Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировоззренческая функция

  • Методологическая функция

  • Мыслительно-теоретическая функция

  • Аксиологическая функция

  • Догматизм

  • Урок 1 ответы. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения


    Скачать 19.23 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения. Структура мировоззрения
    Дата29.03.2021
    Размер19.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок 1 ответы.docx
    ТипСеминар
    #189407

    Вопросы к след.семинару: 1) Исторические типы философии. Структуры и разделы философии 2) Философия Древней Индии (философ.школы Буддизм, Джайнизм и др.) 3) Философия Др. Китая (Конфуцианство, Даосизм, легизм и др.)



    1. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

    Мировоззрение - общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют. Мировоззрение формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.


    1. Предмет философии.

    Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем".
    Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько своим предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.
    Предметом философии называется цепочка вопросов, которые изучают философия. Общую структуру предмета философии состоит из четырех основных разделов:

    1. онтология (учение о бытие, а именно о сущности человека, вселенной, реальности).

    2. гносеология (учение о познании отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.)

    Гносеология разбирается в том, как в процессе познания происходит эволюция от незнания к знанию.

    1. человек

    2. общество.



    1. Типы философского мировоззрения.

    Космоцентризм — философское мировоззрениев центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.

    Теоцентризм — следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.

    Антропоцентризм— третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.


    1. Функции философии.

    Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем".
    Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

    Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - мораль-

    но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).


    1. Методы философии.

    Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

    обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости;

    статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

    однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

    Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

    Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

    Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

    Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.


    1. Чем примечательна философия и в чем ее отличие от др. наук?

    В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берет на себя постижение самых общих принципов, начал всего сущего


    написать администратору сайта