Главная страница

Реферат. Нагибин. Контрольная работа вариант 10 По дисциплине Теория государства и права студент 2 курса группы 227 псо


Скачать 40.3 Kb.
НазваниеКонтрольная работа вариант 10 По дисциплине Теория государства и права студент 2 курса группы 227 псо
АнкорРеферат
Дата24.11.2022
Размер40.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНагибин.docx
ТипКонтрольная работа
#811151

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 10
По дисциплине: Теория государства и права


Выполнил: студент 2 курса группы 227- ПСО

Нагибин А.М.
«__»____________ 2022 г.
Оценка выполнения ________________
Проверил: Кожевников Н.В.
«__»____________ 2022 г.

Екатеринбург

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика первобытного общества……………………....5

2. Власть в первобытном обществе…………………………………….....6

3. Социальные нормы в первобытном обществе………………………....8

4. Экономика первобытного общества…………………………………..10

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть". Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных). Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Государство - общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

Цель исследования – провести анализ первобытного общества, а именно экономики, социального устройства и власти.

Задачи исследования:

-Дать общую характеристику первобытного общества;

-Изучить власть в первобытном обществе;

-Провести анализ социальных норм в первобытном обществе;

-Исследовать экономику первобытного общества.

Объект исследования – первобытное общество.

Предмет исследования – НПА и литература по теме исследования.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
В первобытном обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

Форма социальной организации – род, а не государство. Социальная власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции военных лидеров.

В эпоху неолита изменились производственные отношения – появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).

В земледельческих общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.

Все эти факторы неизбежно повлекли возникновение государства. Власть вождя стала передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и профессиональные жрецы, которые также заинтересованы в укреплении гос. власти [2,c.63].

В странах с восточным типом производства – в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя – развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации необходимо сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью. В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.
В связи с возникновением классов появляется и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее не только классовые, но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ[5,c.83].

Социальные нормы первобытного общества – мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.

2.ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила) [3,c.52].

Обрисованному выше способу производства соответствовала и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть: специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами — отряда чиновников), не было. Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер, определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер и распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.

Власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, установленных в роду, мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть[9,c.74].

Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника-лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы: войны, мира, переход на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными воинами и т. д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись, как отмечалось, во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена и их союзы. Так или иначе, в основе такого организационного построения жизни и управления ею лежал принцип родства.

Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: — вождь; — совет старейшин; — собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе — выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характере.
3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях.

Обязательность выполнения этих норм обеспечивала община. Их нарушение могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного).

Юристы-позитивисты не признают систему социальных норм первобытного общества правом. Учёные других направлений рассматривают эту нормативную систему как право или протоправо.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие общественные отношения[4,c.93].

Признаки социальных норм первобытного общества: -регулируют отношения между людьми,-регулируют типичные (повторяющиеся) ситуации, -рассчитаны на неопределенный круг лиц и многократное применение, -носят сознательно волевой характер, -закрепляются в определенной форме - в сознании членов общества, -обеспечиваются применением к нарушителю социальных норм мер принудительного воздействия со стороны соплеменников, а также убежденностью в возможности наказания со стороны духов предков, божеств и др.,-носят недифференцированный характер, т.е. являются мононормами.

Мононормы – правила поведения, являющиеся одновременно нормами морали, обычаями, религиозными нормативами

Виды социальных норм первобытного общества: - обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку, -ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешней, строго канонизированной форме его исполнения, -обряды – это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, глубоко проникают в психику человека и преследуют идеологические цели, -мифология – совокупность примеров должного или недопустимого поведения, способов поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом (содержатся в преданиях, сказаниях о духах, героях и т.д.), -религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований высшей (божественной) справедливости, -мораль – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, -табу – запрет на осуществление каких либо действий, произношение определенных (табуированных) слов и др[10,c.42].

Признаки первобытных обычаев: - сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку, - формировались в процессе жизнедеятельности людей, эмпирического отбора многочисленных актов поведения, -нигде не записывались и не фиксировались, это было своего рода коллективное сознание членов рода, -передавались из поколения в поколение в процессе непосредственного общения и хозяйственной деятельности, -обеспечивались мерами общественного воздействия, силой привычки, традиций, -соблюдались в силу жизненной необходимости, ибо отступление от них объективно влекло наступление неблагоприятных последствий, -отражали закономерности выживания человека, как части природы, -локальный характер, их действие распространялось только на членов рода
4. ЭКОНОМИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

В верхнем палеолите основой экономики первобытного общества была охота. Охота велась главным образом на крупных животных. В это время, примерно 15 тыс. лет назад происходит оледенение, меняется климат.

В мезолите (12 – 10 000 лет назад) климат теплеет, изменяется не только флора, но и фауна, изменяются способы охоты. В эпоху мезолита появляются принципиально новые орудия – лук и стрелы. Растет значение рыболовства. В это время в экономике первобытного общества можно различать уже комплексные и специализированные хозяйства. Труд – коллективный, собственность – также еще коллективная.

Первые очаги производящего хозяйства возникают в предгорьях. Вероятно, такое фундаментальное изменение в экономике первобытного общества происходит в конце мезолита, начале неолита (10 – 8 000 лет назад) [7,c.38].

Причины перехода к производящему хозяйству могли быть следующие: нехватка пищевых продуктов, т.е. сугубо хозяйственные потребности, кризис присваивающего хозяйства, одновременно экологический кризис мог подтолкнуть к использованию новых знаний.

Существует также религиозная концепция перехода к производящему хозяйству. Некоторые ученые объясняют этот переход через психологию (якобы человек обладает полубессознательным стремлением быть рядом с животными, растениями).

Центры возникновения производящего хозяйства. Вавилов выделял такие центры: 1) Передняя Азия: Палестина, Сирия, Восточное средиземноморье (здесь были культивированы ячмень, бобовые, оливы, фиги, горох, овес, чечевица, доместицирована собака); 2) Северо-Восточная Африка (культивированы: ячмень, эмер, доместицирован крупный рогатый скот); 3) Западная Африка; 4) Юго-Восточная Азия (культивированы: ямс, тар, рис, цитрусовые, доместицированы крупные копытные); 5) Восточная Азия; 6) Индия (культивированы: овес, ячмень, соя, хлопок, рис); 7) Америка: перуано-боливийская область и южная Мексика (культивированы: маис, тыква, фасоль, перец, картофель, хлопчатник, арахис, подсолнечник).

Так, в эпоху мезолита происходят значительные изменения экономики первобытного общества, появляются новые формы хозяйственной деятельности: земледелие (мотыжное и пашенное), скотоводство, гончарство, ткачество, домостроительство[6,c.85].

На стадии раннепервобытной общины коллектив стал получать не только жизнеобеспечивающий, но и прибавочный продукт. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен возник в межобщинной форме, при которой коллективы снабжали друг друга специфическими продуктами своей среды.

О межобщинном обмене в позднем палеолите свидетельствуют археологические находки. По крайней мере, в мезолите возник и обмен изделиями, о чем можно судить на основании оставшейся у аборигенов Австралии специализации общин по изготовлению оружия, украшений, орудий, утвари и т.д.

Рост избыточного продукта, замена уравнительного распределения трудовым, упрочнение частной собственности привели к появлению особого вида социально-экономических отношений – т.н. «престижная экономика».
На стадии позднепервобытной общины, престижная экономика проявлялась в обмене дарами, существующего пока только преимущественно в системе получения прибавочного продукта.

Дарообмен существовал как внутри общины, так и за её пределам, связывая значительный круг общин, совершался как коллективно, так и индивидуально. Экономическая сторона дарообмена противоречива. С одной стороны он способствовала развитию производства, с другой – церемониальный характер его приводил к непродуктивным затратам.

Противоречивой была и социальная сторона дарообмена. Он стимулировала внутриобщинную помощь, и способствовал имущественному расслоению. Позднее дарообмен сыграл важную роль в развитии социально-экономического неравенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союзов родов; источником и носителем власти (властвующем субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, те есть неотделимой от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «моно-норм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Табу сыграло особую роль в упорядочении половых отношений. Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину.

В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса; была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.). Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. М: Норма, Инфра-М, 2015. 576 с.

  2. Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.

  3. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2017. 196 с.

  4. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. В 2 частях. Часть 2. М: Юрайт, 2017. 306 с.

  5. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для прикладного бакалавриата. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. 195 с.

  6. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для СПО. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. 195 с.

  7. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для СПО. В 2 частях. Часть 2. М: Юрайт, 2016. 304 с.

  8. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.

  9. Введение в российское право. Учебник / Курбанов Р. А. М: Проспект, 2019. 472 с.

  10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.


написать администратору сайта