…Ее подружки-куклы переживают и печалятся.

    Воспитатель: А потом,чтобы как-то развлечь больную, куклы стали вспоминать, как хорошо было, когда они ходили с кукольником и давали представления. Каждый день они давали представления, и люди то смеялись, то плакали вместе с ними, и каждый день приносил им новые радости и новые встречи. Сладкие мечты разбередили их маленькие кукольные сердечки.



    Звучит пьеса «Сладкая грёза»

    Воспитатель: Какая по характеру эта мелодия?

    -Задумчиая, спокойная…музыка передает мечтательное трепетное состояние души..

    Воспитатель: Неожиданно дверь распахнулась,и вкаморку ворвался солнечный луч, а вместе с ним появился Кукольник и воскликнул: «Ну, Друзья мои, смотрите, кто к вам пришел!». Он достал из сундука новую красивую куклу с золотыми волосами. Все игрушки захлопали в ладоши, закружились и даже запрыгали.


    Звучит пьеса «Новая кукла»

    Воспитатель: Как звучала музыка?

    Музыка точно передает чувство восторга, она наполнена радостью. Композитор тонко передал в ней атмосферу счастья. Куклы пляшут и веселятся.

    Музыкальный руководитель: А Кукольник открыл свой большой сундук и осторожно подхватил кукол, сказав им: «Что-то вы загрустили! Не пора ли нам в путь-дорогу? Нас ждут люди!». От радости даже заболевшая кукла выздоровела. Тут защёлкали кастаньеты, зазвучали бубны, маракасы, бубенцы. Куклы пели и плясали. Даже трубач не удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы.


    Звучит отрывок пьесы «Неаполитанская песенка»
    Воспитатель: Дети,определите настроение пьесы. (Ответы детей.)

    Правильно дети-мы слышим праздник-карнавал, веселье, представляем задорные танцы.

    Музыканты,подойдите к музыкальныминструментам.

    «Неаполитанскую песенку» мы сыграем в оркестре.

    Дети исполняют пьесу на музыкальных инструментах – кастаньетах, бубнах, маракасах, бубенцах.)
    Воспитатель: «Ура!Ура!Ура!Нас ждет дорога!» –кричали куклы. «Нас ждут люди! Ура! Ура! Ура! В путь!».
    Заключительная часть: Вот и закончилась музыкальная сказка.Она вам понравилась? Какая музыкальная пьеса П.И.Чайковского запомнилась вам особенно? (Проводится обсуждение прослушанной музыки с детьми.)

    Как называется сборник музыкальныхпьес, который композитор Чайковский написал для детей? (Ответы детей.)

    Сегодня мы слушали замечательнуюмузыку композитора П.И. Чайковского из «Детского альбома». Расскажите дома о том, что вы сегодня слушали и смотрели и «нарисуйте» полюбившееся вам произведение.


    Заключение
    Подводя итоги можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Так же, формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально – слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов музыкальной деятельности. Результатом такой работы станет становление основ музыкальной культуры личности.

    Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать. [3]

    Воспитание музыкальной культуры стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

    Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.

    В развитии личности музыкальное воспитание должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

    Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

    Список литературы:

    1. Веракса Н.Е. От рождения до школы [Текст] / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — Москва: Мозаика-Синтез, 2014.

    2. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – с.69-85.

    3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников, М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 240с.

    4. ФГОС ДО

    5. https://infourok.ru/statya-vliyanie-narodnoy-i-klassicheskoy-muziki-na-detey-doshkolnogo-vozrasta-2139929.html

    6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2018/02/27/rol-klassicheskoy-muzyki-v-vospitanii-detey


    написать администратору сайта