Главная страница

Контрольная работа по учебной дисциплине "Философия" Студент 1 курса гр. 21136 очного отделения направления "Юриспруденция"


Скачать 23.96 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по учебной дисциплине "Философия" Студент 1 курса гр. 21136 очного отделения направления "Юриспруденция"
Дата14.11.2022
Размер23.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаChechushkov_Roman_Maximovich_21136_kontrolnaya_rabota_po_filosof.docx
ТипКонтрольная работа
#787181

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ- ФИЛИАЛ РАНХиГС

Юридический факультет

Контрольная работа

по учебной дисциплине “Философия”

Выполнил:

Студент 1 курса

гр. 21136

очного отделения

направления “Юриспруденция”

Чечушков Р.М.

Проверил:

Доктор философских наук Ивонин Ю. П.

Дата сдачи: «01» декабря 2021 г.

Оценка: _______________

Новосибирск, 2021

Контрольная работа 2 по книге: Фромм Э. Иметь или быть

1. Какие ожидания не выполнил индустриальный век?

Нужно наглядно представить себе размах этих великих надежд на фоне фантастических материальных и духовных достижений индустриального века, чтобы понять, насколько горьким и болезненным стали разочарование и осознание того, что начинается крушение ожиданий. Ибо индустриальный век не сумел выполнить своих обещаний. И постепенно все больше людей приходило к пониманию следующих фактов:

· счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем безграничного удовлетворения всех потребностей;

· мечта о свободе и независимости исчезает, стоит только осознать, что все мы – лишь колесики в бюрократической машине;

· наши мысли, чувства и привязанности являются объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации;

· экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим;

· технический прогресс принес с собой экологические проблемы и угрозу атомной войны;

· каждое из этих последствий может стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле.

2. Каковы психологические предпосылки индустриальной системы?

Помимо имманентных экономических противоречий индустриализма причины эти кроются в двух важнейших психологических принципах самой системы, которые гласят:

· Высшей целью жизни является счастье (то есть максимум радостных эмоций), счастье определяется формулой: удовлетворение всех желаний или субъективных потребностей (это и есть радикальный гедонизм);

· Эгоизм, себялюбие и жадность – это свойства, которые необходимы самой системе для ее существования, они ведут общество к миру и гармонии

3. Какие типы потребностей различали Великие Учителя?

Главным элементом их учений было деление потребностей на две категории: те, которые лишь субъективно ощущаются (их удовлетворение ведет к сиюминутному удовольствию), и те, которые коренятся в человеческой натуре и удовлетворение которых способствует развитию и благоденствию человечества (eudaimonia). Другими словами, они различали чисто субъективно ощущаемые потребности и объективно существующие и размышляли о том, что первые отчасти противоречат человеческому развитию, а вторые согласуются с нуждами человеческой природы.

4. Почему альтернатива «обладание или бытие» противоречит здравому смыслу?

Первое различие между модусом обладания и модусом бытия в области познания бросается в глаза в формулировках «у меня есть знания» (результат) и «я знаю, узнаю» (процесс).

Обладать знанием означает и приобрести некую доступную информацию, и иметь ее в своем распоряжении. Знание в смысле «я знаю» связано с понятием «быть», оно функционально и представляет собой лишь средство в процессе продуктивного мышления.

Вспомним отношение к познанию великих мыслителей прошлого, таких как Будда, Иисус, пророки, Майстер Экхарт, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс. В их понимании познание начинается там, где человек осознает недостаточность (ненадежность) так называемого здравого смысла не только в том плане, что наша психическая (субъективная) реальность не соответствует «существующей действительности» (объективной реальности), но в особенности в том плане, что большинство людей живут в полудреме и не сознают, что огромное число явлений, которые они считают не подлежащими сомнению, на самом деле представляют собой иллюзии, произрастающие под воздействием социального окружения. Поэтому познание начинается с разрушения обмана и заблуждений. Знание означает проникновение с поверхности к корням, а затем и к причинам вещей; познать – это значит докопаться до реальности в чистом виде. Знать не означает «обладать истинной», а означает, критически мысля, активно стремиться, проникать в глубь явлений, постепенно приближаясь к истине.

5. Каково определение «бытия»?

Под бытием я понимаю такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром.

6. Как в языке бессознательно выражается отчуждение?

Современный стиль речи свидетельствует о наличии высокой степени отчуждения в современной жизни. Когда я говорю «у меня есть проблема» вместо «я обеспокоен», субъективный опыт как бы исключается: «я» как субъект переживания отодвигается на задний план, а на авансцену выдвигается объект обладания. Личное «я» заменено безличным присутствием проблемы. Я преобразовал свои чувства в некий объект, которым я владею, а именно в проблему. Но слово «проблема» – это абстрактное обозначение любого рода трудностей. Я не могу «иметь» проблему, потому что это не вещь, которой можно обладать, скорее, проблема может мною завладеть. Иными словами, я сам себя превратил в «проблему», и вот теперь мое творение владеет мною. Такой способ овладения обнаруживает скрытую завуалированную форму отчуждения.

7. В чем противоречивость потребления?

Потребление – это одна из форм обладания, и, возможно, в индустриальных обществах, отличающихся «перепроизводством», это сегодня самая главная форма обладания. Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, что стало моим, не может у меня быть отобрано; но, с другой стороны, это вынуждает меня приобретать все больше и больше, так как всякое приобретение вскоре перестает приносить удовлетворение. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

8. Когда и какая власть способствует росту человека?

Власть реализует лицо, способное, по всеобщему признанию общества, выполнять эту задачу. Качества, которыми должен обладать такой человек, зависят от конкретных обстоятельств; как правило, такими качествами являются: жизненный опыт, мудрость, великодушие, мастерство, "внешность". Власть по принципу бытия основывается на том, что лицо, призванное осуществлять власть компетентно для выполнения определенных социальных функций, также она основывается и на самой сущности личности, достигшей высокой ступени развития.

9. Когда начинается знание?

Майстер Экхарт говорит, что знание – это не какая то определенная идея, а то, что получает человек, когда, освободившись от всякой оболочки, он, обнаженный и свободный, бежит навстречу Богу, чтобы коснуться его и узреть истину.

10. Какова подлинная цель знания?

Все эти мыслители заботились об освобождении человека, и все они ставили под сомнение признанные в обществе стереотипы мышления. Для них важно было понимание цели: не достижение абсолютной и неизменной истины, а процесс движения человеческого разума к торжеству.

11. Каковы признаки оптимального знания в зависимости от типов существования?

Существует два принципа оптимального знания – принцип бытия и принцип обладания. По принципу бытия главным признаком является глубокое знание, а по принципу обладания – владение большим знанием.

12. В каком стремлении выражается любовь согласно принципу обладания?

Человек, испытывающий любовь по принципу обладания, стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а душит, убивает ее.

13. Почему брак вредит любви?

В период ухаживания каждый старается покорить другого. Однако после женитьбы уже нет необходимости никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто такое, чем человек обладает,– своего рода собственность. Незачем уже больше прилагать усилия для того, чтобы быть привлекательными и вызывать любовь – в результате оба начинают надоедать друг другу, и красота их исчезает. И никто из них не видит, что теперь они уже не те, какими были в период влюбленности друг в друга. Вместо того чтобы любить друг друга, они теперь довольствуются тем, что имеют: деньгами, домом, детьми, общественным положением.

14. Какие идеи Маркузе критикует автор?

Автор критикует идею Маркузе "Все новое прекрасно!", у его приверженцев развилось почти болезненное отвращение ко всем традициям, в том числе и к идеям величайших умов человечества. Впав в наивный нарциссизм, они возомнили, что сами в состоянии открыть все то, что имеет какую-либо ценность. В сущности, их идеал заключался в том, чтобы снова стать детьми, и некоторые авторы, например Маркузе, подбросили им устраивающую их

идеологию, согласно которой не переход к зрелости, а возвращение в детство и есть конечная цель революции и социализма.

15. Какая иллюзия в образе как «Я», так и объекта лежит в основе обладания?

Утверждение "Я обладаю" равносильно определению "Я" через мое обладание объектом. Объект непостоянен: он может сломаться, потеряться или утратить свою ценность. Представления о неизменном обладании чем-либо возникают благодаря иллюзии постоянства и неразрушимости материи. И хотя мне кажется, что я обладаю всем, в действительности я не обладаю ничем, так как мое владение объектом и власть над ним – лишь преходящий миг в жизненном процессе.

16. Почему общество наиболее упорно борется с сексуальными влечениями?

Общество упорно борется с сексуальными влечениями, потому что сексуальная сфера представляет наибольшую трудность в подавлении воли, так как здесь проявляются сильные влечения естественного порядка, манипулировать которыми труднее, чем многими другими человеческими желаниями.

17. Как автор понимает свободу?

Свобода – это свобода расти и развиваться в соответствии с законами человеческой жизни (автономными ограничениями), что в свою очередь означает подчинение законам оптимального развития человека.

18. В чем различие рациональной и иррациональной власти?

Рациональная власть достигается путем мобилизации активности ребенка, развития его критического мышления и веры в жизнь. А иррациональная власть – та, которая навязывает ребенку неприемлемые для него нормы,

служащие самой этой власти, а не соответствующие специфической природе ребенка.

19. Каким образом потребность в обладании биологически обусловлено?

Наше тело побуждает нас стремиться к бессмертию независимо от того, счастливы мы или несчастны. Но так как из опыта мы знаем, что жить вечно невозможно, то мы пытаемся найти такие доводы, которые заставили бы нас поверить, что мы все-таки бессмертны, несмотря на противоречащие этому эмпирические данные.

20. Почему автор критикует стремление к полному экономическому равенству?

Автор критикует экономическое равенство, т.к. за демонстрацией своей приверженности идее полного равенства просматривается истинная мотивация – зависть. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от зависти. Важно то, чтобы не было ни роскоши, ни нищеты; однако равенство не должно сводиться к количественному уравниванию в распределении всех материальных благ; равенство означает, что разница доходов не должна превышать определенного уровня, обусловливающего различный образ жизни для разных социальных групп.

21. Что такое «экзистенциальное» и «характерологическое обладание»?

Экзистенциальное обладание представляет собой рационально обусловленное стремление к самосохранению. А характерологическое обладание – страстное желание удержать и сохранить что-либо.

22. Каковы предпосылки «модуса бытия»?

Предпосылками модуса бытия являются независимость, свобода и наличие критического разума.

23. Бытие выразимо через опыт или через знание?

Переживаний не могут быть выражены полностью с помощью слов. Слова лишь обрисовывают некое переживание, но сами этим переживанием не являются. Когда с помощью мыслей и слов я выражаю то, что испытываю, само переживание уже исчезает: оно иссушается, омертвляется, от него остается одна лишь мысль. Таким образом, описать бытие словами невозможно, к нему можно лишь приобщиться, разделив собственный опыт. В структуре обладания правят мертвые слова, в структуре бытия – живой невыразимый опыт.

24. В чем различие активности и занятости?

Между понятиями активность и занятость существует различие, соответствующее терминам "отчужденный" и "неотчужденный". При отчужденной активности я не ощущаю себя как деятельного субъекта, я воспринимаю результат своей активности как нечто такое, что находится "вне меня", выше меня. В случае отчужденной активности я не действую, действие совершается надо мной. При неотчужденной активности я ощущаю самого себя как субъекта своей деятельности. Неотчужденная активность – это, создание чего-либо и сохранения связи с тем, что я создаю.

25. В чем выражаются «продуктивность» и «неотчуждаемость» как признаки активности?

При неотчужденной активности я созданию чего-либо и сохраняю связь с тем, что я создаю. Подразумевается, я и моя деятельность едины. Такая неотчужденная активность называется продуктивной активностью – это состояние внутренней активности, которая не обязывает создавать произведения искусствами научные труды или просто что-то "полезное". Она ориентирована на характер, которая может быть присуща всем человеческим существам.

26. В каком смысле активность – продуктивна, а ее результат – бесплоден?

Слово "продуктивная" относится не к способности создавать что-то новое или оригинальное, имеющейся, например, у художника или ученого. Оно относится к качеству человеческой активности. И картина, и научный труд могут быть совершенно непродуктивными, бесплодными. Тот процесс, который происходит в людях с глубоким самосознанием; в людях, которые "видят" дерево, а не просто смотрят на него; в тех, кто, читая стихи, испытывает те же чувства, что и поэт, этот процесс может быть очень продуктивным.

27. Каково основание как принципа бытия, так и принципа обладания?

Если я кажусь добрым, хотя это лишь маска, прикрывающая мое стремление эксплуатировать людей; если я представляюсь мужественным, в то время как я тщеславен или даже склонен к самоубийству; если я кажусь любящим свою Родину, а в действительности преследую эгоистические интересы, то мое открытое поведение, находится в резком противоречии с силами, мотивирующими мои поступки. Мое поведение не соответствует моему характеру. Структура моего характера составляет мое реальное бытие. Мое поведение частично может отражать мое бытие, но оно служит маской, которой я обладаю, преследуя определенные цели.

28. От чего зависит выбор принципа существования?

Обладание как способ существования свойственно природе человека. Эта идея выражается догмой, в соответствии с которой люди по природе ленивы, пассивны, не хотят работать или делать что-либо, если их не побуждает к этому материальная заинтересованность, голод или страх перед наказанием. Представление о врожденных лености и эгоизме показалось бы членам многих других обществ как в прошлом, так и в настоящем столь же странным и нелепым, сколь нам кажется обратное.

29. Как численно распределяются сторонники двух принципов существования?

На основании наблюдений Фромма, над групповым поведением людей, можно предположить, что группы, демонстрирующие глубоко укоренившиеся и почти неизменные тип обладания и бытия, составляют незначительное меньшинство; в огромном же большинстве реально присутствуют обе возможности, и от факторов окружающей среды будет зависеть, какая из них станет преобладающей.

30. С какой догмой психоанализа о детерминации поведения не согласен автор?

Понимание несоответствия между поведением и характером, между маской, которую носит человек, и реальностью, которую он скрывает, – является главным достижением психоанализа Фрейда. Разработанный им метод направлен на раскрытие инстинктивных влечений, подавляемых в раннем детстве. В последующем же развитии теории и практики психоанализа большее значение стали придавать скорее травмирующим событиям в области ранних межличностных отношений, чем инстинктивной жизни. По мнению автора, способ избавления от симптомов и вообще от болезней заключается в раскрытии подавленного.

31. Что составляет основу отношений по принципу обладания?

При способе существования по принципу обладания основу отношений между индивидами составляют соперничество, антагонизм, страх. Антагонизм вытекает из самой природы таких взаимоотношений. Если основа моего самосознания – обладание, так как "я – это то, что я имею", то желание иметь сопровождает стремление иметь все больше и больше. Другими словами, алчность – это естественная черта человека, ориентированного на обладание. Это свойственно скряге или барышнику, ловеласу или любительнице

наслаждений. И что бы ни было предметом алкания, алчному всегда чего-то не хватает, он никогда не чувствует полного удовлетворения.

32. В каком смысле все виды алчности – духовные?

В отличие от физиологических потребностей, например, голода, удовлетворение которых определяется физиологическими особенностями организма, духовная алчность (а все виды алчности являются именно таковыми, даже если они и удовлетворяются сугубо физиологическим путем) не имеет предела насыщения, так как утоление такой алчности не устраняет внутренней пустоты, скуки, одиночества и депрессии.

33. При каких условиях возможен прочный мир?

Мир как состояние прочных гармоничных отношений между народами возможен лишь при условии, что структура обладания уступит место структуре бытия.

34. В чем взаимный интерес церквей и государства?

Пока столы накрыты лишь для меньшинства, а большинство должно служить целям этого меньшинства и довольствоваться остатками барского стола, следует культивировать отношение к неповиновению как к греху. И действовавшие сообща государство и церковь культивировали такое отношение, так как они должны были защищать свои иерархии. Государству была необходима религия как идеология, отождествляющая неповиновение с грехом; церковь же нуждалась в верующих, которых государство воспитывало в духе повиновения. И церковь, и государство использовали институт семьи, назначение которой – воспитание ребенка в повиновении, начиная с самого первого проявления им своеволия. Необходимо отучить ребенка от проявления своеволия, чтобы подготовить его к будущей взрослой жизни, в которой ему следует вести себя должным образом как гражданину.

35. Как истолковывается идея грехопадения в зависимости от выбора принципа существования?

В ветхозаветной истории о Вавилонской башне, очевидно, содержится та же идея. Род человеческий достиг единства, символом чего является то, что все народы говорят на одном языке. Стремясь к власти, страстно желая иметь величайшую башню, люди разрушили свое единство, стали разъединенными. В каком-то смысле история Вавилонской башни – это второе "грехопадение". Событие это осложняется тем, что бог испугался человеческого единения и, следовательно, обретения людьми силы. "И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого" (Бытие, XI, 6-7). Тот же момент имеет место и в истории первого грехопадения: бог испугался силы, которую могли бы обрести мужчина и женщина, отведав плодов с древа жизни и древа познания добра и зла.

36. Что автор понимает под «инстинктом»?

В процессе биологической эволюции животного мира человеческий вид возникает на стыке двух тенденций развития. Одна из них – все уменьшающаяся детерминированность поведения инстинктами (слово "инстинкт" употребляется здесь не в современном понимании как исключающий научение, а в смысле органического побуждения). И несмотря на множество противоречивых взглядов на природу инстинктов, всеми признается, что чем более высокое положение занимает животное на эволюционной лестнице, тем меньше его поведение детерминировано филогенетически запрограммированными инстинктами. Процесс непрерывно уменьшающейся детерминированности поведения инстинктами можно представить как континуум, на одном конце которого находятся низшие формы эволюции животных с наибольшей степенью инстинктивной детерминации. В ходе эволюции это уменьшение продолжается и достигает определенного уровня у млекопитающих; далее этот процесс развивается у

приматов, но даже у них обнаруживается огромный разрыв между низшими и человекообразными обезьянами (это показали P. M. и А. В. Йерксы в своем классическом исследовании в 1929 г.).

37. Каково значение термина инстинкт для определения природы человека?

Но одной лишь карты мира недостаточно, чтобы руководствоваться этим в жизни; нужна также цель, которая указывала бы, к чему стремиться. У животных таких систем нет. Ими руководят инстинкты – они дают им карту мира и цели. Но, утратив детерминацию поведения инстинктами и обладая мозгом, позволяющим нам обдумывать самые разные направления, по которым можно двигаться, мы нуждаемся в объекте всеобщего поклонения – центре всех наших устремлений и основе всех наших действительных – а не только провозглашаемых – ценностей. Нам необходим такой объект поклонения, чтобы интегрировать свои усилия в определенном направлении, выйти за пределы своего изолированного существования со всеми его сомнениями и ненадежностью, удовлетворить наши потребности в осмыслении жизни.

38. Что такое «истинная религиозная структура»?

Социоэкономическая структура, структура характера и религиозная структура взаимосвязаны и друг от друга неотделимы. Если религиозная система не соответствует превалирующему социальному характеру и вступает в конфликт с социальной жизненной практикой, то она является лишь идеологией. В этом случае следует искать скрывающуюся за ней истинную религиозную структуру, даже если мы и не осознаем ее существования, пока заключаемая в религиозной структуре характера индивида энергия не сыграет роль динамита и не подорвет данные социоэкономические условия. Но так как всегда имеются отдельные исключения из преобладающего социального характера, то находятся и отдельные исключения из преобладающего

религиозного характера. Именно они и становятся лидерами религиозных революций и основоположниками новых религий.

39. В чем значение европейской истории XIII века для человечества?

Периодом великого расцвета гуманизма явилась эпоха Просвещения XVII– XVIII вв. Карл Беккер (1932) показал, в какой степени философия Просвещения была выражением "религиозной установки", свойственной теологии XIII в. : "Если мы посмотрим, что лежит в основе этой веры, то увидим, что на каждом шагу эти Философы обнаруживали свои заимствования из средневековой мысли, хотя и не осознавали этого". Французская революция, выросшая из философии Просвещения, была политической революцией, имевшей определенные черты религиозной революции. Она преодолела границы между странами и народами и распространилась благодаря проповедям и пропаганде своих идей.

40. Как автор оценивает степень христианизации мира?

«Исторические книги свидетельствуют, и большинство людей с этим согласны, что христианизация Европы началась в Римской империи при Константине, а затем, в VII в., "апостол германцев" Бонифаций и другие обратили в христианство язычников Северной Европы. Но была ли Европа когда-либо в действительности христианизирована? Обычно на этот вопрос отвечают утвердительно, однако более глубокий анализ показывает, что христианизация Европы в значительной степени была мистификацией и в лучшем случае можно иметь в виду лишь ограниченную христианизацию между XII и XVI веками. В течение же нескольких столетий до и после этого в большинстве случаев происходили идеологизация и более или менее серьезное подчинение церкви. Чаще всего эти процессы не производили каких-либо изменений в сердце, за исключением разве подлинно христианских движений»

41. Каково значение Лютера для человечества?

Первым шагом, подготовившим почву для развития "индустриальной религии" была элиминация Лютером материнского элемента в церкви.

Чисто патриархальная форма христианства, опиравшаяся на бюргеров и светских князей, была установлена в Северной Европе Лютером. Суть нового социального характера заключалась в том, чтобы заслужить любовь и одобрение патриархальной власти, а единственным способом сделать это стал труд.

42. В чем суть «индустриальной религии»?

В основу "индустриальной религии" положен новый социальный характер. Его суть – это страх и подчинение могущественной мужской власти, культивирование чувства вины за непослушание, разрыв уз человеческой солидарности из-за преобладания своекорыстия взаимного антагонизма. Труд, собственность, прибыль, власть "священны" в "индустриальной религии", хотя она и способствует развитию индивидуализма и свободы в рамках своих основных принципов. Возможность выразить "индустриальную религию" в терминологии христианства появилась с превращением христианства в строго патриархальную религию.

43. В чем различие «авторитарного» и «рыночного» характеров?

Цель рыночного характера – полнейшая адаптация к тем условиям, при которых ты нужен, при которых на тебя есть спрос при всех обстоятельствах, складывающихся на рынке личностей. Люди с рыночным характером по сравнению, например, с личностями XIX в. не имеют даже собственного "я", на которое они могли бы опереться, поскольку их "я" постоянно меняется в соответствии с принципом "я такой, какой я вам нужен". Люди с рыночным характером не имеют иных целей, кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью, и если спросить их, почему они должны двигаться с такой скоростью, почему они должны стремиться к наибольшей эффективности, то настоящего ответа на этот вопрос они дать не

могут, а предлагают одни лишь "рационалистические" ответы типа "чтобы было больше рабочих мест" или "в целях постоянного расширения компании". Они не задаются (по крайней мере сознательно) такими философскими или религиозными вопросами, как "для чего живет человек?", "почему он придерживается того или иного направления?" У них свое гипертрофированное, постоянно меняющееся "я", но ни у кого нет "самости", стержня, чувства идентичности. Кризис современного общества – "признак идентичности" – объясняется тем, что члены этого общества стали безликими инструментами, их чувство идентичности обусловлено лишь их участием в деятельности корпораций или других огромных бюрократических организаций. Чувства идентичности нет там, где нет аутентичной личности. Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть.

44. Каково значение информированности для создания нового общества?

Чрезвычайно ограниченна фактическая информация по политическим, экономическим и социальным вопросам. Всего несколько так называемых крупнейших газет составляют исключение: они действительно лучше информируют, но они также лучше и дезинформируют; не все материалы у них объективны и беспристрастны; заголовки статей в этик материалах тенденциозны и нередко соответствуют их содержанию; редакционные статьи зачастую пристрастны, написаны в притворно благоразумном и морализаторском духе. Фактически газеты, журналы, телевидение и радио производят товары – новости, сырьем для изготовления которых служат события. На новости есть спрос, и средства массовой информации определяют, какие события являются новостями, а какие нет. В лучшем случае информация подается по известному шаблону, лишь поверхностно касаясь события и едва ли давая гражданам возможность проникнуть в их глубину и понять их скрытые причины. До тех пор, пока продажа новостей – это бизнес, вряд ли удастся помешать газетам и журналам публиковать то, на что есть

спрос и что не противоречит рекламе, помещаемой на страницах этих изданий. Проблема распространения информации решалась бы совсем иначе, если бы появилась возможность формировать взгляды и принимать решения при условии полной информированности.

45. Что такое «гарантированный годовой доход» как институт нового общества?

Введение гарантированного годового дохода будет способствовать искоренению многих пороков, присущих современным капиталистическому и коммунистическому обществам. Суть данной идеи заключается в следующем: все люди – независимо от того, работают они или нет, – имеют право на кров и пищу. Они должны получать не более, но и не менее того, что совершенно необходимо для жизни человека. Такое право кажется сейчас чем-то новым, но, как известно, уже с давних пор проповедовалось христианской церковью, а во множестве "примитивных" племен претворялось в жизнь безусловное право людей на жизнь независимо от того, выполняют они свой "долг перед обществом" или нет. Именно это гарантируется нами домашним животным, но не распространяется на наших ближних.

46. Что символизирует «Град Бытия»?

Образ Града Божьего вдохновлял людей позднего средневековья, что и дало толчок расцвету культуры того времени. Расцвет современного общества связан с тем, что людей вдохновлял образ Земного Града Прогресса. Однако в наш век этот образ превратился в образ Вавилонской башни, которая уже начинает рушиться, и под руинами которой в конце концов погибнет весь мир. И если Град Божий и Град Земной – это тезис и антитезис, то единственной альтернативой хаосу является новый синтез: синтез духовных устремлений позднего средневековья с достижениями пост ренессансной рациональной мысли и науки. Имя этому синтезу – Град Бытия.


написать администратору сайта