философия исправленная. Контрольная работа понятие истины в современных философских концепциях. Выполнил студент Соловьева Алёна Владимировна Группа
Скачать 38.46 Kb.
|
По степени полноты освоения объекта. Классическим в теории познания является выделение понятий отно- сительная и абсолютная истина. На развитие концепции относительной и абсолютной истины, ее вы- деление как важного мировоззренческого вопроса философов и ученых натолкнул становящийся все более очевидным факт познавательной неис- черпаемости сложно организованных объектов. Претензии любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов оказались не- состоятельными. Мераб Мамардашвили этот очевидный, но существенный факт комментирует следующим образом: «Например, я сегодня знаю, что тела вращаются в зависимости от того-то. А завтра, то есть в последовательности, я узнаю, что была еще одна зависимость. Скажем, вращение волчка зависит от фактора А. Значит, завтра наши знания могут стать глубже, поскольку узнается что-то другое. Но об этом и идет речь: знание завтрашнего дня должно быть построено так, чтобы оно не разрушалось от того, что выявится или что станет со временем ложным. Ведь нечто, случающееся завтра, бросает свет на сегодня и делает что-то сегодняшнее ложным»*. Выделение понятий «абсолютная и относительная истина» вошло практически во все отечественные популярные и учебные издания по фи- лософии, написанные в русле диалектического материализма. Так, например, П.В. Алексеев и А.В. Панин указывают, что в настоящее время под абсолютной истиной понимается «такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть: * Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002.– . С.32 *Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 61. 20 а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (кон- статация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов); б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истинности, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложно организованных системах»*. Недостижимость абсолютной истины в значении, отмеченном пунктом «г» является довольно очевидной. Это проистекает из современных представлений о неисчерпаемости мира и неосуществимости его изменений. Что касается представлений об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных в пунктах «а», «б», «в», то здесь вопрос намного сложнее. Так, например, знание о, казалось бы, досконально изученных отдельных свойствах того или иного объекта исследования (см. п. «а»), или о том или ином аспекте действительности (п. «б») – могут все же в каком-то отдаленном времени получить некоторое новое понимание. Наконец, нам не дано предугадать, какие именно моменты знания сегодняшнего не будут опровергнуты знанием будущего времени. Притом, какой временной критерий следует иметь в виду? Таким образом, указанные пункты лишь в большой степени условности раскрывают понятие абсолютной истины. Вопрос о том, каким способом мы можем определить, что тот или иной блок знаний (то или иное их содержание) по определению соответствует указанным выше позициям («а», «б», «в»), остается открытым. Следовательно, эти суждения – всего лишь абстракция. В реальности мы можем только предполагать, что многие (но какие именно?!) научные данные об определенных процессах и явлениях в определенной своей *Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 130. 21 части не будут опровергаться в процессе последующего познания. Выдвигая такие предположения о конкретных суждениях, теориях, мы на этом основании иногда считаем их абсолютной истиной. Более обоснованной выглядит позиция, согласно которой человеческие знания всегда относительны, ибо зависят от уровня развития общества и исторических условий, что предопределяет постоянно повышающийся, но в каждый конкретный исторический момент ограниченный уровень познавательных способностей человечества, а познаваемый мир неисчерпаем в своих проявлениях и изменениях. Связь содержания знания с историческим временем, особенностями соответствующего ему склада мышления – бесспорна. Всякая идея мыслится и всякая картина пишется на основе определенных допущений или убеждений, которые настолько присущи, настолько свойственны автору этой идеи или картины, что он их вообще не замечает и потому не вводит ни в свою идею, ни в картину; и мы находим их там не положенными, а время положенными и как бы оставленными позади. Поэтому мы иногда не понимаем какой-нибудь идеи или картины, у нас нет отгадки, ключа к скрытому в ней убеждению. И так как, повторяю, каждая эпоха, – точнее, каждое поколение – исходит из более или менее различных предположений, то система истин, как и система эстетических, моральных, политических и религиозных ценностей, неизбежно имеет историческое измерение; они связаны с определенной хронологией человеческой жизни, годятся для определенных людей, не более. Истина исторична. Тогда встает решающий вопрос: как же истина может и должна претендовать на внеисторичность, безотносительность, абсолютность? В.В. Тарасенко, подчеркивает не просто взаимосвязь познавательных возможностей человека с историческим уровнем развития культуры, но и принципиально культурное происхождение этих возможностей. Если у животных выбор возможностей определяется их видовой спецификой, то у человека выбор возможностей не определяется прагматичными факторами 22 биологического выживания. Выбор возможностей человека связан с человеческой культурой. Возможности творят культуру, а культура творит возможности. Говоря иначе, возможности животного детерминированы его видовой спецификой, средой обитания. У человека мы видим постоянную связь возможностей с культурой и социальными институтами. Культурные и институциональные изменения связаны с эволюцией возможностей. Хотя многие возможности являются заданными достаточно жестко в рамках определенной культурной ситуации. Переход от восприятия к познанию невозможен без культуры, без вхождения в культурные коммуникации с миром. Это заключение не говорит о принципиальной непознаваемости мира и априорной неистинности любых знаний. Человек познает истину, которая в строгом определении является относительной, то есть тоже объективным, но неполным знанием, которое в последующем может уточняться и дополняться. При этом: во-первых, каждая относительная истина содержит в себе определенную долю абсолютной истины; во-вторых, при определенных условиях не стоит вопрос о различении того или иного знания как абсолютного или относительного, и в рамках этих условий относительная истина «играет роль» абсолютной. Так, например, классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы действительности считалась истинной теорией без всяких ограничений, то есть истиной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помощью описывались и предсказывались реальные процессы механического движения. 2 СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПОЗНАНИИ ИСТИНЫ Сами понятия «субъект», «субъективность», субъектность» – это важные, существенные характеристики познавательной и практической деятельности человека. Человек характеризуется как субъект в том смысле, что он – деятельная, активная сторона отношений с объектами окружающего мира. Субъект вступает в контакт с миром, с отдельными его предметами (объектами), 23 совершает в них определенные изменения, а следовательно, изменяет обстановку своего бытия (так как сам он является частицей бытия мира). Человек как субъект изменяет и самого себя, развивая и трансформируя свои разнообразные качества и силы. Существует противоречивая оценка субъективности человека. С одной стороны, субъективность – важный аспект бытия человека. Субъективность проявляется как наличие у человека конкретных, именно ему свойственных позиций и взглядов, чувств и эмоций, ценностных установок. Осознавая мир (общество, природу, сферу человеком же созданного духовного) через призму самого человека, мы ориентируемся на субъективное, отталкиваемся от него. Так как философия – это человеческое занятие, философствование (как и научные изыскания, занятие искусством и все другие виды духовной деятельности) совершается для реализации человеческих интересов, является служением этой субъективности. Но при рассмотрении гносеологических проблем, то есть когда речь заходит о познании объективной реальности, субъективность вдруг ока- зывается признаком некой нашей неполноценности. Субъективность в теории познания всегда трактовалась как помеха в достижении правильного, объективного знания о мире, как фактор ограниченности наших по- знавательных возможностей. Таким образом высвечивается противоречие между пониманием субъективности как помехи в познании истины и субъектности (субъек- тивности) как самоценной характеристики человека, источника его твор- чества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Истина, истинность – характеристика результатов познавательной деятельности, человеческого опыта, получаемого не только в рамках ос- мысления объективного мира с помощью методов научных изысканий, но и в 24 самых различных сферах жизнедеятельности, в рамках самых разнообразных форм духовного освоения действительности: -в экзистенциальном переживании своего бытия в мире и самой ок- ружающей действительности; -в формировании своего нравственного облика и совершении нравственного выбора применительно к различным жизненным ситуациям; -в своем самоопределении относительно представлений людей о трансцендентном – в вере или в атеизме; -в процессе формирования системы эстетических ценностей и идеалов; -в определении своего личного представления о смысле и предназна- чении человеческого существования. Только широкий, философский по своему способу мышления взгляд на окружающую действительность может дать человеческому сообществу шанс на овладение комплексной истиной, способной дать дорогу человечеству в будущее. Под комплексной истиной автор подразумевает системную совокупность следующих компонентов: • систематизированные естественнонаучные знания, полученные с помощью соответствующих научно обоснованных методов исследований, прошедшие процедуры проверки истинности и получившие свое философское осмысление; • экзистенциально осмысленная система ценностей, включающая как осознание смысла и самоценности человеческой жизни, так и осознание единства Человека, Человечества и Мира; • исторически максимально возможное овладение пониманием нравственного закона как безальтернативного императива; • усвоение духовных (для многих людей доступных лишь в религиозной форме) истин, дающих им силу для избавления от пороков, бессмысленного прозябания и опасности взаимного уничтожения. Серьезной ошибкой является стремление во всем искать абсолютно 25 объективную, полностью не зависящую от человека истину. Объективной реальностью является человек, наделенный своей субъективностью и творящий мир субъективного, в том числе творящий идеи добра и зла и взгляды на то, какие явления, процессы, человеческие качества соответствуют добру, а какие – есть зло. Вот почему следует вновь обратиться к необходимости не ограничивать круг философских исследований проблемами «познания вещей». Вот почему человеческие эмоции, мысли, мечтания, фантазии, вера и неверие, боль и счастье, жизнь и смерть, как входящие в реальность мира человека – есть объект философского осмысления, а их адекватное понимание – часть истины о беспредельном Мире. 26 ЛИТЕРАТУРА 1) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 130. 2) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2000. – С. 218–226; 3) А.И. Ракитова. – М.: Политиздат, 1990. – С. 275– 284; 4) Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002.– . С.43 С.32 С.61 5) Пигров К.С. Эмоциональное и рациональное понимание социальной реальности: Девять тезисов о трех «одеждах» с банальным выводом // Вестник Российского Философского общества. № 4(24), 2002. – С. 29. 6)См.:Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т. II. Истина, познание, логика. – М., 1970. – С. 30 – 31. 7)Свинцов В.И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художественная правда» // Философские науки, 1984. № 4. – С. 57. 8)Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении человека // Немецкая классическая философия. Т. 2. – М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 2000. – С. 52 – 53. 27 |