Главная страница

Религиоведение. Такаскова С. Ю. Религиоведение 250-у2. Контрольная работа Вариант 1 С. Ю. Такаскова студент гр. 250у2 Зачётная книжка 205031


Скачать 50.24 Kb.
НазваниеКонтрольная работа Вариант 1 С. Ю. Такаскова студент гр. 250у2 Зачётная книжка 205031
АнкорРелигиоведение
Дата14.11.2020
Размер50.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТакаскова С. Ю. Религиоведение 250-у2.docx
ТипКонтрольная работа
#150369

Автономная некоммерческая организация

высшего образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»
Факультет психологии
Кафедра общественных наук

Религиоведение

Контрольная работа

Вариант 1


Выполнила: С. Ю. Такаскова

студент гр. 250-у/2

Зачётная книжка № 20-5031

Проверил: С.В. Карлов, доцент, к.и.н.

«___»___________2020 г.

_____________________

(оценка и подпись преподавателя)


Красноярск 2020

Содержание:

1.Типология (классификация) религий 3

2. Джайнизм 7

3. Первобытные формы религии 11

Список литературы: 21





  1. Типология (классификация) религий




Тяга человека к познанию природы, общества, самого себя среди явлений окружающего мира неисчерпаема и вечна. Есть знания, необходимые каждому специалисту для успешной деятельности в конкретной отрасли, а есть понятия, идеи, теории, усвоение которых имеет важное значение для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной природы. Одной из наук, которая содержит такие знания, есть религиоведение.

Научное религиоведение является комплексом теоретических взглядов на религиозное сознание как форму общественного сознания, на социальную природу и роль религии, закономерности ее возникновения и развития. Религиоведение - это гуманитарная наука, которая исследует социально-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности ее воздействия на верующих.

В науке существует множество различных классификаций религий.

Самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинные и ложные. Затем было выдвинуто несколько более научное деление — на естественные и религии откровения, которого придержива­лись многие богословы. Такая типология опирается на генетический прин­цип (принцип происхождения).

Под естественными религиями понимают стихийно и объективно возник­шие верования — прежде всего в первобытном обществе. Первобытные че­ловеческие коллективы, такие, как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совмест­ный культ. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному призна­ку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К. послед­ним религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значи­тельная часть религий национальных, таких, как синтоизм или индуизм.

Напротив, религии откровения связаны с харизматической личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. Исто­рия знает многих таких основателей — Иисус, Будда, Мухаммед. Они появ­лялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в дан­ной группе верований и культа.

Существуют и другие критерии для классификации религий:

- количество верующих и их удельный вес в общей численности населе­ния (статистический);

- ареал распространения (картографический);

- формы распространения: дискретные, т.е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т.е. распространенные ком­пактно по странам и континентам (христианство, ислам);

- правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; ре­лигии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально);

- государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документа­ми; религии национальных меньшинств);

- уровень организации (жестко централизованные, не жестко централи­зованные, децентрализованные).

Религии также могут быть:

- политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие);

- урбанистическими (городскими и сельскими).

До сих пор в религиоведении не выработано общепринятой типологии. Так, религии делят по их составу, теологическому содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искус­ству и многим-многим иным параметрам. К примеру, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

- монотеизм(единобожие);

-  политеизм(многобожие);

-  генотеизм(«однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом);

-  атеистические религии(например, ранний буддизм, сатанизм, саенто­логия);

-  супратеизмили «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический кос­мизм).

Религии, кроме того, различают как по содержанию, так и по масштабам. Одни имеют разветвленную иерархическую структуру, как, например, Рим­ско-католическая церковь, другие, несмотря на свою массовость, не имеют единой иерархии. Таков, например, индуизм. Иногда религии носят локаль­ный характер и не выходят за пределы одной деревни. Между этими край­ностями располагается бесчисленное множество других типов религий, раз­личающихся способами передачи информации, степенью доступности и от­крытости, в том числе мистической или миссионерской направленностью.

Из всего многообразия религиозных учений выделяют так называемые религии спасения. В них земная человеческая жизнь рисуется лежащей во зле, а главной задачей человека объявляется выход из-под власти этого мира и спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода рели­гии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма. Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые — в особом состоянии сво­боды от какого бы то ни было бытия. Религии эскапизма — это учения, со­гласно которым наличное бытие принципиально не может принести чело­веку ничего хорошего, а иного бытия нет. Освобождение в разных религиях получало наименование нирваны, апатии, атараксии и др.

В качестве критерия может выступать гносеологическая ориентация. Некоторые религии, такие, как джайнизм и буддизм, придают наибольшее значение познанию внутреннего: они заняты поисками истины внутри тела и оперируют понятиями просветления, покоя, пустоты. Их принято назы­вать интровертными. Другие религии — экстравертные — сосредоточивают внимание на том, что находится вне тела, и наивысшей ценностью полага­ют общение между людьми и единение с Богом. К ним относятся иудаизм, христианство, ислам. Важно подчеркнуть, что экстравертным системам присущи черты интровертных и наоборот, а также то, что обе системы при­знают реальность зла и греха".

Одной из классических является классификация Э. Б. Тайлора. Она предполагает выделение:

– культа предков, характерного для примитивных обществ и основанного на почитании духов умерших;

– фетишизма – поклонения предметам, обладающим, с точки зрения верующего, сверхъестественной силой;

– идолопоклонства – восприятия образа бога как самого бога;

– тотемизма – веры в существование связи между человеческим коллективом и духом – первопредком, воплощенным в образе тотема – животного, насекомого, явления природы, предмета и т.д.;

– политеизма – религии многобожия, почитания множества богов;

– монотеизма – веры в высшее и единое божество.

Весьма популярна классификация одного из основателей религиоведения, Ф. М. Мюллера, выделявшего три этапа развития религии:

– политеизм;

– генотеизм – почитание единого верховного бога при сохранении многобожия;

– монотеизм.

Классификация американского социолога Р. Белла, понимающего религию как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования, основывается на степени дифференцированности религиозных символов и выделяет следующие виды религии:

– примитивная религия (религиозные верования первобытной эпохи), основанная на двух символических формах – мифе и ритуале;

– архаическая религия (религии неолита и первых цивилизаций) – появление культа, религиозной организации и жреческого сословия, дистанция между человеком и божеством увеличивается;

– историческая религия (мировые религии) – появление представлений о трансцендентном и противопоставление его сфере действительности. К основным характеристикам исторических религий можно отнести: идею единого бога, универсальность (религия не привязана к конкретному этносу), наличие религиозных действий, необходимых для спасения верующего, отделение религиозной организации от иных форм социальных организаций, значительная дистанция между верующим и богом;

– раннесовременная религия (протестантизм эпохи Реформации) – ориентация не на трансцендентный, а на посюсторонний мир, достижение спасения в миру, отсутствие посредников между человеком и богом, добровольное членство в религиозной общине;

– современная религия (деизм Просвещения, кантовская "религия в пределах только разума") – личность, а не религиозная организация является носителем веры.


2. Джайнизм


Джайнизм – одна из религий Индии, возникла в 6 веке до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых – Вардхамана Махавира (прозванный Джина).   Подобно Будде, Махавира имел жену и дочь и после смерти своих родителей он оставляет свой дом и присоединяется к эксцентричным шраманам, практиковавшим разнообразные и часто показные формы аскезы.   Они ходили обнаженными и исповедовали пять правил, которые впоследствии стали пятью Великими Зароками джайнских монахов: не убивать, не произносить лживых слов, не воровать, не иметь сексуальных сношений, не собирать ценности бренного мира. Более 12 лет провел Махавира на тяжком пути аскетизма. Озарение снизошло на него под деревом шала, летней ночью, на берегу реки. Он постиг все сущее в прошлом, настоящем и будущем всех миров.

     Обретя Совершенное Знание, Махавира стал возвещать истину окружающим и основал сообщество джайнов, в которое входили монахи и миряне обоего пола. Он перешел в нирвану в возрасте 72 лет в 527 году до н.э., оставив после себя общину из монахов и монахинь численностью около 14000 человек.

      Вопрос обнажения тела стал в основном главной причиной раскола джайнской общины, который произошел около 300 г. до н.э. Если дигамбары ("одетые в свет") ходят обнаженными, то шветамбары ("одетые в белое"), одеваются в белые хлопчатобумажные ткани типа марли. Последние считают, что наличие или отсутствие одежды не делают человека духовным победителем. Дигамбары все же не позволяют своим монахиням ходить обнаженными. Более того, они считают, что женщина не может достичь освобождения.

Шветамбары не придают половой принадлежности никакого значения - достичь просветления может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди. Пол имеет тело, а к душе это не имеет никакого отношения - это субстанция вечная и бесполая. 

На сегодняшний  день в джайнизме есть четыре ордена:

1. Дигамбары  - не носят одежду, их численность  около 500 человек.

2. Стананваси - живут оседло, имеют имущество,  которое им предоставляют почитатели.

3. Муртипуджи - поклоняются идолам (Божествам).

4. Шветамбары - нынешнему ордену терапантов 250 лет.

Орден терапантов наиболее многочисленен  и насчитывает только монахов  и монахинь около 10 тысяч человек. 

Считают, что джайнизм в отличии от ведической религии не является религией – апаурушейя, т.е. обладающей сверхъестественными (буквально «нечеловеческим») происхождением. Это учение было создано людьми, каждый из которых известен как Победитель (устранивший все препятствия на пути к спасению), ил тиртханкар – «перевозчик через поток (бытия)».

Основные принципы джайнизма следующие:

1. Каждая человеческая душа изначально облечена в оболочку материальных частиц, называемых карма, привязывающих её к нечистым земным делам.

2. Каждый человек должен стремиться к освобождению от этой зависимости и к достижению совершенного состояния души, в котором она приобретает четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье.

3. Человек должен держать свою материальную оболочку под контролем своего духа, так как только после полного преодоления её связующей силы душа достигает совершенства.

4. Человек может достичь совершенства только своими собственными усилиями. Никто не может помочь ему на этом пути. Каждый несет полную меру ответственности за все, что он делает. Этот последний принцип объективно отрицает бога.

Основой джайнской философии является вера в объективное существование двух категорий (понятий) – джива (живое) и аджива (неживое), которые находятся в непрерывном взаимодействии, порождающим все явления жизни.

Человек может добиться того, что это взаимодействие прекратиться и душа постепенно освободится от притяжений со стороны всего того, что относится к аджива, и достигнет состояния мокша – полной свободы, спасения.

Заповеди  Джайнизма

     По убеждению джайнов, неприятности и страдания, которые навлекает на себя аскет, способствуют ускорению его духовного развития. Джайнизм выделяется строжайшим соблюдением нравственных заповедей, особенно ненасилия - ахимса. Для соблюдения ахимсы джайны - имеется в виду монахи, никогда не путешествуют на транспорте, ходят только пешком и босиком, а при необходимости очищают себе путь метелочкой, чтобы случайно не раздавить насекомых.

     Во время разговора существует вдох и выдох, а это приводит к сильным вибрациям воздуха, что может быть губительным для определенных живых существ, поэтому джайны закрывают рот специальной повязкой.

"Неубийство" - первая и самая главная заповедь джайнов.Один  из главных вопросов, которые задают себе джайны: "Кто есть Я?". И  ответ таков: "Если я живое существо, то у меня есть душа - я не должен совершать самоубийство. У другого человека тоже есть душа - его тоже нельзя убивать".

  Джайн - значит победитель, он прошел все ступени нашего мира. Мы приходим в этот мир с пустыми руками и также уходим из него. Череда наших воплощений накапливает бесценный опыт жизни. В каждой жизни мы должны стараться нести пользу людям, учить их добру и красоте, только так мы утончаем наши чувства, приобретаем духовные знания, которые ведут нас еще выше, чем человеческое существование. Мы шагаем по ступеням эволюции, от насекомого к животному, к человеку - качественно меняясь, к Богу. Мы становимся победителями, а значит, сильными, но дело не в силе, а в качестве. Любовь - это качество силы, все остальные качества - это признаки бессилия. Любите и не причиняйте вреда и страданий никому, и тогда вашей силе не будет границ. Только так можно выйти за пределы миров сансары, где освобождение от страданий. Это истинная цель Джайна-Победителя. 



3. Первобытные формы религии



Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Homo sapiens, таким образом, уходит от мира животных, постепенно выделяясь из мира первозданной стихии-природы (животные, как известно, религиозных представлений не имеют и себе подобных не хоронят).

Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытный человек рассматривал природу как нечто подобное себе, т. е. обладающее желаниями, волей. Отсюда возникало убеждение, что все предметы и явления помимо видимой имеют невидимую, духовную природу.

Постепенно формируется анимизм – вера в то, что все предметы, растения, животные имеют в себе дух. Древние люди не могли объяснить, как появляются гром, гроза, смена времени года и т.п., и стали одухотворять силы природы. Именно эта религия стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, которые понимают желания людей и даже покровительствуют им.

Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов - это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти) привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов, развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей присуща народам, проживающим на всей территории Земли. Как его развитие, появляются аниматизм, тотемизм, фетишизм и шаманизм.

В действительности же, корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни. И его природу невозможно понять, не разобравшись в сущности человеческой деятельности, не раскрыв ее отличия от деятельности животных. Только такой подход может позволить ответить на вопрос, который нередко встает перед исследователями: если первоначальный корень религии заключается в бессилии перед природой, то почему религия не возникает у животных, которые еще в большей степени, чем первые люди, бессильны перед природой?

Крупный советский этнограф и религиовед С.А. Токарев в одной из работ, пытаясь найти ответ на этот вопрос, пришел к выводу, что причина появления религии именно у человека заключается в наличии у него чувства бессилия. И люди, и животные бессильны перед природой, но при этом первые чувствуют это свое бессилие, а вторые - нет. «Если нет чувства бессилия перед природой (а его нет у животных, у неодушевленных предметов), то, - писал С. А. Токарев, - не может возникнуть ни религия, ни иное какое-либо явление общественного сознания»3. С этим связано и его утверждение, что противопоставление реального бессилия и чувства бессилия не имеет под собой никакого основания и что для марксизма совершенно безразлично, выводить ли религию из реального бессилия или чувства бессилия, ибо по существу это одно и то же4.

Если в данной работе С. А. Токарев все же формально продолжал признавать, что бессилие перед природой есть «подлинный корень» религии, то в более поздней он прямо заявил, что оно всего лишь «психологическая предпосылка религии, а не ее реальный корень»5. Обращаясь к вопросу о возникновении религии, С.А. Токарев теперь приходит к выводу, что не только человек, но и животное ощущает свое бессилие перед природой. Но если животное его только ощущает, то человек не только ощущает, но и осознает. В результате у него получается, что религия возникла у человека только потому, что лишь он, в отличие от животных, обладает сознанием.

Аниматизм

Занятие сельским хозяйством связано с культом плодородия. Отсюда берет начало интерес к религиозным женским фигурам и мужским, где подчеркнуто изображаются половые признаки. Древние "венеры" имеют "возраст" около 25 тысяч лет. С одной стороны - фигурки "венер" с исторически обусловленным матриархатом, существовавшим до освоения сельскохозяйственных угодий, и появления плуга. С другой - как раз культ "матери-земли" выражался в маленьких идолах Богини-матери и "венерах".

Наблюдение над "захороненными" и потом заново “родившимися” злаковыми зернами у сельскохозяйственных племен, подтвердило неуничтожаемость всего живого. Началось одушевление природы, известного под названием аниматизма, от латинского слова "animatus", т.е. “одушевленный”. Аниматизм очень ярко проявился в греческой и славянской мифологии. Достаточно вспомнить греческих наяд и дриад, и нимф, населявших воды и леса древней Эллады. Дриады, например, рождались и гибли вместе с деревьями, а нимфы плескались в вечно подвижной морской воде. В лесу обитали еще кентавры (полулюди-полукони). Там же, в густой зеленой чаще, прятался Пан, покровитель всего живого. У славян, соответственно, в реках таились русалки, которые могли защекотать неосторожных купальщиков. В лесу же сидел "русский Пан" - Леший (от слова - лес).

Тотемизм

Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой - либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на зыке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о её существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей устойчивые языковые обороты.

Что касается почитания священных деревьев, то, наверное, самая поэтическая страница в истории человеческой культуры. Во-первых, существовали священные рощи, существовали траурные деревья - кипарисы, которые садили родственники у могил усопших.

С древних времен в Европе особое внимание уделялось омеле. Галльские друиды считали священной омелу (паразитическое растение), растущую на дубу. Дуб так же считался деревом необыкновенным. В Греции он ассоциировался с Зевсом, главным богом Олимпа. Друид, облаченный в белое одеяние, взбирался на дерево (дуб) и срезал омелу золотым серпом. Действие происходило в "шестой день луны", начала ходового цикла. Омела имела целительные средства. Считалось, что она помогла при женском бесплодии и вообще исцеляла" от всех болезней". Однако срезанию омелы сопутствовало жертвоприношение, убивали быков, причем белых.

У славян такими священными деревьями считались березы, а у германиев - хвойные, особенно ель. Новогодняя, рождественская елка пришла ведь к нам из Германии, благодаря нововведению Петра Великого.

Древний человек не мыслил себя вне Матери-Природы, а он и был ее составной частью.

Помимо священных деревьев, существовали священные животные.

Существуют и сейчас в Индии всем известные коровы, особенно белые.

В зависимости от географических и климатических условий, то или иное племя называло своим родоначальником определенное животное. Оно считалось тотемом. По тем фамилиям, что мы носим, сразу можно определить, из какого климатического пояса пришли наши предки. В Сибири фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы - весьма распространены.

Тотемные животные ни в коем случае не разрешалось убивать. Пришельцу из другого рода-племени, лишившего жизни священное животное, грозила неминуемая смерть. В то же время, известны случаи принесения в жертву священных животных самими его "родственниками". Происходило "причащение" телом убитого животного. Так айны, жители севера, считают медведя своим тотемом, но медвежатину едят и даже одеваются в медвежьи шкуры.

Тотемистические представления связаны с особыми церемониями, ритуалами, совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни -- рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти. В ритуале посвящения первобытный человек отождествляет себя с животным-предком, со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены относящиеся к палеолиту следы обряда посвящения - сделанные на мягкой глине отпечатки изуродованных рук. Посвященный символически умирает, чтобы возродиться к новой жизни и быть способным выполнять свои обязанности по отношению к обществу.

Эти обряды, через которые должен был пройти каждый, сопровождались пением, в котором давалось толкование этих обрядов -- мифы о происхождении и развитии мира с точки зрения тотемистических представлений. Тотемистические мифы, связь которых с ритуалами считалась необходимой для сохранения жизни рода, со временем стали соединяться, образуя более или менее связную систему - мифологию.

Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных отношений. Члены родовой группы стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело с одной стороны, к усилению культа предков, с другой стороны, к изменению отношения к самому тотему. Например, возникли запреты на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу.
Табуизм

Вера в бессмертную душу, почитание предков и элементарное уважение к памяти каждого человека, ушедшего в иной мир, постепенно сделала места захоронения, кладбище, (по-русски - погост), святым местом, табу. Табу слово полинезийское, оно означает вообще запрет. Постепенно "табу" становится составной частью магического действия, т.е. шаманизма. Табуизмы часто выражали древние же познания в области медицины, фармакологии, сейсмологии и геологии. Табуизмы распространялись на сейсмически опасные места (землетрясения, извержение вулкана). Запрещалось есть ядовитые растения, вступать в контакт (близкий) с новым человеком. Табуизмы дожили до наших времен. Пример: у иудеев и мусульман запрещено есть свинину, т.к. в условиях южного климата ее мясо действительно представляет опасность из-за наличия там гельминтов. Как известно, это животное обожает пожирать всю грязь и гадость.

Табуизмы заключали в себе и нравственные элементы. Женщина, родившая ребенка, у полинезийских племен, например, помещалась в отдельную хижину. Девушки до определенного возраста так же охранялись "табу".

Фетишизм

С табу, с погребальными обрядами связывают появление фетишей.

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой. Это слово происходит от португальского fetiso - "амулет". Португальские моряки ввели это понятие в процессе соприкосновения с темнокожим населением Западной Африки. Они видели различные предметы, которым поклонялись местные жители. Фетишами могли быть останки умерших родственников или части этих останков (черепа). Это могли быть изображения умерших родственников в виде маленьких фигурок. Постепенно появился обычай носить эти фигурки-амулеты при себе, так как они стали оберегами. Фетишами могли стать священные камни, в которых воплотились души умерших предков (Япония, религия синто). Пожалуй, нет на земном шаре народа, который не имел бы фетишей в своем прошлом и настоящем.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Магия

К ранним формам религии относится магия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах. Символический образ действий (колдовских обрядов), имеющих своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не «прямым» способом. Так, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые на охоте. Или, действуя по аналогии, вызвать дождь. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем особое значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением -- предвещать то, что должно произойти.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Шаманизм

Магические действия совершались особым "посвященным лицом", т.е. колдуном или шаманом. Шаманство по сей день сохранилось у нас в Сибири (Хакасия, Тува, Алтай).

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Религию шаманизм часто путают с магией. Конечно, в них есть много общего, однако основа шаманизма – вера в богов и духов, а также возможность шамана контактировать с ними. Шаман является ключевой фигурой, так как он живет одновременно в двух мирах – в материальном и мире духов. Ритуалы шамана направлены на связь с духами и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на события материального мира. Адепты шаманизма считаются избранниками духов, их можно назвать своего рода жнецами, которые с помощью магических ритуалов связываются с духами и их воплощениями в материальном мире.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Список литературы:


1. Великие религии мира (3-е изд) Автор Померанц Г.С, Миркина З.А.

М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. — 256 с.

2. Богданова О.А. и др. История религий мира: учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2010. - 269 с.

3. Горохов, Станислав Анатольевич. Религии народов мира [Текст] : учебное пособие / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. - 3-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2017. - 421 с

4.  Основы религиоведения : учебное пособие / А. И. Давыдов ; Сибирский гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2010. - 94 с.

5. Религиоведение: учебник для студентов вузов / [И.Н. Яблоков и др.]; под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Юрайт, 2013. – 479 с.

6. Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография. 1979. № 3. С. – 257с.


написать администратору сайта